Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные общности и социальные типы языков






Опубликовано admin в Пт, 07/08/2011 - 07: 45

Функционирование и развитие языка связано с историей общества, с социальными общностями людей. Этим общностям свойственны социальные типы языков, так как для любой социальной общности характерен языковой признак, а существование и функционирование языка обусловливается социальной общностью людей. Основные известные формы общности людей – этническая группа, народность, нация и межнациональная общность людей. Будучи историческими образованиями, их языки и в современных условиях сохраняют специфику своей общественной природы, функционирования и структуры. Более современными социальными типами являются язык народности и национальный язык.

Народности возникают на основе племен и их союзов. Экономическая база возникновения народности – докапиталистические производственные отношения. Общий язык и общая территория, единство духовного склада и культуры – основные признаки народности.

Язык народности, являющийся ее важнейшим признаком, характеризуется асимметрической функционально – стилевой структурой: общему языку, который проявляется в виде ведущего экономического и политического центра или в виде литературно – письменного языка, противостоят местные (территориальные) диалекты. Язык и диалект различаются тем, что язык обслуживает всю этническую общность, а потому является полифункциональным и структурно – независимым образованием, а его структура зависима от языка, вариантом которого он является. Язык народности может иметь литературно - письменную форму. Однако, объединяющее значение литературно – письменного языка остается незначительным, что проявляется в его малой функциональности, распространенности и авторитетности. Именно этим объясняется использование в функции литературно – письменного языка неродного языка. Тем не менее раннеписьменные языки сыграли большую роль в развитии современных литературных языков. Нации возникают, существуют и развиваются только при наличии экономических связей большого количества людей, связанных общностью территории, языка национального самосознания, проявляющегося в единстве культуры и духовного склада людей. Единство языка и беспрепятственное его развитие – один из основных признаков нации. Национальный язык, в отличие от языка народности, обязательно имеет литературно – письменную форму; распространение и укрепление общей нормы составляет особую заботу нации.

Чувство родного языка как этнический признак сохраняется благодаря тому, что на этом языке имеется литература, выражающая национальное чувство и национальное самосознание. Национальный язык есть форма национальной культуры. Связь языка и нации – конкретно – историческая и пути образования национальных языков, их функционально – стилевой и ярусной структуры разнообразны. Каждая нация имеет свой язык, однако это не значит, что язык нации всегда исконно – собственный и все нации соотносятся со своим языком одинаково. Национальный язык возникает на базе языка народности и потому является не только своим, но и единичным, неповторимым.

Специфика синтаксического уровня:

Синтаксический ярус языка имеет единицы 2х типов – словосочетание и предложение. Словосочетание как синтаксический образец состоит из форм сова, объединенных на основе синтаксической связи и значения. Предложение как синтаксический образец состоит из словоформ и словосочетаний, объединенных моделью данного предложения. Модель предложения отличается от модели словосочетания глубинностью строения. Другая особенность предложения – коммуникативная направленность. Она выступает благодаря основным свойствам предложения:

1. Семантическая сторона модели предложения соотнесена с суждением, что делает предложение единицей, способной выражать и передавать конкретное содержание в логически понятных формах.

2. Структура предложения как коммуникатив. единицы способна включаться в различные формы общения, в диалогические и монологические единства.

Синтаксический ярус охватывает словосочетание и предложение, которые объединяются в группы и разряды. Классификация предложения и словосочетаний выявляет общие синтаксические категории.

 

Специфика лексического уровня:

1ая особенность: словарный состав языка непосредственно открыт для вмешательства людей, допускаются замены конкретных единиц выбора слов различного происхождения и образования. Конкуренция синонимов и вариантов отражает и историческое развитие, и состояние языка.

2ая особенность: непосредственная связь лексической системы с внешней структурой языка – стилями языка, разными коммуникативными участниками речевой деятельности.

3ая особенность: лексико-семантические категории выделяются на разных семантических уровнях. Ее категории не носят замкнутого характера. Центральным понятием в лексической системе является лексика.

 

Специфика морфемно-морфологического уровня:

Морфологический ярус языка охватывает два типа единиц: морфему и словоформу, которые объединяются в парадигму и словоформу. Считается, что морфема является минимальной морфологической единицей: ее представляет словоформа, явл. элементом парадигмы. Материальная сторона морфемы изучается при помощи дистрибутивной методики и фонетко-фонологических чередований. Морфемы сами по себе не являются самостоятельными знаками. Морфемы, служащие для построения слов и их форм употребляются совместно морфемными блоками.

Словоформа – это первичное деление слова на основу и фиксию. Основа выражает лексическое и общее грамматическое значение, окончания – частное грамматическое значение.

Второе членение – выделение в слове производящей основы и словообразующего аффикса.

Оба членения возможны благодаря тому, что для морфемно-морфологического яруса характерны 2 типа парадигм – морфологическая и словообразовательная.

 

фонетико-фонологический уровень

Один из основных компонентов структурной организации языка, конститутивной единицей (КЕ) которого является фонема – кратчайшая, неделимая звуковая единица языка, служащая для различения слов и их форм

Фонемы и НКЕ этого уровня образуют его материальную сторону, соотносясь со словесным (вербальным) мышлением

Фонема представляет на этом уровне членораздельный (дискретный) звук

В русском языке представлена 41 фонема, что позволяет образовать бесконечное число звукосочетаний.

  1. Периодизация

История языкознания, как и история любой науки, предполагает обязательное выделение отдельных этапов, периодов становления и развития.

Один период в развитии любой науки отличается от другого рядом моментов, положений, наиболее важными из которых являются:

А) Разное философское основание. Мировоззрение самих деятелей науки.

Б) Уровень развития науки, глубина проникновения в явления разная.

В) Различен круг проблем, решаемых наукой.

Г) Различие в отношении деятелей науки к проблемам теоретического и практического направлений. Разность приоритетов.

Д) Различен уровень международных контактов учёных, а, следовательно,

Е) Различна степень использования достижений иностранных учёных.

Ж) От этапа к этапу различаются междисциплинные связи.

Языкознание наряду с другими гуманитарными (человековедческими) науками входит в ту область человеческих знаний, благодаря которой образуется сфера духовной культуры народа, и в этом плане лингвистика очень тесно соприкасается с логикой и философией. Поэтому она связана со многими естественными науками.

История лингвистики неразрывно связана с историей мышления. Известно, что на древней стадии развития мышления человеческая мыслительная деятельность не была столь абстрактна, как в настоящее время. Следовательно, развитие мышления стимулировало развитие частных наук, в том числе языкознания.

Учитывая этот фактор, в основу периодизации истории лингвистики можно положить 3 основания:

1) лингвистическое;

2) логико-философское;

3) историко-социальное.

В настоящее время существует несколько периодизаций истории языкознания. Мы примем за основу периодизацию, рекомендованную В.И.Кодуховым.

История языкознания в своём развитии прошла 5 периодов.

1 период – 5-4 вв. до н.э. – XVI вв.

На этом этапе, точнее в его первые века (5-4 вв. до н.э. – 2-3 вв. н.э.) языкознание в основном занималось теорией наименования. Это время – время зарождения грамматической традиции. Сама теория наименования рождается в недрах философии, т.е. как бы отпочковывается от неё. Учёные этого времени интересуются человеком как таковым, его языком, вещами и природой (сущностью) наименования. На первом месте – философский аспект языкознания.

В последние века этого этапа (III-XVI вв.) языкознание продолжает развиваться. Это исключительно сложное время в развитии науки языкознания. Именно в эти века формируется грамматическое искусство. Специализируется грамматическая теория. Особенность развития языкознания в это время заключается в том, что теснейшим образом связано со средневековьем в истории человечества.

В этот период выделяется особое время, охватывающее XIII-XVI вв., когда феодализм как общественно-политический уклад жизни почти исчерпал себя и уже клонился к закату. Произошёл необычный активный всплеск, взрыв в области духовной жизни народов Европы. Недаром впоследствии эту эпоху назвали эпохой Возрождения.

Именно эти годы связаны с первыми великими географическими открытиями, ростом интереса европейцев к жизни народов других континентов, изучением их языков.

2 период – XVII-XVIII вв.

Этот период получил своё название «Период универсальной грамматики».

На этот период приходится пик великих географических открытий. Отсюда большой интерес к чужеземным странам и их языкам. Представители этого периода предполагали, что грамматический строй всех языков является универсальным, тождественным, т.е. во всех языках имеются одни и те же части речи, которые изменяются и вообще ведут себя совершенно одинаково. В этот период появляется философское направление «рационализм», которое оказывает огромное влияние на науку, в частности и на языкознание. Усиливается стремление рассматривать грамматические категории любого языка как воплощение категорий логики. В том случае, если какое либо явление языка выпадало из логической схемы, оно объявлялось не соответствующим требованиям разума и подлежало устранению. Представители этого периода пытались создать всеобщую грамматику. Первой такой грамматикой является «Общая рациональная грамматика», разработанная французскими монахами из монастыря в парижском предместье Пор-Рояль Клодом Лансло и Антуаном Арно, которые издали её в Париже в 1660 г. Это первый и очень удачный опыт построения логической (рациональной) грамматики.

Ласло и Арно стремились в своём труде установить «общие для всех языков принципы и причины встречаемых в них различий». Грамматика пытается выйти за пределы французского языка, привлекая факты латинского, греческого и древнееврейского.

С момента создания данной грамматики лингвистика получила языковедческое обоснование, которое выразилось в разработке:

1. специальной проблематики языкознания;

2. определения объекта исследования;

3. в оформлении метода исследования.

3 период – конец XVIII-первая половина XIX вв.

В эти годы возникает и формируется (к 1816 г.) совершенно новое направление в истории языкознания – сравнительно-историческое, которому была уготована долгая жизнь. Это направление с некоторыми изменениями и вариациями продолжает существовать до настоящего времени. По существу это направление ретроспективное, т.е. направленное, обращённое к исследованию мёртвых языков, к нахождению праязыков и установлению влияния их на живые языки и их диалекты.

Зачатки сравнительно-исторической грамматики появились уже в середине XVII в. Грамматике Пор-Рояля.

В формирование данного этапа значительный вклад внёс русский исследователь Александр Христофорович Востоков.

4 период – период системного изучения языка – конец XIX – первая треть XX вв.

В этот период формируются логическое и психологическое направления. Язык начинает рассматриваться в связи и зависимости с логикой и психологией. Представитель психологического направления в русском языкознании Александр Афанасьевич Потебня.

В эти годы появляются работы К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам языка, которые положили начало возникновению социологического направления в истории языкознания. Направление это оформилось как особое направление в начале XX в. Выдающимся представителем социологического направления был швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (француз по происхождению).

5 период – 30-е годы XX в. по настоящее время.

Этот период в истории языкознания мы называем современным, который решительно отличается от всех предыдущих периодов как качественно, так и количественно.

В этот период формируется новое отечественное языкознание.

Основные особенности современного языкознания:

1. в научный оборот вовлекаются новые языки и их диалекты;

2. возникают новые науки на стыке старого, традиционного, и нового языкознания;

3. увеличивается количество научных школ.

2. сравнительно-историческое языкознание


Сравнительно-историческое языкознание - область языкознания, объектом которой являются родственные, т.е. генетически связанные языки. Кокретно в сравнительно-историческом языкознании речь идет об установлении соотношений между родственными языками и описании их эволюции во времени и пространстве; сравнительно-историческое языкознание пользуется как основным инструментом исследования сравнительно-историческим методом; наиболее общая форма исследований - сравнительно-исторические грамматики (включающие в себя прежде всего фонетику) и этимологические словари (лексика).

Сравнительно-историческое языкознание противостоит описательному, или синхроническому, языкознанию, нормативному и общему языкознанию. Вместе с тем сравнительно-историческое языкознание связано как с описательным языкознанием, так и с общим языкознанием взаимовлияниями в целом ряде вопросов.

Обычно возникновение сравнительно-исторического языкознания, прежде всего его ядра - сравнительно-исторической грамматики, связывают со знакомством европейских лингвистов с санскритом в кон. 18 в., недооценивая роль общего идейно-интеллектуального контекста, который складывался в научно-философской, литературно-художественной и общественной жизни Европы во второй половине 18 в. - первые десятилетия 19 в. К этому времени в естественных науках (прежде всего) был накоплен большой конкретный материал, давший основание первым универсальным классификциям и таксономиям, открывшим возможность рассматреть целое, определить иерархию его частей и предположить, что сама она есть результат действия неких общих законов. Весь этот этап работы подразумевал существенную роль эмпирического сравнения фактов и неизбежно приводил к выводу, согласно которому за внешне разнообразными фактами должно крыться (по крайней мере, в значительном числе случаев) внутреннее единство, нуждающееся в истолковании. Принципом истолкования для секуляризованной науки того времени стал историзм, т.е. признание развития во времени, осуществляющегося естественным образом (а не божественной волей, реализующей некий общий план), по законам, которые не только описывают самое смену одних форм другими, но и конкретный вид, ими принимаемый. Отсюда новая установка в трактовке фактов: в них склонны были видеть уже не " лестницу" форм (" существ" - в биологических науках), но " цепь развития", предполагающую естественное изменение форм. Изменяемость форм (идея, в полном своем виде оформившаяся к сер. 19 в., ср. " Происхождение видов" Ч. Дарвина, 1959), объясняемая их историей, стала выступать как причина их многообразия. Само развитие мыслилось в двух вариантах: чаще как восходящая линия от простого к сложному и улучшенному (ср. многочисленные теории прогресса от А.Р.Ж. Тюрго и Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера и М.Ж.А.Н. Кондорсе до ж.Б. Ламарка, Э. Жоффруа де Сент-Илера и того же Ч. Дарвина), реже как нисходящая линия, связанная с деградацией (Ж.Ж. Руссо, Ю. Мезёр и др.). Отражения подобной концепции многообразны и нередко объединяют естественные науки с гуманитарными. Для сравнительно-исторического языкознания оказались важными также результаты исследований в области естественных наук, не получившие, однако, всеобщего признания, - об оформлении понятия системы, определяющей взаимодействие частей целого (ср. строго детерминистическую концепцию Кювье), нередко определяемой термином " организм", и о выдвижении идеи модели-архетипа (Р. Оуэн), объединяющей развитие всех реально засвидетельствованных конкретных типов.

Наука о языке не только испытывала плодотворные влияния со стороны общей методологии наук, но и сама принимала активное участие в выработке общих идей. В частности, важную роль сыграла работа Гердера " Исследование о происхождении языка" (1770, изд. 1772),

В 10-х гг. 19 в. идеи сравнительно-исторического языкознания воплотились в исследованиях сравнительно-исторического характера, в которых была применена и соответствующая техника исследований, опиравшихся преимущественно на данные индоевропейских языков, и таким образом сравнительно-историческая грамматика этих языков стала ведущей дисциплиной сравнительно-исторического языкознания, оказавшей стимулирующее влияние на развитие других частных сравнительно-исторических грамматик.

Главные фигуры той революции в сравнительно историческом языкознании, которая привела к созданию сравнительно-исторической грамматики, были Ф. Бопп (" О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковою в греческом, латинском, персидском и германских языках", 1816), Р.К. Раск (" Разыскания о древнесеверном языке", 1818), Я. Гримм (" Грамматика немецкого языка", т. 1-4, 1819-37, речь идет о германских языках) и В. фон Гумбольдт (" О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития", 1820, и др.). Гумбольдт теоретически обосновал статус сравнительно-исторического языкознания как не только особой, но и автономной лингвистической дисциплины, выводы которой имеют, однако, первостепенное значение при изучении культуры, интеллектуальной деятельности, народной психологии. Заслугой Гумбольдта было выделение языкознания как новой науки исторического цикла - " сравнительной антропологии". Боппу наука обязана созданием первой сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков (1833-49), открывшей серию подобных грамматик больших языковых семей; выработкой методики последовательного сравнения форм в родственных языках; попыткой интерпретации самого феномена родственных языков. Особое значение имело обращение к санскриту, который в пространстве и времени был наиболее удален от европейских языков, не имея с ними контактов в своей истории, и тем не менее сохранил с особой полнотой древнее состояние. Заслуга Раска состояла в выработке методики анализа соотносимых друг с другом грамматических форм и в демонстрации разных степеней родства между языками. Дифференциация родства по степени близости явилась необходимой предпосылкой к построению схемы исторического развития родственных языков. Такая схема была предложенна Гриммом, рассмотревшим систематически три степени развития германских языков (древнюю, среднюю и новую) - от готского до новоанглийского. Начиная с Гримма, понятие " исторической грамматики" группы языков и особенно отдельного языка стало в языкознании реальностью (при этом - в отличие от опыта Гримма - " сравнительная" часть в таких исторических грамматиках нередко отступала на задний план или присутствовала в скрытом виде). Таким образом, к 30-40-м гг. 19 в. сравнительно-историческое языкознание завоевало себе прочное место в языкознании и начало оказывать значительное влияние на другие его области. В это время происходит становление сравнительно-исторического языкознания, его принципов, методов и техники исследования.

 

ГУМБОЛЬДТ

Немецкий учёный. Основоположник общего (теоретического) языкознания. «О сравнительном изучении языков применительно к к различным эпохам их развития» (1820). «О различии строения человеческих языков и влиянии на духовное развитие человеческого рода»! (1836).

Каждый язык должен рассматриваться сам по себе, а затем в сравнении с родственными языками. Сложную сущность языка Гумбольдт представил в ряде противоречий:

1) Между социальным и индивидуальным в языке. Язык есть одновременно дело индивида и проявление национального и общественного момента. Язык – орудие мышления каждого отдельного лица, и в тоже время независимо от индивида наследство многих поколений.

2) Между состоянием и эволюцией языка.
Язык – законченное образование, и в тоже время вечный процесс творчества и обновления форм.

3) Язык есть средство объективации и одновременно с этим стимул мысли слушающего.
Язык активизирует возникшую у субъекта мысль, делает её достоянием других (объективирует), т. е. даёт возможность сообщить мысль другим, но в тоже время каждая мысль субъективна, т.е. даже слушающий воссоздает её в себе.

4) Язык есть определённая система, в тоже время отдельные акты речевой деятельности.
Гумбольдт- один из основоположников типологической классификации языков.
Морфологическая классификация языков как разновидность типологической классификации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.