Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прощёные люди – люди, которые были отпущены на волю без выкупа.






7) Закупы (появились на Руси в середине XI века) – люди, отрабатывающие долг, располагающие собственным имуществом. Закуп – полузависимый человек (не раб, но и не свободен), которого господин мог наказывать, но в пределах разумного. Закуп может выступать в качестве послуха в суде, живёт на дворе господина и работает на него.

8) Рядовичи – люди, заключившие договор (ряд) с хозяином, согласившись жить и работать на его земле. Сведения о рядовичах весьма скудные. Даниил Заточник в своём «Молении» упоминает их. Рядович – мелкий управитель княжеского хозяйства. Большинство зависимого населения – это рабы и свободные люди. В целом древнерусское общество нельзя назвать классовым, хотя оно было неоднородным по своему составу. Его можно назвать дофеодальным.

Князь и вече на Руси конца X-XI вв. В X-XI вв. народ мог спокойно участвовать в государственных делах, следовательно, значительность князя определялась благосклонностью к нему народа, следовательно, князья пытались расположить народ к себе. Власть поддерживала авторитет с помощью богатства, и одним из таких социальных институтов были пиры и дарения – это так называемые формы общения с народом для укрепления авторитета. Цель – заручиться поддержкой народа. Известно, что в 996 году Владимир в больших количествах дарил деньги и одежду (как говорит летописец, каждый год). Интересно, что если князья ничего не дарили, что их дворы грабили, причем «легально», и деньги делили поровну.Помимо князя институтом власти на Руси было вече. Это слово имеет 2 определения: 1 – собрание горожан, где активную роль играли купцы и ремесленники, 2 – бояре управляли всем, а рядовое население выполняло их волю. Такой институт как вече наблюдается по всей Руси. Подлинные хозяева вече – люди, следовательно, вече – народное собрание, а по наличию лидеров нельзя рассматривать вече как средство подавления народных масс (знать реально не могла подчинить народ). Функции вече: 1 – военные дела, 2 – приглашение/изгнание князя, 3 – обещание князя, 4 – финансовые/земельные вопросы, 5 – суд/расправа, 6 – назначение/смена администрации. Роль князя была подчинённой, князь – общинный чиновник. С помощью вече народ влиял на государственную жизнь так, как ему было угодно. «У кого сила, у того и власть» - это как раз про народ. Таким образом, на Руси власть была в руках свободного, рядового населения.

Русские земли в XI-начале XIII вв. В 1015 г. умер великий киевский князь Владимир. Борьба за княжеский стол между его сыновьями проходила в несколько этапов (Святополк – Борис и Глеб, Святополк - Ярослав, Ярослав – Мстислав Тмутараканский). Святополк (1015-1019 гг.), Ярослав (1019-1054 гг.). В Киеве сидел Святополк, который сумел «удобрить» общину и убить Бориса и Глеба (впоследствии канонизированных РПЦ). Другой брат – Ярослав – находился в Новгороде, узнав о убийстве братьев, новгородцы поддержали его в борьбе. Ярослав разгромил Святополка и последний бежал в Польшу к своему тестю королю Болеславу I. Король дал зятю войско, деньги и сам отправился с ним в поход на Киев. В результате этого похода войска Ярослава были разбиты, а сам он хотел бежать за море, но новгородцы отговорили его и вновь приняли сторону князя Ярослава. В 1019 году Ярослав с помощью новгородцев овладел Киевом (он выдал им в благодарность какую-то грамоту, видимо, льготы). В 1024 году из Тмутаракани пришел князь Мстислав с войском, киевляне не приняли его. Мстислав отправился в Чернигов – там его приняли, т.к. черниговцы хотели освобождения от Киева. Ярослав начал собирать войско. Ему были нужны деньги – с этой целью он отправился в Суздаль. Там в это время было восстание волхвов (голодный год, люди искали объяснения в язычестве). Ярослав расправился с волхвами и собрал дань, затем мобилизовал варягов и новгородцев, и дал бой Мстиславу. Бой произошел близ места под названием Листвен, Ярослав проиграл битву и бежал. Однако Мстислав понимал, что ему не рады в Киеве, и предложил Ярославу сесть там, а сам он сядет в Чернигове (некоторые называют это братолюбием). 1026 г. – Ярослав с войском вернулся в Киев, где и подписал мир с Мстиславом. В 1036 г. Мстислав умер на охоте и после его смерти восстановилась власть Киева над Черниговом. Так началось единоличное правление Ярослава Мудрого, в целом ознаменовавшееся улучшением положения Руси (воевал с поляками – 3 раза, победил чудь, нанес решающее поражение печенегам, воевал с Литвой, последний поход на Царьград, развивал христианство, расширил и укрепил Киев, «Правда Ярослава», издал «Церковный Устав»).

Русская Правда – первый свод законов Древней Руси. Сохранилось более 100 списков, делится на 3 группы: Краткая Правда (открыл Татищев, выделил 17 статей), Пространная Правда (Русская правда, сложившаяся в 12 и 13 вв. из уставов упомянутых князей и последующих дополнений), Сокращённая Правда (эта редакция не имеет никакого самостоятельного значения). Краткая Правда имеет 2 списка – Академический, Археографический и Ростовский (сгорел в 1812 году). Первые 18 статей – «Правда Ярослава (Древнейшая)» - 1016 год (большинство так и считают). Пространная Правда имеет несколько списков - Синодальный, Троицкий, Карамзинский и др. списки. Сокращённая Правда имеет 43 списка. Таким образом (различая в краткой редакции два сборника и отбрасывая последнюю редакцию как совершенно несамостоятельную) в составе Русской Правды выделяют три сборника: Правду Ярослава, Правду Ярославичей и Правду Пространную. Правда Ярослава (или Древняя Правда) составлена не позже времени Ярослав, но позже 1016 году (в ней не упоминается об отмене мести, совершенной сыновьями Ярослава). Тихомиров считал, что она составлена в 1030-е гг. Что касается места ее написания, то существуют различные точки зрения, однако, большинство исследователей сходятся в том, что написана она была в Новгороде. В.Ф. Андреев высказался, что эти нормы действовали и в Киеве, и в Новгороде. Имеет систематический, а не хронологический состав (об убийстве – 1 ст.; о ранах, увечьях и личных оскорблениях – ст.2-9; нарушение прав имущественных – ст.10-15; и добавочные – ст.16-17).

Первая статья – статья об убийстве. Если убивают свободного человека сохраняется кровная мест, т.е. воздаяние равных за равных, причём мстят лишь члены родовой патриархальной семьи. Отомстить может сын за отца, отец за сына, брат за брата, племянник со стороны отца. Если мстители отказываются убивать виновного, тогда они обращаются в княжеский суд, и князь решает судьбу убийцы. В «Русской Правде» нет смертной казни (т.к. не сложился карательный аппарат), но есть вира (40 гривен – куда идет вира – неясно, вопрос дискуссионный: родственникам, князю, половина родственникам, половина князю).

Вторая статья – статья о нанесении телесных повреждений. Если человека избивают или калечат, то преступник платит 40 гривен.

Далее с 3 по 18 статью рассматриваются различные телесные повреждения и драки, наказания за них, а также статьи о воровстве. Если у кого-то что-то пропадёт и будет подозреваемый, надо доказать, что именно данный человек совершил преступление. Потом подозреваемого вызывают на свод, допрашивают и тот приносит клятву именем Бога. Статья 17 – поломка вещей. Можно было вернуть вещь хозяину + деньги, если хозяин не соглашался, то необходимо было полностью оплатить вещь.

С 19 статьи по 41 статью – это «Правда Ярославичей», принята на съезде князей в 1068 году, после драматических событий в Киеве. Этот документ о вотчинной собственности князя. Состав этой Правды хронологический: законы, измененные и исправленные, сохраняются наряду с их позднейшими исправлениями. Ланге полагал, что эта Правда – совокупность четырех уставов Ярославичей, однако сборник не охватывает всех уставов (в нем нет отмены мести). В Правде Ярославиче нет важнейших постановлений – об убийстве, например, из чего можно сделать вывод, что это дополнительный сборник к Правде Ярослава. Жизнь общинника стоит 80 гривен, сельского старосты – 12 гривен (отвечает за пашню), старшего конюха – 80 гривен, рабов, холопов, рядовичей, смердов – 5 гривен, т.е. у князя коневодство на первом месте, а земледелие на втором. Боевой конь стоит 3 гривны, княжеская птица или охотничья собака стоит 3 гривны. Рассматриваются такие отрасли хозяйства как рыболовство, бортничество, охота. Пахари, которые перепашут межу должны заплатить штраф.

Статья 42 «Покои вирник». От князя приходит вирник со своими людьми, собирает пошлины на княжеский суд, местное население платит деньги и содержит вирника. Развернулась дискуссия по поводу личности и функций вирника. Болдин и Стратонов считают, что вирник судит, как и князь, но тогда княжеский суд теряет свой сокральный смысл (например, Андрей Боголюбский передаёт свои судные функции своим доверенным людям).

Статья 43 «О мостниках». Мостники строят и ремонтируют мосты, получают за эту работу жалование. Может быть речь идёт о мостовых. Ярослав Мудрый ограничил кровную месть, ввел виру и головничество (компенсация родственникам убитого), была введена вира за оскорбление чести, достоинства, вреда здоровью. Размеры виры зависели от состава преступления.

Следующий документ – Пространная Правда (открыли Кристинин и Болдин в 1982 году). Самые давние списки – синодально-троицкая группа (пушкинская и карамзинская). Источники: «Краткая Правда» (дополнена и переработана).

Изменена Статья первая: добавлена статья об убийстве княжеского человека (месть или штраф 80 гривен). Расширена «Правда Ярославичей», теперь жизнь обычного конюха, ремесленника, повара стоит 40 гривен. «Записи обычного права» - статьи с 4 до 8, 19 - о дикой вире. Если на территории общины найден труп знакомого общинникам человека, то они должны помочь княжеским властям в поисках убийцы. Если общинники не помогают властям или не хотят выдавать преступника, то они платят дикую виру (40 гривен за обычного человека, 80 гривен за княжеского человека). Половину штрафа платит преступник родственникам убиенного, а половину штрафа платят общинники князю. Если человек стал разбойником, то община не заступится за него, а выгонят его и семью из общины, а имущество разделят между собой.

Статьи 21 и 22 отражают Божий суд: если нет улик, то начинается испытание железом подозреваемого. Иногда испытывают водой или дают клятву именем Бога. Статьи с 31 по 39 – о своде.

Статьи 40-45 – о кражах, статьи 46 и 47 – о долгах, статья 49 – о поклаже, статьи 53-66, за исключение 65 статьи – устав о закупах Владимира Мономаха.

Статьи 67-88 – княжеское хозяйство, статьи 88-109 – уставное право, статьи 109-121 – о холопах и иных рабах. Устав о закупах: раньше закуп отрабатывал купу у господина, а если бежит, то превращается в холопа. Теперь закуп может жаловаться на своего господина в суде, может отрабатывать купу у другого господина. Если закуп работает своими орудиями труда, то при утере или поломке ничего не платит, а если хозяйскими орудиями труда, то платит штраф. Закуп может свидетельствовать в суде, только если это небольшие дела. Имущество свободного дворовладельца наследуют сыновья, а если их нет – дочери. Имущество смерда отбирается в пользу князя, если у него нет сыновей. В древнерусском обществе жена не имеет права наследования. Вдова могла жить у любого из своих детей.

Статья 77 – «Гонение следа» (поиски вора по горячим следам). Если вдруг случиться воровство, то общинник должен выйти на улицу и кричать, что у него что-то украли. Приходят соседи и те, кто не вызывают у него подозрения идут с ним искать вора. Они заходят в каждый дом, жители которого должны доказать, что они не укрывают вора и присоединиться к его поискам. Когда вор будет пойман, его надо привести на княжеский суд и там будет решена его судьба.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. У него было 5 сыновей, Изяслав, Святослав, Всеволод (крупная роль этих), Игорь и Вячеслав (мелкая роль). По завещанию Ярослава Изяславу (1054-1068 гг., 1069-1073 гг., 1077-1078 гг.) – Киев, Новгород, Святославу (1073-1076 гг.) – Чернигов, Всеволоду (1076-1077 гг., 1078-1093 гг.) – Переяславль. Первое время князья жили в согласии, вместе воевали, создали «Правду Ярославичей». Непримиримая борьба завязалась с Всеславом. В 1068 г. Ярославичи выиграли бой с Всеславом, вызвали его на переговоры, целовали крест, но арестовали его с сыновьями и посадили в тюрьму. В этом же году Ярославичи выступили против половцев и проиграли на р. Альте (1068 г). Киевляне на вече запросили у Изяслава оружие и коней, он не дал, тогда вечники посадили в Киеве Всеслава. Скоро Изяслав вернулся в Киев (с помощью поляков) и жестоко расправился с врагами. Ярославичи начали распри. В Киеве оказался Святослав, в 1076 г. он погиб от фурункула на шее; в 1077 г. в Киев вернулся Изяслав, однако и он вскоре погиб в битве на Нежатиной ниве. В Киев пришел Всеволод, он княжил до смерти в 1093 году. Реальную борьбу против половцев и активную роль в государственной политике начали дети Ярославичей – Святополк Изяславич (1093-1113 гг.), Владимир Всеволодович (1113-1125 гг.), Олег Святославич. В 1094 году к власти в Киеве пришел Святополк (Владимир отдал ему свое место без сопротивление). Святополк и Владимир делали совместные походы на половцев, весьма удачные, а в 1097 году произошел Любеческий съезд – каждый держит отчину свою – окончательный распад государства. При Владимире Мономахе усиливается политическая роль Руси. Им было принято ряд нововведений в Русскую Правду. Устав о резах - Ст. 51 – Святополк Изяславич облегчил положение должников (снизил %). Владимир Мономах в уставе о резах ограничил % до 3-х лет (после этого выплаты прекращаются, т к и так отдавалась мощная сумма). Устав о закупах – было так: если закуп бежал, то он становился холопом. Новшество: можно отрабатывать свой долг в хозяйстве другого человека. Закуп теперь имеет право являться на суд и жаловаться на господина. Четко определены условия работы: если работает на пашне с орудием хозяина – он за них ответственен, если со своим – то нет. Если пасет скот, то он за него отвечает, если он уже запер их в хлеву и ушел – то нет. Бить можно – за дело, нельзя, когда господин пьяный. Закуп в некоторых случаях имел право выступать послухом на суде – если таковых не было свободных. Устав о холопах – государство не заинтересовано в том, чтобы было много холопов. Ограничено холопство: самопродажа, женитьба на кале, тиунство без ряда.

Политическая раздробленность Руси. В XII веке Русь напоминала соединение различных областей, городов, поселений. В советской историографии принято делить все русские земли на княжества, а Б.А.Рыбаков делил их на королевства. Теории возникновения городов: 1 – дореволюционная, Ключевский – город появился благодаря торговым успехам. Первые города – VIII век. 2 – Тихомиров – города возникают в местах развития с/х, а также развития феодализма. Фроянов – города появляются, когда общественная структура становится настолько сложной, что ей требуются центры управления. Когда общество переходит от родоплеменным к территориальным связям, образуются посады, то есть помимо прежних функций город становится центром ремесла и торговли. В городах находятся религиозные святыни. Древнейшие города возникли в результате общинного синойкизма – слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статусе города. В городах проживало к этому времени уже немало человек, больше 20 000 человек – Киев, Новгород, оба Владимира, Суздаль, Рязань и т.д. Рост городов был только одной из причин распада Руси. Стало формироваться княжеское (боярское) землевладение, дружина «осела на землю», князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счёт соседей. Укрепление власти крупных феодалов (князей) на местах, падения роли Киева. Господство натурального хозяйства, упадок «пути из варяг в греки», ослабление внешней угрозы. Однако и распад Руси был не полным: единство веры, единство РПЦ, законодательства, языка, исторической памяти, традиций. Таким образом, на Руси образовались города-государства. Русь стала конгломератом городов-государств, эта цивилизация погибла только под ударами монголо-татар.

Киевская земля простиралась на различные пространства правобережья Днепра. В Киевской земле важную роль играли «свои поганые» - черные клобуки: они обороняли Киевскую землю, имели свои города, вместе со всеми решали важные вопросы, следовательно, Древнерусское государство создавалось на полиэтнической основе.История её в XI-XII веках была сложно и нередко трагической. Распад родоплеменных отношений повлиял на социально-экономическую и политическую жизнь общества. После смерти Мстислава (1125-1132 гг.) в 1132 г. на престол взошел Ярополк II (1132-1139 гг.), который вел борьбу с Черниговом. Ярополк удержал Киев до смерти в 1139 г. После Ярополка в Киеве начал править «добрый, но глупый» князь Вячеслав (8 дней). Его выгнал Всеволод Ольгович (1139-1146 гг.), который правил дурно, как умер – никто о нем кроме баб не заплакал. После его смерти в 1146 г. на престол взошел не Игорь, как хотел Всеволод, а Изяслав II (1146-1155 гг.), сын Мстислава Владимировича. Изяслав боролся с Черниговом – с Юрием Долгоруким. 1155 г. – Юрий Долгорукий сумел прочно обосноваться в Киеве, однако, в 1157 г. он умер. Далее – Святослав Всеволодович (1170-1194 гг.) – «Слово о полку Игореве» говорит о нем, кок о крутом полководце, воевавшим с половцев, Роман Мстиславич (1202-1205 гг.) – великий воитель против половцев, поляков и венгров. За князей были отдельные волости, и они воевали. Борьба, например, киевского князя с черниговским обозначала борьбу этих общин (и князья не всегда были на 1 месте). 1169 г., 1203 г. – два страшнейших разграбления Киева. 1169 г. – дико сожжен войнами Андрея Боголюбского, церкви тоже жгли – значит христианами были формально. 1203 г. – разграбление Киева Рюриком. Вскоре Киев оправился, но его ждало Батыево нашествие. Киев оставался религиозным центром Руси, однако ослабла еготорговая роль. Город подвергался внешней опасности со стороны половцев и утратил главенство над другими русскими землями.

Новгородская земля находилась на перепутье торговых путей. Главным городом первоначально была Ладога, затем им стал Новгород. Также были города Псков, Старая Русса, Изборск. В X-XII веках Новгород утвердился в качестве центра. Он также, как и Киев был очагом государственности на Руси. Новгород занимал оба берега Волхова, имел 2 стороны – Торговую (Правую) и Софийскую (Левую). На Торговой стороне были Плотницкий и Словенский концы, на Софийской – Неревский, Загородский и Гончарин. Концы имелись и в других городах. Концы делились на улицы и сотни. Вся Новгородская земля делилась на пятины. С ранних времен была борьба – Киев-Новгород. Причины борьбы – обе городские общины стремились к контролю «пути из варяг в греки». Киев контролировал с Юга, Новгород – с Севера. Борьба шла с переменным успехом. В начале XI века Новгород отказался платить дань Киеву. 1136 год – рубеж борьбы Новгорода и Киева. Б.А.Греков: «революция в Новгороде Великом». Новгородцы выступили против князя Всеволода (внука Мономаха), за то, что тот, ушёл на княжение в Переяславль без ведома новгородцев и в войне с Черниговом первым бежал с поле боя. После этих событий Новгородцы приобрели полную свободу в выборе князя. Власть в Новгороде: 1 – Вече – верховный орган, договоры с князьями, 2 – Князь– верховный орган исполнительной власти, 3 – Посадник – высшее должностное лицо собирал вече, избирался из бояр, 4 – Тысяцкий – военный начальник, руководил ополчением, 5 – уходившие в отставку входили в Совет господ – высший консультативный орган, 6 – Архиепископ – церковные дела, внешняя политика. 21 апреля 1216 года – битва на реке Либеце, в которой суздальские ратники были разбиты новгородцами. Приоритеты: торговля, ремесло, промыслы, земледелие, темпы развития экономики – быстрые, ахиллесова пята – земледелие. Особенности общественного устройства – господство боярства, единство Новгорода перед врагом, боярство и купечество были торговыми партнерами.

Смоленская земля была также богата, как и Черниговская. Удачное географическое положение (Смоленск стоял на скрещении торг путей из Западной Европы и Византии). Пригороды – Дорогобуж, Клязьма, Кричев. Процесс дифференциации проходил значительно слабее. 1054 г. – на княжеский стол сел Вячеслав, затем Игорь. 1077 г. – Владимир Мономах, дальше его сыновья. С 1127 г. – Ростислав Мстиславич (внук Мономаха). Выгодное торговое положение и безопасность содействовали развитию Смоленска. Ростислав Вячеславович (1127-1159 гг.) – Уставная грамота Ростислава (1137 г). Она открыла нам завесу внутренней жизни Смоленска – мы узнаем, что большую роль играет вече. В договоре Смоленска с Ригой и готским берегом посол говорил от всех жителей города. До начала XV века Смоленск сохранял свою независимость.

В советской историографии Ростово-Суздальская земля (Владимиро-Суздальская) описывалась как дикое место, населённое финскими племенами. Уже в XI веке образовались весьма большие города: Ростов, Суздаль, Владимир (крупнейшие), Муром, Рязань. Земля была богата пушниной, медом и имелась плодородная земля между городами (опольщина). Относительно безопасна, обширные территории, отдаленность от центра, соседство с Волжской Булгарией на Востоке, расположена на Северо-Востоке Руси, умеренный климат. Экономика: развитие земледелия и скотоводства, расцвет бортничества, добыча пушнины, развитие торговли, преобладание вотчинного землевладения, строительство городов, средние темпы развития экономики. Основная масса населения – потомки славян: вятичи, кривичи, полочане. Особенности названия: Ростовская (до Юрия Долгорукого), Суздальская (при Юрии Долгоруком), Владимирская (при Андрее Боголюбском). Великим княжество Владимирским оно стало называться при Всеволоде Боголюбском. Юрий Долгорукий – его тянул Киев, Юрию удавалось занять его, но его изгоняли. Юрий не имел много времени на внутреннюю политику, однако он построил и укрепил много городов. Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) - Юрий надеялся, что Андрей примет от него Киев, но он отказался от Киева. Незадолго до смерти отца, Андрей ушел из города без отцовского благословения и взял икону Владимирской Божьей Матери. По дороге кони встали, и никакая сила не могла сдвинуть их с места, пришлось заночевать, Андрею приснился сон (Богородица приказала ему оставить икону во Владимире). 1169 г. – походы на Киев и Новгород, 1173 г. – поход на волжских булгар. В конце жизни Андрей отошел от дел, укрылся в Боголюбове, но вскоре против него сложился заговор, и он был убит в 1174 году. После смерти Андрея развернулась борьба за престол (борьба городских общин). Верх одержал Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.), при нем земля расширилась, Всеволод боролся с Новгородом, Киевом и Рязанью. Всеволод передал престол Юрию Всеволодовичу (1212-1216 гг., 1218-1238 гг.), тот боролся с Ростовом, в итоге погиб на р. Сити 4 марта 1238 г.

Галицко-Волынская земля получила свое название от древнего центра города Волыни, племенного центра. Позже усилились города Владимир, Галич. Соседи – Польша, Венгрия. Отличный чернозем, мягкий климат – татары сделали там хлебную базу. Пригороды – Луцк, Червен, Терибобль, Драгочин и Удич (соль) и т.д. В Галицко-Волынской земле князья соперничали за власть в борьбе с боярами. На протяжении полувека на ее территории сосуществовало 2 государства (видимо, Галицкое и Волынское или Владимирское). Частое вмешательство в государственные дела Венгрии. Активное влияние на европейские дела. Один из князей во время правления принял титул короля. Князья – сыновья князей Володаря и Василька. Володарь-Ростислав и Владимир, Василько – Юрий и Иван. После смерти Ростислава и Ивана во многих городах начал утверждаться Владимир (1141-1153). Его сын – Ярослав Осмомысл - стремился к укреплению княжеской власти, что вызвало оппозицию галицкого боярства (оно играло там значительную роль). После Ярослава стали княжить – Олег (его бояре изгнали), Владимир (его выбрали бояре, но он женился на попадье) Роман Мстиславич – расширил владения в княжестве, посадил наместника в Киеве, боярство подняло голову только после смерти Романа. 1 боярин даже смог вокняжиться. Вскоре на престол пришел Даниил Галицкий – он сплотил большую часть Юго-Западных земель. Внутренняя жизнь в основном не отличалась от других княжеств.

Международное положение Древней Руси. Русь закупала из Византии кресты, богослужебные книги, иконы, церковная утварь, оливковое масло, вино, лампадное масло, одежда (особенно были распространены бронзовые кресты, которые носились на груди). На Русь привозили металл, стекло (для монастырских нужд), драгоценные металлы (золото, серебро), как правило, эти товары получали из Европы. Русская православная церковь производила небольшие иконки, нательные кресты, церковные люди торговали на рынках страны, ездили по стране, а на международном рынке не участвовали, так как это удел профессиональных купцов. На протяжении веков РПЦ получала доходы от торговли, так называемая десятина. Новый доход в XII и XIII вв. – это плата за хранение. Купеческие объединения имели патрональные храмы, торговые храмы были не только на Руси, но и за пределами Руси – в Ревеле, Дерпте, Юрьеве, Константинополе. Особую роль в экономической жизни играли монастыри, они обладали лавками, промыслами, вотчинами и участвовали в рыночной торговле. Нам хорошо известно о торговой и предпринимательской деятельности монастырей XIV-XV вв., но уже с XI века монастыри принимали участие в торговой деятельности. Несмотря на то, что это было запрещено, и высшие иерархи церкви приказывали покончить с этим, но монастыри всё равно занимались предпринимательством и торговлей. Монастырское предпринимательство ставило задачу не на получение прибыли, а на обеспечении братии. Самые крупные монастыри – Троице-Сергиев монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь, Киево-Печерский монастырь. Государство предоставляли льготы монастырям и выдавали тарханные грамоты, особенно большое распространение эта практика получила в XVI веке. Связано это было с тем, что к середине XV века закончились междоусобные войны и произошло объединение страны. Монастыри концентрировали в своих руках огромные земельные богатства, происходит стремительный рост этих угодий, от 20 % до 1\3 всей пахотной земли было в руках монастырей. К концу XV века великокняжеская власть пытается ограничивать привилегии монастырей (окончательно с этим справляется лишь Иван IV). Уже в 1551 году многие монастыри лишились своих льгот, хотя на практике эти запреты нарушались. Окончательно монастыри лишились своих льгот в 1581-1584 годах, и это способствовало их уравниванию с другими торговцами. Несмотря на большие масштабы монастырей, рынок для них был не цельным, они не стали своей целью получению прибыли, а получение средств для обеспечения братии.

Русь и соседние народы в VIII-первой трети XIII вв. Отношения с хазарами. Хазары– это тюркоязычные племена, пришли из центральных районов Азии. В VI-VII вв. завоевали Северный Кавказ, с VI века ведут борьбу с арабами на Северном Кавказе, в итоге проигрывают. Часть хазар переселилась в Среднее Поволжье и основали Хазарский каганат и начали наносить удары по восточным славянам (в VIII веке подчинили полян, радимичей, вятичей, северян и берут с них дань). Хазарская верхушка (белые хазары), принимают иудаизм, а остальная масса хазар (черные хазары) остались язычниками. Начинаются религиозные войны, что позволило славянам в первой половине IX века освободиться от власти хазар. Предание об ответе полян хазарским сборщикам дани: хазары, когда завоевывали славянские племена, обнаружили полян и потребовали дань. Поляне собрались на вече и «дали от дыма меч» («дым» - территориальная единица). Хазары забрали меч и отнесли к старейшинам, а те, увидев, что мечи полян лучше мечей хазар (заострены с двух сторон, а не с одной) пророчествовали, что когда-нибудь поляне будут брать дань с хазар. Походы Святослава на хазар (964-965 гг.). Святослав идёт по Волге, разгромил Хазарский каганат (города Итиль, Тимендер, Саркел).

Отношения с варягами. Складывается Северный суперсоюз племен в Новгороде, здесь угроза – варяги (конгломерат племен). Одни исследователи считают, что они переходят к классовому обществу, другие, что они переходят от родовых отношений к территориальным. Формируется знать и бедняки, внутри знати - напряженные отношения. Варяжские походы = военные завоевания + торговые операции + колонизация (завоеваны словене и финно-угорские племена). 862 год – призвание варягов на Русь. Рюрик, Аскольд, Дир. Были ли они основателями государства Руси? Байер, Шлецер, Миллер (норманнская теория) – да, они основали Древнерусское государство. Ломоносов (антинорманнская теория): нет, его основали славяне. Сегодня говорят, что славяне все подготовили для появления государства, а варяги этот процесс завершили. 882 год - Олег захватывает власть в Киеве, идет к северянам, освобождает их от власти хазар и подчиняет себе (в 885 г. – переподчиняет радимичей от хазар). В дальнейшем варяги участвовали в войнах Руси и Византии в качестве наёмников, часто ассимилировались со славянами и другими народами.

Отношения с печенегами и половцами. Печенеги - союз кочевых племён, сложившийся в VIII—IX веках. Язык печенегов относится к тюркской языковой группе. В конце IX века печенеги под давлением хазар переселились в Северное Причерноморье, вытеснили венгров. Совершали набеги на Киевскую Русь, 915 г. и 920 г. – первые столкновения печенегов с Русью. В 968 году печенеги наносят удар по Киеву, когда Святослав был в Болгарии (А.П. Новосельцев и Т.М. Калинина предполагают, что печенегов натравили хазары, поэтому потом Святослав организовал второй поход против них и разгромил их совсем). В Летописи предание: «в Киеве оказался юноша, который прошел через печенежские станы, т.к. говорил по-печенежски и говорил, что у него потерялся конь. Он бросился в Днепр и поплыл, оповестил северян и Святослава, которые разгромили печенегов». Зиму 971-972 гг. войско Святослава проводят на Днепровских порогах, а весной 972 года на них неожиданно нападают печенеги и убивают князя. Высказывается мнение, что подослали печенегов либо византийцы или болгары, с которыми недавно тот воевал. Л.Н. Гумилев считал, что печенегов подослали киевские христиане, которые боялись, что Святослав (язычник) начнет их уничтожать из-за ненависти к христианам (христиане ассоциировались с враждебной Византией). В 985 г. Владимир пошел в поход против волжских булгар (победа) и заключил мир на выгодных условиях (985 г. - обложил данью хазаров). Печенежские набеги прекратились после битвы в окрестностях Киева в 1036 г. (окончательный разгром печенегов). В конце XI века основная часть печенегов была вытеснена тюрками, по следам печенегов шли узы-торки и половцы. С узами-торками удалось справиться в результате похода в 1060 г., а половцы закрепились в Причерноморских степях. Со второй половины XI в. до монголо-татарского нашествия половцы производят постоянные нападения на южную Русь. Страдало Переяславское княжество, Поросье, Новгород Северская, Киевская, Рязанская области. В 1068 г. - первое нашествие половцев на Русь. Половцы в битве на Альте разбивают войско Ярославичей. Во время междоусобиц половцы использовались как наемная военная сила. Заключались браки между русскими князьями и половцами (так, например, половецкий хан Тугоркан был тестем Киевского князя Святополка Святославича). Также в междоусобной борьбе привлекали в венгров. 1099 г. - Ярослав Святополкович привел на русскую землю венгерское войско. Владимир Мономах продолжает борьбу с половцами, 1111 гг. – поход вглубь половецкой степи, Хан Артык (Отрок) с частью половцев ушел под давлением Владимира и Мстислава на Кавказ. Половцы начали бояться русских, но к XII века страх прошел и начались новые набеги (поход князя Игоря Святославича в 1185-1220 гг. описан в Слове о полку Игореве).

Отношения с Волжской Булгарией. Волжская Булгария — государство, существовавшее в X—XIII веках в среднем Поволжье, образовано в результате переселения болгар и зависимо от Хазарского Каганата. В начале X века булгарский хан Алмаз принял ислам. В 966-967 гг. Святослав совершает поход против Волжской Булгарии (не разгромил полностью). В 1006 г. - торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а русские — в Булгарии. В 1088 г. - булгары ненадолго захватили Муром. В годы феодальной раздробленности постоянные конфликты с Владимирским княжеством (с булгарами воевали Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо).

 

Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Образование и просвещение. Зодчество и изобразительное искусство. «Повесть Временных Лет» и древнерусское летописание. Берестяные грамоты. Древнерусская народность

Культура Древней Руси. Культура всех народов делят на материальную и духовную. Значительного производства достигло ювелирное дело: основной способ – литьё; широко практиковалась ковка, чеканка, чернь, зернь, скань, эмаль (финифть). Скань – мельчайшие изделия из скрученной золотой или серебряной проволоки; зернь – мельчайшие золотые или серебряные изделия припаивались на пластину; чернь – инкрустация золотом или серебром по вычерненному фону; эмаль (финифть) – на поверхности металла делались узоры и закрывалась перегородками (способы перегородок: перегородчатая, выемчатая). Древнерусские ткачи и швецы шили изящную одежду по тому времени одежду: шёлковые кафтаны, шапки, шаровары, кожаные плащи, шелковые платья, сапоги, шелковые шубы на межу и другую одежду (для богатых людей). А также порты, короткие рубахи, долгополый кафтан, медвежьи шубы и тулупы, лапти и другую одежду (для простых людей). Гончарное ремесло: с XI века преобладает посуда, сделанная на гончарном круге. Обжиг, орнамент. Гончары делали кирпич, черепицу, изразцы для украшения зданий. Стекольное ремесло: стеклянные перстни, браслеты, украшения, как исключение – оконное стекло. Кузнечное ремесло: производство оружия и военных доспехов (мечи, щиты, дротики, копья, топоры, кольчуги, шлемы, наконечники стрел, булавы и т.д.).

Фольклор. Календарная обрядовая поэзия (заговоры, заклинания), свадебные песни, похоронные плачи, причитания, песни на пирах и тризнах. Пословицы, поговорки, загадки, сказки, предания, легенды. Высокой степени достигает былинное творчество. В былинах мы наблюдаем свободу для деятельности личности (подвиги Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича и других), все действия происходят на народном фоне. Место для индивидуального подвига и вообще место для былинного жанра исчезает после монгольского нашествия.

Письменность и просвещение. На Руси появляется письменность – качественный скачок в развитии производственных сил общества. Письменность – важнейшее средство закрепление и передания во времени и пространстве знаний, идей, мнений и другого. Письменность появилась задолго до принятия христианства (договор 911 г.). С принятием христианства произошло дальнейшее развитие письма. На Руси появилась кириллица – славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием. У нас она прожила 2 реформы – Петра Первого и Ленина. Помимо кириллицы была глаголица, также созданная Кириллом и Мефодием. Но после принятия христианства произошла унификация, утвердилась кириллица. Материал для письма – телячья кожа, ее на Руси называли харатья или береста. Свидетельством широкого распространения грамотности являются берестяные грамоты, в огромном количестве найденные археологами. Даты – 911 год – начало русской письменности, 863 год – создание Кириллицы, 1113 год – создание ПВЛ, 1056 год – самая древняя книга – «Остромирово евангелие», 1185 год – «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI век), «Поучение детям» Владимира Мономаха (XII век), «Русская Правда». В эпоху Владимира Святославича и Ярослава Мудрого открываются школы при монастырях и церквях. Грамотность распространялась среди широких слоёв городского населения: берестяные грамоты, граффити, придорожные камни и кресты с надписями.

Жилища – полуземлянки и деревянные избы. Истопка – изба, клеть – летнее жилое помещение, соединялось с истопкой сенями. Каменное строительство в основном связано с храмами. Десятинная церковь – 996–1240 гг. В 1037 году – Ярослав велел заложить Софийский собор (уникальные фрески Богородицы): 13 куполов, не раз горел, ремонт, в XVIII веке перестроен. Дмитриевский монастырь – знаменит, изображение Дмитрия Солунского. Были также построены Софийский собор в Новгороде и Полоцке, но они уступали Киевскому. Успенская церковь Печерского монастыря – начало однокупольных храмов. XII век – тенденция к упрощению и уменьшению. Владимиро-Суздальская земля – Владимирские ворота, Успенский собор, Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор, Боголюбовский княжеский дворец. Новгород – церковь Спасо-Нередицы, Благовещенская на городище. Галицко-Волынская земля – Успенский собор, комплекс в Галиче.

Живопись. Фрески – роспись по сырой штукатурке водяными красками (изображение Ярослава Мудрого на стенах Софийского Собора), иконы (Владимирская богоматерь), мозаики - изображение из цветных камней, смальты или керамических фрагментов («Богоматерь» в Софийском Соборе, «Димитрий Солунский» в Михайловском соборе).

Летописание. С древнейших времён человек рассматривал события, происходившие когда-то в истории как миф. Многие исследователи считают, что мифы отражают конкретные исторические события. После принятия христианства на Русь из Византии пришло летописание. Основные источники древнерусской истории – летописи, которые как правило писались в монастырях. В летописях предпринимаются попытки объяснить конкретные исторические события и их последовательность. Летопись пишется одним монахом. Порой летописи пишутся частями. Летописи принадлежат к числу памятников, содержащих историю Сведения, следовательно, с летописью связывают возникновение исторической мысли. Когда же возникли летописи? Вопрос по-прежнему открыт. 1 – Шахматов, Лихачев – XI век, Тихомиров, Черепнин – X век, Рыбаков – конец X века. Но в любом случае в XI веке летописи уже существовали. Русские летописцы сначала подражали византийским, однако потом выработали особенный подход, который стал достоянием не только Русской, но и мировой культуры. Летописи велись духовными чинами при церкви, а также при князьях. Старые летописи были материалом для новых летописей. Собрание летописей – Свод. Киевский свод – 30-40-е гг. XI в. Новгородский свод – 50-60-е гг., Начальный свод – 90-е гг. На их основе была составлена ПВЛ. Кем был летописец – беспристрастным историком или глашатаем идеи? Шахматов – летописец писал предвзято, Ерёмин – эксклюзивное мнение – летописец был в стороне от княжеских распрей, занимал независимую позицию. Фроянов – истина где-то посередине. Отбор фактов и событий характеризовал позицию летописца. Центры летописания на Руси. В XI–XII веках на Руси активно формировались города-государства. С ними развивается и летописное дело, можно отметить 3 основных центра летописания на Руси:

1. Владимир (или Владимиро-Суздальское летописание). Об этом центре мы можем судить по лаврентьевской летописи. Летопись писалась под контролем Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, следовательно, прокняжеская линия. Летопись не лишена церковности (составлялась при непосредственном участии духовенства), но и религиозные темы были оружием в руках княжеской и церковной власти. XIII век – во Владимире составлен «лицевой свод» - он до нас не дошел, по нему мы судим по Радзивиловской (Кеннигсбергской) летописи. В своде были миниатюры.

2. Галицко-Волынская летопись. Сохранилась в Ипатьевском своде. Отсутствие церковного элемента. Весьма странная хронология – «даты шли задним числом» - события были то отстающими, то опережающими. Также прославляет князей, «против льстивых бояр». Пронизана идеей воинской доблести – например, речь Даниила.

3. Новгородская летопись. Летописанием в Новгороде занимались – духовенство, ремесленники, торговцы. Другие стиль, тематика, язык. В сфере внимания – новгородские будни – выборы князей, пожары, рыночная конъюнктура. Сближение живой устной речи с письменной. Мысль о самобытности, независимости Новгорода (мысль о выборности князей). Много внимания народным движениям. Летопись стремится сохранить объективность, иногда осуждает социальную верхушку. В целом – носит деловой, документальный характер. Совместными усилиями древнерусских летописцев был создан целый корпус памятников, которые являются не только нашей гордостью, но и общемировым достоянием.

Повесть временных лет (ПВЛ). В конце XIX века А.А. Шахматов, выдающийся русский филолог и историк начал изучать летописные своды и историю Древней Руси. В 1900 году он пишет работу «Общерусский летописный свод XIV-XV веков», в котором создаёт свою схему летописания. В 1039 году в Киево-Печёрском монастыре работает летописец, имя которого неизвестно, и ведёт летопись с 1015 по 1037 годы. В этом же монастыре работает ещё один монах, имя которого также неизвестно, и пишет другой летописный свод с 1061 по 1073 годы. Причём с 1061 по 1064 годы события описываются в Киеве, с 1064 по 1069 годы в Тмутаракани, а затем снова в Киеве. Третий летописный свод написан с 1093 по 1095 годы третьим монахом, имя которого также неизвестно, в нём повествуется о войне с половцами. Этот свод Шахматов называет «Начальный свод», а также полагает, что автором второго летописного свода был Никон. Нестор соединил три свода вместе, дополнил их и составил «Повесть временных лет» (около 1113 года). Нестор задаёт главный вопрос: откуда есть пошла русская земля? ПВЛ, иначе называемая Повесть Нестора. До нас дошла в поздних летописных сводах (особенно полно в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях). Лаврентьевская – 1377 г. – известия о Южной и Северо-Восточной Руси. До 1305 г. Ипатьевская – конец XIV–начало XV веков. Сначала повествует о Преднестровье, затем о Галицком и Волынском княжествах. Нестор пишет в начале произведения о Ное и его сыновьях Симе, Хаме и Афете. Далее пишет о регионах, где начинается родина восточных славян (район Вислы, Дуная и Прикарпатья), предания об основании Киева, предание об ответе полян хазарским сборщикам дани. Для сочинения использует много источников:

1. Предания: «Предание о расселении восточных славян», «Предание об обрах», «Предание об основании Киева», «Предание об ответе полян хазарским сборщикам дани», «Предание о походе Олега на Киев и убийстве Аскольда и Дира» и другие.

2. Библия (Ветхий и Новый заветы).

3. Погодные записи о военных походах, основании городов, событиях княжеской семьи, строительстве церквей и другом.

4. Византийские хроники: «Хроника Иоанна Малава», «Хроника епископа Мефодия», сочинение «Сказание об обретении грамоты славянством» и другие.

5. Агиографические записи (жития святых): житие Антония Великого, житие Саввы Освящённого, житие Василия Нового и других.

6. Русская географическая литература.

7. Авторский текст.

8. Осведомитель – Ян Вышатич. Его отец водил новгородскую дружину на Византию в 1041 году. Его дед Остромир сочинил и написал труд – «Остромирово Евангелие». Сам Ян Вышатич подавил языческое восстание в Поволжье в 1071 году.

9. Подлинные договоры с греками (договор 911 года, договор 944 года, договор 971 года).

Автор ПВЛ: В Лаврентьевской летописи не указан, в Ипатьевской летописи – Нестор – киево-печерский монах. Также Поликарп – инок в послании Симону указывает его имя как летописца. Нестор был автором еще двух произведений – «О Борисе и Глебе» и «О Феодосии». При их сопоставлении находят противоречия (некоторые историки оправдывает это, что он часть заимствовал). Учитывая это противоречие, некоторые историки сомневаются в авторстве Нестора, то есть мы называем его как Автора условно. Также Нестор говорит о себе в 1106 г. – умер старик Ян, который много говорил Нестору, а тот записывал. По всем этим данным можно составить жизнь Нестора. В детстве он жил в Киеве, а затем в монастыре писал летопись и довел до 1110 г. Затем – текст 1116 г. – приписка Сильвестра, что эту летопись надо дико читать. Дело в том, что В. Мономах, придя к власти, отнял летопись и приказал Сильвестру «исправить ее под себя». Летопись, вышедшая из-под пера Нестора, не сохранилась, сохранилась только от Сильвестра. ПВЛ стали изучать в начале XVIII века, изучение проводил Татищев, Шлёцер. В 30-40-е годы XIX века возникло некоторое скептическое настроение в русской исторической науке. Беляев, Струев и Бестужев-Рюмин писали, что ПВЛ является сводом, но не смогли доказать эту гипотезу. Её развил Шахматов, однако Истрин выразил сомнение в схеме Шахматова. По его мнение летописание началось не в 30-е годы XI века, а в 50-е годы. В поддержку схемы Шахматова выступил его ученик – Присёлков, основываясь на том, что в летописях содержатся сведения о возведении Софийского собора в Киеве в 1037 году, а также основываясь на факте, что часть ПВЛ составляет Никон, под которым подразумевает митрополита Иллариона. М.Н. Тихомиров считает, что начало летописания на рубеже X-начале XI веков. В 90-е годы профессор Зигоров составил новую схему летописания. Он говорит о так называемых летописях: «Устюжский летописный свод», «Владимирский летописный свод» и другие. Он объединяет все своды и получает текст намного больше, чем у Нестора. В ПВЛ помимо исторических, содержится много автобиографических сведений. Зиборов считает, что Нестор пришёл в монастырь в период 1074-1078 годов, когда настоятелем монастыря был Никон. Перед взором летописца – происхождение и становление русской земли. Автор за единство. Вначале – сведения о разделе земли на страны. Сначала все говорили на одном языке – решили построить «столб до бога». Бог сделал 72 страны с разными языками. Начиная с повествования мировых событий, автор вводит Русь в мировую историю, устанавливает причастность славян к мировой истории. Далее автор повествует о славянах, «они распались, но язык славянский един». Такой взгляд должен был способствовать подъему авторитета Руси. Хронологические указатели – только с 852 года – начало правления Византийского императора Михаила III. Много уделено возвеличению мощи Руси. Клич к объединению. Летопись сосредоточена на социально-политических событиях. В этом специфика всех летописей. Идея борьбы добра и зла. Позиция автора – это позиция моралиста, расценивающего жизнь человека как борьбу добра и зла.

Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). По В.Л. Янину, в музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на берёсте (XVII—XIX веков; даже целые книги). Этнограф С.В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А.В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ ла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы»). Древнейшие стили-писала в Новгороде происходят из слоёв 953—989 годов. Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на берёсте. Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов. 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности (на её могиле установлен памятник в честь данной находки). Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину; поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!». Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила (найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним, в том числе большая московская грамота в 2007 г.); текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. (В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты»). Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году (поначалу открытие берестяных грамот не получило должного освещения в прессе, что было связано с идеологическим контролем в советской науке). Содержание грамот. Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Кроме того, имеются черновики официальных актов на берёсте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т.п. Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников. К признакам единства, которые позволяют говорить о единой народности, относят общность литературного и разговорного языка (при сохранении местных диалектов), общность территории, определённую экономическую общность, единство духовной и материальной культуры, общую религию, одинаковые традиции, обычаи и право, военное устройство, общую борьбу против внешних врагов, а также наличие сознания единства Руси. Современные генетики (О. Балановский) фиксируют единство генофонда трех восточнославянских народов, что является косвенным признаком их былого единства в рамках Древнерусского государства. В Новое время, идея о единстве восточных славян в древнерусскую эпоху восходит к позднелетописным источникам и историческим сочинениям XVII века. О ней говорится в Густынской летописи, а в Киевском синопсисе, авторство которого приписывают архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю, подробно изложена концепция про древнее единство «русских народов». Она предопределила взгляды большинства историков XVIII и XIX веков на всех восточных славян как на представителей единого русского народа. В российской историографии XIX века время от времени возникали споры относительно «первородства» и преимущества на наследие Древнерусского государства, которые отдельные представители малороссов (Маркович, Максимович) или великороссов (Погодин) приписывали именно своей ветви. Эти противоречия пытался сгладить Александр Пресняков, в 1907 году утверждавший, что у украинцев, русских и белорусов равные права на наследие Древней Руси. Параллельно с российскими историками и Русской православной церковью, идея древнерусского единства поддерживалась и филологами, показавшими существование единого древнерусского языка, который распался впоследствии на несколько родственных языков. Наиболее влиятельные труды по этому вопросу принадлежат Александру Востокову, Измаилу Срезневскому, Алексею Соболевскому, Алексею Шахматову. В противовес данной концепции Михаил Грушевский ввёл в обиход тезис об отдельности этногенезов украинцев и русских. Этот взгляд стал доминирующим в историографии украинской диаспоры и получил некоторое распространение в современной украинской науке. В своём современном виде, концепция возникла в советской историографии 1930-х годов, когда статус белорусов, русских и украинцев как трёх народов уже не подлежал сомнению. Советские учёные сформулировали Киевскую Русь как «общую колыбель» восточнославянских народов, которые образовались в XIV—XV веках. Борис Греков выдвинул предположение об этническом единстве восточных славян в предшествующую разделению эпоху. Теоретическое и фактическое наполнение оно обрело в 1940-е годы благодаря трудам украинца М.Петровского, россиян А.Удальцова и Владимира Мавродина. Именно Мавродину принадлежит авторство термина «древнерусская народность». Впервые он был употреблён в 1945 году в монографии «Образование Древнерусского государства».

Проблематика древнерусской народности пережила масштабную дискуссию в начале 1950-х гг. Она была обоснована Сергеем Токаревым, в её разработке также приняли участие археологи Пётр Третьяков и Борис Рыбаков. Существенная роль в оформлении и дальнейшем развитии концепции признаётся за советским историком и историографом, специалистом по эпохе феодализма Львом Черепниным. Тщательному анализу она была подвергнута также Петром Толочко, пришедшему к выводу о существовании единой древнерусской народности. В 2011 году происхождение трёх восточнославянских народов от единой древнерусской народности было признано в совместном коммюнике историками из трёх государств на «круглом столе» в Киеве, посвящённом 1150-летию Древнерусского государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.