Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов РФ.






Организация государственной власти составляет обязательный предмет регулирования конституций и уставов субъектов РФ. Ус­тановление общих принципов организации системы органов го­сударственной власти относится к совместному ведению Россий­ской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конститу­ции РФ). Субъекты РФ также опираются на другое положение Конституции РФ, согласно которому они образуют свои органы государственной власти самостоятельно (ч. 2 ст. 11).

Как уже отмечалось, отсутствие в течение длительного време­ни федерального закона об общих принципах организации систе­мы органов государственной власти побудило субъекты РФ к созданию таких систем по собственным представлениям. Естест­венно, что они (по крайней мере, большинство) ориентировались на президентскую форму правления. Но были и отдельные ис­ключения или особенности, порожденные инерцией следования традициям предшествующей Конституции РФ.

Конституции и уставы закрепляют в качестве основ конститу­ционного строя системы органов государственной власти, в число которых входят президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор других субъектов РФ (в некоторых республиках единоличного главы государства нет), законодатель­ный (представительный) орган (с разными названиями), прави­тельство (кабинет, администрация). В систему органов государст­венной власти иногда отдельно включается конституционный суд. И хотя в целом эта схема за некоторыми исключениями по­вторяет федеральную, по форме системы органов власти субъек­тов РФ все же очень разнятся. Это объясняется тем, что субъек­ты РФ, и особенно республики, стремятся внести в системы орга­нов власти региональную (национальную) специфику или просто уйти от однообразия.

Определяя порядок разграничения предметов ведения и пол­номочий органов субъекта РФ и федеральных органов, конститу­ции и уставы чаще всего прямо исходят из принципов, установ­ленных Конституцией РФ. Это в полной мере соответствует ст. 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ субъ­екты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

При решении вопросов организации государственной власти подавляющее большинство субъектов РФ закрепляют в конститу­циях и уставах принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также само­стоятельность каждой власти в пределах своей компетенции.

Однако закрепление в конституции или уставе принципа разде­ления властей не привело повсюду к последовательному решению важного и сложного вопроса о взаимоотношениях между законода­тельной и исполнительной властями. Здесь часто проявлялась тен­денция к установлению определенных форм подотчетности ис­полнительной власти по отношению к законодательной. В ряде субъектов РФ (Алтайский край, Читинская область, Тамбовская область и др.) в уставы были включены положения, по существу, нарушавшие принцип разделения властей и делавшие явный крен в пользу приоритета представительных органов государст­венной власти, что проявлялось в предоставлении этим органам ряда несвойственных им прав. В Республиках Татарстан и Уд­муртия парламент (Государственный Совет) рассматривался в Конституции как высший представительный, законодательный и контрольный орган, вследствие чего кабинет министров нес пе­ред ним ответственность.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г. о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края отметил, что конституционный принцип единства государствен­ной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из фе­деральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодатель­ной власти. Поскольку, согласно Конституции РФ, законодательная и исполнительная ветви власти являются самостоятельными, недо­пустимо, выходя за пределы, предусмотренные Конституцией РФ, закреплять в Уставе нормы, ставящие исполнительную власть в под­чиненное по отношению к представительному органу положение.

Это противоречило бы и ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ, так как созда­вало бы препятствия для реализации ее положения о том, что по оп­ределенным полномочиям федеральные органы исполнительной вла­сти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государствен­ной власти, органы государственной власти в субъектах РФ форми­руются на тех же принципах, что и федеральные.

После принятия этого постановления положение в целом вы­правилось.

Нормами конституций и уставов субъектов РФ закрепляются основы и третьей ветви государственной власти — судебной. По­давляющее большинство субъектов РФ закрепляют положения о судебной власти как о составной части государственной власти на своей территории наряду с законодательной и исполнитель­ной. Эти положения, однако, не относятся к находящимся на территории субъектов РФ федеральным судебным органам.

Конституции и уставы ряда субъектов РФ закрепляют созда­ние конституционных или уставных судов как своих органов го­сударственной власти, т. е. вне какой-либо связи с Конституци­онным Судом РФ, что соответствует Конституции РФ и Феде­ральному конституционному закону.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.