Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации






Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют глав­ным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разде­ления властей, который закреплен во всех конституциях и уста­вах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотно­шениях с исполнительной властью законодательные (представи­тельные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного про­цесса, процедуры рассмотрения вопросов.

В некоторых регионах периодически возникают конфронта-ционные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, как бы выходит на авансцену по­литической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется менее замет­ной, поскольку самые принципиальные вопросы государствен­ной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фунда­ментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.

Федеральные законодательные принципы. Эти принципы закре­плены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В За­коне установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единствен­ным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наимено­вание и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъ­екта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также ус­танавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Федеральным законом установлено, что не менее 50% депута­тов законодательного органа государственной власти субъек­та РФ (в двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропор­ционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в де­путаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответ­ствии с законодательством о выборах.

Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной посто­янной основе, устанавливается законодательным органом само­стоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа де­путатов.

Право законодательной инициативы в законодательном орга­не субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного ор­гана), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общест­венным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

В случае отклонения высшим должностным лицом закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

Полномочия законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно в случае роспуска указанного органа высшим должностным ли­цом или вступления в силу решения соответствующего суда.

Высшее должностное лицо вправе принять решение о досроч­ном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а за­конодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Законодательный орган принимает конституцию (устав) и по­правки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодатель­ное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предме­там совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Прези­дента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с за­конодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.

Законом субъекта РФ утверждается бюджет и бюджеты вне­бюджетных фондов и отчеты об их исполнении, представленные высшим должностным лицом или руководителем высшего ис­полнительного органа государственной власти, устанавливаются порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, порядок управления и распоряжения собственностью субъек­та РФ, порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, утверждается структура исполнительных органов и др.

Если законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного преду­смотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда и после истече­ния данного срока судом установлено, что в результате были соз­даны препятствия для реализации полномочий федеральных ор­ганов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ.

Если же в течение трех месяцев после этого законодательный орган не принял в пределах своих полномочий меры по исполне­нию решений суда, Президент РФ вправе распустить этот орган власти. Полномочия прекращаются со дня вступления в силу ре­шения Президента. Срок, в течение которого Президент вправе вынести предупреждение законодательному органу или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать од­ного года со дня вступления в силу решения суда.

Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с феде­ральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 января 2002 г. признал неконституционным положение Конституции Татарстана, согласно которому пассивным избирательным пра­вом на выборах в Госсовет Республики по административно-тер­риториальным избирательным округам обладают лишь постоян­но проживающие или работающие на территории округа лица.

Решение Суда носит общеобязательный характер для всех анало­гичных норм в других субъектах РФ.

Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть де­путатом Государственной Думы или членом Совета Федерации Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государ­ственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципаль­ные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются консти­туцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных ме­роприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или ад­министративным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или админист­ративной ответственности за высказанное мнение, позицию, вы­раженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномо­чий. Данное положение не распространяется на случаи, когда де­путатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена фе­деральным законом.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля 2002 г. подтвердил свою прежнюю правовую позицию, согласно которой законодатель субъекта РФ, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматри­вать освобождение его от уголовной и административной ответ­ственности, установленной федеральным законом, поскольку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской Федерации.

В то же время Суд указал на необходимость специальных га­рантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий, к числу которых относится публично-право­вой институт парламентской неприкосновенности, призванной оградить депутата от неправомерного вмешательства в его дея­тельность, от попыток оказать на него давление путем привлече­ния или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Конституционный Суд указал на общепризнан­ный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении сроков полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответствен­ности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голо­совании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Но запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответ­ственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно- и административно-процес­суального характера без согласия законодательного органа субъ­екта РФ не соответствует Конституции РФ.

Федеральный судебный контроль.Принципиальный и важный вопрос связан с возможностью федеральных судов, находящихся на территории того или иного субъекта РФ, отменять законы, принятые законодательным органом этого субъекта РФ в случае их противоречия федеральному закону. Длительное время суды по протесту прокуроров объявляли такие законы недействитель­ными, т. е. утрачивающими силу с самого момента их принятия. Конституционный Суд РФ рассматривал запрос по этому вопро­су и установил в постановлении от 11 апреля 2000 г., что суды не вправе объявлять законы субъектов РФ недействительными (это, в частности, нарушает принцип разделения властей, ибо означает вторжение судебной власти в прерогативы парламента). В то же время было признано конституционным объявлять закон субъек­та РФ, противоречащий федеральному закону, недействующим, т. е. не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законода­тельным органом субъекта РФ. При этом, естественно, сохраня­ется конституционное право соответствующих органов и лиц об­ращаться в Конституционный Суд РФ с требованием о проверке конституционности федерального закона или закона субъек­та РФ.

Республики. Наиболее распространенными, общеупотреби­тельными наименованиями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Не­которые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал — парламент в Тыве, Народное Собрание — Халньа Гулам — парламент в Ингушетии и др.). Кон­ституции закрепляют их как высшие законодательные и предста­вительные органы государственной власти.

Представительные органы в республиках избираются на осно­ве всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании. Депутатом, как правило, может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право уча­ствовать в выборах и проживающий в республике. Сроки полно­мочий парламентов колеблются в пределах четырех-пяти лет.

Порядок избрания в законодательный орган иногда отклонял­ся от положений, установленных федеральными законами, что приводило к нарушению важнейшего принципа представитель­ной демократии: равенства голосов избирателей. Так, в Башкор­тостане Законом «О выборах депутатов Государственного Собра­ния» от 13 октября 1994 г. было предусмотрено, что для регистра­ции в избирательном округе кандидата в депутаты требуется собрать в его поддержку подписи не менее 5% от общего числа избирателей округа, хотя по Федеральному закону максимальное число подписей не может превышать 2%. Этим же Законом Баш­кортостана была введена обязанность предоставления в окруж­ную избирательную комиссию списка из не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение в кандидаты в депутаты, хотя Федеральный закон этого не предусматривал.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 21 июня 1996 г. по делу о проверке положений Закона Республики Башкортостан на­помнил, что субъект РФ вправе наряду с основными гарантиями из­бирательных прав граждан, закрепленными Федеральным законом, установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав, ука­зал, что, завысив требования, республиканский закон поставил граж­дан Башкортостана в неравные условия с гражданами других субъек­тов РФ. На этом основании упомянутые положения закона были признаны не соответствующими Конституции РФ.

Нарушение равного участия граждан в избрании представи­тельного органа стало предметом рассмотрения Конституцион­ным Судом РФ дела о проверке конституционности Закона Чу­вашской Республики от 26 августа 1994 г. о выборах депутатов Государственного Совета.

Выборы в Государственный Совет Чувашской Республики прово­дились в марте, мае и июне 1994 г. на основе Закона от 24 ноября

г. «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 20 января 1994 г. При этом из установ­ленного Конституцией Чувашской Республики общего численного состава Государственного Совета, равного 47 депутатам, были избра­ны 44 депутата. Для завершения формирования Государственного Совета на 27 ноября 1994 г. был назначен еще один тур выборов. Од­новременно вновь избранный состав Государственного Совета 26 ав­густа 1994 г. принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон " О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики"». Этим Законом, в частности, было исключено положе­ние о том, что избранным по большинству голосов считается канди­дат в депутаты, получивший при повторном голосовании не менее 25% от числа голосов граждан, внесенных в списки избирателей. 4 декабря 1994 г. в результате проведения последнего этапа повторного голосования на основе Закона в новой редакции были доизбраны все остальные члены Государственного Совета Чувашской Республики.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 10 июля 1995 г. отметил, что Государственный Совет Чувашской Республики был не вправе распространять действие новых норм на регулирование отно­шений по выборам в представительный орган государственной вла­сти Чувашской Республики, который начал формироваться в марте

г. в соответствии с прежним порядком. Новые положения Зако­на изменили правила подсчета голосов в процессе проведения выбо­ров, т. е. когда формирование Государственного Совета еще не за­вершилось. В результате для кандидатов, баллотировавшихся в Госу­дарственный Совет до внесения изменений в Закон, действовали при повторном голосовании одни условия, а для кандидатов, участвовав­ших в следующем туре повторного голосования на основе новой ре­дакции Закона, — другие. Изменением правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов был нару­шен принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов.

Указанные изменения в процедуре выборов в Государственный Совет привели к неравенству граждан при осуществлении ими пас­сивного и активного избирательного права в ходе одних и тех же вы­боров. На их первом этапе к кандидатам в депутаты предъявлялись более высокие требования, что было обусловлено более жесткими нормами прежней редакции Закона относительно числа голосов, не­обходимых для избрания в Государственный Совет. В результате и избиратели не смогли в ряде случаев на равных основаниях реализо­вать свое право на представительство в законодательном органе Чу­вашской Республики. Таким образом, был нарушен принцип равен­ства граждан, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, который оп­ределяет равный правовой статус граждан при осуществлении ими любых прав, в том числе предусмотренного ст. 32 Конституции РФ права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Нарушение принципа равенства избирательных прав при формиро­вании законодательного органа является отступлением от общих принципов организации представительных органов власти субъек­тов РФ (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) и, следовательно, может поста­вить под сомнение легитимность принимаемых ими решений.

Нормативные положения постановлений Конституционного Суда РФ сохраняют силу и значение, хотя субъекты внесли изме­нения в свои правовые акты. Представительные органы респуб­лик являются однопалатными. Смысл разделения парламента на две палаты в некоторых республиках (Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карелия, Якутия) сводится к распределению полномо­чий между ними по принципу «сенат — нижняя палата», причем «верхняя» палата работает на непостоянной основе, а вторая — на постоянной. Палаты двухпалатного органа обычно заседают раз­дельно, а на совместные заседания собираются для заслушивания посланий и докладов высшего должностного лица субъекта, по­сланий конституционного суда, докладов правительства и других вопросов, предусмотренных конституцией субъекта.

Структура отдельных парламентов отличается необычностью. Так, в Республике Тыва представительная система состоит из Верховного Хурала и Великого Хурала, причем первый выполня­ет обычные парламентские функции, а второй обладает исклю­чительным правом вносить изменения и дополнения в Конститу­цию Республики.

Численный состав парламентов определяется Конституциями и законами республик, а следовательно, определяется на основе норм представительства, соответствующих размеру территории и численности населения каждой республики. Работа парламентов строится в соответствии с регламентами, на основе проведения сессий, число которых обусловливается необходимостью, но обычно не реже двух раз в год.

Руководящие органы представительных органов республик включают председателя и его заместителей, избираемых парла­ментом или палатой, и некоторых других лиц (в Саха (Якутия), например, избирается постоянный Секретарь палаты). В некото­рых республиках избирается президиум парламента, который включает Председателя, его заместителей и председателей коми­тетов парламента. Из числа депутатов образуются постоянные комитеты (комиссии), которые рассматривают законопроекты, осуществляют контроль за исполнением законов и других реше­ний парламента. Депутаты входят также в разного рода ревизион­ные, мандатные и иные специальные комиссии. В Дагестане пар­ламентом образуется счетная палата, функцией которой является контроль за исполнением бюджета.

Деятельность парламентских учреждений в существенной сте­пени зависит от взаимодействия или борьбы партийных фракций и групп. В регламентах определяются критерии и порядок созда­ния таких политических образований, их участие в руководящих органах и влияние на организацию работы.

В конституциях республик подробно регламентируется зако­нодательный процесс. Право законодательной инициативы, как правило, принадлежит депутатам, главе государства, правительст­ву, прокурору, высшим судебным органам и конституционному суду республики, органам местного самоуправления. Это право также предоставляется профсоюзам в лице республиканского Со­вета профсоюзов (Мордовия, Карачаево-Черкесия, Татарстан), партиям и общественным объединениям (Кабардино-Балкария), общественным организациям (Карелия), съезду и народу (Коми). Есть и другие особенности.

Законы проходят несколько стадий обсуждения, включая ко­митеты и комиссии, и принимаются парламентом простым боль­шинством голосов. Затем в установленный срок они направляют­ся главе республики (президенту) для подписания и опубликова­ния. При этом глава республики обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено двумя третями голосов де­путатов парламента. Но и здесь есть некоторые особенности.

Края, области и другие субъекты РФ. Представительная систе­ма этих субъектов Федерации принципиально ничем не отлича­ется от республиканской. Аналогичны или схожи роль законода­тельных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Но есть и некоторые от­личия.

Все основные вопросы организации и деятельности законода­тельных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и за­конах. Наименования законодательных органов различны (Госу­дарственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, городская Дума (г. Москва), Законодательное Собрание и др.). Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе все­общего, равного и прямого избирательного права при тайном го­лосовании. Обычный срок — четыре года.

Порядок образования представительных органов в краях и об­ластях, имеющих в своем составе национальные округа, отлича­ется некоторыми особенностями.

Большинство законодательных органов рассматриваемых субъектов РФ являются однопалатными. Однако есть и двухпа­латные (Свердловская область), причем выборы в одну палату проводятся на основе пропорционального представительства, а в другую — на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Компетенция законодательных органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и мест­ного самоуправления, экономического и социального развития и др.

Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не от­личаются от республиканских. Они также формируют постоян­ные комитеты и комиссии, избирают председателя и заместите­лей и т. д. Их законодательные акты обязательны для исполне­ния всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории данного субъекта РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.