Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учёт финансовых результатов.






Финансовый результат деятельности организации определяется как разница между доходами и осуществленными в связи с получением доходов расходами.

Понятие, порядок признания в бухгалтерском учете и классификация доходов и расходов определены в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:


  • сумм налога на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины;

  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

  • задатки;

  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

  • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.


Доход (выручка) признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:


  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из ‑ ­

  • конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

  • сумма выручки может быть определена;

  • имеется уверенности в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.


В Положении приводится перечень документов, в которых раскрывается информация о доходах (выручке) и какая информация подлежит включению в них. [7]

К доходам предприятия относятся определяемые на основании пер‑ ­

вичных документов и документов налогового учета доходы от реализа‑ ­

ции и прочие доходы.
Рисунок 1 – Состав доходов предприятия
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг). Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 «Продажи»;

‑ ­

б) прочие поступления.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

В соответствии и ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признаются расходами организации выбытие активов:


  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.


Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:


  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции ‑ ­

  • произойдет уменьшение экономических выгод организации.


В Положении приводятся документы, в которых раскрывается информация о расходах, и какая информация подлежит включению в них. [8]

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

1.
расходы по обычным видам деятельности;

2.
прочие расходы.


Если в момент признания дохода организация еще не может признать и оценить все расходы, понесенные в связи с его получением, то такой доход признается относящимся к будущим периодам. В частности, к подобным доходам относятся доходы от безвозмездного поступления активов, предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы, разницы между суммами, подлежащими взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей и др. При наступлении периода, когда доходы для выявления финансового результата могут быть соотнесены с соответствующими им расходами, доходы будущих периодов признаются в качестве текущих доходов. Например, доходы по безвозмездно поступившему имуществу списываются на счет текущих доходов пропорционально стоимости безвозмездно полученного имущества, признаваемой в качестве расхода: по основным средствам — пропорционально начисленной амортизации, по оборотным активам — единовременно, в момент списания на затраты стоимости материалов или списания на счет учета продаж стоимости товаров.

К расходам будущих периодов относятся суммы затрат, признанные (начисленные) в бухгалтерском учете в соответствии с установленным порядком, но не имеющие отношения к формированию расходов отчетного периода. Кроме того, затраты признаются относящимися к будущим периодам и распределяются между последующими периодами в случае, когда расходы, сформированные этими затратами, обусловливают получение доходов в ‑ ­

течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется опосредованно.

2.
Формирование и учет финансового результата


Финансовый результат предприятия характеризует состояние собственного капитала за отчетный период.

Конечный финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.

Прибыль (убыток) отчетного периода определяется ежемесячно путем сопоставления всех доходов и расходов, принятых к учету. Если полученные доходы превышают произведенные в отчетном периоде расходы, то получена прибыль, иначе - убыток. [14]

При формировании конечного финансового результата учитываются:

1.
Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности

2.
Прибыль (убыток) от прочих операций

3.
Доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли (налог на прибыль, налоговые санкции).


Формирование финансового результата в соответствии с Планом счетов осуществляется на основе применения счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Наиболее важной составляющей является финансовый результат от обычной деятельности, именно он показывает результаты работы предприятия, с помощью него принимается решение, осуществлять ли данную деятельность в дальнейшем. [21, 154]

Счет 90 «Продажи» предназначен для систематизации и накопления информации о доходах и расходах по ведению обычных видов деятельности организации. На нем формируется финансовый результат от основной деятельности, составляющей основную цель создания организации.

‑ ­

На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость: готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг промышленного характера; покупных изделий (приобретенных для комплектации); строительных, монтажных, проектно-изыскательских, геологоразведочных, научно-исследовательских и тому подобных работ; товаров; услуг по перевозке грузов и пассажиров; транспортно-экспедиционных и погрузочно-разгрузочных операций.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары»).

Счет 90 имеет 6 субсчетов.

На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой. На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж. На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика). На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров). Если организация является плательщиком экспортных пошлин, то дополнительно открывается субсчет 90-5 «Экспортные пошлины». Субсчет 90-9 «Прибыль(убыток) от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Можно открывать и другие субсчета, например, по управленческим расходам, коммерческим расходам за период и т.п.

По кредиту счета отражается выручка от продаж, а по дебету- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также продажи (перепродажи) товаров.

Порядок определения себестоимости зависит от методов учета затрат на производство.

‑ ­

При использовании метода полной себестоимости, себестоимость продукции определяют путем списания по окончании каждого месяца косвенных расходов в дебет счета 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

При использовании метода неполной себестоимости условно-постоянные расходы непосредственно списываются в дебет счета 90.

Финансовый результат по обычным видам деятельности определяется в конце каждого отчетного периода, путем сопоставления кредитового и дебетового оборотов по субсчетам, т.е. как разница между выручкой от реализации и себестоимостью данной продукции (работ, услуг).

Если в качестве финансового результата предприятие получило прибыль, то она отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с дебитом счета 90 «Продажи». Если результатом деятельности организации является убыток, то он отражается в дебете счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи». По счету 90 «Продажи» делаются следующие корреспонденции:
Таблица 1 – Корреспонденции по счету 90 «Продажи»

Дебет Кредит Содержание операции
1 2 3
62 90-2 90-2 90-2 90-3 90-9 99 90-1 20 26 44 68 99 90-9 -отражена выручка от продажи готовой продукции(работ, услуг) с учетом НДС; -списана фактическая себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг; -списаны общехозяйственные расходы на реализацию; -списаны коммерческие расходы на себестоимость реализованной продукции; -начислен НДС с выручки от реализации товара; -получена прибыль от реализации; -списан убыток от реализации.


‑ ­

Практически на каждом предприятии имеет место прочая деятельность. Зачастую она существенным образом корректирует финансовый результат организации за отчетный период. Для обобщения информации об прочих доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы и расходы».

К этому счету могут быть открыты субсчета: 91-1 «Прочие доходы»; 91-2 «Прочие расходы»; 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», закрываются внутренними записями на субсчет 91-9. Затем закрывается субсчет 91-9 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». На первое число нового года остатка по этому счету быть не должно.

Наиболее распространенной прочей деятельностью является предоставление в аренду активов.

Прежде всего, речь идет об аренде объектов основных средств, осуществляемой организациями, для которых аренда не является уставным (обычным) видом деятельности. То есть такая схема применяется теми организациями, которые имеют возможность (или вынуждены) сдавать в аренду временно неиспользуемые объекты основных средств (чаще всего здания, сооружения и помещения).

Доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду относятся к прочим доходам (расходам) организации. Но только в том случае, если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации.

На счете 91 в составе прочих доходов и расходов также отражаются результаты от продажи и прочего выбытия: основных средств; нематериальных активов; материалов; другого имущества организации (кроме готовой продукции и товаров). По счету 91 «Прочие доходы и расходы» делаются следующие корреспонденции:
‑ ­

Таблица 2 - Корреспонденции по счету 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет Кредит Содержание операции
60 76-2 76-3 76-4 91-2 91-2 91-2 91-2 91-2 91-1 91-1 91-1 91-1 52 59 68 76-2 20(23, 25) -отнесена на доходы невостребованная кредиторская задолженность; -получен доход в виде неустойки за нарушение договора в пользу организации; -получен доход, связанный с передачей имущества в аренду -по истечении трех лет отнесена на доходы организации невостребованная заработная плата; основных средств; -отражена отрицательная курсовая разница; -создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов; -начислен налог на имущество; -начислены суммы пеней, штрафов. -учтены расходы, связанные с продажей имущества


Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.

Счет 99 активно-пассивный, сальдо его показывает нарастающим итогом финансовый результат, полученный с начала года до отчетного периода. По дебету счета 99 отражают убытки (потери, расходы), а по кредиту прибыль (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период и показывает конечный финансовый результат отчетного периода. Сальдо как разница между суммами оборотов может быть дебетовым (конечный финансовый результат убыток) или кредитовым (прибыль). Доходы и расходы, прибыли и убытки регистрируются нарастающим итогом с начало отчетного года, следовательно, счет 99 отражает динамику процесса получения прибыли.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются прибыль или убыток от обычных видов деятельности, отражается сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Непосредственно на счете 99 ‑ ­

«Прибыли и убытки» отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, или так называемые чрезвычайные доходы и расходы - например, потери от стихийных бедствий, национализации имущества, пожара.

Наконец, в течение отчетного года непосредственно по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются начисленные платежи по налогу на прибыль, платежи по перерасчетам по данному налогу из фактической прибыли и различные налоговые санкции.

В результате на счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль организации - основа для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Аналитический учет на счете 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках. По счету 99 «Прибыли и убытки» делаются следующие корреспонденции:
Таблица 3 – Корреспонденции по счету 99 «Прибыли и убытки»

Дебет Кредит Содержание операции
90-9 99 91-9 99 99 99 99 99 90-9 99 91-9 68 68 84 -выявлена прибыль от обычных видов деятельности -выявлен убыток от обычных видов деятельности -выявлен финансовый результат (прибыль) по прочим доходам и расходам - выявлен убыток по прочим доходам и расходам -начислен налог на прибыль -отражена сумма налоговых санкций -отражена чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года


Перед составлением годового отчета нужно провести реформацию баланса. Она заключается в том, что бухгалтер закрывает счета, где учитывались финансовые результаты, то есть сводит их сальдо к нулю. Это делается для того, чтобы в новом году фирма могла начать вести учет «с новой страницы», не оглядываясь на старые записи.

‑ ­

Реформация баланса должна быть проведена по состоянию на 31 декабря. Этой датой бухгалтер закрывает счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». [20, 93]

Чтобы узнать, как организация работала в отчетном году, бухгалтер должен сопоставить годовые дебетовые и кредитовые обороты по счету 99.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.