Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа конституционных прав и свобод






В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли сво­его постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, граж­данином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публич­ной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, рука­ми, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным. Это акт природы, а при религиозном подходе — Творца. Сово­купность основных, т. е. неотчуждаемых, прав это и есть естест­венное право.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свобо­ды. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а пото­му неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для под­держания условий реализации свободы. Государство через зако­ны закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закреп­ление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Конституционные права и свободы — это не все права и сво­боды, которыми обладает человек, а только основные, или фунда­ментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конститу­ции РФ (ч. 1 ст. 55) по этому поводу говорится: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще­признанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что ес­ли бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формули­ровку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами по­нимаются наиболее важные права и свободы человека и граждани­на, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным эле­ментом конституционных правоотношений. Эти правоотноше­ния возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основ­ные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гра­жданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, кото­рые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.

В то же время конституция связывает основные права и сво­боды с обязанностями человека и гражданина. Совокупность ос­новных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении ка­ждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.

Понимание отношений человека и государства как правоот­ношений не означает тотальной зарегламентированное™. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении за­щиты своих прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и госу­дарство «выясняют отношения» по поводу конституционных обя­занностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

конституционно-судебный механизм (конституционные су­ды);

судебная защита (суды общей юрисдикции и арбитражные суды);

административные действия органов исполнительной вла­сти;

законная самозащита человеком своих прав;

международно-правовой механизм.

В ряде стран этот механизм носит более разветвленный харак­тер, будучи дополнен административной юстицией (администра­тивные суды, квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), а также тру­довой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе и между работниками и государством). Однако в Российской Фе­дерации эти формы правозащитной деятельности государства по­ка не получили развития, административные споры рассматрива­ются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.