Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Колледж геодезии и картографии миигаик методический кабинет « 20 » 07 2009 инв






Колледж геодезии и картографии МИИГАиК

  МЕТОДИЧЕСКИЙ   КАБИНЕТ   «20» 07 2009 Инв. № 1346

 

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ

Методические указания

и контрольное задание №3

для студентов заочного отделения

образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по специальности

020501 «Картография»

 

 

 

Москва

Одобрено Предметно-цикловой комиссией «Картографии, географии и компьютерных технологий»   Председатель   ____________ Акимкина Н.В. Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 020501 «Картография »   Зам. директора по МР   _____________ Семенов Л.И.  

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ

 

Автор: Акимкина Н.В.., преподаватель колледжа

Рецензент

Редактор: Морозова Л.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические указания и контрольное задание № 3 по учебной дисциплине «Составление тематических карт» предназначены для студентов 5 курса заочной формы обучения по специальности 020501 «Картография». Они составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования.

Курс «Составление тематических карт» не является изолированным, а опирается на раннее изучаемые курсы «Картоведенье», «Составление общегеографических карт». Следует также отметить, что данные методические указания вначале обеспечивают возможность изучить общие положения по проектированию, редактированию, составлению и оформлению тематических карт, классифицировать эти карты, определять способы картографического изображения явлений на тематических картах, проектировать и составлять тематические атласы, рассматривать вопросы аэрокосмического картографирования. Затем наибольшее внимание уделить вопросам социально - экономического картографирования. Курс «Составление карт природы» также изучается на пятом курсе и неразрывно связан с курсом «Составления социально экономических карт»

Вопросы социально – экономического характера особенно остро стоят в России в связи с преобразованиями общественного строя, разноплановыми проблемами общественной жизни и производства, внутренних и внешних политических, социальных и экономических отношений и процессов. В связи с этим повышается роль социально – экономического картографирования.

Особая роль отведена в данной методической разработке экономическому картографированию.

Дисциплина «Составление тематических карт» включает 8 разделов: «Общие положения по проектированию, редактированию, составлению и оформлению тематических карт». «Карты природных явлений», «Карты общественных явлений», «Геологическое картографирование», «Проектирование, редактирование, составление и оформление тематических и комплексных атласов», «Аэрокосмическое картографирование», «Специальное (прикладное) картографирование», «Основные направления и перспективы развития современной картографии в России».

Для усвоения практических навыков в курсе «Составление тематических карт» предусмотрены:

а) 5 практических работ:

-анализ тематической карты по элементам содержания и вычерчивание её макета компоновки.

-проведение отбора элементов содержания общегеографической основы либо для экономической, либо гипсометрической, либо политико-административной карты.

-определение способов картографического изображения явлений на тематических картах

-анализ содержания регионального атласа субъекта РФ по природным, экологическим и социально-экономическим аспектам.

-изучение содержания Национального атласа России в 4-х томах.

б) 1 лабораторная работа

Способы картографического изображения тематического содержания (значки, картодиаграмма, качественный фон, картограмма).

Итоговый контроль занятий предусмотрен в виде устного экзамена. Студент должен знать ответы на вопросы для самопроверки.

Программой предусмотрены самостоятельная работа студентов и установочный курс лекций в объёме 30 часов (15 часов – теория и 15часов – практические и лабораторные работы). На лекционных занятиях будут освещены лишь основные вопросы изучаемой дисциплины, причем особое внимание будет уделено наиболее сложным проблемам. Значительная часть вопросов рассматривается студентами самостоятельно в период между сессиями.

Работу над курсом «Составление тематических карт» следует начинать с ознакомления учебной программы, необходимой литературой и «Методическими указаниями к самостоятельному изучению разделов тем».

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Введение.

 

Определение тематической карты. Объекты и явления, отображаемые на тематических картах. Особенности тематического картографирования.

 

Раздел 1. Общие положения по проектированию, редактированию, составлению и оформлению тематических карт.

Тема 1.1. Классификация тематических карт. Элементы содержания тематических карт. Практическая работа №1.

Тема 1.2. Особенности проектирования тематических карт. Программа тематической карты. Авторский оригинал, макет, эскиз.

Тема 1.3. Особенности редактирования тематических карт. Редакционный план карты.

Тема 1.4. Особенности составления тематических карт. Практическая работа №2.

Тема 1.5. Особенности оформления тематических карт. Элементы картографического дизайна.
Тема 1.6. Язык тематических карт. Способы картографического изображения явлений на тематических картах. Практическая работа №3.

Раздел 2. Карты природных явлений.

Тема 2.1. Разнообразие карт природы и подходы картографирования. Классификация карт природы.

Тема 2.2. Гипсометрические карты особенности их редактирования, составления и оформления.

 

Раздел3. Карты общественных явлений.

Тема 3.1. Социально – экономические карты, их классификация, виды, типы, структуры отображаемых объектов.

Тема 3.2. проектирование, редактирование, составление и оформление социально – экономических карт.

Тема 3.3. Политические, политико–административные и административные карты; особенности их проектирования, редактирования, составления и оформления.

Тема 3.4. Экономические карты, их классификация, проектирование, редактирование, составление и оформление; статистические источники.

Тема 3.5. Учебные карты, их классификация, особенности проектирования, редактирования, составления и оформления.

Тема 3.6 Туристские карты, особенности их проектирования, редактирования, составления и оформления.

Тема 3.7 Карты социальной инфраструктуры, их классификация, виды, типы, способы отображения объектов и явлений.

Тема 3.8. Исторические карты, их классификация, особенности проектирования, редактирования, составления и оформления.

 

Раздел 4. Геоэкологическое картографирование.

Тема 4.1. Класификация геоэкологических карт.

Тема 4.2. Научно методические основы, источники информации и современные технологии в геоэкологическом картографировании.

Тема 4.3. Виды геоэкологических карт.

 

Раздел 5.Проектирование, редактирование, составление и оформление тематических и комплексных атласов.

Тема 5.1. Определение тематических и комплексных атласов, их классификация.

Тема 5.2. Особенности проектирования, редактирования, составления и оформления тематических и комплексных атласов.

Тема 5.3. Важнейшие тематические и комплексные атласы. Национальный атлас России. Практическая работа №5.

Раздел6. Аэрокосмическое картографирование.

Тема 6.1. Историческая справка о развитии аэрофотосъемки и космической съемки.

Тема 6.2. Фонд космических снимков и их дешифрирование. Создание космофотокарт.

Раздел7. Специальные карты.

Тема 7.1. Карты тематического назначения. Функциональные типы карт.

 

Раздел 8. Основные направления и перспективы развития современнойкартографии России. Основные картографические произведения. Международное сотрудничество в области картографии.

Лабораторная №1.

Литература. Приложение.

1.Берлянт А.М. «Картоведенье» -М, Аспект-Пресс, 2003

2.Берлянт А. М. «Картографический словарь»- М, Научный мир, 2005

3.Евтеев О.А. «Проектирование и составление социально экономических карт». Издание МГУ 1999г.

4.КочуровБ.И. «Геоэкологическое картографирование» - М, изд. Центр академии, 2009г.

5.Колосова Н.Н., Чурилова Е.А., Кузьмина Н.А., «Картография с основами топографии» - М, «Дрофа», 2006г.

6.Фокина Л.А. «Картография с основами топографии», М, Владос, 2005г.

7.Билич, Васмут А.С. «Проектирование и составление карт» изд. «Недра», М, 1984г.

8.А.В. Востокова, С.М. Кошель, Л.А. Ушакова «Оформление карт. Компьютерный дизайн» М, изд. Аспект пресс 2002г.

9.И.П.Заруцкая, Н.В. Красильникова «Проектирование и составление карт природы» изд. МГУ 1989г.

10.Т.Г.Сваткова «Атласная Картография» изд. Аспект пресс, М, 2002г.

11.А.В.Бородко, В.П.Савиных «Геодезия, картография, геоинформатика,

Кадастр» энциклопедия 1, 2т., М, Геодезкартизд.. 2008г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.