Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Глава II. Санкхья йога. Йога мудрости.






    1 Познавший высокую боль состраданья,
    От Кришны услышал он речь назиданья:

    2 «Как можно пред битвою битвы страшиться?
    Смятенье твое недостойно арийца,
    Оно не дарует на поприще брани
    Небесного блага и славных деяний.

    3 Отвергни, о Арджуна, страх и бессилье,
    Восстань, чтоб врагов твои стрелы разили!»

    4 Тот молвил: «Но как, я нарушу войнов законы,

    Как в Бхишму стрелять и в наставника Дрону?


    5 Чем их убивать, – столь великих деяньем,

    Не лучше ль в безвестности жить подаяньем?
    Убив наших близких, мы станем ли чище?
    О нет, мы вкусим окровавленной пищи!

    6 Еще мы не знаем, что лучше в сраженье, -
    Врагов победить, иль познать пораженье.
    Мы жизнью своей наслаждаться не сможем,
    Когда Дхритараштры сынов уничтожим.

    7 Я твой ученик, ты учил меня долго,
    Но в суть не проник я Закона и Долга.
    Поэтому, я вопрошаю, могучий,
    Ты должен мне ясно ответить - что лучше?

    8 Мне счастье не даст, ибо сломлен скорбями,
    Над смертными власть или власть над богами -

    9 Ничтожны, за них я сражаться не стану!» -
    Сказал и замолк, в сердце чувствуя рану.

    10 А Кришна, с улыбкой загадочной глянув,
    Ответил тому, кто скорбел между станов:

    11 «Мудрец, исходя из законов всеобщих,
    Не должен жалеть ни живых, ни усопших.

    12 Мы были всегда, и подобно всем людям,
    Вовеки и впредь мы живыми пребудем.

    13 Как в теле, что нам в сей юдоли досталось,
    Сменяются детство, и зрелость, и старость,
    Сменяются наши тела, и смущенья,

    Не ведает мудрый в ином воплощенье.

    14 Есть в чувствах телесных и радость и горе,
    Есть холод и жар, но пройдут они вскоре,
    Мгновенны они… О, не будь с ними связан,
    О Арджуна, ты обуздать их обязан.

    15 Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин,
    Кто стоек в несчатье, кто в счастье спокоен.

    16 Скажи - где начало и где основанье
    Несуществованья и существованья?
    Лишь тот, кому мира открылась основа,
    Увидит границу того и другого.

    17 Где есть бесконечное нет прекращенья,
    Не знает извечное уничтоженья.

    18 Тела преходящи, мертва их отдельность,
    Лишь вечного Духа жива беспредельность.
    Не плачь же о тех, кто слезы не достоин,
    И если ты воин, сражайся как воин!

    19 Кто думает, будто бы он есть убийца,
    И тот, кто в бою быть убитым боится -
    Равно не разумны, равно не бывают -
    И тот, кто убил, и кого убивают.

    20 Для Духа нет смерти, как нет и рожденья,
    И нет сновиденья, и нет пробужденья,

    Извечный, к извечной стремится Он цели,
    Пусть тело мертво, Он живет в новом теле.

    21 Кто понял что Дух вечно был, вечно будет,
    Тот сам не убьет, и убить не принудит.

    22 Смотри - обветшавшее платье мы сбросим,
    А после другое наденем и носим.
    Так Дух, обветшавшее тело откинув,
    В другом воплощается, старое скинув.

    23 В огне не горит он, и в море не тонет,
    Не гибнет от стрел, и от боли не стонет.

    24 Он неопалимый, и неуязвимый,
    И неувлажняемый, неиссушимый.
    Он всепроникающий и вездесущий,
    Недвижный, устойчивый, вечно живущий.

    25 А если он есть, и не зрим и не явлен,
    Зачем же страдаешь ты скорбью подавлен?

    26 Но если бы даже ты жил с убежденьем,
    Что Дух подлежит и смертям и рожденьям,

    27 Тебе и тогда горевать не годится -
    Рожденный умрет, а мертвец возродится.

    28 И должен ли ты предаваться печали,
    Поняв, что не явленны твари в начале,
    Становятся явленными в середине,
    Неявленность вновь обретя при кончине.

    29 Кто Духа не видел, подумает - чудо!
    И тот, кто увидел, подумает - чудо!
    А третий о нем с изумленьем внимает,
    Но даже внимающий не понимает, -

    30 Всегда он бессмертен, в любом воплощенье.
    Так может ли смерть принести огорченье?

    31 Исполни свой долг, назиданье усвоя-
    Воитель рожден ради правого боя.

    32 Воитель в сраженье вступает, считая,
    Что это ворота отверстые рая.

    33 А если от битвы откажешься правой,
    Ты, грешный, расстанешься с честью и славой.

    34 Ты будешь позором покрыт, а бесчестье
    Для воина горше, чем гибель в безвестье.

    35 Отважные скажут - «Он струсил в сраженье».
    Презренье придет, и уйдет уваженье.

    36 Издевку и брань ты услышишь, к тому же,
    От недругов злобных. Что может быть хуже!

    37 Убитый – достигнешь небесного сада,
    Живой – на земле насладишься, как надо.

    Поэтому, Арджуна, встань, и решенье
    Прими, и вступи, многомощный, в сраженье!

    38 Признав, что удача подобна потере,
    Что горе и счастье равны в полной мере,
    Признав, что победе равно пораженье,
    В сраженье вступи, чтоб не впасть в прегрешенье!

    39 Услышал ты доводов разума много,
    Внемли, чему учит светлая йога.
    К законам ее приобщится готовый,
    Возмездия Кармы разрушишь оковы.

    40 На этом пути все усилья успешны,
    Утешны они, потому что безгрешны.
    И смерть не страшна, если даже досталось
    Тебе в этой благости самая малость.

    41 На этом пути разум целен и прочен,
    У прочих - безволен, расплывчат, неточен.

    42 Начетчики, веды трактуя пристрастно,
    Болтают цветисто - «Лишь небо прекрасно!

    43 Исполните все предписанья, обряды –
    Достигнете власти и райской отрады!»

    44 Но разум, что к власти исполнен пристрастья,
    Не знает cамадхи - покоя и счастья.

    45 Относятся Веды к трем гунам – к трем свойствам
    Природы со всем ее бренным устройством.
    Отвергни три гунны, стань вольным и цельным,
    Избавься от двойственности - с Беспредельным
    Сольешься и собственности ты не захочешь,
    Преданность Сущности Вечной упрочишь.

    46 Нам веды нужны лишь как воды колодца,
    Чрез их глубину Вечный Дух познается.

    47 Не желая плодов совершай ты деянья,
    А ради плодов прекрати ты страданья.
    К плодам не стремись, не нужна их услада,
    Однако бездействовать тоже не надо.

    48 Несчастье и счастье – земные тревоги –
    Забудь. Пребывай в равновесии – в йоге.

    49 Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
    А люди, что жаждут удачи ничтожны.
    Грехи и заслуги отвергни ты разом,
    Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.

    50 Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,
    Достигнешь бесстрастья и освобожденья.

    51 Когда к заблужденьям не будешь причастен,
    Ты станешь от них отрешенный. Бесстрастен

    52 К тому, что услышишь, к тому, что услышал, -
    Из дебрей иллюзий к свободе ты вышел.

    53 И если твой разум взойдет над писаньем,
    Ты к йоге придешь, утвердясь созерцаньем».

    54 Сын Кунти спросил: «Есть ли признак, примета
    У тех, кто достиг созерцания Света?
    Какие поступки, слова и дороги
    У мудрого, блага достигшего в йоге?»

    55 Ответствовал Кришна - мудрец богородный:
    «Когда человек, от желанья свободный,
    Привержен лишь радости, в нем заключенной,
    Тогда он святой, от всего отрешенный.

    56 Кто в счастье спокоен и стоек в несчастье,
    Не ведает гнева, и страха, и страсти,

    57 И не ненавидит, и не вожделеет,
    Тот к йоге всей сутью своей тяготеет.

    58 И если, как лапы свои черепаха,
    Вбирает он чувства свои, чтоб от праха
    Отвлечь их, от вкуса к бездушным предметам, -
    Его ты узнаешь по этим приметам.

    59 Предметы уходят, предел им назначен,
    Но вкус к ним еще мудрецом не утрачен,
    Он вкус к наслажденьям в себе уничтожит,
    Как только увидеть он Высшее сможет.

    60 Но даже идущий путем наилучшим,
    Порой подчиняется чувствам кипучим,

    61 Лишь их обуздав, он придет к Высшей Цели,
    И станет свободным, безвольный доселе.

    62 Где чувства господствуют – там вожделенье,
    А где вожделенье – там гнев, ослепленье,

    63 А где ослепленье – ума угасанье,
    Где ум угасает – там гибнет познанье,
    Где гибнет познанье, да ведает всякий –
    Там гибнет дитя человечье во мраке.

    64 А тот, кто добился над чувствами власти,
    Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
    Кто их навсегда подчинил своей воле,
    Достиг просветленья, избавясь от боли.

    65 И сердце с тех пор у него беспорочно,
    И разум его утверждается прочно.

    66 Вне йоги к разумным себя не причисли,
    В неясности нет созидающей мысли,
    Вне творческой мысли нет мира, покоя.
    А где вне покоя и счастье людское?

    67 То сердце, что радостей алчет и просит,
    У слабого духом сознанье уносит,
    Как ветер стремительно и невозбранно
    Уносит корабль по волнам океана.

    68 Так знай же, могучий на битвенном поле, -
    Там разум и мудрость, где чувства в неволе.

    69 Все то, что для всех сновиденье, есть бденье
    Того, кто свое пересилил хотенье,
    А бденье всего, что познало рожденье,
    Для истинно мудрого есть сновиденье.

    70 Спокоен он как океан полноводный,
    Хоть рекам - желаньям есть доступ свободный
    К душе мудреца, но прибудет в нирване,
    Подвижник, отринув любое желанье.

    71 Свободный от самости, верной тропою,
    Придет он, поправ вожделенье, к покою.

    72 Он Высшего Духа постиг состоянье,
    C Ним слитый, отвергнет дурное деянье.
    И если прибудет он в Нем при кончине,
    Обрящет свободу он в Высшем отныне!»

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.