Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-опытный участок






Ключевые понятия. Учебно-опытный участок как база обучения био­логии (организация, отделы и виды работ учащихся).

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и обосновы­вать функции учебно-опытного участка. 2. Характеризовать отделы учеб­но-опытного участка. 3. Применять теоретические знания для составле­ния модели учебно-опытного участка.

Учебно-опытный участок является базой для опытнической работы учащихся. Работая на нем они закрепляют свои знания по биологии на живых растениях и животных, получают ясные по­нятия о главнейших агрономических приемах возделывания сель­скохозяйственных растений и уход за животными и умения рабо­ты с ними по определенной системе. Работа на участке должна воспитывать у учащихся организационные, коллективные навы­ки, культуру труда и эстетические чувства.

На учебно-опытном участке проводят уроки по ботанике и общей биологии осенью и весной и практические занятия в 5 — 7 классах по сельскохозяйственному труду, внеурочные работы по постановке опытов и наблюдений летом, осенью и весной, заго­товку раздаточного и демонстрационного материала к урокам бо­таники, зоологии и общей биологии. На участке работают кружки юных натуралистов и организуются общешкольные внеклассные мероприятия: «День урожая», «День птиц» и т.д.

На учебно-опытном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные, дикорастущие. Участок должен иметь девять отделов.

1. Плодово-ягодный сад с питомником служит для ознакомле­ния учащихся с многообразием видов, разновидностей сортов плодово-ягодных древесных, кустарниковых и травянистых рас­тений, их биологическими особенностями, а также для приобре­тения умений и навыков по выращиванию и уходу за садовыми растениями.

2. Отдел овощных и полевых культур (в системе севооборота) — для выращивания районированных и перспективных в данной местности сортов растений и проведения соответствующих опы­тов над ними. Выращивать растения необходимо в системе опре­деленных севооборотов. При проведении опытной и исследова­тельской работы на учебно-опытном участке очень важно свое­временно проводить наблюдения и четко вести записи.

3. Декоративный (цветник) отдел, располагающийся у входа или в центре участка, вокруг площади, в котором должны быть однолетние, двулетние и многолетние растения, а также некото­рые кустарники (сирень, розы, жасмин и т.д.). Одним из условий планировки цветочного оформления является простота его худо­жественного замысла, четкость и ясность рисунка, строгий под­бор с условием биологических особенностей декоративных расте­ний. Чтобы цветник имел непрерывное цветение с весны до осе­ни, необходимо подбирать растения с разными сроками цвете­ния, используя только многолетники или сочетая их с однолетни­ками.

4. Отдел биологии растений имеет учебное значение для бота­ники, общей биологии и зоологии. Здесь ставят опыты, выясняю­щие важнейшие биологические закономерности. В отдел входят «живой гербарий» (посев и посадка цветков растений из важней­ших семейств), дарвиновская площадка, ящики для наблюдения роста корневой системы. Задача «живого гербария» — определить таксономические единицы по характерным особенностям пред­ставителей наиболее важных семейств.

5. Отдел начальных классов представлен культурными и дико­растущими растениями, которые наиболее часто встречаются на территории региона. Этот отдел по площади небольшой, ибо уча­щимся этого возраста трудно ухаживать за растениями.

6. Дендрологический отдел. Его значение велико для создания массива древесных растений на территории школы и выполнения опытнической работы по изучению отдельных видов, разновид­ностей и форм древесно-кустарниковых растений.

7. Защищенный грунт организуется для ознакомления учащих­ся с техникой выращивания рассады и ранних овощей, обеспече­ния учебно-опытного участка рассадой овощных и цветочных ра­стений.

8. Метеорологическая площадка знакомит учащихся с приема­ми изучения явлений природы, стимулирует у них интерес к при­роде, воспитывает наблюдателей природы и погоды.

9. Зоологический отдел. Здесь могут содержаться голуби раз­личных пород, кролики, куры и другие. Эти животные удобны для опытов и наблюдений по разделу «Животные» и «Человек» (авитаминоз, рефлексы) и особенно «Общая биология» (породы, отбор, изменчивость, скрещивание, воспитание). В этом отделе можно организовать инсектарий. Если имеется небольшой водо­ем, то важно организовать работу по разведению гидр, моллюс­ков, рыб, земноводных. В этом же отделе устраивают площадки для наблюдения за образом жизни и почвообразовательной дея­тельностью дождевых червей и некоторых видов жужелиц.

Согласно положению о пришкольном участке его размеры мо­гут быть от 0, 5 до 2 га и более различной конфигурации. Однако в настоящее время формируется новый, эколого-ландшафтный, подход и к оформлению пришкольного участка. Н.В.Перелович (2006) предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы. Использование нового под­хода в формировании пришкольного участка диктуется, во-первых, развитием новых технологий градостроительства и современ­ными подходами к организации городского пространства. Во-вто­рых, пришкольные участки в условиях города не могут занимать значительные площади, на них сложно организовать должный уход за растениями в каникулярное время. В-третьих, сложные эколо­гические условия города не допускают выращивание на этой тер­ритории плодовых, ягодных, овощных культур. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях. И наконец, в школьных программах по биологии изме­нились подходы к использованию участка в процессе обучения. Поэтому ряд указанных выше отделов пришкольного участка мож­но не организовывать.

Вопросы для актуализации материала. 1. Имелся ли учебно-опыт­ный участок в школе, где вы обучались? 2. Какие отделы его составляли? 3. Традиционный или инновационный подход использовался для его со­здания?

Процесс формирования и оформления пространства пришколь­ной территории может занять не один учебный год. При состав­лении годового планирования для школьников необходимо пре­дусмотреть практические занятия на участке, разработать их те­матику и инструкции. Выбор методов и форм организации работ зависит от степени подготовки учащихся, опыта проведения прак­тических работ, материального оснащения школы. В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выде­лить несколько этапов.

I. Обследование и анализ территории: 1) оценка состояния дре­весного яруса (определяются название дерева и его характеристи­ки); 2) оценка состояния кустарникового яруса (определяется их название, количество экземпляров каждого вида на участке, сред­няя высота, жизненность в баллах); 3) характеристика травянис­того покрова (определяются название растений, фенофазы, оби­лие и жизненность в баллах); 4) оценка состояния почвы (отбор почвенных образцов желательно проводить в весенний или осен­ний период; при этом на основе метода конвертирования реко­мендуется составлять средние образцы почвы; механический со­став почвы ориентировочно можно определить на ощупь; влаж­ность почвы обнаруживается по наличию влаги; плодородие и насыщенность почвы кислородом определяются по численности и видовому составу ее обитателей); 5) создание ситуационного плана (графически точное отображение территории участка — ориентация по сторонам света, площадь участка и ее конфигура­ция, наличие построек, деревьев, цветников; к плану прилагается ассортиментная ведомость с перечнем произрастающих растений).

П. Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна. Оно подразумевает анализ данных предпроектной оцен­ки, организацию общего пространства участка с конкретным зо­нированием, подбор ассортимента растений с целью создания ус­тойчивой экосистемы, составление композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизай­на и в конечном итоге создание генерального плана и сопутству­ющей документации.

III. Реализация проекта — это организация запланированных ландшафтных объектов, непосредственное проведение посадоч­ных работ на территории участка.

IV. Планирование и реализация технологического ухода за объектами участка. Для всех ландшафтных объектов составляется календарно-технологическая карта ухода за растениями. Учиты­вая, что цель оформления пришкольной территории — создание относительно устойчивой экосистемы, затраты на уход за расте­ниями должны быть минимальны.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и охарактеризуйте основные функции учебно-опытного участка. 2. Из каких отделов дол­жен состоять учебно-опытный участок? 3. Какое образовательное значе­ние имеет учебно-опытный участок для учащихся? 4. На основе соб­ственного опыта и теоретических материалов параграфа составьте вари­ант плана виртуального учебно-опытного участка. Сделайте соответству­ющие условные обозначения и надписи.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазви­тия. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 307 с.

Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса: в вопросах и ответах / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. — Киев: Рад. шк., 1984. — 287 с.

Бабанский Ю.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.

Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Бо­гоявленский, Н.А. Менчинская. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.

Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М.Вер-зилин, В. М. Корсунская. — М.: Просвещение, 1983. — 384 с.

Горский Д. П. Понятие // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия. — 804 с.

Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1995. - 144 с.

Деркачева Н. И. Биология: Единый Государственный экзамен / Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьева. — ML, 2006.

Заренков Н.А. К определению предмета биологии // Общая биоло­гия. - Т. 40. - № 5. - 1979. - С. 645-658.

Зверев И. Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / И.Д.Зверев, Б.Д.Комиссаров, Е.П.Бруновт. — М.: Педагогика, 1978. — 320 с.

Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии / И.Д.Зверев, А.Н.Мягкова. — М.: Просвещение, 1985. — 191 с.

Здравосмыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Поли­тиздат, 1986. — 223 с.

Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности зна­ний старшеклассников. — М.: Педагогика, 1978. — 128 с.

Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1966. — 416 с.

Карпинская Р. С. Биология и мировоззрение. — М.: Мысль, 1980. — 207 с.

Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологи­ческого образования. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

Компетеитностная модель современного педагога / [О.В.Акулова, Е.С.Заир-Бек, С.А.Писарева и др.]. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 158 с.

Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф.Радионовой, проф. А.П.Тряпицы-ной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 392 с.

Краевский В. В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / В.В.Краевский, И.Я.Лернер, И.К.Журавлев. — М.: Педагоги­ка, 1989. - 316 с.

Культурология: XX век: энциклопедия. — СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. — Т. 1.- 447 с.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Москов­ского университета, 1981. — 584 с.

Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педаго­гика, 1981. - 185 с.

Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии / В.Н.Максимова, Н.В.Груздева. — М.: Педагогика, 1981. — 168 с.

Марина А. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения / А. В. Марина, В. П. Соломин, П. В. Станкевич. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. — 176 с.

Мейен СВ. Прогноз биологии и уровни системности живого // Био­логия и современное научное познание. — М.: Наука, 1980. — С. 103 — 120.

Мягкова Е.Н. Методика обучения обшей биологии / Е.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссаров. — М.: Просвещение, 1985. — 328 с.

Николина В. В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии. — Н. Новго­род: НГПИ, 1999. - 83 с.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Полит­издат, 1982. - 225 с.

Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Понома­рева, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И.Н.Пономаревой. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 280 с.

Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. — М.: АПН РСФСР, 1960. - 487 с.

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с.

Саранцев Г. И. Методология методики обучения математике. — Са­ранск: Красный Октябрь, 2001. — 144 с.

Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики. — Саранск: Красный Октябрь, 1999. - 208 с.

Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера. — М.: Педагогика, 1983. — 352 с.

Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии. — М.: Про­свещение, 2002. — 152 с.

Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к биологии. — М.: Педагогика, 1975. — 173 с.

Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процес­се обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

Эльконин Д. Б. Психология развития. — М.: Просвещение, 2001. — 196 с.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современ­ной школе. — М.: ИФ «Сентябрь», 1996. — 96 с.

Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб.: Изд-во В.А.Ми­хайлова, 2000. — 349 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие................................................................................................................... 3

Глава 1. Методика преподавания биологии как наука

и учебная дисциплина 5

1.1. Методика преподавания биологии как наука............................................... 5

1.2. Связь методики преподавания биологии с другими науками..14

1.3. Методика преподавания биологии как учебная дисциплина...22

1.4. Новые подходы к обучению биологии.......................................................... 28

1.5. Компетентностный подход к обучению биологии...................................... 36

1.6. Мотивация учебной деятельности учащихся.............................................. 45

 

Глава 2. Краткий очерк истории преподавания биологии

в отечественной школе 53

2.1. Возникновение методики преподавания биологии

во второй половине XVIII в.................................................................... 53

2.2. Первоначальное оформление методики преподавания естествознания в первой половине XIX в 56

2.3. Становление методики преподавания естествознания

во второй половине XIX в...................................................................... 60

2.4. Методика преподавания естествознания в первой

половине XX в.......................................................................................... 66

2.5. Методика преподавания биологии во второй

половине XX в.......................................................................................... 71

 

Глава 3. Содержание и структура биологического образования......... 75

3.1. Основное содержание биологического образования.................................... 75

3.2. Главные компоненты содержания биологического образования................. 83

3.3. Цель и задачи биологического образования................................................. 87

3.4. Содержание и структура школьной биологии

в общеобразовательной школе............................................................... 93

3.5. Моделирование авторских школьных программ

по биологии............................................................................................. 99

Глава 4. Формирование знаний, умений, опыта эмоционально-
ценностных отношений и творческой деятельности
в процессе преподавания биологии............................................ 107

4.1. Биологические понятия и их роль в эффективном

усвоении знаний 107

4.2. Теория развития биологических понятий.................................................. 114

4.3. Методика формирования биологических понятий.................................... 119

4.4. Методика формирования умений............................................................... 127

4.5. Методика формирования эмоционально-ценностных отношений к живым объектам 134

4.6. Методика формирования творческой деятельности учащихся............... 143

 

Глава 5. Воспитание в процессе преподавания биологии................... 152

5.1. Воспитание мировоззрения........................................................................ 152

5.2. Интеллектуальное воспитание.................................................................. 156

5.3. Физическое воспитание.............................................................................. 159

5.4. Половое воспитание................................................................................... 164

5.5. Санитарно-гигиеническое воспитание...................................................... 167

5.6. Эстетическое воспитание......................................................................... 172

5.7. Экологическое воспитание......................................................................... 176

5.8. Трудовое воспитание................................................................................. 179

 

Глава 6. Методы обучения биологии............................................................ 183

6.1. Определение методов обучения................................................................. 183

6.2. Общая характеристика системы методов обучения

биологии 188

6.3. Выбор методов обучения биологии........................................................... 192

 

Глава 7. Средства обучения биологии.......................................................... 199

7.1. Общая характеристика системы средств обучения

биологии...................................................................................................... 199

7.2. Методика использования вербально-информационных средств............... 203

7.3. Методика использования наглядных средств............................................. 207

7.4. Методика использования аудиовизуальных средств................................. 211

 

Глава 8. Формы организации преподавания биологии........................ 215

8.1. Общая характеристика системы форм организации обучения биологии 215

8.2. Урок биологии............................................................................................. 220

8.3. Лекционно-семинарская форма обучения биологии................................... 228

8.4. Лабораторные и практические работы по биологии............................... 235

8.5. Экскурсия по биологии................................................................................ 240

8.6. Формы организации учебной деятельности учащихся

на уроках биологии 246

8.7. Подготовка учителя к уроку....................................................................... 251

8.8. Внеурочная работа в системе обучения биологии..................................... 257

8.9. Домашние работы при обучении биологии................................................ 263

8.10. Внеклассные занятия по биологии........................................................... 269


 

Глава 9. Контроль за подготовкой учащихся в процессе обучения

биологии 277

9.1. Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании 277

9.2. Характеристика модели экзамена по биологии

в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ)...................................... 285

 

Глава 10. Материальная база обучения биологии..................................................... 293

10.1. Кабинет биологии.................................................................................... 293

10.2. Уголок живой природы............................................................................ 302

10.3. Учебно-опытный участок........................................................................ 306

Список литературы.................................................................................................... 310

 

Учебное издание

 

Якунчев Михаил Александрович,

Волкова Оксана Николаевна,

Аксенова Оксана Николаевна, Колмыкова Татьяна Степановна, Ручин Александр Борисович

Методика преподавания биологии

Учебник

 

Редактор Н. А. Соколова Технический редактор О. Н. Крайнева Компьютерная верстка: И. А. Рогоза Корректоры Г. Н. Петрова, В.А.Жилкина

 

Изд. № 101113446. Подписано в печать 30.06.2008. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 20, 0. Тираж 2500 экз. Заказ № 27086.

Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 1 17342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495) 334-8337, 330-1092.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных издательством электронных носи гелей в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат». 410004, т. Саратов, ул. Чернышевского, 59. www.sarpk.ru







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.