Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи курса — обучающие, воспитательные и развивающие, в совокупности обеспечивающие эффективное достижение цели;






4) степень обеспеченности программы средствами обучения — учебником, рекомендациями, дидактическими и наглядными ма­териалами, мультимедиа-пособиями, включая авторскими;

Аргументация выбора ведущих форм и методов обучения учащихся по создаваемой авторской программе;

Обоснование видов, способов и средств проверки и оценки результатов по предлагаемой программе — текущая, тематическая, итоговая проверки, критерии оценки, перечень вопросов, тексты заданий, тесты и др.

Вторая часть программы (собственно текст) должна отражать содержательную составляющую, ее структуру и логику изучаемо­го материала. Она разбивается на рубрики — введение, часть, раз­дел и тема. Внутри каждой темы отобранное содержание распре­деляется абзацами, составляющими законченную мысль, идею или научное положение. Они должны быть написаны социологиче­ским языком. Важно, чтобы по ним можно было составить ка-лендарно-тематический план и проследить программно-методиче­ское обеспечение курса. В конце каждой темы желательно указать такие приоритетные формы обучения биологии, как лаборатор­ные и практические работы, экскурсии, а также демонстрации, опыты и межпредметные связи. Сейчас стало потребностью обо­значать и Internet-ресурсы.

Третья часть программы отражает ее целевую основу — требо­вания к уровню подготовки учащихся. Это знания, умения, цен­ностные отношения и элементы опыта творческой деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Их лучше излагать в форме различных видов учебной деятельности, отражающих спе­цифику обучения основам биологии. При этом важно использо­вать слова-глаголы, с помощью которых можно полнее отразить обозначенную деятельность учащихся. Могут быть использованы такие слова и суждения, как называть, характеризовать, обосно­вывать, распознавать, сравнивать, наблюдать, приводить приме­ры, применять знания, делать выводы и др.

Для успешной работы над авторской программой учителю биологии необходимо овладеть специальной технологией создания подобного рода документов. По мнению И.В.Душиной и Г.А.По-нуровой (1996), под технологией создания оригинальных автор­ских программ следует понимать определенный алгоритм действий создателя — учителя, совершаемый им в процессе работы над до­кументом. Этот алгоритм представляет собой систему, опираю­щуюся на заданные исходные установки — образовательные ори­ентиры, в качестве которых выступают цели, задачи, содержатель­ный объем, возраст и контингент учащихся, а также определен­ный порядок действий составителя. На основе представлений вышеназванных авторов такая технологическая цепочка может состоять из нескольких этапов.

1. Анализ образовательной концепции своего учреждения (шко­лы, гимназии, лицея) для выделения целей и задач биологиче­ской подготовки учащихся с учетом его миссии и выработанных направлений профориентационной деятельности.

2. Определение места предмета «Биология» в общешкольном учебном плане, а также курсов (выбранных факультативных, спе­циальных и элективных), углубляющих, расширяющих, обобща­ющих и систематизирующих представления о живых объектах в общеобразовательном и (или) профильном аспектах. При этом обязательно обращается внимание на выделение для них объема времени в зависимости от того, в рамках какого компонента (фе­дерального, национально-регионального и школьного) они будут изучаться учащимися.

3. Составление программы по выбранному биологическому
курсу (проводят в определенной последовательности). Вначале
формулируется идея и выражается общий замысел программы. Если
это будет факультативный, специальный и элективный курс, то
устанавливаются внутрипредметные связи. Определяется также
основной смысл изучения курса учащимися — усиление теорети-
ческой подготовки, реализация практической направленности,
показ особенностей профессий, связанных с живыми системами,
формирование исследовательских умений, осуществление проек-
тной деятельности в природе и др. Затем определяются рубрики
программы и формулируются названия учебных тем. Одновременно
каждая тема «наполняется» содержательной частью с определени-
ем практических, лабораторных и творческих работ, экскурсий и
перечня требований к уровню подготовки учащихся в рамках темы.
Этот перечень можно давать после каждой темы или помещать
его в конце программы как обобщенный результат обучения.

Для биологии свойственна многокомпонентная структура при отражении морфологических, анатомических, физиологических, генетических, цитологических, гигиенических, здоровьесберега-ющих и других явлений, происходящих в окружающем мире. По­этому при составлении программы важен адекватный отбор учеб­ного материала с учетом возрастных признаков учащихся.

В качестве примера можно представить названия модульных программ для учащихся общеобразовательной школы, имеющие интегрированный характер и выраженные на основе идеи целост­ности организма человека и поддержания состояния его здоровья. В целом модульная программа называется «Природа. Человек. Здо­ровье». Первый блок «Природа и здоровье человека» предназна­чен для учащихся начальной школы. Главная его цель — форми­рование у учащихся общих представлений об окружающем мире, природе, среде жизни и их значении для здоровья человека. Блок может состоять из программ «Природа — наш дом, наша жизнь» (2 кл.), «Природа и здоровье» (3 кл.), «Человек в природе и здо­ровье» (4 кл.). Второй блок «Народный образ жизни и здоровье» предназначен для учащихся основной школы. Главная его цель состоит в формировании у учащихся обобщенного представле­ния об отношении к здоровью, его оценке и способах рацио­нального образа жизни у населения их региона, в контексте куль­турологической идеи. Блок может включать программы «Здоро­вье в фольклоре народа» (5 кл.), «Здоровье и образ жизни на­рода» (6 кл.), «Национальные традиции укрепления здоровья» (7 кл.), «Народная медицина для сохранения здоровья» (8 кл.), «Национальная культура и ценности здоровья» (9 кл.). Третий блок «Здоровье населения как национальная идея» предназна­чен для учащихся средней (полной) школы. Главная его цель — формирование у учащихся жизненной позиции по отношению к ценностям здоровья и здоровому образу жизни, представлений о том, что стремление к сохранению здоровья является идеей, объе­диняющей людей для дальнейшего развития народов и их нор­мального существования в новом постиндустриальном обществе. Блок может состоять из программ «Идеалы образа жизни и здо­ровье народа» (10 кл.), «Здоровье народа — устойчивый регион» (11 кл.).

4. Создание методических материалов для усвоения учащими­ся содержания созданной программы. Проводится отбор средств обучения из уже существующих к данному времени или разраба­тываются новые в соответствии с содержанием программы. Со­ставляются календарные, тематические и поурочные планы. Де­тально прорабатываются содержание каждого урока, экскурсии, лабораторной и практической работы.

5. Проверка эффективности обучения учащихся по разрабо­танной программе, реализация запланированных форм, методов и средств обучения учащихся, оценка и корректировка програм­мы по результатам проверки.

Вопросы для актуализации материала. 1. Просмотрите журнал «Био­логия в школе» за последние годы. Освещается ли тема создания автор­ских программ на его страницах? 2. Какие авторские программы были уже напечатаны? В чем заключается их актуальность для современного биологического образования учащихся?

Обобщенное представление о последовательной работе учите­ля—создателя авторской программы представлено на рис. 3.1.

При создании авторских программ необходимо иметь в виду, что качественная подготовка учащихся может состояться только при ее введении в общей системе биологического образования, а также в системе изучения отдельного раздела школьной биоло­гии.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему сейчас возникла не­обходимость в создании авторских программ по разным предметам и курсам, включая биологию? 2. Выразите смысл суждений «авторская школьная программа» и «модель программы». 3. Из каких компонентов должна состоять авторская программа по биологии? 4. Что необходимо отразить в пояснительной записке программы? 5. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы технологической цепочки создания авторской программы. 6. К курсу с условным названием «Генетика человека» со­ставьте кратко модель программы для учащихся средней (полной) шко­лы. 7. Опишите технологию моделирования и апробации авторской про­граммы. 8. Сформулируйте несколько названий элективных курсов, по которым можно составить авторские программы для профильной биоло­гической подготовки старшеклассников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.