Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моделирование авторских школьных программ по биологии






Ключевые понятия. Авторская школьная программа, технология мо­делирования и апробация программы.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл сужде­ний «авторская школьная программа» и «модель программы». 2. Назы­вать и характеризовать основные компоненты программы. 3. Знать тех­нологию создания авторской программы и применять ее в практической деятельности.

В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в рос­сийском обществе, от общеобразовательной школы требуются гибкость, быстрая и адекватная реакция на возникшие социаль­но-педагогические явления. Особенно это касается пересмотра содержания учебного материала и его структуры внутри учебных предметов, обусловленного введением стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания школьного образования, а также необходимостью воплощения в жизнь «Кон­цепции профильного обучения на старшей ступени общего обра­зования» и национального проекта «Образование».

В последнее время возникло много разных типов школ с не­стандартными профилями обучения. Их руководители и учителя стали разрабатывать новые учебные планы, изобретать концеп­ции организации учебного процесса, вводить новые предметы и создавать авторские программы. О результатах такой работы го­ворить еще преждевременно, поскольку прошло мало времени и не появились поколения выпускников, получивших образование в таких учреждениях. Но как позитивные, так и негативные при­знаки изменений наблюдаются, поэтому их необходимо выделять, анализировать и оценивать.

Вопросы для актуализации материала. Какой тип школы вы окон­чили? Обучали ли вас в рамках какого-либо предмета по оригинальной программе? Что больше всего запомнилось вам в результате изучения такой программы?

Активность по изменению учебных планов, программ внутри конкретных учебных предметов стала особенно заметна в связи с дифференциацией уровня оплаты труда бюджетной сферы, вклю­чая учителей, а также с введением предпрофильного и профиль­ного обучения учащихся старших классов. В создавшихся услови­ях требуется стимулирование роста квалификации, уровня про­фессионального материала, развития творческой инициативы и обеспечения социальной защищенности работников образования в развивающихся рыночных отношениях.

Органы управления образования разработали критерии уров­ней сложности профессиональных задач, решаемых конкретным учителем в его педагогической деятельности. Это сделано для оп­ределения и присвоения учителю соответствующей категории, а следовательно, и разряда, по которому определяется оплата труда. Таких категорий три — высшая, первая и вторая. Высшая катего­рия присваивается учителю в том случае, если он занимается раз­работкой новой учебной программы, педагогической технологии, методики обучения и воспитания, а также их апробациями. Пер­вую категорию получают учителя, которые составляют и реализу­ют индивидуальные программы с учетом новых требований к об­разованию на базе сложившейся системы, усовершенствованной для конкретного образовательного учреждения, а также могут ап­робировать и анализировать названные программы. Вторая кате­гория определяется учителям, способным самостоятельно усовер­шенствовать методики обучения предмету на основе готового учеб­ного плана по стандартной программе в условиях конкретного образовательного учреждения.

При квалификационной оценке деятельности учителя основной показатель из обозначенных — разработка индивидуальной, или авторской, программы. Таковой она считается потому, что явля­ется оригинальной, не имеющей аналогов в методической теории и практике, составленной по общему замыслу учителя — автора, для качественной подготовки учащихся. Чаще это могут быть про­граммы факультативных, специальных и особенно элективных курсов, получивших широкое распространение в условиях пред­профильного и профильного обучения учащихся. Но как создать программу? С чего начать? Чем необходимо руководствоваться учителю биологии при работе над программой? Каким требова­ниям должна удовлетворять авторская программа?

Вопросы для актуализации материала. 1. Обсуждались ли вами обозначенные вопросы при изучении курса педагогики? На какой из них вы могли ответить? Как? 2. Должен ли будущий учитель биологии получить ответы на поставленные вопросы? Почему?

Первая часть авторской программы должна отвечать стандар­там школ России и обеспечивать учащихся таким уровнем обра­зования, который будет признан достаточным для дальнейшей их жизни после окончания школы. Следовательно, при разработке программы необходимо опираться на общеобразовательный стан­дарт. Для биологии таким документом является вариант стандар­та по образовательной области «Биология», к которому составлены обязательные минимумы содержания основного общего и средне­го (полного) общего биологического образования (Сборник нор­мативных документов. Биология /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадь­ев. — М.: Дрофа, 2007. — 99 с). Наряду с этим учитель при созда­нии программы должен руководствоваться перечнем требований к подобным документам. Важно учитывать, что программа — свое­образный план изучения предмета или отдельного курса, состав­ленный с учетом определенных целей и задач биологического об­разования учащихся при их ориентации на качественное усвое­ние учебного материала. Программа отражает конкретные блоки вопросов, составляющие в целом ее содержание, последователь­ность изучения этого содержания при четком распределении объе­ма времени. Программа создается с опорой на логику развития биологической науки в целом или отдельных ее разделов, дидак­тических принципов — научности, доступности, последователь­ности, системности, связи теории с практикой и ориентации на развитие личности. Обязательно учитываются психологические, физиологические и физические особенности учащихся.

В модели авторской программы, как правило, отражаются три логически взаимосвязанных компонента, а именно пояснительная записка к курсу, содержательная часть и перечень требований к уровню подготовки учащихся.

В пояснительной записке необходимо отражать следующие све­дения:

1) обоснование необходимости создания авторской програм­мы, показ ее новизны с опорой на приоритетные образователь­ные элементы, отобранные для нее — сведения и факты, поня­тия, закономерности, способы действия, ценностные отноше­ния, определенные составляющие опыта творческой деятельно­сти;

Приоритетная цель курса, ведущая идея, заложенная в его содержание с учетом особенностей образовательного учреждения и контингента учащихся;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.