Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древняя Греция и Древний Рим 1 страница




Дата Древняя Греция Древний Рим
VIII век до н. э. Образование раннего государства в Аттики. Реформы Тесея Первые греческие колонии в Италии и Сицилии
753 год до н. э.   Основание Рима (согласно легенде)
621 год до н. э. Законы Драконта  
VI век до н. э. Оформление Лигуркового строя в Спарте Династия Тарквиниев в Риме, реформы Сервия Туллия
594 год до н. э. Реформы Солона в Афинах  
509 год до н. э. Реформы Клисфена в Афинах Изгнание Тарквиния Гордого. Начало республики в Риме. Появление Законов XII таблиц
478 год до н. э. Образование Делосского морского союза  
середина v века до н. э. Реформы Эфиальта и Перикла. Установление Афинской Демократической республики  
404 год до н. э. Период олигархического правления в Афинах. Упадок Афин  
367 год до н. э. - 338 год до н. э. Включение Афин в империю Александра македонского Законы Лициния и Секстия
326 год до н. э.   Закон Петилея о запрещении долгового рабства
287 год до н. э.   Законы Гортензия
215-197 год до н.э.   Войны Рима с Македонией и начало протекториата Рима над Грецией
133-132 год до н.э.   Реформы братьев Гракхов
82-79 годы до н.э.   Диктатура Суллы
63 год до н. э.   Консульство Цицерона и заговор Катилины
60 год до н. э.   Первый триумвират
49-44 годы до н.э.   Диктатура Цезаря
27 год до н. э. - 14 год н. э.   Принципиат Октавиана Августа. Начало Римской Империи (период принципиата)
14-68 годы н. э.   Правление династии Юлиев Клавдиев
212 год н. э.   Эдикт Каракаллы по распространению римского гражданства на жителей провинций
284-305 годы н. э.   Правление Диоклетиана, реформы Диоклетиана, установление домината
306-337 годы н. э.   Правление Константина, перенесение столицы Римского государства на Восток. Образование Константинополя. Провозглашение христианства официальной религией
337-395 годы н. э.   Правление Феодосия I. Распад Римской империи на Западную и Восточную
476 год н. э.   Падение Западной Римской Империи

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВПРЕДИСЛОВИЕ Средневековье - время многообразных соци-ально-экономических и государственно-правовых процес-сов, свершавшихся в различных частях мира. Вместе с темво всемирно-историческом масштабе ведущей тенденциейразвития этой эпохи стало утверждение феодализма, явив-шегося важным шагом вперед относительно рабовладельчес-кого и, тем более, первобытно-общинного строя. Генезисфеодализма в разных регионах мира был неодинаков как посодержанию, так и по форме и времени свершения. Наибо-лее раннее, постепенное развитие нового способа произ-водства отмечается в центрах древней цивилизации и со-ответственно государственности: Ханьском царстве в Ки-тае, государстве Гуптов в Индии, Кушанском царстве вСредней Азии, царстве Сасанидов в Иране и Месопотамии.В поздней Римской империи распадались рабовладельческиеотношения и зарождались отдельные элементы " протофео-дальных". Постепенно феодализируется восточная частьРимской империи, с конца IV в. н.э. окончательно став-шей новым государством (в истории известном как Визан-тия). Некоторые народы переходили к феодализму и фео-дальному государству непосредственно от первобытно-об-щинного строя. Этот процесс охватил кельтские, германс-кие, славянские, тюркские, монгольские и многие другиеплемена. Природные условия их стран были менее благоп-риятны, чем регионов древних цивилизаций. Когда произ-водительные силы этих народов достигли уровня, обеспе-чивающего появление прибавочного продукта, у них начал-ся рост населения, наметилось зарождение классового об-щества и государства. Формирование основ феодализмасвершалось и путем синтеза " протофеодальных" элементов, возникших в недрах рабовладельческого и родоплеменногообщества. Подобное происходило в европейских провинцияхбывшей Западной Римской империи, захваченных сопредель-ными племенами. В ходе продолжительного взаимодействия(но немсханического соединения) " протофеодальных" эле-ментов, формировавшихся в структуре разлагавшихся ра-бовладельческих отношений Рима (колонат и т.п.), и ро-доплеменных отношений завоевателей появлялись предпо-сылки феодализма- необходимое условие рождения новогостроя. Негативной стороной этого процесса явилось зна-чительное разрушение производительных сил вторгшимисяплемеипми, возвращение к натуральному хозяйству, значи-тельное пониже-ние общего культурно-образовательного уровня большейчасти населения. Последствия этого сказывались долго ибыли изжиты лишь в течение нескольких веков. Во многомпоэтому ученые-гуманисты Европы XV-XVII вв., считавшиеэто время " сумерками" европейской истории, называли его" средним" между Античностью и Возрождением. Впоследс-твии термин " средние века" сохранился в историческойнауке, хотя и приобрел иное содержание, обусловленноепониманием спиралеобразного развития истории, нередко вопределенной мере повторяющей прошлое, но обычно на бо-лее высокой ступени общественного прогресса. С развити-ем феодальных производственных отношений эволюциониро-вала феодальная государственность. В Европе этот про-цесс в основном прошел четыре главных этапа: ран нефео-дальная монархия, ленно-вассальная монархия (феодальнаяраздробленность), сословнопредставительная монархия, абсолютная монархия. Впрочем не все европейские страныпроделали этот путь одновременно и в полном объеме, чтово многом определялось особенностями их национальнойистории. В Европе XVI в. четко обозначились признакикризиса феодализма. С приближением антифеодальных рево-люций получают развитие политико-юридические учения, обосновывающие новые демократические принципы государс-твенного и правового строя и нередко использующие в ка-честве аргументации опыт античной демократии. В такомконтексте восстанавливается историческая преемствен-ность с позитивными достижениями Античного мира. Вединстве с эволюцией государств стран Западной Европыразвивались их правовые системы. Важной чертой этогопроцесса периода феодальной раздробленности был " парти-куляризм" права, т.е. отсутствие единого права для всейстраны, что, однако, не устраняло тождественности егооснов не только в национальных, но и общеевропейскихмасштабах. Это объясняется во многом принципиальнымединством социально-экономических процессов, развивав-шихся в географически сопредельных странах. Преодоление" партикуляризма" права стало особенно интенсивным, на-чиная со времен сословных монархий. Наметилось сближе-ние форм права стран континентальной части Западной Ев-ропы. Обособленно развивалось феодальное право Англии.Вскоре обозначились первоначальные очертания делениязападноевропейского права на так называемую англо-сак-сонскую ветвь права и континентальную, своеобразной" подсистемой" которой стало рецепированное римское пра-во. Диалектика многообразия и единства составляет важ-ную сторону истории права средневековья, равно как ипоследующих эпох. Соот-ветственно история права стран Западной Европы, а затемправо всех стран Нового и Новейшего времени рассматри-вается нами обобщенно. По-другому складывалась историяфеодальных государств в крупнейших странах Востока. Привсем их многообразии здесь в основном сохранялась дес-потическая форма правления с ее неизбежным следствием -всесильной бюрократией. Некоторые национальные различияв осуществлении власти монарха не меняли в главном еесодержания и сущности. Она во многом определялась сох-ранением верховной собственности наследственного главыгосударства на основную часть земельного фонда страны.Тем самым в значительной мере консервировались традици-онные поземельные отношения и прежде всего сельские об-щины, в которых проживала большая часть населения. Вравной степени сохранялись и основные формы эксплуата-ции, в первую очередь сбор в пользу господствующегокласса рентыналога с крестьян-общинников. В городах по-лучили развитие кустарные производства и торговля. Соз-давались совершенные для того времени изделия, выдающи-еся архитектурные сооружения и иные шедевры искусства, сделаны многие изобретения, даже опережавшие время. Ногородская продукция шла главным образом на удовлетворе-ние потребностей господствующего класса и для внешнейторговли. Сельские общины, ведущие в основном натураль-ное, застойное хозяйство, сдерживали развитие внутрен-него рынка, не способствовали росту товарного произ-водства и, как следствие, тормозилось формирование но-вых социальных отношений - факторов прогрессивного раз-вития общества. Это не означало абсолютного застоя, поступательное движение совершалось, но крайне медлен-но. Своеобразие развития стран Востока нашло отражениеи в их праве. Характерно в этом отношении право Китая.Важной вехой в истории явилось право Арабского Халифа-та- основы развития одной из систем права религиоз-но-нравственной ориентации. ГЛАВА 7 ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ 1. Возникновение государства франков В Галлии V в.произошли глубокие социально-экономические преобразова-ния. В этой богатейшей провинции Рима (территория, поч-ти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокийкризис, охвативший Империю.Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не могзащищать границы от вторжений иноземных племен и преждевсего германцев- восточных соседей Галлии. В итогебольшая часть страны была захвачена вестготами, бургун-дами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторымидругими племенами. Из этих германских племен в конечномитоге оказались наиболее сильными салические франки(возможно, так называлась в древности одна из рек ны-нешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI вв. захватить большую частьстраны. Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резкоускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый походувеличивал богатства франкской военно-племенной знати.При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвыси-лась над рядовыми франками, хотя последние еще остава-лись лично свободными и вначале не испытывали усиленияэкономического гнета. Они расселились на своей новойродине сельскими общинами (марками). Марка считаласьсобственником всей земли общины, включавшей леса, пус-тоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наде-лы, которые довольно быстро перешли в наследственноепользование отдельных семей. Галло-римляне, по числен-ности в несколько раз превышавшие франков, оказались вположении зависимого населения. Вместе с тем гал-ло-римская аристократия частично сохранила свои богатс-тва. Единство классовых интересов положило начало пос-тепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось приформировании новой власти, которая должна была сохра-нить захваченную страну, держать в повиновении колонови рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела не-обходимых для этого сил и средств. Учреждения родопле-менного строя начинают уступать место новой организацииво главе с военным вождем - королем и лично преданнойему дружиной. Король и его приближенные фактически ре-шали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сох-ранялись народные собрания и другие институты прежнегостроя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением.Она состояла не только из вооруженных людей, не завися-щих от рядовых свободных, но и принудительных учрежде-ний, которых не было при родоплеменном строе. Утвержде-ние новой публичной власти связано с введением террито-риального разделения населения. Земли, заселенные фран-ками, стали делиться на паги (округа), состоявшие изболее мел-ких единиц- сотен. Управление населением, проживавшим впагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам ко-роля. В южных района Галлии, где по численности многок-ратно преобладали галлоримляне, на первых порах сохра-няется римское административнотерриториальное деление.Но и здесь назначение должностных лиц зависело от коро-ля. Возникновение государства у франков связано с име-нем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) изрода Меровингов. Под его главенством была завоевана ос-новная часть Галлии. Дальновидным политическим шагомХлодвига было принятие им и его дружиной христианствапо католическому образцу. Этим он обеспечил себе под-держку галло-римской знати и господствовавшей в Галлиикатолической церкви. Становление государства франковпроисходило сравнительно быстро - в течение жизни одно-го поколения. Во многом этому процессу способствовализахватнические войны и, как следствие, быстрая классо-вая дифференциация франкского общества.2. Государство франков в VI-IX вв.Основные черты развития. Глав-ной чертой развития франкского общества являлось воз-никновение и развитие феодализма в его недрах. Новыеотношения формировались в обеих социально-этническихгруппах: франкской и галло-римской. Каждая из них имеласвой основной район расселения (франкский Север и гал-ло-римский Юг; условным рубежом между Севером и Югомбыла рек" Луара). Но формирование феодальных отношенийу франков и галло-римлян было далеко не одинаковым, впервую очередь потому, что оно начиналось с разных ис-ходных рубежей: франки вступали в эпоху феодализма впроцессе разложения первобытно-общинного строя, гал-ло-римляне - в ходе распада рабовладельческого общест-ва. В связи с этим следует отметить важную особенность: два основных пути возникновения феодализма взаимно вли-яли друг на друга, объективно ускоряя становление новойсоциально-экономической формации. Здесь в развитии фео-дализма прослеживаются две главные ступени: первая -V1-VII вв., известная в историографии как время монар-хии Меровингов; вторая - VIII - первая половина IX в. -монархия Каролингов. Монархия Меровингов. После смертиХлодвига его сыновья вступили в длительную кровавуюборьбу за верховную власть. Феодальные распри с неболь-шими перерывами продолжались более ста лет. Королевствоне раз распадалось на отдельные, по существу неза-висимые государства. Лишь в начале VII в. наступило не-которое успокоение. Но события предыдущего столетияоказали существенное влияние на социально-экономическоеи государственное развитие страны. Знать щедро наделя-лась землей. Для королей это был единственный способпривлечь ее на свою сторону. Подаренная земля станови-лась наследственной, свободно отчуждаемой собствен-ностью, так называемым аллодом. Итогом таких даренийявилось резкое усиление объективно закономерного про-цесса " оседания дружины на землю". Наделение дружинни-ков имениями, превращение их в феодаловземлевладельцевимело место почти во всех странах феодальной Европы.Особенностью монархии Меровингов было то, что здесьэтот процесс приобрел исключительно большие размеры.Быстро обогащалась церковь, земельные владения которойпостоянно увеличивались. Усиление феодальной зависимос-ти. Важные социально-экономические сдвиги наметились всреде франкского крестьянства. В марке утверждаетсячастная собственность на землю (аллод) - вначале наприусадебные, а затем и на пахотные участки. С тоговремени классовое размежевание общины значительно уско-рилось. Быстрыми тем-пами возрастало число обезземеленных крестьян. Потерякрестьянином своей земли сопровождалась наступлением наего личную свободу. Чаще всего обезземеленные закабаля-лись посредством договора прекария (от лат. - просьба).Наиболее ранний вариант этой сделкипредполагал пере-дачу крестьянину участка господской земли в пользованиена условиях выполнения определенных повинностей: работана полях господина, выплата ему части урожая и т.д.Несколько позже большое распространение получил другойвид прекария - так называемый " прекарий предоставлен-ный". Обедневший крестьянин отдавал свой небольшойучасток (считалось, что он его " дарил") господину, ко-торый возвращал его обратно, иногда с дополнительнымнаделом, но уже в качестве держания с обязанностью вы-полнять в его пользу оговоренные повинности. Формальнопрекарнын договор не устанавливал личной зависимости, но он создавал для этого благоприятные условия. В тотпериод возникла система патроната (" покровительства").В условиях нарастающих притеснений и злоупотребленийкрестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных ивлиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала " покро-вительство" крестьянам, так как была заинтересована вэтом. Отдача себя под " покровительство" (комендация)стала широко распространенным явлением. Комендировалисьне только слабые и безземельные, но иногда и сильные имногоземельные становились " под руку" еще более силь-ных. Комендация предусматривала: 1) передачу господинуправа собственности на землю с последующим ее возвраще-нием в виде держания; 2) установление личной зависимос-ти " слабого" от своего патрона; 3) выполнение в пользупатрона ряда повинностей. Все это вело к постепенномузакрепощению франкского крестьянства. Через несколькопоколений многие из них были уже крепостными (сервами).Причем значительно раньше в числе сервов оказалась по-давляющая часть колонов и рабов Юга. Государственныйстрой при Меровингах. Ужесточение эксплуатации крестьяни неизбежное вследствие этого обострение классовойборьбы обусловили заинтересованность господствующегокласса в укреплении государственного механизма подавле-ния. Упрочение феодальной государственности не сопро-вождалось, однако, усилением власти королей. Кроваваяраспря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов.Они были вынуждены раздать практически все принадлежав-шие им земли. По мере того как уменьшался земельныйфонд королей (основы военно-политической силы вфеодальном обществе), росло могущество знатных фамилий.Весь VII в., за небольшим исключением, прошел под зна-ком ослабления власти королей. И в конце VII в. они бы-ли полностью отстранены от дел. Наступило время, кактогда говорили, " ленивых" королей. Государственнаявласть сосредоточилась в руках знати, захватившей всеглавные должности и прежде всего пост майордома. Перво-начально майордом (от лат. - старший по дому) возглав-лял управление королевским дворцом. Однако постепенноправомочия его расширяются настолько, что он становитсяфактическим главой государства. На рубеже VII-VIII вв.эта должность превратилась в наследственное достояниезнатного и богатого рода, положившего начало династииКаролингов. Монархия Каролингов. Реформа Карла Мартел-ла. С именем одного из представителей этого рода майор-дома Карла Мартелла (первая половина VIII в.) связаноочень важное преобразование в социально-политическойструктуре франкского общества, известное как реформаКарла Мартелла. Майордом стремился укрепить центральнуювласть. Этой цели должно было прежде всего служить соз-дание хорошо вооруженного конного войска, находившегосяв зависимости от главы государства. Необходимость в та-ком войске диктовалась и внешнеполитическими причинами- угрозой нашествия арабов, основным родом войск кото-рых была конница. Суть реформы сводилась к следующему.Был отменен прежний порядок дарения земель в полнуюсобственность. Вместо этого земли, которые Карл Мартеллконфисковал у непокорных магнатов и монастырей, вместес жившими на них крестьянами передавались в условноепожизненное держание - бенефиции (от лат. - благодея-ние). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего зем-лю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Нопри всех обстоятельствах бенефициарий до достижения оп-ределенного возраста должен был участвовать в походах вкачестве тяжеловооруженного конного воина (рыцаря), экипировавшегося на свои средства. Отказ от службы ли-шал права на бенефиции. Значение реформы не ограничи-лось, однако, чисто военной сферой. Она повлекла за со-бой очень важные изменения в области социально-полити-ческих отношений. Реформа не только подхлестнула ростфеодального землевладения и обусловленного этим закаба-ления крестьян, она дала толчок к образованию особойсистемы соподчиненности феодалов. Между бенефициарием илицом, вручившим зем-лю (их стали именовать соответственно вассалом и сень-ором) установились договорные отношения, главным эле-ментом которых была обязанность военной службы. Помимоглавы государства бенефиции стали раздавать и наиболеекрупные феодалы, обзаводясь таким образом своими васса-лами. Так постепенно начали формироваться отношениявассалитета, охватившие весь класс феодалов. Рост фео-дального землевладения сопровождался усилением военной, судебной и финансовой власти отдельных сеньоров надкрестьянами, жившими на их землях. Это вело к увеличе-нию так называемых иммунитетных прав сеньоров, которыебыли установлены еще Меровингами и заключались в том, что на владения феодала, получившего иммунитетную гра-моту короля, не распространялась деятельность государс-твенных должностных лиц, а все государственные правомо-чия передавались владельцу имения. Тем самым власть фе-одала над населением, живущим в его владениях, в ещебольшей степени приобретала политический, государствен-ный характер. Реформа Карла Мартелла способствовалавременному усилению центральной власти. С помощью реор-ганизованного войска были отражены нападения внешнихврагов, на время сломлено сопротивление непокорной зна-ти. Основные группы феодалов поддержали эту политику. Вто время они были заинтересованы в относительно центра-лизованном государстве, с помощью которого укоренялисьв Галлии и порабощали свободных франкских крестьян, равно как и население соседних стран. Государственныйстрой при Каролингах. В 751 г. на престоле утвердиласьновая династия. На собрании светской и духовной знатиПипин, сын Карла Мартелла, имевший реальную власть какмайордом, был провозглашен королем. Своего наивысшегорасцвета монархия достигает при его сыне Карле, проз-ванном Великим (вторая половина VIII - начало IX в.). Врезультате больших завоевательных походов в состав го-сударства франков вошли территории, которые ныне сос-тавляют Западную Германию, Северную Италию, СевернуюИспанию, а также много других земель. Показателем воз-росшей мощи государства явилось провозглашение Карлаимператором, в руках которого сосредоточилась значи-тельная власть. Однако это не означало превращения им-ператора в абсолютного монарха. Глава государства фак-тически должен был делить свою власть со знатью, безсогласия которой не принималось ниодного сколько-нибудь важного решения. Крупнейшиесветские и духовные феодалы входили в состав постояннодействующего совета при императоре. Почти ежегодно со-зывался съезд всей знати (так называемое Великое поле).Вместе с тем относительное усиление центральной властиповлекло за собой формирование органов государственногоуправления. Особенностями этих органов были следующие: 1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управ-ление владениями феодалов, одновременно осуществлялиадминистративно-судебную власть над проживавшим там на-селением. Неразделение хозяйственных и государственныхфункций управления отражало важнейший принцип феодаль-ной государственности рассматриваемой эпохи - полити-ческая власть была " атрибутом земельной собственности"; 2) вознаграждением за службу являлись земельные пожало-вания, а также право удерживать в свою пользу частьсборов с населения; 3) отсутствовало последовательноеразграничение между отдельными сферами государственногоуправления. Должностные лица, как правило, совмещалифункции военные, финансовые, судебные и т.д. Лишь всистеме центрального управления наметилось некотороеразмежевание компетенции. Но и там специального аппара-та еще не было. Центральные органы государственного уп-равления. По мере того как дружинная знать превращаласьв крупных земельных собственников и не проживала посто-янно при королевском дворе, возрастало значение высшихдолжностных лиц - министериалов. Первоначально онипредставляли собой главных управляющих королевским хо-зяйством. Тогда еще не проводилось различия между госу-дарственным и личным королевским имуществом, вопросыобщегосударственные рассматривались как личные дела ко-ролевского дома. В силу этого министериалы фактическивозглавили государственное управление и суд. Со време-нем они становились собственниками больших латифундий.К числу наиболее важных министериалов относились следу-ющие: маиордом - наследственные обладатели этой долж-ности упразднили ее после того, как сами заняли коро-левский трон; пфалы/граф - первоначально наблюдал закоролевскими слугами, а потом возглавил дворцовый суд; тезаурарии - " хранитель сокровищ", руководивший учетомматериальных ценностей, поступавших в распоряжение ко-роля. Фактически это был государственный казначей, таккак государственная казна отождествлялась с личным иму-ществом монарха; маршал - некогда " старший по королевс-кой конюшне", начальник конно-го войска. Нередко под его командованием велись военныедействия; архикапеллан - духовник короля, старший средидворцового духовенства, непременный участник королевс-кого совета. Местные органы государственного управле-ния. Традиционное самоуправление свободных франков там, где они проживали, было постепенно заменено системойназначаемых первоначально из центра должностных лиц -уполномоченных короля. Территория страны была разделенана округа - паги (на юге их границы в основном совпада-ли с прежним административно-территориальным делениемвремен Рима). Управление округом вручалось графу, кото-рый имел в своем распоряжении военный отряд и командо-вал ополчением паги. Округа делились на сотни. Первона-чально их возглавляли выборные лица. Однако уже Меро-вингам удалось заменить их назначаемыми лицами - центе-нариями на Севере и викариями на Юге. Они подчинялисьграфу и почти повторяли его власть в пределах сотни.Общины (марки) франков, входившие в состав сотни, сох-раняли самоуправление. На границах страны были созданыболее крупные территориальные объединения - герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, возглавляв-шие управление ими, были прежде всего командирами мест-ного ополчения. На них была возложена оборона границ. Востальном они имели те же правомочия, что и графы. Висконно германских землях (восточные области Франкскогогосударства) герцогская власть имела несколько иной ха-рактер. Она уходила своими корнями в прошлое, во време-на племенных вождей, потомки которых стали герцогамифранкских королей. В начале VII в. наметилась другаяважная тенденция: уполномоченные короля, прежде всегогерцоги и графы, постепенно превратились в крупнейшихместных землевладельцев (их владения увеличивались засчет пожалований королей, а также присвоения крестьянс-ких земель путем комендации и т.п.). Эдикт короля Хло-таря Второго (614) явился важной юридической основой, благоприятствующей развитию этого процесса. Уже тогдабыл установлен порядок, согласно которому графом могстать лишь землевладелец соответствующей паги. Все чащедолжности передавались по наследству, превращаясь впривилегию отдельных семей. Название должности (герцог, граф) стало рассматриваться как наследственный почетныйтитул. Одновременно усиливались иммунитетные права от-дельных сеньоров. Причудливая мозаика владений отдель-ных феодалов, свя-занных между собой отношениями вассалитета, постепенносменила прежнее административно-территориальное деле-ние. Суд. Высшая судебная власть принадлежала монарху.Он осуществлял ее совместно с представителями знати.Ведению королевского совета подлежали наиболее опасныеправонарушения. Основными судебными учреждениями стра-ны, где рассматривалась подавляющая часть дел, были" суды сотни". Их форма на протяжении нескольких столе-тий не претерпела серьезных изменений. И это неслучай-но. Чаще всех соприкасавшиеся с народом, постоянно инепосредственно вмешивавшиеся в его жизнь, суды должныбыли обладать не только принудительной силой, но и над-лежащим авторитетом. И то и другое государственнаявласть на первых порах обеспечить в полной мере еще немогла. Сохраняя старую форму суда, сеньоры стремилисьиспользовать в своих интересах то уважение, которое судимел у народа. Уже тогда, видимо, понимали и силу тра-диции - население привыкло к определенной форме разре-шения споров. Тем не менее постепенно, но неуклонно су-дебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Пер-воначально граф, центенарий или викарий только созывалимальберг - собрание свободных людей сотни, выбиравшихиз своей среды судей - рахинбургов. Суд проходил подруководством выборного председателя - тунгина. В составсуда выбирались, как правило, состоятельные, пользующи-еся уважением люди. Но на судебном заседании должны бы-ли присутствовать все свободные и полноправные жители(взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишьследили за правильностью судопроизводства. Постепеннолюди короля (его уполномоченные) становятся председате-лями судов вместо тунгинов. Каролинги завершили этотпроцесс. Их посланцы - миссии - получили право вместорахинбургов назначать членов суда, так называемых ска-бинов. Обязанность свободных людей присутствовать насуде была отменена. Последующее развитие феодализмапривело к радикальному изменению всей судебной структу-ры. Сеньоры-иммунисты расширили свои права в областисуда над крестьянами, живущими в их владениях. Приобре-ли черты иммунитета и судебные правомочия должностныхлиц, а также высших иерархов церкви. Войско. Структуравойска медленно, но неуклонно эволюционировала от дру-жинной организации, сочетавшейся с народным ополчениемсвободных крестьян-франков, к феодальному рыцарскомуополчению. Военная реформа Карла Мартелла дала Каролин-гам сравни-тельно большое, хорошо вооруженное конное рыцарскоевойско, состоявшее из держателей бенефициев. Необходи-мость в народном ополчении отпала. Монархия получилавозможность вести успешные завоевательные войны. Боль-шое значение имела и надежность рыцарского войска вборьбе с народными восстаниями. В начале IX в. Франк-ское государство находилось в зените своего могущества.Охватывая территорию почти всей Западной Европы и неимея на своих границах противника, равного ему по си-лам, оно казалось несокрушимым и незыблемым. Однако ужетогда оно несло в себе элементы приближающегося упадкаи распада. Созданное путем завоеваний, оно представлялособой конгломерат народностей, ничем, кроме военной си-лы, не связанных. Сломив на время массовое сопротивле-ние порабощенного крестьянства, франкские феодалы утра-тили былую заинтересованность в едином государстве. Вэтот период экономика франкского общества носила нату-ральный характер. Соответственно не было прочных ста-бильных хозяйственных связей между отдельными районами.Отсутствовали и какие-либо другие факторы, способныесдержать раздробление страны. Франкское государство за-вершало свой путь развития от раннефеодальной монархиик государственности периода феодальной раздробленности.В 843 г. раскол государства был юридически закреплен вдоговоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого.Правопреемниками империи стали три королевства: запад-нофранкское, восточнофранкское и срединное (будущиеФранция, Германия и отчасти Италия). ГЛАВА 8 ФРАНЦИЯ 1.Период феодальной раздробленностиФранцузское коро-левство возникло после распада империи Каролингов. Егопоявление не внесло существенных изменений в основноенаправление социально-экономического развития областей, вошедших в его состав. Продолжалось развитие феодальныхотношений, определявшее в конечном итоге развитие фео-дальной государственности. Здесь следует выделить пери-од феодальной раздробленности (IX-XIII вв.), периодсословно-представительной монархии (XIVXV вв.), периодабсолютной монархии (XVI-XVI1I вв.).Основные черты общественного строя. В 1X-XIII вв. былзавершен захват сеньорами крестьянских земель. Отныне впостоянном пользовании, а в ряде случаев владениикрестьян находились лишь сравнительно небольшие участки(парцеллы) господской земли. Экспроприация крестьянскихземель сопровождалась дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально зависимых. Формы и степеньэтой зависимости были весьма многообразны. Большинствокрестьян стали сервами или виланами. Феодальные повин-ности виллана не были связаны с его личной зависи-мостью. Виллан мог передать (продать) свою парцеллудругому лицу. Это освобождало его от сеньориальных по-винностей, которые переходили на нового владельца. Есливиллан выполнял все феодальные повинности, сеньор неимел права отнять у него надел, который в таком случаепереходил к наследникам виллана. Более тяжелым было по-ложение сервов, находившихся в личной наследственнойзависимости от своего господина. В его пользу они вы-полняли ряд повинностей, выплачивали значительное числоразличных податей и платежей. Разорительными длякрестьян (как сервов, так и вилланов) были боналитеты -монопольное право собственности сеньоров на хлебные пе-чи, мельницы и т.д., сопряженное с обязанностью кресть-ян пользоваться ими за плату, установленную господином.Значительная часть крестьянства, т.е. подавляющее боль-шинство населения страны, все необходимое производила всвоем хозяйстве или в крайнем случае в пределах сель-ской общины, прибегая к помощи сельского кузнеца, тка-ча, гончара и т.д. Этой продукцией довольствовались иочень многие сеньоры. Таким образом, хозяйство имелоярко выраженный натуральный характер. Стабильных, ус-тойчивых экономических связей между отдельными районамистраны еще не было. Жестокая эксплуатация крестьян вы-нуждала их подниматься на борьбу против своих угнетате-лей. Массовые вооруженные выступления крестьян имелиместо в Нормандии (X в.), Бретани (X в.), Фландрии (XIв.). В рассматриваемый период несколько увеличиласьчисленность городского населения. Получило некотороеразвитие городское ремесленное производство. Но это бы-ли лишь первые и очень скромные успехи. Государственныйстрой. Королевство состояло из множества фьефов- фео-дальных владений (герцогств, графств и т.д.), которыеформально считались его частью, а фактически представ-ляли собой полностью или почти независимые политическиеобразования. Собственно власть короля на местах былаочень слабой или отсутствовала совсем. Более или менееуверенно король чувствовал себя лишь в своих личныхвладениях- королевском домене. Знать упорно сопротивля-лась любым попыткам усилить монархию. Вместе с тем онаникогда не выступала против королевской власти как та-ковой. Монархия олицетворяла политическую систему, всохранении которой сеньоры были жизненно заинтересова-ны. Под знаменем короля они объединяли свои вооруженныесилы, когда нужно было вести большую внешнюю или внут-реннюю (против " своих" крестьян) войну. Представителизнати неоднократно подчеркивали, что Франции нужен ко-роль, но король слабый. Этим они руководствовались, когда в связи с прекращением династии Каролингов избра-ли на французский престол графа Гуго Капета (конец Хв.). Первые Капетинги по существу не имели никакойвласти в королевстве, за исключением своего небольшогодомена. Отсутствию единства страны, обусловленному вконечном итоге социально-экономическими отношениями, благоприятствовала и не преодоленная полностью ее этни-ческая разобщенность. Население еще не чувствовало себяпринадлежащим к одной народности. Северные и севе-ро-восточные области (места наиболее массового расселе-ния франков) являлись ядром формирования северофран-цузской народности. На юге и в центре складываласьродственная ей южнофранцузская народность (здесь доми-нировали потомки романизированных галлов). В Бретанижили кельты, выселившиеся из Британии после захвата ееанглами и саксами. Еще не сложился единый язык, хотягосподствующие диалекты (северный и южный) были оченьблизки. Феодальная иерархия. Структура господства в ко-нечном итоге определялась строем феодальных поземельныхотношений, утвердившихся в тот период во Франции. Номи-нально верховным собственником всей земли в государствесчитался король. Однако большая часть этой земли нахо-дилась во владении у крупных феодалов в качестве фьефа.Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Обыч-но передача фьефа и установление в связи с этим отноше-ний вассалитета фиксировались особым договором. Егозаключение сопровождалось символическим обрядом - омма-жем. Вассал торжественно признавал себя " человеком" своего сеньора и приносил присягу на верность ему. Всвою очередь сеньор совершал обряд вручения инвеститу-ры: вассалу передавался символ его власти над фьефом(меч, перчатки - светским феодалам, скипетр - духов-ным). Вассал должен был нести военную службу в пользусвоего сеньора вместе с подчиненными ему людьми. В кон-це XII в. военная служба вассала ограничивалась 40 дня-ми в году. Вассал должен был выплачивать сеньору раз-личные " помощи" по случаю посвящения в рыцари его стар-шего сына, свадьбы старшей дочери, выкупа сеньора изплена и некоторые другие. Вассал участвовал в суде сво-его сеньора, если подсудимым был вассал равного с нимранга. Соответственно он не имел права в своем судеразбирать дела, подлежащие исключительной юрисдикцииего сеньора. Вассал принимал участие в совещательномсовете(курии)сеньора. В свою очередь сеньор брал обяза-тельство оказывать своим вассалам военную помощь в слу-чае нападения на них и в определенных случаях матери-альную помощь. Если вассал не нарушал взятых на себяобязательств, сеньор не мог отобрать у него фьеф. Паде-ние роли королевской власти. Феодальный договор практи-чески не ограничивал правомочия вассала в управлениисвоим доменом. Не случайно, что именно в этот периодиммунитетные права сеньоров достигли максимума. Иммуни-тет предоставлял феодалу право в пределах своих частныхвладений осуществлять административное и полицейскоеуправление, творить суд в объеме предоставленной емуюрисдикции, взимать платежи и иные поборы. Отношениямивассалитета были охвачены все представители господству-ющего класса. Вассалы короля - герцоги Нормандский, Бургундский, Аквитанский, граф Тулузский и др., остав-ляя себе домен, передавали значительную часть своихвладений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов(виконтам, баронам и др.). Таким образом, вассалы коро-ля сами становились сеньорами по отношению к своим вас-салам. Последние были связаны подобными договорами снижестоящей группой феодалов, и так вплоть до самоймногочисленной группы мелких феодалов - " однощитовых" рыцарей. Отношения вассалитета часто не совпадали сфактическим порядком господства и подчинения, утвердив-шимся в стране. Сеньоры были заинтересованы в сохране-нии вассалитета в основном тогда, когда их сословныминтересам угрожала серьезная опасность и нужно былообъединить силы. В обычное время феодальный договорсоблюдался лишь в той мере и объеме, в какой сеньоримел реальную силу заставить своих вассалов ему повино-ваться. Первые французские короли не обладали подобнымивозможностями. Поэтому их могущественные вассалы чувс-твовали себя вполнесамостоятельными государями. Они заключали соглашениямежду собой и с иностранными государствами, нередко вущерб и против своего короля, вели войны друг с другоми против своего коронованного сеньора. Наиболее крупныесеньоры копировали в своих владениях королевскую систе-му управления. Крупнейшие из них даже чеканили свою мо-нету. Аналогичное положение наблюдалось и на нижестоя-щих ступенях феодальной иерархии. Разница была лишь вмасштабах и возможностях. В немалой степени этому спо-собствовал принцип " вассал моего вассала не мой вас-сал", т.е. вассал нес обязанности только по отношению ктому сеньору, от которого он непосредственно держал фь-еф. В условиях феодальной раздробленности страну потря-сали непрерывные феодальные распри, которые дополни-тельным тяжким бременем ложились на плечи народа. Всеэто определяло в главном структуру и правомочия отдель-ных органов государства. Король был выборным. Послесмерти главы государства новый король выбирался еговассалами и высшими иерархами французской церкви. Коро-левская курия или Великий совет была, по существу, единственным общегосударственным органом, имевшим воз-можность оказывать влияние на положение дел в большейчасти страны. Великий совет по своему характеру предс-тавлял собой съезд крупнейших феодалов страны. Он эпи-зодически собирался под председательством короля. Здесьрассматривались и в ряде случаев решались важнейшиевопросы внутренней и внешней политики, причем оченьчасто вассалы навязывали королю свою волю. Управлениена местах еще во многом повторяло систему управлениявремен франкской монархии. Домен короля был сравнитель-но невелик и почти совпадал территориально с его личны-ми хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управ-ляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновре-менно и министериалами, заведовавшими делами домена.Домен был территориально разделен на превотажи (окру-ги), во главе которых находились прево - управляющиеглавного в этом округе королевского имения. Министериа-лы (в центре) и прево (на местах) назначались королем ибыли ответственны только перед ним. Суд. Ему были при-сущи все характерные черты средневековой юстиции. Каж-дый свободный должен был судиться " судом равных".Подсудность каждого лица зависела от той ступени иерар-хии, на которой оно находилось. Соответственно вассалкороля мог быть судим только ему равными - вассаламикороля. Таким судом становилась Королевская курия. Ана-логичный порядок утвердился и на нижестоящих ступеняхфеодальной иерархии. Причем сеньор лишь председательст-вовал, наблюдая за правильностью судопроизводства, су-дили вассалы, равные по рангу подсудимому. Нередко фео-далы решали свои споры путем вооруженной борьбы (" част-ные войны"). В принципе " суд равных" должен был дейс-твовать и в отношении всех остальных непривилегирован-ных, в частности горожан. Но в действительности сеньорынередко нарушали этот порядок, стремясь прибрать к ру-кам местную юстицию. В немалой степени к этому их по-буждала возможность присваивать судебные пошлины. Нес-вободное население и прежде всего сервы судились ихсеньорами или их министериалами и прево. Здесь безраз-дельно господствовала сеньориальная юстиция. Сеньорыделили между собой судебную власть в соответствии с ус-ловиями феодального договора. Судебные правомочия от-дельных сеньоров не должны были превышать объем прав, установленных иммунитетом. Таким образом, сеньоры выс-ших рангов имели большую судебную власть (" высшую юсти-цию"), чем нижестоящие, которые были наделены " низшейюстицией". К компетенции первой относилось главным об-разом рассмотрение и вынесение приговоров по преступле-ниям, наказываемым смертной казнью (убийства, поджоги ит.п.), равно как и другие менее серьезные преступления; ко второй - также все, кроме преступлений, наказываемыхсмертной казнью. Исключение составлял разбой, которыйбыл в ведении и " низшей юстиции" и наказывался смертнойказнью. Следует учитывать, что под разбоем подразумева-ли и вооруженные выступления крестьян, доведенных доотчаяния произволом сеньоров. В отдельных районах стра-ны местные обычаи (кутюмы) вручали " высшую" и " низшую" юстицию всем сеньорам. На практике же военная сила, ко-торой располагал сеньор, определяла в конечном итогеобъем его реальных возможностей в области управления исуда. Границы между правом и произволом здесь оконча-тельно стирались. Судебная власть не была отделена отадминистративной. Судебные органы еще не сложились ор-ганизационно в обособленную систему. В компетенцию су-дебных органов входили правомочия, относившиеся к госу-дарственному управлению. Так, в частности. Королевскаякурия была не только " судом равных" для вассалов коро-ля, нои совещательным органом, где обсуждались важнейшие воп-росы внутренней и внешней политики. Министериалы и пре-во одновременно осуществляли функции административ-но-хозяйственного управления и суда. Большими правомо-чия в области суда была наделена церковь. Помимо обыч-ной сеньориальной юстиции в своих владениях церковьрассматривала дела определенной персональной и предмет-ной подсудности. Исключительно церковной юрисдикцииподлежали уголовные и гражданские дела духовенства, атакже лиц недуховного звания, но по службе связанных сцерковью. Кроме того церковные суды рассматривали делавсех, посягнувших на незыблемость догматов религии иавторитет церкви (ереси, магия, колдовство, осквернениецерковных зданий и религиозной символики). Ведениюцеркви подлежали также преступления, связанные с " гре-хом" (внебрачное сожительство, лжесвидетельство, нару-шение обязательств, скрепленных клятвой на кресте, ит.п.). Перечень подобных дел никогда не был точно уста-новлен. Вооруженные силы. Их основу составляло ополче-ние рыцарейвассалов. В его структуре сохранялись отно-шения вассалитета- сеньор был главой группы рыца-рей-вассалов. С этим отрядом он в свою очередь входил вобъединение, возглавлявшееся его сеньором. Дисциплина втаком войске практически отсутствовала. К тому же онобыло относительно невелико, хотя и надежно в классовомотношении. Во времена наиболее тяжелых внешних войн со-зывалось ополчение из горожан и вилланов. Но этомувойску сеньоры никогда не доверяли. Король и наиболеемогущественные феодалы содержали небольшие отряды наем-ников.2. Начало объединения страныВ конце периода феодаль-ной раздробленности (особенно в XIII в.) наметиласьтенденция к усилению королевской власти, которая полу-чила поддержку горожан. К этому времени города стано-вятся центрами ремесла и торговли. В социальном отноше-нии городское население не было однородным: богатыекупцы-ростовщики, состоятельные собственники мастерс-ких, рядовые ремесленники и городская беднота. Междугородским патрициатом и рядовыми горожанами имели местосерьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов го-рода выступали почти как единое целое. Все горожане бы-ли противниками внутренних феодальных войн, сопровож-давшихся разбоем феодалов. Развитию ремесел и торговлимешали границы многочис-ленных сеньориальных владений, на которых подчас уста-навливались различные провозные пошлины. Более того го-рода были опутаны многочисленными поборами и повиннос-тями в пользу феодалов, на земле которых они находи-лись. В таких условиях города начали все более реши-тельно выступать против произвола сеньоров за городскоесамоуправление- коммуну. Эта борьба вскоре слилась сдвижением против феодальной раздробленности. В ходенапряженного противоборства, которое не раз приобреталоформу вооруженных выступлений, ряду городов в концеконцов удалось добиться от своих сеньоров городскогосамоуправления. Власть в коммуне получил городской пат-рициат. Права городского самоуправления регламентирова-лись особыми документами - хартиями, фиксировавшими го-родские вольности. Финансовые и иные повинности городовбыли строго определены, поводов для злоупотреблений состороны сеньоров стало меньше. Полноправных горожанстали называть буржуа (от старогерманского " бург" - ук-репленный город), лишь впоследствии это слово приобрелосовременное значение. Коммуны добивались права иметьсвою вооруженную силу- городское ополчение. Защищаясьот нападения чужих и " своих" сеньоров, города опояса-лись мощными крепостными стенами. Горожане видели всильной королевской власти решающий фактор преодоленияфеодальной раздробленности. Короли также были заинтере-сованы в городах, которые давали им деньги, современноевооружение и дополнительную военную силу (городскоеополчение). Союз монархии и городов начал оформлятьсяеще в Х в., но особой значимости он достиг в рассматри-ваемый период, стимулируя усиление королевской власти.Одним из первых проявлений этого усиления явилась отме-на выборности короля (начало XIII в.). Отныне престолпереходил по праву наследования к старшим сыновьям ко-ролей из династии Капетингов. Затем постепенно ликвиди-ровался принцип " вассал моего вассала не мой вассал".Присягу верности вассалы всех рангов стали приноситьнепосредственно королю. Монархия, опираясь на поддержкугорожан, среднего и мелкого дворянства, начала расши-рять свой домен. Уже к концу XIII в. королевский домен, увеличившись в несколько раз, стал самым большим фео-дальным владением Франции, а короли - самыми могущест-венными среди сеньоров. В их руках сосредоточилась дос-таточная силадля того, чтобы принуждать большую часть своих вассаловк повиновению и предотвращать попытки дробления коро-левского домена. Реформы Людовика IX. В этот период бы-ли приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепара-тизм феодальной знати. Среди них особое значение имелиреформы Людовика IX (середина XIII в.). Судебная рефор-ма. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооружен-ной борьбы. Соперники должны были обращаться в коро-левский суд. В остальных сеньориях были введены так на-зываемые " 40 дней короля". В течение этого срока феода-лы не могли начинать частную войну. Они были обязаныобратиться в королевский суд, который рассматривал ихспор по существу. Только по истечении 40 дней, если су-ду не удавалось разрешить дело (подобных случаев с каж-дым годом становилось все меньше), стороны могли начи-нать войну. Для претворения в жизнь этого решения почтиво все области страны были направлены королевскиесудьи. Лично заинтересованные в судебных штрафах и пош-линах, они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов. Витоге их значение возросло настолько, что к ним обраща-лись не только сеньоры, но и все свободные, не доволь-ные решением сеньориального суда. Вскоре рассмотрениедел " высшей юстиции" стало исключительной компетенциейкоролевских судей. Усложнившиеся функции королевскойюстиции потребовали ее организационного обособления. ИзКоролевской курии была выделена особая судебная палата- Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшейапелляционной инстанцией (за ним были сохранены и неко-торые административные функции), в основном состояло изпрофессиональных юристов. Финансовая реформа. В коро-левском домене в качестве главной расчетной единицы бы-ла введена королевская золотая монета. Вскоре благодарясвоему высокому качеству она стала самой авторитетноймонетой в стране и вытеснила местные деньги из обраще-ния. Из Королевской курии выделилось еще одно учрежде-ние- Счетная палата. Ведя учет поступлений судебныхпошлин, она впервые в истории королевства получила ре-альную возможность непосредственно " прикоснуться" к фи-нансам отдельных сеньорий, а главное - способствоватьувеличению доходов короны.3.Период сословно-представительной монархии(XIV-XV вв.)Основные черты общественного строя.Этот периодхарактеризуется значительным развитием городской про-мышленности и торговли. Возросла экономическая роль го-родов на юге Франции (Марселя, Тулузы, Бордо и некото-рых других). Важными центрами городской промышленностистали Париж и Орлеан (самые крупные города королевскогодомена). Экономические связи между городом и деревнейприобретают устойчивый, стабильный характер. Наметивша-яся специализация сельскохозяйственного и ремесленногопроизводства отдельных районов и городов вела к посте-пенному упрочению торговых связей между различными об-ластями королевства. В этих условиях увеличилась чис-ленность населения городов и усилилось их влияние наположение дел в стране. В связи с развитием товарно-де-нежных отношений феодалы начали заменять часть нату-ральных повинностей и платежей денежным оброком. Длясеньоров экономически наиболее развитых областей былпредпочтительней лично свободный крестьянин - держательнаследственного земельного надела- цензивы. Цензитарийбыл обязан выплачивать своему господину твердо фиксиро-ванный ежегодный денежный платеж- ценз, выполнять опре-деленные повинности. При соблюдении этих условийкрестьянин имел право передавать по наследству своюцензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучилично свободным, он мог сменить местожительство и про-фессию (уйти в город и т.д.). Но на нового держателяцензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные по-винности. Цензива, вскоре ставшая основной формойкрестьянского землепользования, содействовала почтиполному исчезновению серважа. Но разумеется, в освобож-дении сервов от практически крепостной зависимости ог-ромную роль сыграла многовековая борьба французскогокрестьянства, которому в основном удалось отстоять ав-тономность своего хозяйства. Большое число сервов выку-пилось на свободу. Феодальная эксплуатация, несколькоизменив формы, тем не менее оставалась жестокой, чтовызывало обострение социальной борьбы в деревне. В се-редине XIV в. страна была охвачена Жакерией - крестьян-ской войной. Сословия. В рассматриваемое время заверши-лось юридическое оформление сословий. Все населениестраны делилось на три сословия: первое - духовенство, второе - дворянство, все остальные сво-бодные составили третье сословие. Первые два считалисьпривилегированными, что прежде всего освобождало их отналогов и повинностей, которые были возложены на третьесословие. Основные черты государственного строя. Важныесдвиги в социально-экономических отношениях обусловилисущественные изменения в государстве, с завершением пе-риода феодальной раздробленности государство принялоформу сословно-представительной монархии. Относительносильная королевская власть сочеталась с представитель-ством от сословий - Генеральными штатами (общенацио-нальным органом, имеющим право разрешать введение новыхналогов). Создавались более благоприятные условия дляформирования единого общенационального рынка и дальней-шего экономического и социального развития страны. Ор-ганы государственной власти. Королевская впасть. Про-цесс оформления сословно-представительной монархии былсложным и противоречивым. Он начался с усилением коро-левской власти, неразрывно связанным с преодолением фе-одальной раздробленности. Это стало возможным в силуряда причин: Во-первых, еще более укрепились социаль-но-экономические основы союза королевской власти и го-родов, благодаря росту городской промышленности и тор-говли города смогли оказывать монархии помощь, значи-тельно большую, чем раньше. Во-вторых, вокруг королевс-кой власти сплотились основные группы среднего и мелко-го дворянства, т.е. подавляющая часть господствующегокласса. В условиях подъема антифеодального движениякрестьянства дворяне уже не были в состоянии защититьсвои интересы силами локальных рыцарских ополчений. Всильной королевской армии они видели единственный оплотсохранения своего привилегированного положения. Монар-хия могла также дать им новые источники дохода, предос-тавив службу в армии и государственном аппарате.В-третьих, сильная королевская власть была нужна дляборьбы с внешним врагом. В этот период Франция подвер-галась иностранным нашествиям, ставившим ее подчас награнь национальной катастрофы. Ликвидация феодальнойраздробленности и усиление королевской власти хотя идостигли значительных успехов, но были еще далеки отсвоего завершения. Сохранились большие, фактически не-зависимые феодальные владения, такие, как, например, герцогство Бургундское (его правители неоднократно вое-вали со своими сюзерена-ми - французскими королями). Многие могущественные вас-салы хотя и покорились королю, но при удобном случаепытались восстановить утраченную независимость. Провин-циальные штаты. Объединение страны могло быть успешнозавершено лишь в обновленной государственно-правовойформе, обеспечивающей консолидацию всех сил, выступаю-щих за единое государство. Начинают созываться собранияпредставителей от сословий. Короли получили возможностьобращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителейкрупнейших сеньорий. На обсуждение собраний выносилисьважнейшие вопросы внутренней и внешней политики и преж-де всего вопросы налогов. Были впервые введены постоян-ные общегосударственные налоги. Регулярные денежныепоступления позволили правительству сформировать про-фессиональную, наемную армию взамен рыцарского ополче-ния, а также централизованный бюрократический аппаратуправления. Первые собрания сословного представительст-ва - штаты (от фран. etat - " сословие") возникли в от-дельных провинциях еще в XIII в. Это были периодическисозывавшиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов соответствующей провинции. Штаты рассмат-ривали различные вопросы, главным из которых было ут-верждение единовременных денежных сборов- " помощей". Напервых порах провинциальные штаты созывались местнымиправителями и содействовали консолидации отдельных об-ластей. Но очень скоро они оказались под контролем ко-роля. Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созванообщефранцузское собрание сословий. Его стали называтьГенеральными штатами в отличие от штатов в отдельныхпровинциях. События последующих десятилетий (Столетняявойна, крестьянские и городские восстания) превратилиГенеральные штаты в важнейший орган государства. Тогдаи сложилась их структура. Каждое сословие было предс-тавлено отдельной палатой. Первая палата состояла извысшего духовенства. Во вторую посылались выборные отдворянства. Причем наиболее знатные (герцоги, графы) всостав палаты не входили. Они как непосредственные вас-салы короля принимали участие в выработке решений всоставе Королевской курии. Третье сословие выбиралосвоих депутатов. Как правило в выборах участвовал го-родской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (членыгородских советов). Все вопросы рассматривались раз-дельно по палатам, где решение выносилось простым боль-шинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая пала-та имела только один голос. Таким образом, привилегиро-ванные сословия всегда имели гарантированное большинс-тво. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля.Но поскольку введение новых налогов и единовременныхсборов требовало предварительного согласия Генеральныхштатов и, в частности, согласия третьего сословия, ко-роли вынуждены были обращаться к ним довольно часто.Духовенство и дворянство от налогов были освобождены(имели " налоговый иммунитет") и лишь давали согласие наобложение третьего сословия. Великий мартовский ордо-нанс и его отмена. Королевская власть часто добиваласьот Генеральных штатов нужного ей решения. Но были мо-менты, когда третье сословие могло добиться большихправ, чем право утверждения новых налогов. В 1357г., когда страна переживала один из наиболее глубоких поли-тических кризисов в своей истории, был издан ордонанс(указ), ставший впоследствии известным как Великий мар-товский ордонанс 1357 г. В соответствии с этим докумен-том сессии Генеральных штатов должны были проводитьсядва раза в год. Для их созыва не требовалось предвари-тельной санкции короля. Генеральные штаты не толькоимели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с ихсогласия можно было заключить мир и объявить войну. Ониназначили специальных советников короля. Великий мар-товский ордонанс был вершиной временного роста правомо-чий Генеральных штатов. Добившись от них согласия навведение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему уда-лось. Последовавшее вскоре победоносное завершение Сто-летней войны содействовало дальнейшему укреплению коро-левской власти. В ее распоряжении были многочисленнаянаемная армия, бюрократический аппарат управления, ко-торые содержались за счет постоянных налогов, назначае-мых теперь без предварительного одобрения Генеральныхштатов. Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правя-щих кругов, Генеральные штаты выполнили предназначавшу-юся им роль. Начиная с XV в. Генеральные штаты переста-ют созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIIIв. тоже один раз). Взамен их правительство начинает из-редка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей(именитых подданных). Но это учреждение имело чисто со-вещательные функции.Органы государственного управления. К центральным орга-нам относились: Государственный совет, осуществлявшийпо указаниям короля руководство и контроль за отдельны-ми звеньями управления и Счетная палата - финансовоеуправление. Среди должностных лиц наибольшее значениеимели: канцлер, осуществлявший текущее управление иконтроль за деятельностью должностных лиц, во время от-сутствия короля он председательствовал в Государствен-ном совете, под его руководством составлялись проектыордонансов; коннетабль - командир конного рыцарскоговойска, с XIII в.- командир королевской армии; камера-рий - казначей; палатины - королевские советники, вы-полнявшие отдельные особо важные поручения короля.Должностные лица, составившие основные кадры нового го-сударственного аппарата управления, были, как правило, люди незнатные, обязанные своим возвышением королю.Среди них было немало окончивших университетский курсюриспруденции, включая римское право. Их называли ле-гистами (от лат. закон). Они зарекомендовали себя какнаиболее ревностные и последовательные сторонники цент-рализации и усиления королевской власти и составили на-иболее влиятельную группу должностных лиц. С их помощьюкороли оттеснили именитую знать от основных рычагов го-сударственного управления. Местные органы государствен-ного управления. Отношения вассалитета постепенно сме-нились относительно централизованным многозвенным бю-рократическим аппаратом. Это сопровождалось утратойсеньорами-землевладельцами непосредственной государс-твенной власти над непривилегированным населением своихфьефов и соответственно ограничением их иммунитетныхправ. Управление большим королевским доменом уже немогло осуществляться, как раньше, дворцовыми служащими, совмещавшими заведование личными королевскими имениямис государственным управлением. Последнее стало исключи-тельной компетенцией королевских чиновников. Вместе стем государственное управление во вновь присоединенныхпровинциях не было единообразной системой. В тех изних, которые вошли в состав королевства на основе дого-вора (не были завоеваны), структура аппарата управле-ния, как правило, не менялась, потому что правительствообязывалось соблюдать местные кутюмы (обычаи). При этоммногие местные сеньоры добивались определенных льгот назанятие государственных должностей. Король не всегдаимел возмож-ность сразу назначить на важнейшие посты в местном уп-равлении своих людей. Сепаратистские тенденции, еще неизжитые полностью, проявлялись прежде всего в стремле-нии отдельных групп королевских должностных лиц занятьболее независимое положение по отношению к центру, ук-репить свою корпоративную автономию. Все это усложнялои замедляло процесс создания централизованного госу-дарственного аппарата, но не могло изменить или тем бо-лее отменить его. Королевский домен был разделен напочти равные административные единицы- балъяжи. Ими уп-равляли бальи- чиновники, которые назначались королем.На них было возложено текущее управление - сбор нало-гов, наблюдение за деятельностью административносудеб-ных органов и т.д. Бальяжи делились на превотажи воглаве с прево. Эти должностные лица, некогда являвшиесяуправляющими королевскими имениями, были наделены воен-ной, административной, финансовой и судебной властью вокруге. На юге централизация и унификация государствен-ного аппарата была выражена несколько слабее. Главамиюжных округов (их чаще всего называли сенешалами) явля-лись представители местной знати. Правительство, стре-мясь заручиться поддержкой сословий в борьбе против се-паратизма местной аристократии, поощряло деятельностьпровинциальных штатов, которые функционировали в Нор-мандии, Провансе и некоторых других провинциях страны изанимались распределением налогового обложения, контро-лировали проведение общественных работ- строительстводорог, каналов и т.д. Организационно провинциальныештаты не имели никакой связи с Генеральными штатами, нотак же, как и они, подчас выходили из-под контроля пра-вительства. Последнее мирилось с этим, пока не укрепи-лось на местах и не получило возможности собирать нало-ги без их помощи. Начиная с XV в. большинство провинци-альных штатов не созывались. Правительство усилило свойконтроль и над городским самоуправлением - коммунами. Кэтому времени их количество значительно возросло. Ком-муны осуществляли административное управление и суд, имели право издавать постановления, обязательные длягорожан. Выборный орган городского самоуправления - го-родской совет состоял из эшевенов и пожизненно избран-ного городского главы - мэра. Ими, как правило, былисостоятельные горожане. Крестьянство по-прежнему нахо-дилось под властью " своих" сеньоров, сохранивших (нес-колько ограниченные) полицейские и су-дебные правомочия. Сеньоры контролировали деятельностьорганов общинного самоуправления- схода и его исполни-тельного органасиндика, в который входили наиболее за-житочные крестьяне. Синдики

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.