Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Древний мир - эпоха в истории чело-






ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА

РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО

ВОСТОКА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Древний мир - эпоха в истории чело-

вечества, доминирующей линией развития которой в конеч-

ном итоге стало утверждение рабовладельческого способа

производства, возникновение первых классовых обществ и

государств. Эта ведущая тенденция исторического процес-

са реализовывалась в условиях многообразия конкретных

путей и форм общественного развития географически пол-

ностью или частично разобщенных народностей. Неодноз-

начность природно-климатических условий во многом опре-

деляла дифференцированность этого процесса. Не все

страны проходили все его стадии одновременно и одинако-

во. Древние государства окружал обширный мир племен, да

и сами государства, общества их обусловившие, были не-

однозначны. Поэтому история государства и права Древне-

го мира условно, в интересах изучения, делится на исто-

рию государства и права Древнего Востока и историю го-

сударства и права Античного мира. Понятие " Древний Вос-

ток" традиционно используется в науке для обозначения

совокупности стран юго-западной, южной и восточной

Азии, а также северной и северо-восточной Африки. Стра-

ны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие ми-

ровой цивилизации. Они заложили первоначальные основы

многих духовных и материальных ценностей, которые впос-

ледствии были восприняты и творчески развиты, став дос-

тоянием, всего человечества. Важнейшим аспектом изуче-

ния их истории является проблема взаимодействия природы

и общества в условиях относительно низкого уровня раз-

вития производительных сил и соответственно высокой

степени зависимости человека от окружающей среды. Не

менее значима проблема причинно-следственных связей,

обусловивших воз-

никновение государства и права. Поэтому особое внимание

уделяется ряду областей Древнего Востока и прежде всего

долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, ока-

завшимися особенно благоприятными для обитания челове-

ка. Здесь раньше, чем в других регионах, получило раз-

витие оседлое, основанное на ирригационной системе зем-

леделие с относительно устойчивыми урожаями. Появление

во многом в связи с этим прибавочного продукта и прис-

воение значительной его части родоплеменной знатью сти-

мулировало наиболее раннее в истории разложение перво-

бытно-общинного строя, зарождение классового общества и

государства. При этом выявились важные тенденции об-

щественного и государственно-правового развития значи-

тельной части основных стран Древнего Востока. Это

прежде всего длительное сохранение сельской общины, ос-

нованной на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в

себе экономически и в значительной мере политически.

Совместным трудом крестьян-общинников в основном под-

держивались и развивались оросительные системы. Консер-

вация общинных структур в свою очередь в немалой степе-

ни сдерживала (замедляла) развитие частной собственнос-

ти на землю. При таких условиях долго преобладали полу-

патриархальные, но от этого не менее тяжелые формы экс-

плуатации, главным образом посредством внеэкономическо-

го принуждения, в интересах монарха, знати и жречества.

Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя

и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы

эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников

и т.д.), а также эксплуатация покоренных племен. Все

это в конечном итоге оказывало влияние на государство.

Являясь инструментом классового господства, оно в ряде

основных стран (но не везде) утвердилось в форме так

называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не

ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествля-

емому и правящему посредством войска и чиновничества.

Идеологической основой деспотизма стала религия, обо-

жествлявшая личность и власть главы государства. Имела

место определенная закономерность в становлении деспо-

тической формы правления. Первоначальные государствен-

ные структуры обычно возникали на основе и в территори-

альных границах отдельных племен или племенных союзов,

сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя.

Эти небольшие по территории, так называемые " номовые"

государства возглавлялись правителями, нередко потомка-

ми племенных вождей, власть которых ограничивали совет

знати и народное собрание. Такие властные структуры,

первоначально не всегда даже монархические, постепенно

составлялись, путем сою-

зов и особенно завоеваний, в большие относительно цент-

рализованные государства. Их образование в немалой сте-

пени обусловливалось необходимостью поддержания в долж-

ном порядке единой для большей части речной долины ир-

ригационной системы. По мере усложнения классовых и об-

щенациональных задач государства, и особенно сохранения

политической самоизоляции сельских общин, монархия в

ряде стран, не встречая серьезного противодействия в

народе, постепенно приобретала форму деспотии. Истори-

чески было обусловлено и право стран Древнего Востока.

Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, нахо-

дившихся на первоначальной ступени развития юридической

мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно

становилось писаным. Право состояло в основном из запи-

сей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной

практики. Выражая четко классовую направленность, оно

сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначе-

ние. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права

Древнего Востока - законы Хаммурапи (Вавилон) и законы

Ману (Древняя Индия) - подтверждают как первое, так и

второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фикси-

руют один из первых в истории юриспруденции подходов к

проблеме совмещения права и морали, права и религии.

Нарушение правовой нормы рассматривалось и как наруше-

ние морально-религиозных предписаний. Вместе с тем пра-

ву стран Древнего Востока была присуща высокая степень

национальной обособленности и соответственно своеобра-

зия и исключительности. Причиной тому во многом стала

их относительная географическая разобщенность. Это учи-

тывается в учебнике: государство и право каждой страны

рассматривается объединенно в отдельных главах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.