Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По подготовке к семинару. При подготовке к первому вопросу необходимо уяснить, что социальная структура стран Древнего мира отражала многоукладный характер их экономики






При подготовке к первому вопросу необходимо уяснить, что социальная структура стран Древнего мира отражала многоукладный характер их экономики, наличие в древневосточном обществе связанных между собой, но относительно обособленных производственных комплексов: царского, храмового, общинного хозяйства, принадлежность к которым во многом определяла правовой статус жителей стран Древнего Востока, степень их свободы (наличие многочисленных переходных форм свободы к зависимости, неполноправию с той или иной мерой ограничения правоспособности и дееспособности).

Прежде всего, необходимо определить те социальные группы, статус которых юридически оформляется в Законах Ману и Законах Хаммурапи. Характеристику социальных групп древневосточных обществ рекомендуется представить в виде перечисления их основных прав и обязанностей. Наиболее отчетливо различия в правовом положении социальных групп проявляются в статьях Законов Ману и Законов Хаммурапи, определяющих наказания за те или иные преступления. Рекомендуется найти эти статьи и на конкретных примерах показать суть различий.

При изучении древневосточных государственных образований следует усвоить специфические черты процесса возникновения и развития государств Древнего Востока, а именно влияние географического и климатического факторов. Больше внимания рекомендуется уделить взаимосвязи вопросов об особенностях и происхождении, о причинах, закономерностях возникновения государства и права, их классовой сущности, особо отметив влияние экономических условий на общественный и государственный строй этих стран.

Во втором вопросе, характеризуя право стран Древнего Востока, предлагается сосредоточить внимание на неизжитых в нем многих чертах и пережитках первобытнообщинного строя. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно становилось писанным. Право состояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики, т. е. было казуальным. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока: Законы Хаммурапи (Вавилон) и Законы Ману (Древняя Индия) – подтверждают как первое, так и второе. При этом Законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний.

Вместе с тем праву стран Древнего Востока была присуща высокая степень национальной обособленности и соответственно своеобразия и исключительности. Причиной тому во многом стала относительная географическая разобщенность стран.

При характеристике законов Хаммурапи и Ману следует выделить:

- точное название нормативного правового акта (НПА);

- дату и место (государство), где был принят НПА;

- исторические условия и причины принятия НПА;

- общую характеристику (структура, основное содержание) НПА;

- значение (след в истории) как для данного государства, так и для последующего развития права.

Данная схема-алгоритм рекомендуется для изучения в дальнейшем нормативных актов.

Глубокое уяснение законов возможно путем сравнения их содержания, выявления общих черт и особенностей каждого из указанных памятников права. Для реализации данной цели рекомендуется выполнить задание № 2. Алгоритм характеристики отраслей права предложен на с. 6–7 данной методической разработки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.