Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема дирижерского жеста






Исходное положение - руки вверх

2/4 - Раз - руки вниз,

два - руки вверх.

3/4 - Раз - руки вниз,

два - руки в стороны,

три - руки вверх.

4/4 - Раз - руки вниз,

два - руки скрещиваются перед грудью,

три - руки в стороны,

четыре - руки вверх.

Необходимо, чтобы первое движение - руки вниз - было наиболее стремительным и сильным, поскольку оно совпадает с метрическим ударением.

Кроме непосредственно метрических задач, дирижирование применяется в работе над другим материалом - ритмическим рисунком, динамикой и характером движения, так как таким путем выявляется активность и инициатива учащихся. Дирижирование используется и в своем прямом назначении как способ управления или ударным оркестром или групповым движением.

Работа над развитием устойчивости в данном метре ведется на упражнениях, построенных так, что движение исполняется только на метрическое ударение и выдерживается (фиксируется) в течение всего такта. Движение, или гимнастическое, или осмысленное очень несложной задачей, исполняется всей группой одновременно или учащиеся разделяются на число групп, равное числу тактов в данной музыкальной фразе, и каждая группа исполняет движение на свой такт, причем задача и рисунок даются или преподавателем, или самими учащимися.

Затем возможен такой вариант упражнения: музыкальное сопровождение построено из двухтактовых фраз. Один учащийся исполняет движение на метрическое ударение первого такта, а его партнер - на ударение второго такта. Важно, чтобы движения обоих партнеров были связаны по смыслу их общей задачи. Такие упражнения с партнером могут быть подготовлены заранее.

В работе над метрическими упражнениями необходимо добиваться предельной четкости и скупости движения, стремясь одновременно к максимальной свободе и к легкости. Для этого ведется длительная тренировка на целом ряде подсобных упражнений, развивающих быструю и легкую переключаемость движений.

И наконец, в работе над метром применяется мяч, чрезвычайно помогающий и развитию ощущения времени (регулировка броска), и устойчивости в метре, и четкости движений. Упражнения с мячами оформляются чрезвычайно разнообразно, включая, кроме непосредственных тренировочных задач по метру, также задачи предыдущих тем - ориентировки в пространстве и коллективе, координации внимания, темпа и соотношения скоростей.

Бросок и поимка мяча могут быть распределены по метрическим ударениям. Например: счет ¾; бросок на «раз» первого такта, поимка на «раз» следующего и т.д. Это - самый несложный прием. Гораздо сложнее, когда бросок приходится на сильную часть такта, а поимка—на слабую. Подготовка к броску в этом случае должна быть очень точно рассчитана, что и составляет смысл упражнения.

Сложность тренировочной задачи зависит и от усложнения пространственных условий, и от количества мячей, и от условий броска и поимки, и от рисунка фигурного построения. Кроме мячей, в работе над этой темой применяются и иные предметы: стулья, газеты, книги, чемоданы, словом, любые вещи, которые можно переносить и перебрасывать.

Работа над метром развивает навык четкости движения, научает анализировать движение и, кроме того, раскрывает приемы метрического оформления, которые можно назвать «Метризацией» движения.

Метризацией» называются принципы и приемы, при помощи которых раскрывается метрическая природа движения и устанавливаются метрические нормы, соответствующие данной задаче действия или тренировки.

На данном этапе работы учащиеся уже достаточно овладевают подготовительным материалом предыдущих тем, и поэтому вполне осуществима самостоятельная планировка движения на основе принципов метризации.

В построении движения применяются два способа. Один из них заключается в следующем: основой построения служит музыка, наиболее соответствующая замыслу. Например: задумано оформление лозунга, где каждая буква, его составляющая, написана на отдельном флаге или плакате. Эти «подвижные» буквы находятся в руках участвующих, и, таким образом, возможно построить «живой», то есть «движущийся», лозунг. Музыка в таком случае должна быть бодрой и четкой. В зависимости от фразировки (см. тему «Фразировка») и тактового строения фразы планируется движение.

Здесь возможны следующие два приема: а) движение исполняется на метрическое ударение и выдерживается в течение всего такта, или б) движение исполняется на каждую часть такта, то есть на каждую единицу счета. Если структура музыки примерно такая - пять фраз, из них первая, вторая и пятая -

двутакты, а третья и четвертая - однотакты, - то и в ряде движений должно быть пять четких фраз, то есть движение нужно строить так, чтобы каждая новая фраза была отмечена или другим направлением, или новой планировкой, или новым рисунком движения, независимо от того, каким приемом оно метризовано - по метрическому ударению или по частям такта. Эти два приема метизации могут быть оба примене­ны в одном и том же построении.

Совершенно не обязательно, чтобы один прием был вы­держан от начала до конца. Наоборот: чередование этих приемов дает большие возможности разнообразить и усложнять рисунок построения. При подборе движений учитываются объем и мускульная нагрузка каждого и их соотношения, так как метризация непременно требует равномерности не только чередования движений, но и соотношений их по объему, мускульной нагрузке и пространственной планировке.

В результате получается законченный ряд очень четких, скупых движений, которые при равномерности и чередовании рисунка неизбежно механичны и условны.

Возможен также и обратный способ метризации, когда основой служит не музыка, а процесс движения, метричный по своей природе. Например: «разгрузка цепью» - нагруженный мешками грузовик разгружается путем передачи мешков по цепи из нескольких человек. Последний сваливает мешки, а первый подает их с грузовика. В этом ряде движе­ний чрезвычайно ярко выражена метрическая природа, то есть равномерность и периодичность однообразных движений. Метризовать такой ряд - значит точно установить моменты чередования движений, определить таким путем темп и размер и, если нужно, подобрать наиболее соответствующее музыкальное сопровождение.

Обычно чрезвычайно трудно найти в музыкальной литературе вполне подходящий пример, и в таких случаях музыку нужно или специально сочинять, или импровизировать.

Этот второй способ метризации, исходящий из самого движения, очень полезен в отношении тренировки, так как научает анализировать метрику движения непосредственно, без помощи музыки.

Кроме органической метризации, то есть планировки движения с учетом его метрической природы (равномерности и периодичности), возможен также прием механической метризации: любой ряд движений, любой процесс можно подчинить любому счету (размеру), равномерно чередуя самые разнообразные движения, по существу требующие различных временных и пространственных норм.

Можно метризовать, например, движения двух партнеров, связанных одной общей задачей (продавец - покупатель, парикмахер - клиент и т.п.), - в результате неизбежно получается схематизация процесса движения. Такое механизированное движение не утрачивает своего смысла, оно остается понятным, но приобретает нелепую и смешную преувеличенность и переносится таким образом в план смешного гротеска. Всякое метризованное движение - механично, но оно может быть таковым в силу конкретных условий, его определяющих (тренировочная гимнастическая задача или задача сценического действия), и тогда оно естественно, а метричность его вполне убедительна. В противном случае получается нарочитая механичность, искажающая природу движения и дающая взамен его живого рисунка всегда несколько нелепую схему.

И механическая и органическая метризация могут служить не только в качестве специальной тренировочной задачи, но также и в качестве приема метрического оформления отдельных моментов сценического действия, в зависимости от общего замысла спектакля. Тренировка навыков метризации движения ведется уже только на фиксированных упражнениях, вначале в виде законченных гимнастических комплексов, затем фигурных построений и, наконец, в виде этюдов с несложными сценическими задачами.

Внимание учащегося во время работы над этой темой должно быть направлено на предельную четкость выполнения движения. При этом четкость ни в какой мере не должна достигаться за счет чрезмерного мускульного напряжения. Необходимо постоянно контролировать во время упражнений затрату мускульной энергии, добиваясь легкости движения и сохраняя при этом его отчетливость. Такая самопроверка достигается путем направленности внимания не только на то, что нужно делать, но и на то, как нужно делать. Легкостью, свободой и точностью движения можно овладеть только в результате длительной тренировки, и не «вслепую», а сознательно контролируя каждое свое движение.

 

Тема IV

Длительности

Длительность звука обозначается в музыкальной записи условными знаками, которые запечатлеваются в сознании читающего запись путем зрительной и слуховой ассоциации.

Наиболее длительный звук обозначается знаком ° и называется целой нотой.

Звуки, равные половине, четверти, восьмой, шестнадцатой и тридцать второй этой длительности, обозначаются следующими знаками:??? -половинная:??? -четверть;??? - восьмая; дальнейшее дробление обозначается возрастающим количеством хвостиков.

 

Схема длительностейПри нескольких знаках, обозначающих равные длительности, начиная с???, они соединяются горизонтальными черточками по числу полагающихся хвостиков:??? - одной чертой;??? -двумя и т.д.

В тех случаях, когда звук должен длиться дольше, чем это показывает данный знак, к нему присоединяются другие знаки и слиговываютоя дугой, которая обозначает, что эти слигованные знаки удлиняют рядом стоящую (первую) длительность. Например:

 

- звук длится в течение трех четвертей, или

 

- звук длится в течение семи шестнадцатых. Очень часто эти слигованные знаки заменяются просто точками. Например: - точка рядом со знаком удлиняет его на половину его длительности (в данном случае на одну четверть); или, - точка, стоящая рядом с точкой, удлиняет длительность знака на четверть его длительности. Первая точка удлинила на одну, а вторая еще удлинила на одну - получилась длительность, равная семи шестнадцатым

Движение, так же, как и звук, имеет временную протяженность, то есть длительность. В тех случаях, когда последовательность движений не организована, а случайна, невозможно установить длительность отдельного движения при помощи такой условной меры.

Когда движения обусловлены определенной целью или задачей, то последовательность их вполне закономерна и представляет собой законченный процесс, в котором возможно установить основной темп и, следовательно, длительность отдельного движения и соотношение этих длительностей.

Особенно четко, вплоть до записи их теми же условными музыкальными знаками, можно установить длительность отдельных движений любой пляски. Значительно сложнее определить и зафиксировать длительность движений, слагающих трудовой процесс, поскольку в этих движениях возможны некоторые случайные изменения.

Анализ движения с точки зрения его длительности и умение учитывать длительность движений, слагающих определенный процесс, необходимы потому, что осознание длительности отдельного движения и соотношения этих длительностей является первоначальным моментом ритмической организации движения.

Прежде чем устанавливать и определять длительность движения, нужно определить границы отдельного движения. Если наблюдать человека, двигающегося в обычном, среднем темпе, то все движения его будут представлять собой цепь сливающихся звеньев. Часто трудно уловить момент перехода одного движения в другое. И тем не менее, даже при поверхностном наблюдении очевидно, что движения этого человека являются именно последовательностью, «рядом» отдельных движений, а

 

не монолитным, нераздельным потоком. Каждое движение определяется целью, его вызвавшей, и подчиняется общей цели поведения человека в данный момент. Например: человек вошел в вагон, отыскал свое место, поставил свои вещи, сел, закурил папиросу, достал газету и принялся читать. Все движения, необходимые для выполнения этих «задач», определяются не только целью каждого из них, но и характерными особенностями данного человека, привычным ему темпом, манерой и т.п.

Для определения длительности отдельных движений и соотношения этих длительностей необходимо найти «единицу» движения, то есть установить, при каких обстоятельствах движение воспринимается как одно отдельное и само по себе законченное. Цели, определяющие «единицу» движения, могут быть как бы проходящими или вспомогательными, подчиняясь общей основной цели. Человек входит в вагон - 1) берется за поручни, 2) поднимается по ступенькам, 3) втаскивает чемодан и т.д. - ряд мелких движений, имеющих каждое свою непосредственную цель и подчиняющихся общей цели. Когда движение протекает в нормальном темпе, эти вспомогательные цели и вызванные ими мелкие отдельные движения сливаются и с трудом различимы в общем процессе движения. Если попробовать тот же ряд движений проделать в замедленном темпе (принцип замедленной киносъемки), то границы и рисунок каждого отдельного движения будут вполне очевидны, и оно будет восприниматься как четкая «единица».

Итак, «единица» движения определяется его непосредственной целью или задачей. «Встать - нагнуться - поднять - выпрямиться - сесть» -в любом ряде осмысленных движений можно установить «единицы», расчленив основную цель на более мелкие, уже неделимые части.

 

В гимнастическом движении, имеющем всегда цель оздоровляющей и

корригирующей тренировки, единица определяется пространственными условиями - направлением движения. Например: движение руки - в сторону - вперед - непременно воспринимается как два движения, как две единицы, ибо это два различных направления.

В работе над длительностями развивается точность ри­сунка движения, умение анализировать движение и учет длительности в его планировке. Эти навыки создают необходимую основу для дальнейшей работы уже непосредственно над ритмом движения. Анализ длительностей музыкального сопровождения и подчинение рисунка движения данным музыкальным длительностям является первым этапом работы, благодаря которому развивается точность рисунка и создается представление о «единице» движения.

Исполняя движением музыкальные длительности, необходимо учитывать следующие условия:

1. Движение по своей временной протяженности должно непременно соответствовать данной музыкальной длительности. Например: ряд движений - 1) левая рука вперед, 2) правая рука вперед, 3) левая рука в сторону, 4) правая рука в сторону, 5) левая рука вверх, 6) правая рука вверх, 7) левая рука вниз, 8) правая рука вниз - может быть исполнен целыми нотами. В этом случае нужно, чтобы движение руки плавно длилось бы в течение звучания всей целой ноты, то есть в течение четырех единиц счета. Тот же ряд движений может быть исполнен и половинными, и четвертями, и восьмыми. По мере «укорочения» длительности неизбежно ускоряется темп, а следовательно изменяются объем и протяженность движения.

2. Второе условие — это непременное соответствие длительности и «единицы» движения. Например: 1) наклон корпуса вперед, 2) подъем корпуса, 3) наклон влево, 4) подъем, 5) наклон вправо, 6) подъем, 7) прыжки, ноги в стороны, ноги вместе, 8) бег.

Данный ряд единиц движения по своей нагрузке дает ряд различных длительностей, которые могут быть зафиксированы при помощи знаков музыкальной записи:

Следующий этап работы - исполнение движений различных длительностей уже в связи не с данным музыкальным сопровождением, а с гимнастической или несложной сценической задачей. В ряде тренировочных движений устанавливается наиболее соответствующий темп и определяется длительность отдельных движений.

Сопоставление нескольких рядов движений различных длительностей, исполняемых несколькими группами учащихся одновременно, дает новую тренировочную задачу - быстрое переключение по сигналу преподавателя из одного рисунка в другой. По этому же принципу строится движение, осмысленное очень несложной задачей.

В этих случаях длительность движения определяется вполне конкретными условиями: вращение рукоятки (маленькой, легкой, большой, тяжелой), работа с молотком различного объема и веса и т.п. Круг таких движений весьма ограничен, так как непременно требуются единообразие и равномерность «единиц» движения. Если же механически подчинить движения, по существу требующие различных временных норм, равным длительностям, - получится неизбежная условность и нарочитость рисунка.

Упражнения на длительности главным образом преследуют цель развития быстрой ориентировки в различных временных нормах и умения определять и учитывать единицу движения. В этой теме особенно важны самостоятельные работы учащихся.

Например: а) оформление ряда музыкальных длительностей рядом наиболее соответствующих гимнастических движений или движений, осмысленных задачей,

б) анализ ряда движений с точки зрения «единицы» и протяженности каждого отдельного движения.

В работе по этой теме учащиеся должны учитывать главным образом протяженность каждого отдельного движения в соответствии с его целью. Любое движение, даже тренирующее, может утратить всякий смысл, если оно сделано механически. Протянуть руку вперед — это движение может иметь разнообразнейшую протяженность в зависимости от его смысловой окраски. Можно поднять руку вперед, исполняя это движение как гимнастическое упражнение, или как момент танца, или как результат определенной задачи (прошу, показываю, отклоняю и т.д. и т.д.). И самый рисунок движения, и его мускульная нагрузка, и его протяженность (длительность) будут совершенно иные в каждом из этих случаев.

Стремясь понять, зачем и как делается каждое движение, учащийся вырабатывает навык сознательного отношения к своему движению и, в данном специальном случае, к его протяженности, являющейся одним из элементов ритма движения.

 

Тема V. Ритмический рисунок

 

Ритмическое воспитание, ставя своей основной целью развитие «ритмичности», пользуется, с одной стороны, музыкальным ритмом, а с другой - ритмом движения.

Ритмический рисунок мелодии, то есть соотношение звуков различных длительностей, - наиболее примитивная, наиболее внешняя формация музыкального ритма. Музыкальное произведение в целом включает не только звуки различных длительностей и их соотношения, но также соотношения гораздо более сложные и глубокие, поскольку музыка отражает преломленную творческим процессом человека действительность и обнимает все многообразие явлений и их взаимоотношений, выраженное своеобразными, свойственными только музыке средствами (звукосочетаниями).

Поэтому музыкальный ритм - это не только организация звуков во времени, в отношении их длительности (протяженности), но также организация всего музыкального материала в его целом и в отношении его структуры, и его динамической линии, и его содержания.

Ритмический рисунок движения - тоже чрезвычайно элементарная формация моторного (двигательного) ритма. Под этим термином понимается соотношение отдельных «единиц» движения, различных по длительности (временное соотношение) и по объему (пространственное соотношение). Но этим не исчерпывается все многообразие проявлений моторного ритма, так как движение человека по существу есть не только способ преодолевать пространство, но также средство выявлять содержание личности (или «образа»), в свою очередь отражающей многообразие сложных взаимодействий биологической и социальной природы. Поэтому ритм организует не только движение человека во времени и пространстве, но организует также и «поведение» человека, определяемое его биологической и социальной природой.

Эта область действия ритма (организация поведения) уже целиком относится к сфере так называемого «сценического ритма». Осознание и выявление его немыслимы вне работы над «сценическим образом» и «сценическим поведением» и предполагают не только техническое овладение моторным (двигательным) материалом, но и «выразительным» материалом движения (жестом).

Все предыдущие темы подготовляли путем развития подсобных навыков работу по данной теме. Здесь впервые затрагивается непосредственно вопрос ритма в элементарнейшей его форме и ведется работа над развитием ориентировки в соотношениях неравных по длительности и объему моментов движения, образующих единый, законченный ритмический рисунок. Таким образом, ритмическое воспитание подводит к «сценическому ритму», непосредственная работа над которым возможна только при помощи раскрытия материала актерского творчества и сценических условий, его определяющих.

Первый этап работы над ритмическим рисунком - это точное выполнение движением ритмического рисунка данной мелодии. Такой путь наиболее целесообразен потому, что мелодия даёт новые, необычные соотношения длительностей, и, повторяя их, человек нарушает привычный, ставший автоматическим рисунок своего движения и осознает иные ритмические возможности.

Самое движение чрезвычайно просто на этом первом этапе: шаги, хлопки, бег, прыжки, остановка. Техника движения не представляет никаких трудностей, внимание учащегося сосредоточивается на наиболее точном, четком и, главное, легком выполнении ритмического рисунка.

Следующий момент работы - усложнение самого движения. Ритмический рисунок мелодии оформляется уже не просто «текучим» упражнением на ходьбе, прыжках, хлопках и т.п., а упражнением, фиксированным в определенных пространственных рамках - или в виде гимнастического фигурного построения, или в виде пляски, или, наконец, в виде очень примитивного этюда с несложной сценической задачей. Движение дается преподавателем или строится самими учащимися. Эти упражнения могут быть подготовлены заранее по записи ритмического рисунка. Например, ритмический рисунок мелодии:

Нужно построить ряд движений так, чтобы и отдельные движения и их соотношения точно соответствовали бы ритмическому рисунку мелодии. В первом такте - четыре равномерных, коротких движения небольшого объема (шаги, движения рук, головы и т.п.); Во втором такте - три движения, причем неравномерных: первые два короткие, разные, а третье - в два раза длительнее предыдущего. В третьем такте - шесть движений: первые четыре очень коротких, в четыре раза короче предыдущего, и затем два движения в два раза длиннее. Последний, четвертый такт повторяет по рисунку второй.

Совсем не обязательно, чтобы всем шестнадцати длительностям

данного ритмического рисунка непременно соответствовали бы шестнадцать различных по рисунку движений. Вполне возможно в первом такте сделать четыре одинаковых движения, например - четыре шага, а в третьем - бег короткими длительностями ♪. Важно, чтобы каждой длительности ритмического рисунка мелодии соот­ветствовала бы «единица» движения: иначе не получится точного соответствия, то есть не будет выполнена тренировочная задача данного упражнения.

Дальнейшая работа идет по линии создания ритмического рисунка учащимися (импровизация ритмического рисунка), и опять - начиная с «текучих» упражнений. Например: учащиеся стоят по кругу лицом к центру; каждый по очереди хлопками дает свой ритмический рисунок на фоне метрической поддержки музыкального сопровождения, а весь круг повторяет его и т.д. Затем - то же, но уже не хлопками, а любым или гимнастическим, или танцевальным, или осмысленным движением.

Затем такое упражнение уже не импровизируется, а подготовляется заранее на тему или данную преподавателем, или выбранную самим учащимся (гимнастический комплекс, пляска, этюд). Самый трудный момент всех этих упражнений - это работа над четкостью и точностью ритмического рисунка и одновременно легкостью и свободой его выполнения в движении. Обычное препятствие, с которым нужно особенно бороться, это так называемый «мускульный зажим», то есть чрезмерное, излишнее напряжение, из-за которого движение получается резким, нарочитым и механическим. Или обратная крайность: вялость и несобранность, а потому - смазанное, неопределенное движение.

В этих случаях нужно, учитывая свои индивидуальные особенности, всегда стремиться к преодолению «привычного», «автоматизированного» движения путем сознательного нарушения этой автоматизации. Нужно

выбирать темы и задачи несвойственные, неудобные и, может быть, даже неприятные и сознательно добиваться «переключения» обычной манеры двигаться. Здесь, конечно, необходимы и контроль и помощь педагога.

К данной теме относится также работа над рядом следующих специфических элементов ритмического рисунка:

а) пауза, б) синкопа, в) ритмический контрапункт, г) полиритмия. Пауза






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.