Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коротко об этой книге






Содержание

 

Предисловие  
Раздел первый  
Планирование материала  
Методика построения урока  
Раздел второй. Учебный материал  
Тема I. Внимание. Координация. Ориентировка  
Тема II. Темп и соотношение скоростей  
Тема III. Метр  
Тема IV. Длительности  
Тема V. Ритмический рисунок  
Тема VI. Фразировка  
Тема VII. Динамика и характер движения  
Тема VIII. Музыкально-ритмические этюды и их построение  
Приложения  
Этюд № 6, соч. 68. Л. Шитте  
Музыкальный материал по темам  
Музыкальная литература  

 

Коротко об этой книге

 

Предлагаемая вниманию читателя книга является переизданием книги Н.П. Збруевой «Ритмическое воспитание», вышедшей в 1935 году в качестве пособия для высших и средних театральных школ и студий.

В русской театральной школе наших дней учебная дисциплина «Ритмика» (или «Музыкально-ритмическое воспитание») входит в цикл специальных предметов, направленных на формирование пластической культуры актера.

Ритмичность - психофизическое качество телесного аппарата актера, чрезвычайно важное для успешного сценического творчества: понятие темпоритма, введенное К.С. Станиславским, стало ключевым для характеристики сценического действия в «искусстве переживания». Отсюда вытекает то огромное значение, которое в театральных школах придается развитию качества, именуемого ритмичностью. Так, бывшие студенты режиссерского факультета, окончившие курс под руководством выдающегося режиссера и педагога А.Д. Попова, вспоминают: мастер мог снисходительно отнестись к студентам, по лености пропускавшим те или иные занятия, но категорически требовал неукоснительного посещения уроков Н.П. Збруевой.

Н.П. Збруева имела прекрасное музыкальное образование. В 1914-17 годах она училась в Петроградской консерватории, а в 1924 году окончила Институт Ритма, основанный в 1918 году группой музыкантов, прошедших стажировку у Э.Жак-Далькроза - прославленного реформатора системы музыкального образования. По окончании института Н.П. Збруева начала работу в театральных учебных заведениях: преподавала «Ритмику» в студии под руководством Ю.А. Завадского (1924-1928 годы), в ГИТИСе (с 1930 года до конца жизни), в театральном училище им. М.С. Щепкина (1932-1955 годы). Итогом десятилетнего педагогического опыта и стало пособие «Ритмическое воспитание».

Книга Н.П. Збруевой переиздается практически без сокращений: только из списка рекомендуемой музыкальной литературы исключено несколько модных в 30-е годы, а ныне устаревших произведений. Воспроизводится и предисловие к книге, написанное в 1935 году Н.Г.Александровой, которая первой из русских учениц Далькроза, прошедших у него полный курс обучения, начала применять его метод в педагогической практике. Оно может представлять интерес для тех педагогов нового поколения, кто о Далькрозе, его методе, об Институте в Хеллерау знает лишь понаслышке; из предисловия исключено всего несколько абзацев текста, продиктованных автору идеологией тридцатых годов и поэтому отмеченных чертами казенно-обязательного стиля.

Книга Н.П. Збруевой рекомендована к переизданию Гильдией режиссеров и педагогов по сценической пластике. Наше профессиональное объединение считает необходимым всемерно пополнять библиотеку специальной литературы, в том числе - и за счет возвращения в педагогический обиход незаслуженно забытых книг. На наш взгляд, «Ритмическое воспитание» Н.П. Збруевой будет реально способствовать повышению профессиональной культуры преподавателей театральных школ, причем не только тех, кто ведет курс музыкально-ритмического воспитания.

Г.Морозова Гильдия режиссеров и педагогов

по сценической пластике

 

Предисловие

Книга Н. П. Збруевой по ритмике для театральных школы является первой попыткой суммирования и опубликования опыта в данной области. В основу книги легла программа по ритмике, разработанная театральной секцией Московской ассоциации ритмистов в составе В. А. Гринер, Е.

В. Коноровой, Е. В. Чаяновой и автора этой книги. Исходя из собственного педагогического опыта, автор дает на базе этой коллективно разработанной программы развернутую картину занятий по ритмике в театральной школе.

Цели и задачи ритмического воспитания в театральной школе, материал занятий, его систематизация и описание, установление последовательности прохождения, методы преподнесения этого материала, а также ряд конкретных примеров - вот содержание данной книги.

Трудности, стоявшие перед автором, могут быть вполне понятны только тем, кто знаком со всей многогранной сложностью системы ритмического воспитания. Кроме того, необходимо помнить, что ритмика в теашколе введена сравнительно не так давно, что перед преподавателями ритмики открываются громадные возможности совершенствования метода, что каждый новый год опыта обогащает педагога новыми творческими идеями и что поэтому всякая фиксация опыта сегодняшнего дня, имея в виду день завтрашний, представляет собой очень ответственную и сложную задачу.

Система ритмических упражнений, изложенная в данной книге, вытекает из системы ритмического воспитания швейцарского музыканта Эмиля Жак-Далькроза. В процессе работы русские ритмисты (Н.П. Збруева в том числе) давно уже отошли от учения Далькроза в его чистом виде, добиваясь метода приближения ритмической тренировки к специфике тех областей, в которых протекает их работа. Не может существовать ритмики «вообще», ритмики «универсальной»: она должна соответствовать требованиям каждой данной области и сообразно этому менять и свое содержание и свой творческий метод.

Автор данной книги разработал свой собственный творческий метод, сильно отличающийся от далькрозовского как в смысле тематики, так и в отношении переноса центра тяжести с отвлеченных, беспредметных упражнений на упражнения, связанные с работой будущего актера. Незыблемо далькрозовскими остались лишь его принцип воспитания ритмичности посредством музыки и движения и применение системы музыкальной метроритмики в качестве регулятора движения.

Тут уместно упомянуть о том, что преподавание такой сложной и новой дисциплины, как ритмика, вообще не укладывается в рамки какого-либо единого стабильного метода. В ритмике имеется ряд упражнений и даже целые отделы упражнений, ставшие общепринятыми, как бы канонизированными, но в основном ритмика есть дисциплина, покоящаяся в огромной мере на творчестве, часто даже на импровизации. Творческая личность преподавателя играет в данной дисциплине громадную роль, что неминуемо является причиной различия в методах ведения занятий у различных педагогов, хотя бы и крепко объединенных одной и той же системой. В частности, можно указать, например, на предлагаемый в данном пособии принцип тематической последовательности. Ряд преподавателей работает по этому принципу с большим успехом, но есть и другие преподаватели, не менее талантливые, которые работают с не меньшим успехом, концентрическим методом, захватывая несколько тем одновременно, как бы комплексно, расчленяя в сознании учащихся отдельные элементы этого целого, как то: темп, метр, динамика, ритмический рисунок, фразировка, форма и т.п., уже впоследствии, добившись сперва некоторого музыкально-ритмического развития своих учащихся.

Трудно себе представить в наше время педагога по движению, который прямо или косвенно, в той или иной мере, так или иначе не испытал бы на себе влияния идей Далькроза. Система ритмического воспитания Эмиля Жак-Далькроза имеет мировую известность и мировое распространение. Летом 1935 года Швейцария праздновала тройной юбилей: семидесятилетие Далькроза, тридцатилетие его системы и двадцатилетие Института ритма в городе Женеве, где живет и работает изобретатель.

Жизненный путь и творческое развитие Жак-Далькроза чрезвычайно интересны. Родился он в 1865 году в Вене. С детства обнаружил яркие музыкальные способности. Учился в консерваториях Вены и Парижа по классам фортепиано, органа и композиции. Учителями его были Брукнер и Делиб. В 1892 году он становится преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Женевской консерватории. В Женеве широко развернулась его активная творческая деятельность одновременно на трех поприщах: педагогическом, литературном и композиторском. Он выступает со статьями в различных музыкальных и литературных журналах, пишет крупные симфонические сочинения, оперу, скрипичный концерт, разрабатывает интересную систему сольфеджио и завоевывает большую популярность своими многочисленными песнями, написанными на собственные тексты и проникшими в самые широкие массы швейцарского населения. Огромный успех, выпавший на долю его цикла детских песен с движениями, предопределил дальнейший творческий путь Далькроза, так как направил его внимание на область взаимоотношения между музыкой и движением.

К началу девятисотых годов, наблюдая за своими учениками по сольфеджио, он окончательно убедился, что для повышения музыкальной культуры учащихся необходимо тренировать, воспитывать и развивать специальными упражнениями не только слух, но и ритмические способности: так как ритм по существу своему есть организованное движение, то и воспитывать чувство ритма лучше всего через движение. Исходя из этих соображений, Далькроз заставил своих учащихся ходить, бегать, прыгать, ложиться, вставать, гнуться, бороться с препятствиями, чувствовать ритм движения всеми мышцами своего тела. Движения эти регулировались музыкой. Музыкальная терминология, музыкальная теория, музыкальная метроритмика, архитектоника и форма легли в основу метода занятий.

Очень скоро он убедился в том, что ритмические дефекты зависят от целого ряда причин и физического и психического порядка. Могут быть, например, такие физические недостатки, как мускульная слабость, вялость или же, наоборот - перенапряженность. Борясь с этими недостатками, удается восстановить нормальную ритмичность. Могут быть недочеты в работе нервной системы, например, заторможенность или, наоборот, излишняя возбудимость. Соответствующие упражнения, регулирующие и тренирующие точные и целесообразные реакции, восстанавливают уверенную, четкую ритмичность. Недостатки в способности к координации движений могут гибельно отражаться на внешнем ритме

человека. Тренаж координации движений приводит к положительным результатам. Слабая способность внимания, слабая память представляют собой также тормоз для выявления хорошего, четкого ритма. Работа над укреплением внимания и памяти способствует появлению точности и уверенности в ритмических движениях, будь то игра на рояле, читка стиха или танцевальное выступление.

Оказалось, что, борясь с ритмическими неточностями, восстанавливая в учащемся способность, казавшуюся ему ценной с точки зрения профессионально-музыкальной, Далькроз боролся с целым рядом психических недостатков, стало быть, воздействовал на психику, на характер, поведение, настроение и жизнеощущение своих учеников.

Призвав в постоянные консультанты профессора Женевского университета Жюля Клапареда, Далькроз устанавливает факт общевоспитательного значения ритмической гимнастики. Начинается новая стадия в истории системы. В чисто музыкальную дисциплину вкрапливаются все новые и новые упражнения, имеющие определенные цели общевоспитательного характера: для развития быстроты и точности реакции, для увеличения объема внимания, для тренировки памяти, для развития центров торможения и т.д. и т.д. Система, имевшая целью развитие в учениках ритмичности, обратилась в воспитание человека при помощи ритма. С этого времени Далькрозом начинают заинтересовываться, кроме музыкантов, педагоги, врачи, невропатологи.

Дальнейшим этапом в развитии системы было то, что сам Далькроз выразил в следующих словах: «Сначала у меня вовсе не было намерения добиваться художественности в наших физических упражнениях. Я рассматривал их только с психофизической точки зрения. Но скоро мне стало ясно, что не может быть совершенных и легких по форме телодвижений без того, чтобы они не удовлетворяли требованиям естественной гармонии и красоты. Воплощенный ритм должен непременно представлять красивое зрелище. Наши занятия являются общей подготовкой к искусству...» «...Пластика и музыка - сестры, обе они - дети ритма, регулирующего и стилизующего всякое художественное возбуждение». Он начинает вводить в занятия упражнения гимнастического, танцевального и выразительного характера, начинает увлекаться интерпретацией в движении музыкальных произведений. С этого времени к нему стремятся поступать в ученики профессиональные танцовщики, им заинтересовываются режиссеры, певцы, актеры. К этому же моменту, именно к 1909 году, он получает приглашение переехать в Германию с предоставлением ему хороших условий для педагогической и художественной деятельности. Далькроз принимает это предложение и покидает Женеву.

В окрестностях Дрездена, на высоком холме, в центре рабочего города-сада Хеллерау, известного своими замечательными художественными мастерскими, был построен по проекту архитектора Тессенова величественный дворец - Институт музыки и ритма, окруженный целой сетью домиков - общежитий для учащихся. В этом Институте стали заниматься дети рабочих Хеллерау и сотни взрослых учащихся, съезжавшихся со всех концов мира для изучения системы ритмического воспитания. Скромный Хеллерау внезапно стал одним из интереснейших культурных центров Германии. Основатель города-сада Хеллерау доктор Вольф Дорн, пригласивший Далькроза, сказал следующее: «Я думал дать детям только музыкальное воспитание, а получил несравненное обогащение жизни». Далькроз всегда говорил так: «Я не хочу воспитывать гениев. Я имею в виду всех тех, которые станут специалистами в какой-либо области, будь то ученый, художник или кто-либо другой. и думаю, что воспитание их должно быть таким, чтобы будить в них стихийное творческое начало, укреплять его и развивать». Далькроз, действительно, развивал творческие силы в каждом ученике, и в этом ценность его системы.

Радостно кипела в Хеллерау повседневная работа, руководимая и вдохновляемая педагогом-энтузиастом. Каждую весну устраивались празднества, во время которых большой зал Института с его системой переносных кубов, лестниц, колонн, дающих возможность быстро и легко менять сценическую площадку, с его амфитеатром для зрителей и люком для оркестра, превращался в замечательнейший театр. К услугам Далькроза был симфонический оркестр, ближайшими советчиками были известные художники и поэты. Открылись возможности постановки крупных сценических форм. Так, например, с большим своеобразием был поставлен «Орфей» Глюка. Имя Далькроза становилось все популярнее, число последователей возрастало, окончившие ученики, вернувшись каждый в свою страну, деятельно распространяли систему. Между прочим, к этому времени начинается знакомство с системой и в России. Мировая война смела все это блестяще поставленное дело самым беспощадным образом. Далькроз вернулся в Швейцарию и, водворившись опять в Женеве, основал там в 1915 году новый Институт, который является и до сегодняшнего дня рассадником далькрозовской системы в ее чистом виде.

Можно не принимать некоторых далькрозовских положений и практических приемов, можно оспаривать его систему в целом, можно предлагать другие, совершенно противоположные принципы ритмического воспитания, но нельзя не признавать за Далькрозом неоспоримую и высоко ценную заслугу, заключающуюся в том, что он первый в наше время заговорил о необходимости вернуть человечеству постепенно утрачиваемые им, вследствие отхода от ручного труда к механизированному, ритмические способности, так как без ритма жизнь делается менее полной и менее радостной.

Он сигнализировал эту опасность одновременно с немецким экономистом Карлом Бюхером, который в своем труде «Работа и ритм» пишет о том, что работа современного человека «не является более ни музыкой, ни поэзией», что деятельность, обусловленная определенной профессией, уже не есть веселая игра и радостное наслаждение; «искусство и техника в своем современном развитии чрезвычайно далеко отошли друг от друга». Но заканчивает свой труд Бюхер следующими словами: «...нельзя терять надежду на то, что некогда техника и искусство сочетаются в более высоком ритмическом единстве, которое возвратит духу веселую жизнерадостность, а телу - гармоническое развитие, каким отличались лучшие из первобытных народов». Как бы в ответ на эту высказанную надежду Далькроз создает свою систему ритмического воспитания.

Цель ритмики в теашколе заключается в том, чтобы дать будущему актеру уменье свободно и непринужденно, с одной стороны, и совершенно сознательно, с другой, распределять и планировать свои движения и действия во времени и пространстве в полном контакте с поставленной ему сценической задачей. Данная учебная книга намечает пути к достижению этой цели.

Н. Г. Александрова


Раздел первый

 

Планирование материала

 

В условиях театральной школы ритмика является одним из звеньев общего комплекса дисциплин, помогающих воспитанию актера.

Как это явствует из самого названия предмета, основная задача ритмики в том, чтобы развить необходимую для актера «ритмичность».

Прежде чем расшифровывать смысл этого навыка, следует разобраться в самом явлении ритма и осознать его сущность.

Ритм - понятие чрезвычайно многообъемлющее. Можно прочесть и услышать о «ритме спектакля», «ритме образа», «ритме здания», «ритме картины», «ритме песни», «ритме трудового процесса» и т.д. Очевидно, что под этим термином подразумевается некое явление, действующее в самых разнообразных областях, но сохраняющее притом свои основные свойства, а потому объединяемое одним и тем же понятием. В чем же заключаются основные свойства этого сложного и многообразного явления?

Всякий процесс организации материала заключается в том, что различные элементы этого материала приводятся в определенные соотношения друг с другом. При этом самые соотношения элементов определяются направленностью всего процесса, в результате чего материал приобретает органическое единство.

Звуки - это элементы музыки, но только тогда можно воспринять ряд звуков как мелодию (то есть как некое органическое целое), когда звуки находятся в определенных закономерных соотношениях друг с другом.

Материал стройки - это кирпич, дерево, стекло, железо и т.п. Когда части этого материала приводятся в закономерно организованное соотношение, - например, строится дом, - то получается некое единство. Когда элементы того же материала находятся в случайном соотношении, то это просто груда строительного материала и ничего больше. Сами соотношения частей материала определяются направленностью всего процесса в целом. Соотношения звуков диктуются музыкальным замыслом композитора, создающего мелодию, соотношения частей постройки - замыслом архитектора, проектирующего здание.

«Ритм песни», «спектакля», «здания» и т.п. и есть закономерность соотношения частей, образующая органическое единство целого. Ритм одной мелодии отличается от ритма другой, ритм одного спектакля - от ритма другого, потому что в каждой мелодии звуки организуются в особый, ей одной присущий рисунок и в каждом спектакле осуществляется особое соотношение его компонентов.

Итак, явление, называемое словом «ритм», можно определить как закономерность соотношения частей материала, организованного в единое синтетическое целое.

И наоборот, «аритмия», то есть отсутствие ритма, - это неорганизованное состояние материала, когда его отдельные элементы находятся в случайном соотношении друг с другом.

Ритм проявляется не только в процессах деятельности человека (труд, быт, искусство). Процесс любой области жизни природы заключает в себе ритм. Например: кровообращение, дыхание организма; явления морского прилива и отлива; движение тел солнечной системы, - словом, всякий процесс существования материи.

Речь и движение являются тем «материалом», который актер организует, выявляя свой творческий замысел, и в этом процессе организации материала, как во всяком другом, огромное значение имеет ритм как закономерность соотношения, соразмерности и сообразности частей, закономерность, образующая единство и гармоничность целого.

«Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом. В первоначальный период работы актера, когда он имеет дело с сырым материалом, который необходимо преобразовать в стройное целое, большую роль играет степень развития у актера чувства ритма.

На следующих этапах работы актера, когда созданный им образ выявляется в речи и в движении, роль ритма особенно существенна.

Конкретные ритмические соотношения частей определяются направленностью и характером процесса. Человек работает. Строгает доски. Направленность трудового процесса определяет комплекс необходимых движений и их взаимоотношение. Кроме того, конкретные ритмические соотношения обусловливаются характером материала. Доска - сосновая или дубовая, суковатая или ровная. В зависимости от свойств материала движения работающего несколько изменяются в смысле соотношения сил, нажима, скорости и т.п.

Кроме свойства материала, существенное значение имеют свойства инструмента (инструмент острый, тупой, легкий, тяжелый и пр.). Играют роль, наконец, и особенности работающего человека: свойства его физического аппарата, его умение, его состояние в момент работы, его отношение к работе и т.п.

Эти специфические свойства материала, орудия и двигателя определенным образом влияют на ритм того или иного трудового процесса. Наиболее сложны свойства живого двигателя (человека), ибо они определяются не только его биологической, но и его социальной природой.

Ритм как закономерность, помогающая организации сценического материала, может быть раскрыт и развит только при условии полного овладения сценическим материалом во всех его особенностях. Поэтому работа над сценическим ритмом должна быть составной частью преподавания мастерства актера.

Задача ритмики и как тренирующей дисциплины заключается в том, чтобы максимально развить и обострить присущую человеку «ритмичность» и подготовить, таким образом, почву для дальнейшей, уже гораздо более сложной, работы актера над сценическим образом.

 

Чувство ритма

Так называемое «чувство ритма» - «ритмичность» - отнюдь не является каким-то необъяснимым и необычайным «шестым чувством». Название это образное и обозначает оно умение человека устанавливать и воспринимать соотношения отдельных моментов движения, образующих законченное органическое целое, то есть умение создавать, выявлять и воспринимать «ритм».

В основном это умение сводится к учету конкретных ритмических соотношений, в которых протекает какой-либо процесс (бытовой, трудовой или творческий). Несомненно, что чем полнее человек осознал смысл и воспринял содержание данного процесса, тем легче ему воспринять конкретные ритмические соотношения, то есть раскрыть и воспринять ритм, присущий данному процессу.

Но в работе над выявлением своего замысла человек часто встречается с целым рядом препятствий, возникающих или на почве присущих ему органических недостатков, или вследствие неразвитости навыков к работе с данным материалом. Полная «аритмия», то есть полное отсутствие способности восприятия соотношений (временных, пространственных и пр.), невозможна в живом организме. Явления же частичной «аритмии» встречаются довольно часто и происходят в результате нарушения нормальной деятельности нервно-мышечного аппарата. Это нарушение может быть органическим, - в таком случае методами одной только воспитательной работы помочь делу нельзя и требуется лечебное воздействие. В случае же, если такое нарушение возникло под влиянием тех или других специфических условий развития организма, воспитательная работа - и в первую очередь устранение дурно влияющих условий - может успешно содействовать восстановлению нормальных свойств человеческого организма, одним из которых является «чувство ритма».

Примеры частичной аритмии

1. Слабое ощущение времени и поэтому плохая ориентировка во времени. Примеры такой «аритмии» можно постоянно наблюдать на перекрестках городских улиц, когда пешеход обнаруживает свое неумение учесть время, в течение которого переход через улицу еще свободен.

2. Слабое ощущение пространства - неумение распределить то или иное движение в данных пространственных условиях. В трамвае, в магазине, на лестнице можно наблюдать случаи, обнаруживающие беспомощность того или иного человека в смысле ориентировки в пространстве.

3. Неумение учитывать количество мускульной энергии, необходимой для выполнения движения. Например, чтобы отрезать кусок хлеба, человек иногда затрачивает гораздо больше усилий и напряжения, чем это нужно, - поэтому или прорезает вместе с хлебом и скатерть, или мнет хлеб.

Такой тип людей в быту обычно называют «увальнями», «медведями» и т.д. Между тем, причина неловкости этих людей и их «неумения ориентироваться» сплошь и рядом заключается именно в такой частичной «аритмии».

Задача ритмического воспитания актера не столько в том, чтобы бороться с явлениями «аритмии», потому что, как правило, в театральных школы принимаются люди, обладающие нормальным развитием, сколько в том, чтобы повысить и обострить присущую человеку «ритмичность» и развить у будущего актера предельную ритмическую ориентировку и чуткость к ритму.

Так называемое «чувство ритма», то есть ощущение соразмерности и сообразности отдельных элементов целого, над развитием которого работает ритмическое воспитание, определяется, как уже сказано выше, комплексом навыков. В основе этого комплекса заключаются следующие пять элементов:

1. Ощущение времени.

2. Ощущение пространства.

3. Ощущение веса.

4. Ощущение объема.

5. Ощущение мускульной энергии.

В работе актера развитие этих элементов особенно важно, потому что в сценических условиях конкретные ритмические соотношения - временные, пространственные и прочие - чрезвычайно многообразны и изменчивы.

Сценические условия резко отличаются от условий бытовых, поэтому актеру необходимо развить в себе умение быстро учитывать эти условия и легко переключаться при каждом их изменении. Например, вес и объем вещей сценического реквизита сплошь и рядом не соответствуют натуральным весу и объему изображаемых вещей (рояль из фанеры, тачка из картона и т.д.). Обыгрывая эти вещи, актер должен уметь соразмерить свое движение соответственно назначению вещи, а не ее бутафорскому весу и объему.

Помимо этих пяти основных элементов, вырабатывается целый ряд других навыков, необходимых актеру в его работе:

1. Внимание- умение сосредоточиться на необходимом объекте в любых условиях и обстоятельствах.

2. Координация- умение одновременно сочетать различные самостоятельные движения.

3. Ориентировка в пространстве и в коллективе - умение быстро соразмерить данное движение с пространственными условиями, а также соразмерить движение с движением группы.

4. Устойчивость в данном темпе и метре движения.

5. Быстрое и легкое переключение из одного темпа в другой.

6. Учет соотношения скоростей.

7. Правильный учет мускульной нагрузки движения.

8. Умение планировать движение на основе данного ритмического рисунка.

9. Умение логически планировать движение (учитывая сценическую задачу и органический ритм).

Из этих навыков координация движения является главным специфическим навыком, развиваемым системой ритмического воспитания.

 

Метод ритмического воспитания

Для развития навыков, составляющих «ритмичность» актера, система ритмического воспитания пользуется музыкой и движением. Выбор именно этих средств воспитания не случаен и объясняется следующим. Звучащий музыкальный ритм четко зафиксирован, и музыкальная «ритмика» в силу особенностей музыкального материала наиболее исчерпывающе разработана. Поэтому музыка дает богатый материал многообразных ритмических возможностей. Мелодия, благодаря музыкальной мысли, в ней заключающейся, дает кроме элементарных временных соотношений также и гораздо более сложные соотношения. Поэтому звучащая мелодия как средство ритмического воспитания имеет все преимущества перед другими средствами.

Движение является другим наиболее рациональным средством ритмического воспитания, так как дает возможность выявить все основные элементы «ритмичности» - ощущения времени, пространства, веса, объема и мускульной энергии. Двигаясь, человек неизбежно должен учитывать меру времени и пространства. Он вынужден соответственно соразмерять затрату мускульной энергии, а также ощущать вес и объем своего тела.

В сочетании музыки и движения как равноценных средств воспитания применяются различные приемы. Можно учитывать в музыке только временные соотношения и на этой основе строить движение, а можно учитывать все данные музыки - ее содержание, ритм, динамику - и на этой более полной основе строить соответствующее движение. В построении ритмических упражнений применяются оба эти приема.

Кроме того, можно строить движение на принципе контраста: содержание, ритм и динамика музыки и движения могут противоречить друг другу, - в движении можно выявить «отношение» к данной музыке, - словом, возможны разнообразные видоизменения этого приема. Но если при сочетании музыки и движения учтены органические данные и музыки и движения, то это сочетание всегда будет органичным.

Для большей наглядности условий такого сочетания музыки и движения можно привести примерную схему:

Учет условий

Музыка Движение
Содержание музыкального произведения Смысловая задача движения
Динамические оттенки Рисунок планировки движения в пространстве
Сила Объем и мускульная нагрузка движения
Скорость Скорость движения
Структура  
Счет Акцентировка
Ритмический рисунок. Планировка во времени и пространстве
Фразировка Распределение «кусков» сценической задачи

Так как ритмика сочетает в качестве средств воспитания музыку и движение, которые представляют собою различные виды искусства, то часто возникают досадные недоразумения, и педагогический метод органического слияния музыки и движения рассматривается как новый вид искусства. На самом деле цель метода ритмики - это воспитание и развитие комплекса навыков, слагающих «ритмичность», необходимую актеру в его работе.

Планирование материала

Материал курса располагается по темам, которые определяются основной задачей работы, то есть задачей развития соответствующих навыков. Темы мы устанавливаем в их логической последовательности, учитывая процесс восприятия и руководствуясь основным методическим принципом системы: от инстинктивного восприятия - путем последовательного анализа - к сознательному усвоению.

Примерная схема планирования материала

1-я тема. Внимание. Координация. Ориентировка.

2-я тема. Темп. Точное соотношение скоростей.

3-я тема. Метр.

4-я тема. Длительности.

5-я тема. Ритмический рисунок.

6-я тема. Фразировка.

7-я тема. Динамика и характер движения (оттенки звучания).

8-я тема. Музыкально-ритмические этюды.

Первая тема - «Внимание. Координация. Ориентировка» - является основной, вне которой немыслима дальнейшая работа. Поэтому развитие этих навыков идет на всем протяжении курса.

Тема «Темп», цель которой развитие наиболее элементарного ощущения музыки и движения, неизбежно влечет за собой сопоставление и сравнение различных по темпу процессов движения. Такое сопоставление дает первоначальное ощущение ритмических соотношений.

Следующий этап работы - это элементарный метрический анализ движения, заключающийся в расчленении его на равные отрезки (установление равных временных и пространственных соотношений). Здесь мы имеем дело с гимнастической ходьбой и бегом, с гимнастическими упражнениями на движения, равные по объему и мускульной нагрузке, с дирижерским жестом и т.п. (тема «Метр»).

Приобретенный навык обостренного ощущения времени и пространства дает возможность вести дальше работу по развитию ощущения неравных временных и пространственных соотношений, то есть создается естественный подход к четвертой теме -






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.