Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лингвистическая стилистика и риторика






Завершая рассмотрение вопроса о предмете, задачах и аспектах лингвистической стилистики, нельзя не сказать о соотношении этой науки с риторикой. Риторика — это и искусство речи, и наука об ораторском искусстве. Учение о риторике, о качествах ритора и сам термин «риторика» зародились еще в античной Греции и за долгие века существования и развития претерпели многочисленные изменения. Начиная с середины XIX века, риторика свелась к схоластическим правилам, к перечислению (и заучиванию) множества тропов и фигур речи, и тем самым обнаружился кризис риторики; она перестала развиваться как наука и перестала преподаваться как учебная дисциплина. В конце XX века отмечается возрождение риторики, что связано с огромной ролью различных видов коммуникации в современном обществе. Возрожденная риторика начинает осмысливаться и как искусство владения словом, и как наука о выявлении закономерностей в отношениях между мыслью и речью. «Обилие текстов в информационном обществе выдвигает первую задачу риторики. Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давая себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции», — отмечал Ю.В. Рождественский.

Следовательно, риторика — это наука о речевом поведении, поэтому она имеет дело не только с речью, но и с говорящими. Решение стоящих перед риторикой задач требует знаний из трех сфер: а) языкознания, в том числе знания системы языка, а следовательно, стилистики языка, б) знаний законов построения речи (различных типов текстов), а следовательно, сведений из сферы стилистики речи; в) необходима опора и на достижения тех наук, которые непосредственно связаны с изучением личности человека и межличностных отношений, т. е. психолингвистики, прагматики, социолингвистики, теории коммуникации. Следовательно, соотнося лингвистическую стилистику и риторику, мы видим, во-первых, что они не тождественны, во-вторых, что задачи риторики Шире, чем задачи стилистики и, в-третьих, что риторика опирается на данные лингвистической стилистики, использует их в своих рекомендациях. Когда ряд лингвистов предлагает создать якобы Новую науку о речевой деятельности, куда входили бы сведения из языкознания, в частности стилистики, прагматики, социолингвистики, теории коммуникации, психолингвистики, то в сущности речь идет именно о риторике. Они предлагают назвать эту науку речеведением. Но думается, что нет смысла множить термины, поскольку данная интегративная наука риторика уже существует.

 

Часть I.

ОСНОВНЫЕ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Глава 1.

ПОНЯТИЕ СТИЛЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

 

§1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.