Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: 21. Римское право постклассического периода.






Для постклассического права характерна дихотомия, деление права на jus и leges.

Jus составлял часть правового порядка, т. е. все юридические установления, созданные в предыдущий период (обычаи, законы, плебисциты, эдикты, senatus consulta и response prudentium) и не отмененные императором. Это право составляло главное содержание трудов классических римских юристов.

Leges составляло право, которое проистекало из конституций римских императоров.

При регулировании отношений, которые не были санкционированы конституциями императоров, стороны и судьи при разрешении конкретного спора могли ссылаться на решения, содержащиеся в трудах пяти римских юристов: Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина. (71)

В 321 году Константин принял так называемый Закон о кассировании, которым было запрещено употреблять комментарии Павла и Ульпиана к трудам Папиниана с целью непосредственного применения трудов последнего.

Позднее, во время правления Валентиниана III и Феодосия II, в 426 году был принят Закон о цитировании — - Lex citationis. Согласно этому закону, предписывалось считать источниками права все труды пяти римских юристов (Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина), как и труды тех юристов, на которых ссылаются эти пятеро. В случае несогласованности между мнениями юристов побеждала та сторона, на которой находился Папиниан, но согласованное мнение двух других юристов было авторитетнее мнения Папиниана. Между тем, мнение Папиниана было предпочтительней мнения любого другого юриста. При применении юридических положений судья должен был перечислять мнения давно умерших юристов, содержащиеся в их трудах, поэтому этот институт назывался " сенатом мертвых".

Единственным активным творцом общеобязательных норм поведения в период домината был император, который принимал конституции, называемые leges. При принятии конституций император не был обязан придерживаться никаких формальностей (quod principi placuit, legis habet vigorem) — то, что было угодно принцепсу, имело силу закона, однако при принятии эдиктов императоры сотрудничали с квесторами, consistorium sacrum или с сенатом.

Кроме конституций, существовавших и в предыдущий период, появились так называемые прагматические санкции (sanctiones pragmaticae). Они представляли собой акты, которыми император одной половины империи принимал конституцию, принятую императором другой половины с целью ее применения и на своей половине империи.

Император как основной орган власти и управления в период домината перенял от магистратов и юристов функцию адаптации постоянного права к новым общественно-экономическим отношениям. Императорские конституции содержат много нового, нехарактерного для классического римского права.

Римская экономика утратила черты классического рабовладельческого хозяйства, когда основным производителем был раб. В постклассическом Риме утвердилось производство, основанное на труде свободных и полусвободных производителей, которые были экономически связаны со своим занятием и местом жительства. Появились элементы сбалансированного общественного устройства, характерные для феодальной общественно-экономической формации: в статусном праве, например, было запрещено покидать обрабатываемую землю, а ремесленникам — менять место жительства или профессию; в области семейного права был разрешен брак лишь между лицами, занимающимися одним делом; в имущественном праве вместо краткосрочных договоров аренды земли заключались долгосрочные договоры, предвещающие распределение собственности вопреки классической римской частной собственности, которая была характерна для классического римского права; в обязательственном праве заключались договоры о патроциниуме и прекариуме, а в наследственном праве появились универсальные и сингулярные фидеикомиссы.

Было упразднено деление права на jus civile и jus gentium, что привело к уравниванию всех свободных жителей римской империи в положении подданных перед одним императором.

Два ранних правовых порядка объединяются в jus — порядок, сохранившийся от предыдущих периодов. В отличие от jus, leges, который составлял новый правовой порядок, созданный императорскими конституциями, содержал новые феодальные элементы, а также идеи христианства.

Правовой порядок leges содержал ряд институтов, которые установились среди неримского населения, и поэтому в совокупности постклассическое право представляло собой синтез права рабовладельческого мира и ростков феодального права, корни которого находятся в римском праве.

Противоречия между jus — порядком, сохранившимся из прошлого, и leges — новым порядком, содержащимся в конституциях императоров, выявили потребность в кодификации римского права. Высшую точку этой кодификаторской активности представляет собой кодификация Юстиниана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.