Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему малышу трудно научиться удержи­вать в руке ложку, расстегивать и застеги­вать пуговицы, завязывать шнурки?






Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие выс­шей нервной деятельности ребенка.

Протянуть руку к предмету и взять его - труд­ная задача для младенца первых месяцев жиз­ни: у него отсутствуют координированные, це­ленаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого - на вто­ром году жизни, а сформируются лишь в про­цессе воспитания и обучения.

И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребен­ка. Он писал, что движения руки человека на­следственно не передаются, а возникают в про­цессе развития как результат образования ассо­циативных связей между зрительными, осяза­тельными и мышечными ощущениями при актив­ном взаимодействии с окружающей средой.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность развить путем жестов - указывающих, очерчи­вающих, изображающих, оборонительных и т.д. - первичный язык, с помощью которого проис­ходило общение первобытных людей.

На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, не вербализует свои дейст­вия, он усиленно пользуется «языком жеста». Мимика и жест - первый язык малютки, его пер­вая «речь», обращенная к взрослому, дополняе­мая вокализациями, т.е. возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).

Первая двигательная функция руки - схваты­вание. Как и другие двигательные акты, оно сна­чала выявляется как врожденный рефлекс (хва­тательный рефлекс Робинзона): ребенок на­столько плотно прижимает пальчики, что спосо­бен удерживать себя, ухватившись за пальцы взрослого. Правда, этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы жизни. Вместо него вырабатыва­ется так называемый «ладонный рефлекс»: ребе­нок накладывает на предмет все пальцы и прижи­мает его к ладони, при этом сами пальцы еще не дифференцированы в своих действиях. Этот ре­флекс формируется исключительно как социаль­ная, условно-рефлекторная активность, т.е. в процессе взаимодействия с взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.

На девятом месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, затем появляются первые по­пытки использовать предметы по назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расче­сывать волосы щеткой и т.п. Он умеет захваты­вать предмет из любых положений. Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к концу года малыш уже выполняет три типа ручных «пассажей» - петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки, при­ближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем - движется по по­верхности стола, пока не достигает объекта.

Если вы понаблюдаете за тем, как малыш бе­рет в руки предметы, игрушки, то увидите со­вершенно самостоятельную, характерную имен­но для второго года линию освоения предмет­ной действительности. Вначале он часто совер­шает промахи, движения руки неточны. По мере роста они становятся все более координиро­ванными и четкими. Выбор «рисунка» действия руки постепенно начинает связываться с фор­мой, величиной и положением предмета в про­странстве. Теперь рука, приближаясь к предме­ту, начинает как бы приноравливаться к нему. Это можно назвать множественностью «степе­ней свободы» действий руки как исключитель­но человеческого органа. Их трудно смоделиро­вать, так как рука человека в своем развитии не имеет пределов, границ совершенствования. И это величайшее таинство расцвета «ручных» умений начинается на втором году жизни ре­бенка. Именно взрослые помогают ребенку по­степенно открывать себя, познавать себя как «деятеля» в окружающем, овладевать действия­ми с предметами. Очень часто взрослые прохо­дят мимо величайших достижений своих ма­леньких подопечных, не видят всей красоты ос­воения пространства в раннем детстве!

С чем можно сравнить руку ребенка? Несо­мненно, с цветком! Она, как бутон тюльпана вначале, постепенно раскрывает свои пальчи­ки-лепестки, «расцветает» по мере роста и раз­вития ребенка.

Предлагаем родителям ознакомиться с дина­микой развития умений руки ребенка конца первого и начала второго года жизни.

Итак, вначале рука ребенка как бы «связа­на», пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца к большому пальцу.

Примерно к 1 году 3 месяцам при схватыва­нии начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени ребенок овладе­вает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.

Умение брать предметы тремя пальцами, большим, указательным и средним, формирует­ся на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится большой палец. Более тонкие движения паль­цев сформируются только к трем годам.

Вот почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальцами, не может за­стегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровы­вать ботинки!

Поэтому развитие действий руки следует осу­ществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными навыками самообслу­живания (умывание, одевание, прием пищи и т.п.), и организуя специальные занятия с дидак­тическими игрушками - кольцами, пирамидками, вкладышами, матрешками и т.п. Кроме того, малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев - шнуровки «Сапожок», «Стручок» и пособия с пуговицами, крючочками, кнопками и т.п. Полезны пальчико­вые, перчаточные игры, пальчиковый театр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.