Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






культурно-гигиенических навыков






 

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеничес­ким навыкам начинается со знакомства с пред­метами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, бан­ная простынка, небольшая расческа (по руке малыша) с тупыми зубчиками, стаканчик для по­лоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года на­правлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

ü мыть руки перед едой и после каждого за­грязнения;

ü умываться после ночного сна и после каж­дого загрязнения;

ü принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

ü мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

ü подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

ü полоскать рот после приема пищи (с 2 лет);

ü пользоваться зубной щеткой (с 2 лет);

ü пользоваться носовым платком по мере на­добности в помещении и на прогулке (самосто­ятельно с 2, 5 лет);

ü пользоваться расческой, стоя перед зерка­лом (с 1, 5-2 лет);

ü ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с 2, 5 лет);

ü не брать грязными руками пищу (под кон­тролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

ü мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с малень­ким ребенком следует проводить аккуратно, ос­торожно, чтобы не испугать его, не вызвать не­приятных ощущений. И никогда, даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно вы­полнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, зара­нее продумайте все действия, расположите не­обходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к ку­панию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить по­лотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

- разместите крючок для полотенца на уров­не роста (но не глаз!) ребенка;

- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиени­ческого душа;

- положите коврик (решетку) в ванной, пре­дотвращающий скольжение.

Предметы, которыми ребенок будет пользо­ваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; по­лотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и по­весить его; стаканчики для зубной щетки и по­лоскания рта должны быть устойчивыми, удоб­ными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить неж­ную кожу малыша, а ее размер должен соответ­ствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запомина­нию. Годовалый ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в опреде­ленном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т.п.).

Удобная организация условий для гигиени­ческой процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

ü Завернуть рукава одежды ребенка.

ü Проверить температуру воды.

ü Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиг­рать: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (доч­ки)!» и т.п.

ü Смыть мыло под струей воды, побуждая ма­лыша к самостоятельным действиям.

ü Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.

ü Еще раз обмыть водой руки ребенка.

ü Закрыть воду.

ü Снять полотенце, привлекая малыша к уча­стию в этом.

ü Насухо вытереть лицо и руки, называя час­ти тела и лица, которые вытираются.

ü Предложить посмотреть в зеркало: «Вот ка­кой ты стал чистенький и красивый!».

При умывании взрослый называет все дейст­вия, которые происходят перед глазами ребен­ка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малы­ша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки.

Его возросшая актив­ность требует частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н. «цып­ки»), трещинки и т.п.

Учим пользоваться полотенцем

Предложить ребенку

ü Снять полотенце с крючка.

ü Положить его на одну руку, затем «спря­тать» под него вторую руку.

ü Ровно держа полотенце посередине, под­нести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.

ü Насухо вытерев лицо, освободить одну ру­ку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

ü Поменять руки местами.

Все действия следует сопровождать ожив­ленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Отве­тить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потеш­ку:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша по­казывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вы­тирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

ü Знать назначение носового платка. Не ис­пользовать его как предмет игры.

ü Спокойно относиться к процедуре исполь­зования платка по назначению.

ü Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.

ü Самостоятельно доставать платок из карма­на и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).

ü Постепенно формировать умение развора­чивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

ü Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

ü Знать свою расческу и место, где она лежит.

ü Показать функциональное назначение рас­чески и формировать навык ее использования.

ü Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобнос­ти (после сна, после прогулки, после пользова­ния головным убором и т.п.).

ü Позволять ребенку проявлять самостоя­тельность, исходя из его желания («Я сам!»).

ü Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знако­мое действие

в сюжетно-отобразительной игре.

ü Исключить возможность пользования чу­жой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

ü Знать, что такое зеркало и его функцио­нальное назначение (причесываться перед зер­калом, рассматривать свою одежду и т.д.).

ü Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

ü Подводить малыша к зеркалу, обращать его
внимание на чистоту одежды и лица.

Воспитание навыка опрятности

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный смладенчества к памперсам, малыш не хочет са­диться на горшок. А между тем именно второй год жизни является «критическим» периодом, отказ от памперсов в этот период можно рас­сматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности. С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае на основе врожденного (оборонительного) рефлекса у не­го начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, при­водящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень ра­но, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать «сигналы» сво­им поведением (мимика, двигательная актив­ность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должного результата, и ее можно

поздравить с большим достижением ребенка.

На втором году жизни «методика» ознакомле­ния с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится гово­рить не о воспитании навыка опрятности, а о «переучивании». Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остаётся сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны пампер­сы: нарушается понимание причинно-следствен­ных связей, не формируется умение управлять собой, исходя из собственных ощущений. Теперь придется «поработать» вам обоим. Ведь не оста­вите же вы ребенка в памперсах до школы?!

Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев - 1 года 6 месяцев очень хорошо васпонимает. Он еще не умеет сам выразить свои ощущения, впечатления, желания словом, но может понять, на что направлены усилия взрос­лого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его «успехам» в самых деликатных ситуациях, то будет старать­ся доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное, после 1 года б6месяцев совер­шенствуется физиологическая система естест­венных отправлений: ребенок способен себя «удерживать» какое-то время от немедленного результата, а следовательно, регулировать и по­нимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш стано­вится абсолютно самостоятельным. Потребует­ся еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.

Учим пользоваться горшком

Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, пе­ред сном и после него, если ребенок проснулся сухим. Физиологическая потребность, как прави­ло, возникает у малыша через 20-30 минут по­сле еды. Учитывая это, можно предложить ре­бенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.

Как только малыш оказался мокрым, следу­ет обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие. Ребенок должен ощутить разницу.

Проследите, чтобы ребенок «не провали­вался» в горшок. Края горшка должны быть теп­лыми и сухими.

Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам «сиг­налов». Взрослый должен стараться уловить мо­мент наивысшей потребности ребенка и добить­ся положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам! Порадуйтесь, по­кажите, что вы довольны, похвалите его! И ребенок будет повторять и повторять такие «желанные» для вас процедуры.

Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потреб­ность), чем мочеиспускание. Желательно при­учить его опорожнять кишечник с утра.

Не следует держать малыша на горшке бо­лее 5 минут.

Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и само­стоятельность.

 

Источник: https://metallurgds2.jimdo.com/консультации-для-родителей






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.