Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация истории Арабского халифата.






1. Дамасский период (661-750 гг.), династия Омейядов.

2. Багдадский период (750-1258 гг.), династия Аббасидов.

Династия Омейядов. На этом этапе происходит процесс укрепления государства и усиления власти Омейядов посредством:

1. исламизации завоеванного населения;

2. арабизации - воины-арбы заселяли завоеванную территорию, брали в жены представительниц местного населения; занимали ключевые посты в государстве.

При первых четырех халифах управление велось на греческом и персидском языках, так как это были земли, отвоеванные у Византии и Ирана. Но при династии Омейядов начинается переход на арабский язык.

Социальная структура на двух этапах:

1. Мусульмане платили закят, своего рода добровольные выплаты имущих, которые составляли сороковую часть доходов от недвижимого имущества (2, 5%).

2. Немусульмане (зиммии) платили поземельный налог - харадж, который составлял от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать - джизью. Величина налогов и их количество периодически менялись, что приводило к восстаниям среди зиммиев.

Государственный строй дамасского периода. На первом этапе в Арабском халифате существовала относительная централизованная теократическая монархия. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. С династии Омейядов власть передавалась по завещательному принципу.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могут быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказы халифа. В раннем халифате практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.

К числу важных чиновников при дворе относились начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник с функциями надзора за другими должностными лицами.

Центральные органы государственного управления назывались диванами, это были специальные правительственные канцелярии. Были диваны военных дел, внутренних дел, почтовой службы (выполнял функции тайной полиции).

Местное управление. К VIII в. территория халифата делилась на провинции во главе с назначаемыми халифами военными наместниками - эмирами и их помощниками - наибами.

Судебная система. Судебные функции были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Отправление правосудия осуществляло духовенство.

Верховным судьей являлся халиф. На практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, одновременно являвшихся правоведами. От имени халифа они назначали нижестоящих судей из представителей духовенства — кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Функции кади были обширны: рассмотрение судебных дел, наблюдение за исполнением решений, надзор за местами заключения, нотариусы и т.д.

Колебания налоговой политики и принципов землепользования приводили к недовольству и среди мусульман и среди немусульман. В результате этих волнений к власти приходит династия Аббасидов (750-1258 гг.). Придя к власти, Аббасиды стремятся не присоединять новые земли, а удержать прежние, но безуспешно. К IX в. халифат начинает распадаться.

Причины распада кроются в следующем:

1. Произошло фактическое ограничение светской и духовной власти халифа. Большие полномочия у визиря, который превращается в фактического руководителя государства. Духовную власть халиф делит с верховным кади, руководившим судьями и системой образования.

2. В государственном механизме возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. В конце VII — середине VIII вв. проводятся военные реформы. До реформирования армия состояла из двух частей под командованием особых полководцев. Это было постоянное войско, состоявшее из воинов- мусульман (занимали привилегированное положение) и добровольцев (ополчения). Пополнялась армия в основном за счет ополченцев. При Аббасидах на смену ополчению приходит профессиональная наемная армия, главное место в которой занимала гвардия халифа, составленная из мамлюков. Мамлюки - рабы тюркского, кавказского, славянского происхождения, захваченные, купленные либо взятые в форме налога «кровью» с покоренных народов. Мамлюки воспитывались в Багдаде, были лишены связей и родни, зависели от милостей халифа. Но вскоре мамлюки начинают диктовать свою волю халифам, свергают их и ставят своих.

3. Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях и власть эмиров, которая начинает передаваться по наследству. В конце IX в. халифат распадается на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии и Закавказье. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов, к Х в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В XIII в. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, который был завоеван в XVI в. турецкими султанами.


 

31. Формирование и трансформация мусульманского права (шариат).

Основные черты права. Ислам заявил о себе впервые в начале 7 века н.э. Буквально «ислам» - человек, покорный богу. Мало обращается внимания на внутренний мир человека и его состояние, главное здесь – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой. Мусульманское право – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.

Основные источники мусульманского права: 1 .Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно правовые (в основном, о браке и семье). 2. Сунна (составленны на основе свидетельства табигов – тех, кто лично видел и слышал пророков)- состоит из хадисов - многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др. 3. Иджма - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами - имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”. 4. Фетва - решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам, толкование авторитетами корана или сунн. 5. Кияс (с 10 в.) - решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола. 6. Дополнительные источники. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы. Ассары – решения халифов. Сахих – достоверное предание о решении пророка. Мантук – недостаточно авторитетное свидетельство о решении пророка. Мурсал – шаткое свидетельство о решении пророка. Ичма – согласие всей общины на принятие нормы. В оправдании ичмы лежит следующий принцип: весь исламский мир – одна община. Все вместе ошибаться не могут. Амал – юриспруденция (его вид – кияс – толкование по аналогии. Мучтахиды - юристы) Урф (адат) – обычное право. Фикх (ферман) – закон в нашем понимании.

В Мусульманской религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая большинство мусульман, а также ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский - наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский - 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб - (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб - самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году). Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда.

Публичное право. Понятия государства нет, но есть община (умма) - собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама - теократическое гос-во. Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф - духовный руководитель, Визирь - светский. Своеобразная теория верховной суверенной власти - власть халифа, султана, падищаха - прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама. Задачи существования исламского государства:

1.защита Веры от неверных.

2.прозелитизм - пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:

а)религия;

б)желание, воля к власти у монарха;

в)ислам - беспрекословное подчинение светской власти.

Организация государства:

1.халиф - религиозные вопросы;

2.визирь - светская власть через систему Диванов. Во главе диванов - лицо, докладывающее визирю.

3. Диванов, во главе их – лицо, докладывающее визирю.

 

Право собственности. Шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.

Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.

Способы возникновения: завоеванные земли - собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).

Договорное право. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные.

Договор - правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры - священна.

Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.

Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета - применялся хейял - особая юридическая техника - цепочка особого рода действий, которые формально не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим.

Процессуальное право. Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва - халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей - кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие - представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения - сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства. Судебный процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами - нет. Судебные дела рассматриваются публично - в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс - устно. Доказательства - признание, показания свидетелей, клятва. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. Процесс - состязание сторон. Брачно-семейное право. Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей. Брачный возраст - у женщин с 9 лет, у мужчин раньше - возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины. Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме - талак - без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях. Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.


 

32. Эволюция государственности Индии в средние века.

Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне сложным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии можно найти некоторые социальные институты, напоминающие феодальные: крупное частное землевладение, эксплуатация зависимого земледельца с характерной для Индии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже. V—VII вв. как условный рубеж начала средневековой историй Индии не связаны с кардинальными переменами аполитической структуре страны, с возникновением крупных империй, как, например, империя Маурьев в древности. Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных государств, как, например, империи Харши (VII в.), пришедшей на смену империи Гуптов (IV—V вв.) и просуществовавшей всего 40 лет. В V—VI вв. в северо-западную часть Индии проникают племена белых гунов и гурджаров, которые оседают и осваиваются в Синде, Раджастхане, Гуджарате. В результате смешения завоевателей с местным населением, находящимся на более высокой стадии культурного развития, здесь образуется новая каста воинов-землевладельцев-раджпутов, образовавших сначала княжество в Гуджарате, а затем в начале VIII в. — государство Пратихаров. Юг Индии с его многочисленными племенами заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства — княжества. Так, например, еще в III—IV вв. складывается государство Палавов, а в VII в. в южной части Маха-раштры — княжество Чалукьев, в IX — княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию. Ожесточенная междуусобная борьба значительно облегчила вторжение мусульманских завоевателей в северную часть Индии на рубеже XII—XIII вв. Разбив раджпутов и подчинив раджпутских князей, главную боевую силу Индии того времени, они образовали на завоеванных территориях Делийский султанат (1206—1526 гг.), на смену которому пришла империя Великих моголов (1526— 1707 гг.)'. Несмотря на политическую децентрализацию, в Индии в V—VII вв. шли важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части территорий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддий-ской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культурного самосознания индийцев, которое на протяжении веков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государственного единства. Сословно-классовое деление. Начиная с первых веков новой эры усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом частного землевладения. Факторами, ускоряющими дальнейшее расслоение индийского об-щества, были углубление имущественной дифференциации среди общинников-крестьян, пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение представителям высших каст земель и права на эксплуатацию крестьян. В первых веках новой эры увеличилась, прежде всего за счет пожалований, земельная собственность индусских храмов и буддийских монастырей. Храмы и монастыри вели собственное хозяйство, эксплуатируя закабаленных крестьян, наемных работников, рабов. Следствием многочисленных войн было перераспределение земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Старая система варн сохранилась, но сами варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления. Кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимости от первоначального происхождения касты по мере углубления разделения труда " выстраивались" в иерархии варно-вого общества в соответствии с социально-экономическим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распоряжение землей. Общая схема кастовой иерархии, связанная с правами землевладения, строилась следующим образом. Брахманы-землевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, воины-землевладельцы, наконец, полноправные общинники — раджпуты и джайны в ряде областей северной и северо-западной Индии входили в высшие брахманские и кшатрийские касты, которые якобы вели свою родословную от брахманских и кшатрийских родов Древней Индии. Варна вайшиев стала обозначать в основном сословную организацию купцов и ремесленников. Касты шудр состояли из обедневших землевладельцев, держателей земли от общины, а также ремесленников. Последняя, самая низшая группа " неприкасаемых" каст включала бесправных арендаторов и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находившихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. Процесс классового расслоения протекал в Индии весьма своеобразно. Он характеризовался длительным сохранением крайней мозаичности и господствующего, и эксплуатируемых социальных слоев. Общинник, уплачивающий ренту-налог, сам мог выступать эксплуататором наемных и зависимых от него работников. Кабальная эксплуатация неполноправных членов общины или внеобщин-ного крестьянства из " неприкасаемых" каст применялась в хозяй- ствах как крупных землевладельцев, так и рядовых общинников. Утверждение власти мусульманских правителей привело к значительному изменению состава высшей правящей верхушки Индии. Значительная часть крупных индийских князей была истреблена, их земли вошли в территориальный состав султаната. Некоторые более мелкие индийские князья (раджи), признав власть султана, попали в вассальную зависимость от него. Они были обязаны выплачивать султану дань. Вся земля султаната объявлялась государственной собственностью. Фактически земля оставалась в руках общинников-крестьян, обязанных выплачивать налоги в пользу завоевателей, которые исчислялись в значительно большем объеме, чем раньше, и по иной схеме. Все землевладельцы облагались налогами в форме хараджа, то есть той же ренты-налога, но немусульмане выплачивали еще подушную подать джизью. Оба налога достигали часто половины урожая. Часть государственного неразделенного земельного фонда была приписана непосредственно к казне. Это земли " халисэ", доход с которых шел на содержание самого султана и его двора, государственного аппарата, чиновников, воинов. Другая часть была разделена на служебные наделы " икта" и роздана в условное держание за службу военную, чиновничью и пр. Условное должностное землевладение было и кратковременным и пожизненным, но часто икта передавалась за службу сыну или зятю иктадара. Владельцы икты (иктадары) собирали налоги сами или через своих слуг с пожалованных деревень или областей, присваивая лишь часть налоговых поступлений. Большая часть налогов продолжала идти в фонд государства, которое определяло размеры, форму их изъятия. Наряду с государственной собственностью существовала в султанате и частная собственность (мульк). Своеобразный вид частной собственности составляли земли мусульманских религиозных учреждений вакуфы и наследственные земли мусульманских духовных лиц (имамов). Владельцы мульков платили лишь десятину. Это была их привилегия. Для Делийского султаната были характерны три ярко выраженные тенденции в развитии землевладения: 1) постепенное превращение земель икта в земли мульк; 2) сокращение земель хали-са за счет расширения двух первых видов земель; 3) увеличение непосредственной доли служилой верхушки в общей сумме ренты-налога, получаемой с государственных земель. Уже во второй половине XIV в. часть иктадаров приобретает налоговый иммунитет, а икта становится во многих случаях наследственной. Государственная собственность на землю сохранилась и в Мо-гольской Индии. Более того, она была в значительной мере упорядочена, в том числе за счет создания земельного кадастра, составление которого было начато при Шер Хане (1540—1545 гг.) и закончено при Акбаре (1556—1605 гг.), -вошедшем в историю в качестве великого правителя, отменившего, в частности, джизью с местного населения и четко определившего суммы налогов с каждого района. Значительная часть земли в Могольской Индии была передана в качестве условного пожалования (джагира.) крупным мусульманским военачальникам джагирдарам. Джагирдар был обязан содержать соответствующий величине его джагира и чину отряд войск (от 100 до 5 тыс. воинов), из которых и состоял основной костяк армии правителя. Владельческие права джагирдара или находящегося в зависимости от падишаха местного князя-раджи реализовывались в праве взимания налогов с общинников-крестьян и удержании определенной их части в свою пользу. Кроме джагиров существовали и владения вассальных индийских князей заминдаров, плативших дань падишаху. В зависимости от форм эксплуатации земледельца вся территория Могольской Индии делилась на две части: раяти и за- миндари. На территории раяти налоги с общинников-крестьян взимались непосредственно через государственный аппарат. Падишах следил за тем, чтобы джагирдары не обладали никакой ни административной, ни самостоятельной налоговой властью на своих землях. На территории заминдари налоги собирались самими заминдарами. Заминдар сам устанавливал в соответствии с обычаем размер платежей с крестьян и формы их получения. Эти платежи, таким образом, носили характер феодальной ренты. К заминдарам — " господам земли" примыкали и так называемые первичные заминда-ры — полноправные общинники, которые были хозяевами собственных участков земли. Эти участки, как правило, сдавались в аренду издольщикам или обрабатывались зависимыми людьми. Значительная часть общинной земли находилась в бессрочной аренде, не имеющей правовой защиты. Практически же арендаторы, неполноправные крестьяне-общинники, не могли быть согнаны со своих участков. Арендаторы находились в личной и поземельной зависимости от слоя полноправных общинников, оказывали им всякого рода услуги. Самый эксплуатируемый слой сельского населения состоял из безземельных крестьян. По мере распада Могольской Индии, ослабления позиций мо-гольских правителей усиливается власть местных заминдаров — и индусов, и мусульман. Складывается вассально-ленная система от-ношений. Иерархия прежних военных и гражданских чинов, получающих свою долю прибавочного крестьянского продукта через налоговый аппарат государства, начинает вытесняться иерархией феодальных землевладельцев. Государственный строй. Центральное управление. Индия VI—XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов. Возникающие время от времени в результате войн более крупные политические общности: Харши (VII в.), Чалукьев (VII в.), Гурд-жара-Пратихаров (VIII в.) и другие — были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом. Во главе таких государств стояли махараджи — главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались. Махарад-же помогали советники, входящие в совещательный орган ман-трипаришад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сборщикам налогов. Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения. Общества, как показала история Индии, связанные религиозно-культурным единством, обнаруживают высокую степень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов. Эта характерная черта истории страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представляющего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономи-ческую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, которые создавались индийским народом в течение тысячелетий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная литература и пр.). Ни одна религия, пожалуй, не была так тесно связана со всеми областями духовной и материальной культуры народа, как индуизм. Это огромное хранилище древнейших исторических сведений об обычаях, традициях страны. Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата — как характерная черта средневековой Индии — восполнялись и крепостью общинной организации индийского общества, стабильное существование и саморазвитие которой мало зависело от побед и поражений того или иного стремящегося к власти правителя. Определенное государственное единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватнические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские земли включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадским халифом в качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Дели с остальным мусульманским миром не прерывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов. В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афган-ских завоевателей — моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI—XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские правители, в том числе и Великие мого-лы, несмотря на мощный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно действующего центрального аппарата. При монархической форме правления в системе органов государственной власти и Делийского султаната, и Могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в-соответствии с исламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде (1246—1265 гг.) сменилось последующим укреплением позиций султанов. Мухаммед Туг-лак (1325—1351 гг.) уже писал на своих монетах: " Султан — тень бога", а основатель империи Моголов Бабур (1526—1530 гг.) присвоил себе звание падишаха, наделенного якобы божественными правами. Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам мог назначать наследника престола. В Коране содержится перечень обязанностей правителя. На первом месте среди них была охрана ислама, в том числе поддержание религиозных обрядов и преследование еретиков и " лжеучителей". Эти требования не всегда могли быть соблюдены мусульманскими правителями в завоеванной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идти на уступки, проводить политику веротерпимости. Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, они не могли, однако, не считаться с общепризнанным его толкованием (иджмой). Высшим чиновником в мусульманском государстве, считавшимся вторым лицом после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его основная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках. Центральное управление и в Делийском султанате, и в Мо-гольской Индии осуществляли специальные правительственные ведомства — диваны., призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения. Военное ведомство, ведущее учет военной силы, численности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест расположения гарнизонов, занимало особое место в мусульманском государственном механизме. Главный интендант и казначей этого ведомства осуществлял контроль над выдачей джагиров в Могольской Индии, проверял на смотрах состояние войска, его снаряжение. Финансовое ведомство контролировало учет и сбор поступлений в государственную казну: налогов, пошлин, выкупных сумм за военнопленных, податей с покоренного населения. Особое ведомство располагало сведениями о назначении всех чиновников, о суммах, получаемых ими из государственной казны, земельных пожалованиях. Во главе этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомство садр-ус-садура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей. Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии не было четкого разграничения функций между придворными сановниками и государственными чиновниками. Двор Делийского султана был центром политической жизни и управления империи. При дворе особую роль играл вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индии имели воинские звания и ранги, они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы. Общие черты государственного механизма Делийского султа- ната и Могольской Индии не исключали различий между ними, которые выражались не столько в названиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели устанавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на военную силу, конфисковывали имущество, непокорных убивали. Ислам в его суннитском толковании стал государственной религией, а персидский язык (фарси) — языком судебного производства. Правление моголов в Индии началось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс " исламизации" правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На политику падишахов стал оказывать определенное влияние индийский город. Из могольских правителей наиболее заметный след в истории средневекового государства Индии оставил Акбар (XVI в.). В это время произошла определенная " либерализация" политического режима, показателями которой могут служить, например, и некоторое ослабление налогового тягла, и отмена при Акбаре подушной подати — джизьи, а также проводимая политика веротерпимости. Большое количество земель в это время передавалось в собственность не только мусульманского духовенства, но и индусских храмов. Произошло и некоторое изменение политики в отношении городов. Местное управление. Введение административного деления еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы эксплуатации податного общинника-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, были разделены на провинции, управляемые начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей оставалась сельская община. Мусульманские правители ввели новое административно-территориальное деление. Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административно-налоговой единицей была паргана (район), включающая ряд деревень, и патта — одну-две деревни. Мо-гольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками (хакимлми). В каждую область назначались также фоуд-жары — военные начальники, гомашты — сборщики налогов и котвалы — начальники городов. Наличие полуавтономного механизма общинного самоуправления во главе с брахманско-кшатрийской верхушкой осталось характерной чертой и Делийской, и Могольской Индии. Ни сломить, ни в должной мере подчинить себе индийские общины, особенно крупные, мусульманские правители так и не смогли. Так, например, моголы не признавали владений местных правящих кланов. Однако на практике такие административно-налоговые единицы, как паргана и патта, совпадали с клановыми владениями. Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри (вожди) — главы доминирующих каст, хута — главы деревень. Они были не должностными лицами центрального аппарата, а представителями общины налогоплательщиков в их отношениях с центральной властью. Эти отношения были сродни данническим обязанностям побежденных победившему государству. Общинные должности передавались по наследству и, более того, делились среди наследников. Продолжали существовать и общинные советы — панчаяты, состоящие из представителей доминирующей касты в округе, деревне. Армия. Прочность мусульманского правящего режима определялась боеспособностью его армии. Конница, состоящая из мусульман, была основной силой армии, Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам. Армия в Делийском султанате была организована по десятичной системе. Военный и гражданский чин зависел от числа воинов, находящихся под командованием определенного лица; эмир командовал 100 всадниками, мелик — 1 тыс. всадников, хан — 10 тыс. всадников. В Мо-гольской Индии была значительно увеличена численность войск за счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственно из казны. Особо привилегированное положение занимали наемные воины, подчиненные непосредственно падишаху. Весьма характерно, что главы мощных земледельческих каст имели свои воинские контингенты, состоящие из зависимых от них людей. Крупные индийские общины коллективно защищали с оружием в руках свою территорию и свои права. Суд. Отправление правосудия во всех мусульманских государствах строилось на положениях Корана, согласно которым суд отделялся от администрации и вершился специально назначенными главой государства судьями-кадиями. В судебной системе отсутствовала иерархия судебных должностей, как и различия в гражданском и уголовном судопроизводстве. Судьи были единоличными. Стабильность местных общин (деревенских, кастовых) определяла существование особых панчаятых судов, которые обладали значительными полномочиями. Они были распорядителями общинной земли, регулировали межкастовые отношения, следили за соблюдением кастовых и семейных правил, правопорядком.


 

33. Правовая система Индии в средние века.

 


 

34. Развитие государственности Китая в средние века.

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.

Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство. Личность императора обожествлялась, он по-прежнему считался " Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.

Центральные органы власти и управления строились следующим образом. Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица цзайсяна. Но в период Тан (618-906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (1368-1644гг.) была проведена определенная реорганизация.

Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые - члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение - собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола. Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно - территориального деления: область, уезд, волость и селение. Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него. В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации.

В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению. Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей (" дорог"), во главе которых стояли монголы.

Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости. Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.

Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества. Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система " чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию. Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на Х-XIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.

Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены. Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития. С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет.

В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты - в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.

С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора. При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых " восьми знамен". " Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками " зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения. Например, при правлении Сун (960-1126 гг.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем- столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.

Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д.

На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.


 

35. Правовая система средневекового Китая.

Основные черты права. Основными источниками права являлся закон. Разнообразные правовые сборники появляются уже в раннефеодальный период. Первым китайским кодексом, полностью дошедшим до наших дней, является кодекс династии Тан - " Тан люй шу и" (Уголовный кодекс Тан с комментариями и разъяснениями), составленный в 653 г.

Кодекс династии Сун 963 г. — " Сун син тун" (" Собрание уголовных законов династии СУН") почти полностью копирует кодекс Тан. Пир династии Сун стали издаваться сборники императорских указов (" чин"). Особую группу законов при Тан и Сун составляли административные статусы — " лин", устанавливавшие социальные нормы, а также регулировавшие деятельность администрации. Имея силу закона " лины" отличались от уголовных законов " люй" тем, что носили характер предписаний, предусматривающих наказания за их нарушения. Отдельную группу составляли законы, именовавшиеся " гэ" (правила). При Тан " гэ" составляли сборника указов, дополнявшие кодекс, при Сун — специальные правила, определявшие штат чинов, размеры наград, сроки отпусков по случаю ношения чиновниками траура и т.п. А законы группы " ши" были посвящены правилам ритуального поведения. При династии Сун на первое место в качестве источника права выходят императорские указы (" чи") и из своды (" ши лэй"). Хотя " люй" обычно именуют уголовными законами, это название следует считать условным, ибо " люй" — это и уголовные, и гражданское, и административное, и процессуарное право; это свод писанных законов. В 1261 г. монголы разработали уложение, в основу которого были положены нормы китайского права. В конце XIV в. был составлен свод законов династии Мин; се законы в нем были сгруппированы в шесть разделов по числу ведомств центрального управления. В 1646 г. создается уложение династии Цин, в которое в последующем вносились различные изменения. Право собственности. Танское право делило вещи на движимые и недвижимые, выделяя три формы собственности: частную (" сы"), государственную (" гуань") и общественную (" гун"). Особым видом собственности была собственность буддийских и даосских общин. Уже в период Суйской империи в Китае номинальным собственником всей земли считался император. Многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, подвергались конфискации и стали государственными. Продолжая эту политику, танские императоры, борясь с могущественными феодалами, расширяли государственное землевладение и увеличивали количество государственных податных крестьян. Надежная система все более укреплялась; даже рабы, считавшиеся государственными, получали соответствующий надел, превращая тем самым государственных рабов в обыкновенных крестьян податных. В Китае было, конечно, и крупное феодальное землевладение. Это — прежде всего так называемые жалованные земли за службу. Феодалы использовали труд зависимых крестьян; частично земля небольшими участками сдавалась в аренду на условиях уплаты ренты и выполнения работ по требованию хозяина. На полях, полученных чиновниками за службу, чаще всего работали государственные надельные крестьяне. Что касается частичной собственности крупных феодалов, то число родовых поместий в VI-VII вв. заметно сократилось. Общественная собственность отличалась в основном от государственной тем, что пользование ею шло на общественные нужды (эта земля и вода, в отличии от государственной им частной собственности, воспринималась как некое общее достояние). Общими были выпасы, леса, болота, озера, реки, горы. Собственность " гуи" могла быть и государственной, но поскольку доходы с нее преимущественно предназначались на общественные нужды, считалась общественной собственностью. Существовал еще один вид своеобразной коллективной собственности — собственность буддийских и даосских общин (в 713-741 гг. в Китае образовалось 5358 монастырей и более ста тысяч монахов и монахинь), которая пополнялась в результате пожертвований верующих и дарений императоров. Кроме того, в период распространения надежной системы, монастыри получали землю из расчета 30-му на монаха и 20-му на монахиню. Обязательственное право. Китайское право отдавало предпочтение договору в письменной форме; составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключенной посредством устного договора. Рассмотрим отдельные виды договоров. Купля-продажа. На покупку скота, людей, недвижимости, земли требовалось составление купчей, в которой указывались продавец, покупатель, покупная цена. При этом дееспособным был только глава семьи или старший по возрасту ближайший родственник. При этом обязательно требовались поручитель и свидетели. Сделки по продаже указанных вещей регистрировались органами государственной власти; при этом со сделки взимался налог, который равнялся в V — VI вв. 4% покупной цены. Регистрация сделки в местной администрации означала, что договор купли-продажи вступил в силу. При продаже земли преимущественное право на ее приобретение имели родственники и соседи продавца. В период существования надельной системы запрещалась продажа земель подушного надела " коуфэнтянь". Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков. Рынки были во всех уездных и окружных центрах. Каждый десять дней администрация рынков устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения, контролировала использование стандартных мер и весов, следила за тем, чтобы те товары, на которые были утверждены правительством стандарты, соответствовали им. Виновные в заключении торговых сделок без добровольного, взаимного согласия сторон, с применением силы или принуждения, с завышением или занижением одной из сторон действительной цены товара, наказывались 80 толстыми палками. С конца Тан и при Сун возросла роль маклерства в торговле: маклеры на официальных, признаваемых властями, и частных. Товары, на продажу которых существовала монополия казны (чай, соль), как привило, распродавались при посредничестве официальных маклеров. Заем. Китайское право разрешало взимание процентов по договору займа, но проценты не должны были превышать стоимости взятого в долг. Заем, в том числе и под залог, требовал участие поручителя. Заем под залог оформлялся договором в письменной форме; здесь же указывались обязанности поручителя. Заем под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. Заем мог быть дан как частым лицом, так и получен от казны, монастыря. Брать в займы мог только глава семьи; младшие члены семьи могли брать в долг только с согласия старших. Заемщик отвечал перед кредитором своим имуществом. Но последний не имел права даже при наличии залога самовластно забрать у должника его землю, скот и даже имущество. Он обязан был обратиться к властям и делать это только после вынесения властями соответствующего решения. Должник отвечал за свой долг всем своим имуществом, если он не мог расплатиться имуществом, то сам или кто-то из мужчин его семьи отправлялся на отработку долга. Если должник не желал платить и бежал, то за него должен был расплачиваться поручитель. Если должник умирал, долг переходил на его наследников, сыновей. Ссуда. Беспроцентный заем назывался " фугжай". Ссуда могла быть выдана как частым лицом, так и казной. Если чиновник, в ведении которого находилось казенное имущество, сам ссужал вещь себе или ссужал ее другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по истечении десяти дней трактовалось как незаконное присвоение имущества. В данном случае под ссужаемыми вещами имелись в виду одежда, постельные принадлежности, палат 30 тонкими палками; за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась. Особо оговаривают кодексы ссужение чиновником, в ведении которого находились рабы и скот. Так, за одолжение лошадей, предназначенных для почтовой службы, начальное наказание составляло 100 толстых палок; за использование казенной лошади в течение пяти дней — год каторжных работ. Хорошо были известны китайскому праву и такие договоры, как дарение, мена, хранение, взятие вещи на комиссию, аренда земли, личный наем. Брак и семья. Брак заключался по решению старших представителей (прежде всего мужчин) двух семей. В отличие от практики многих народов брак в старом Китае не регулировался религией, это было соглашение двух сторон, признаваемое властями. Что касается брачного возраста, то представления о нем менялись на протяжении многовековой истории Китая. Так, согласно " линам" династии Тан был установлен брачный возраст для невесты 13 лет, для жениха 15 лет. По представлениям Конфуция мужчина должен жениться до 30 лет, а девушка выйти замуж до 20 лет. Были запрещены браки китайца с монголкой; маньчжурки (дочери маньчжуров, служащих знаменитых войск пекинского гарнизона) не имели права выходить замуж за китайцев; не допускались браки китайцев с туземками острова Тайвань. Целью брака было появление мужского потомства, продолжающего род и совершающего поклонение умершим предкам. Если семья просватанной девушки отказывалась от заключения брака, то старшие в ее семье наказывались 60 толстыми палками, а брак заключался. Если семья жениха, за которой признавалась инициатива сватовства, отказывалась от заключения брака, это не считалось преступлением, ей только не возвращались сделанные свадебные подарки. Если девушку одновременно сватали за двоих, виновным полагалось 100 толстых палок. Если после того как девушка была просватана за одного, ее выдавали за другого, виновные наказывались полутора годами каторжных работ. Девушку отдавали в жены тому, кто первый просватал ее. Запрещалось вступать в брак однофамильцам и между лицами, состоявшими хотя бы в отдаленном родстве. Нельзя было вступать в брак в период трехгодичного (27-месячного) траура по умершим родителям или покойному мужу (наказание — три года каторжных работ и развод). Запрещалось вступать в брак, если дед, бабка или родители находились под следствием или в заключении; мера наказания в данном случае зависела от предъявленного старшим родственникам обвинения: если им грозила смертная казнь — полтора года каторжных работ; ссылка — год каторжных работ. Если муж при живой жене женился вторично и брал себе вторую жену (именно жену, а не наложницу, что дозволялось), то он наказывался годом каторжных работ. Брак расторгался. Межсословные браки запрещались. Так при династии Сун были запрещены браки между хозяевами и наемными работниками — лично свободными. Существовала известная свобода развода: развод по взаимному согласию супругов. Развод одобрялся законом, если имелось нарушение супружеского долга. Оно заключалось не только в действиях, направленных против супруга (супруги), но прежде всего против их близких родственников, или было заключено в действиях родственников мужа или жены друг против друга. Муж имел семь законных оснований на развод: отсутствие детей, неверность жены, ревность к мужу со стороны жены, тяжелое заболевание жены; воровство, совершенное женой. Если жена не подавала ни одного из семи поводов для развода, а муж тем не менее разводился с нею, он наказывался полутора годами каторжных работ. Отсутствие детей было основанием для развода только после того, как жене исполнилось пятьдесят лет. Процедура развода была простой: муж отправлял жену в ее прежнюю семью с письмом, в котором должно быть указано основание для развода. Если глава семьи отказывался ее принять, к рассмотрению дела привлекались авторитетные люди селения, а уж затем и власти, которые окончательно решали вопрос. Китайское право закрепляло главенство мужа в семье. Недостатки не мужа, а жены служили основанием для развода; закон требовал исключительной верности жены мужу, в то время как муж мог иметь наложниц. Жена не имела права донести на мужа; донос же мужа на жену рассматривался как донос старшего на младшего. Муж не отвечал за убийство жены по ошибке, а жена отвечала. Жена строго наказывалась за оскорбление свекра и свекрови, причинения им побоев. Даже если свекор пытался изнасиловать сноху, а она, сопротивляясь, убивала его, она подлежала смертной казни. В отношении своих детей, невесток, слуг, наложниц мужа жена была хозяйской, госпожой. Вся полнота родительской власти закреплялась за главой семьи. Он мог наказывать и даже продавать своих детей. Дети, внуки не имели отдельного имущества, их попытки выделиться и вести самостоятельное хозяйство считались преступлением. Китайское право регламентировало весь комплекс вопросов, относящихся к усыновлению, которое имело целью продолжение рода, обеспечение жертвоприношений духам предков и поддержки в старости. Наследственное право. Китайское право признавало наследование преимущественно по закону. После смерти отца, главы семьи, имущество семьи считалось равно унаследованным всеми его сыновьями. Но имущество, данное семьей жены, разделу не подлежит. Вдова имела право на управление имуществом семьи после смерти мужа и на долю из него на свои похороны. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние покупали половинную долю братьев. Незаконные сыновья умершего также могли претендовать на половинную долю наследства законных сыновей. Но главным в праве наследования был раздел на равные доли между мужскими потомками (братьями, внуками) имущества наследодателя (отца, деда). Старший сын или старший внук (сын старшего сына) отличались только тем, что имели исключительное право на наследование чина (ранга, титула, должности) отца (деда). При полном отсутствии наследников по мужской линии наследницей становилась незамужняя дочь умершего. Отец, глава семьи, не имел права на расчленение собственности семьи. Поэтому волеизъявление по завещанию не имело значения. В более позднее время завещание было разрешено, но оно должно было быть сделано публично, в кругу родственников, заинтересованных в данном имуществе. Но завещатель не имел права лишить своего сына-наследника наследства. Если вдова выходила замуж, она ничего не брала с собой в новую семью из имущества покойного мужа. Уголовное право. Субъектом преступления мог быть только человек. Объектом преступления могли быть как или человек, или вещь. В случае совершения преступлений группой лиц при наказании виновных, мера наказания зависела от признания судом данного лица зачинщиком, главарем или пособником. Главарь и пособники не выделялись при наказаниях за преступления, признаваемыми особо тяжкими: за умысел убить старшего кровного. Следует сказать и о явке с повинной. В этой связи действовало общее правило: если преступник сам явился с повинной (в том случае, когда его преступление не раскрыто), то ему прощают совершенное им преступление. В трех случаях явка с повинной не вела к освобождению от наказания: 1) если явившийся с повинной пришел после того, как на него уже поступил донос; 2) если он явился после того, как бежал из-под ареста; 3) если дело касалось государственных преступлений. но и в этих трех случаях явка с повинной влекла за собой уменьшение меры наказания. Кроме того, явка с повинной не освобождала от наказания за умышленное убийство или умышленное нанесение ранений, а также за изнасилование. Остановимся на характеристике некоторых составов преступлений. Государственные преступления. Самыми тяжкими были преступления против личности императора и его имущества. Заговор против императора, мятеж, бунт наказывались смертной казнью. Отцы мятежников и их сыновья в возрасте 16 лет и старше подлежали также смертной казни. Сыновья мятежников 15 лет и младше, его мать, незамужние дочери, жена, наложницы, жена и наложницы сына, дед, внуки, братья и сестры также подвергались наказанию; имущество, земля, постройки, рабы подлежали конфискации. Дядья и племянники мятежников подлежали ссылке за 3 тысячи ли. Если в семье, наказываемой на основании общесемейной ответственности, оказывались престарелые или больные, не подлежащие ответственности, один из сыновей мятежника мог быть освобожден от наказания и оставлен как их кормилец. Монахи, монахини, буцюй (собственной частных лиц, но их правовой статус выше, чем рабов) и рабы, осужденные за мятеж, подвергались наказанию только лично сами. Их родственники к ответственности не привлекались. При заговоре, измене и службе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.