Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и развитие государственности в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия. 4 страница






В IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.

Государственный строй. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления.

П е р в о е направление, особенно характерное для начального этапа(V – VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы.

В т о р о е – определялось развитием органов вотчинного управления.

Т р е т ь е – было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в “частную” власть государей – сеньоров, с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на втором этапе развития франкского общества (VIII – IX вв.).

Завоевание Галлии стало мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков. Оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Одной из важнейших его политических акций, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства. На смену старой родовой общине окончательно приходит территориальная община (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. “Салическая правда” говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общенародного племенного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска – сначала в марте (“мартовские поля”), затем (при Каролингах) – в мае (“майские поля”). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания, выполнявшие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права, были представителями общин.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Она отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена. Сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним выплачивали вергельд.

Король выступал прежде всего как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Его графы, соцебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции.

Королевские предписания, согласно “Салической правде”, касаются незначительного круга государственных дел – призыва в войско, вызова в суд. Но “Салическая правда” свидетельствует и об усилении власти королей. Король прямо вторгался во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешал чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей передавалась по наследству. Все нити государственного управления постепенно сосредоточивались в королевском дворце, в руках королевских слуг и приближенных. Вместе с усложнением государственного управления функции королевских слуг все больше дифференцировались. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Д в о р ц о в ы й г р а ф выполнял главным образом судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговора. Р е ф е р е н д а р и й ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля и пр. К а м е р а р и й следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

В VI – VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации становится палатный мэр, или майордом.

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия “граф” и “судья” становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражающие интересы германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоящая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно и государственный аппарат, пополнялись не только романизированными галлами, отличающимися своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Расширение участия феодальной знати в управлении государством, “сеньоризация” государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоявший из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения.

Знати постепенно передавались ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретали графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

В 673 г. светская власть добилась подтверждения Хильпериком II статьи 12 изданного в 614 г. эдикта, который запрещал назначение “должностного лица, как и подчиненного ему человека”, если они не были местными землевладельцами. Следовательно, функции управления закреплялись за крупными местными феодалами. В дальнейшем важнейшие должности в государстве стали наследственными.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делалось за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию собственно феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начали играть органы вотчинского управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник, таким образом, получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров – вотчинников.


 

22. Государство франков в период империи (династия Каролингов).

Франкская империя в VIII – IX вв.

Система иммунитетов неизбежно должна была повлечь за собой усиление раздробленности, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768 – 811 гг.) государство франков достигло своего наивысшего могущества, охватив огромную территорию.

Карл Великий стал основателем тысячелетней империи германской нации, известной впоследствии под именем Священной Римской империи. Он еще до объявления его императором в 800 г. сделал ставку на сочетание военной силы и духовного верховенства. Карл Великий сам созывал церковные соборы, как это делали до него некоторые римские императоры (Константин, Юстиниан), и контролировал их внутреннее управление.

Возложение императорской короны 25 декабря 800 г. символизировало создание новой империи, продолжательницы Римской – с той поправкой, что она должна была объединить весь западноевропейский христианский мир в одном государстве и под патронажем одной церкви.

При рассмотрении этого периода необходимо учитывать следующее. Определенное государственное единство Франкской империи в это время не привело к ее действительной централизации. Летопись свидетельствует о непрерывных войнах, мятежах. Карлу и поддерживающей его католической церкви коронация нужна была в качестве политико-идеологического средства укрепления королевской власти за счет атрибутов Римской империи.

Лишь на первых порах, когда происходил особенно бурный процесс закрепощения крестьян, Карлу удалось восстановить могущество франкских королей, удержать значительные полномочия в своих руках. В условиях хищнического захвата земель в VIII – IX вв. король выступал в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного землевладения.

Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королевской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение. Они участвовали в суде, охране порядка. До тех пор, пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противостоять притязаниям на власть земельных магнатов.

Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находились под их непосредственным покровительством. Власть Каролингов становилась все больше сеньориальной, частной. Она рассеивалась местными владыками, графами, епископами.

В руках Карла Великого оставалась лишь определенная часть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочиям по-прежнему относились охрана мира, охрана границ, определенная координация действий центральной власти и вотчинных властей. К выполнению этих функций и был приспособлен императорский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, решал все дела, “имеющие отношение к благу короля и королевства”. Сохранилась должность графа. Важную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следившие за безопасностью границ государства. Для поддержания связи центра с местами была создана должность “ государевых посланцев ”, которые призваны были проводить в жизнь королевские распоряжения. “Государевы посланцы”, состоящие из одного светского и одного духовного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входили прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями, за правильностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Государственные посланцы могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории духовного или светского сеньора. Неповиновение епископа, аббата и других грозило им штрафом.

Так, вместе с превращением власти монарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархии постепенно приходила новая феодальная государственная форма – сеньориальная монархия.


 

23. Правовое регулирование общественных отношений в государстве франков; «Варварские правды».

Источники раннефеодального права. Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые “варварские правды”, в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одной из самых древних является “Салическая правда”, составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI в. “Рипуарская правда” – судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., “Бургундская правда” – в конце V – начале VI в., “Вестготская правда” (в ее первой, полной редакции) – в V – VII вв. “Аллеманская правда” появилась не ранее VIII в., “Саксонская” и “Тюрингская” – в конце VIII – начале IX в. Близки по своему характеру “варварским правдам” и скандинавские провинциальные судебники XIII – XIV вв.

“Варварские правды” не были единственным источником раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей.

К источником раннефеодального права можно отнести также и иммунитетные грамоты, выдаваемые королем крупным феодалам, формулы-грамоты, устанавливающие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки – дарения, купли-продажи и пр. Основным же источником права оставался обычай, определявший партикуляризм раннефеодального права.

Регулирование имущественных отношений в “Салической правде”. В этом правовом документе нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находившихся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин “свой” в отличие от термина “чужой”. Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний “Салической правды” посвящено охране права на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр.

По-новому закрепляет “Салическая правда” право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга и леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди (XV, 5). Наказуема не только кража в пределах дома или двора высоким штрафом (45 – 63 солида; 2 – 3 солида стоила у франков корова), но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. Все это свидетельствует о том, что приусадебный участок перешел в частную собственность.

В “Салической правде” ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего (IX, 5). Но на основании эдикта короля Хильперика (561 – 584 гг.) земля по наследству уже могла переходить не только к сыновьям, но и к дочерям, братьям, сестрам умершего.

“Салическая правда” знала институт приобретенной давности. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения “чужака”, его землевладение начинало охраняться правом. В этом титуле “Салической правды” по существу санкционируется присвоение общинной земли приближенными короля.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права раннефеодального общества, которому свойственны мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товарно-денежных отношений. В “Салической правде” отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение.

“Салическая правда” знает весьма своеобразный договор дарения – аффатомию, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год передавать имущество назначенным наследникам. С помощью аффатомии вводился фактически не известный ранее франкам институт наследования по завещанию.

Брак и семья. Семья у франков носила патриархальный характер, но власть отца не была столь широкой, как, например, в Риме.

Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. Такие браки объявлялись недействительными, а дети, рожденные от них, – незаконнорожденными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое сожительство с рабыней – штраф в 15 солидов, со свободной – 45 солидов. По Капитулярию I к “Салической правде” женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество поступало в казну, родственники могли безнаказанно убить ее.

Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью. Тем не менее, она не могла вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы родственникам умершего мужа.

Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве “брачного дара”. Капитулярий I закрепляет особый правовой режим приданого.

Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно переходило к ее детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии – в казну.

“Салическая правда” ничего не говорит о разводе, обычное же право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований.

Под влиянием христианской церкви в VII – IX вв. вносятся значительные изменения в брачно-семейное право германцев, устанавливается нерасторжимость брака.

На рубеже VIII – IX вв. были изданы первые законодательные акты, устанавливающие обязательность церковного оформления браков, запрещающие повторные браки вдов и пр.

Преступления и наказания. Большая часть статей “Салической правды” посвящена преступлениям и наказаниям. Под преступлением в “Салической правде” понимаются обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, нарушение “королевского мира”, соответственно под наказанием – возмещение, компенсация за обиду или вред, своеобразный откуп от возможной мести со стороны обиженного или его родственников и штраф, уплачиваемый за нарушение “королевского мира”.

В капитуляриях франкских королей были установлены уже единые для всего населения кары за совершение таких преступлений, как государственная измена, дезертирство из армии, подделка монеты, лжесвидетельство, разбой, кража из церкви (святотатство). Наказания за них предусматривались в виде смертной казни и изувечивания.

Определенная часть преступлений по “Салической правде” относится к посягательствам на личность. Это прежде всего убийство, размер вергельда за которое зависел не только от социального положения убитого, но и от его возраста, пола. Жизнь свободного франка охранялась весьма значительным вергельдом, равным 200 солидов.

Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя католического духовенства. Если раб или лит убивал свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счет половины вергельда, вторую половину платил его хозяин. Утроенный вергельд за убийство женщины связывался в “Салической правде” с ее способностью к деторождению. Если женщина не могла рожать детей, вергельд составлял 200 солидов. Беременность женщины повышала вергельд до 700 солидов.

В “Салической правде” подробно перечисляются также различные виды телесных повреждений, побоев, оскорбление словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 солидов.

Сумма штрафа за оскорбление словом или действием зависела от ряда обстоятельств: от социального положения сторон, от тяжести оскорбления в понимании франков. Особо наказывались оскорбления мужчин и женщин “пособниками ведьмы”.

В титулах “варварских правд” о преступлениях против собственности содержится длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, саду. При этом по “Салической правде” различались кражи, совершенные свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет. Не случайно за “Салической правдой” закрепилось название “свиной кодекс”.

“Салической правде” были известны и такие преступления, как кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились как “насилие над свободной девушкой”, караемое штрафом в 63 солида, так и сожительство с ней “по ее доброй воле”, караемое штрафом в 45 солидов. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины “пособницей ведьмы” наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, “причинивший насилие чужой рабыне”, после которого наступила смерть, кастрировался или уплачивал 6 солидов.

Следует отметить четко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить кровную месть, самосуд, затяжные распри среди франков.

“Салическая правда” указывает и на такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона. Ему нельзя было давать пищу и приют, даже его жена и родители штрафовались за помощь.

Смертная казнь через повешение, колесование применялись в качестве наказания в основном к рабам.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. При нанесении телесных повреждений свободному наряду со штрафом преступник должен был возместить расходы на лечение.

Судебный процесс. Судебный процесс носил состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей были обязанностью самого потерпевшего. Вместе с тем “Салическая правда” предписывала штраф за неявку ответчика и свидетеля в суд без уважительных причин. К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Лжесвидетели объявлялись вне закона и штрафовались. Гарантией правдивости свидетельских показаний была клятва свидетеля в суде. При отсутствии свидетелей, если не было “верных улик” или преступление не могло быть “должностным образом доказано, привлекались соприсяжники (XVII, 5)”.

Институт соприсяжничества уходил своими корнями в далекое родовое прошлое франков. Соприсяжники – родственники, соседи, друзья, которые защищали одну из сторон, исходя при этом не из знания обстоятельств дела, а из присущих якобы ответчику, обвиняемому и другим честности, добронравия.

“Салическая правда” сообщает об ордалиях (“божьем суде”) с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причем сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Например, если штраф равнялся 15, то выкуп – 3 солидам. (III, 1 – 3). Возможность “выкупа руки от котелка” была социальной привилегией богатого преступника. К рабам применялись пытки. Раба пытали до тех пор, пока не вырывали у него признание. Трехкратное безрезультатное “увещевание” выдать раба переносило всю вину и весь штраф на хозяина (X, 4 – 10).

В случае отказа добровольно выполнить решение суда его выполнение брал на себя граф. Он был не только исполнителем судебного решения, но и “охранителем мира”. Любой общинник мог обратиться к нему, чтобы граф, например, изгнал нежелательного чужака из общины. Выплата вергельда через суд могла быть отсрочена с помощью поручителей. Для особой убедительности поручительство подтверждалось в судебном заседании четыре раза подряд (VIII, 1).


 

24. Образование и развитие государственности Франции в средние века.

Сеньориальная монархия. Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 г. Верденским договором. В соответствии с ним Франкская империя была разделена на три самостоятельных королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и “Срединное” королевство, территория которых в основном соответствовала нынешним Франции, Германии и Италии. По Верденскому договору, заключенному между внуками Карла Великого, Карлу Лысому, ставшему первым французским королем, достались земли к западу от Рейна.

История феодального государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:

1) сеньориальная монархия – IX – XIII вв.;

2) сословно-представительная монархия – XIV – XV вв.;

3) абсолютная монархия – XVI – XVIII вв.

Глубокий кризис всей феодальной системы привел в 1789 г. к буржуазной революции, результатом которой было крушение абсолютизма и всей феодальной государственности.

Возникновение и развитие сеньориальной монархии. В IX – XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как “первый среди равных”. Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета – вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была фактически разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями.

В IX – X вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, имел право законодательной инициативы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

Центральное управление. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоящий из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Главную роль в Королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. В военных делах за сенешаломследовал коннетабль – глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. – королевский адмирал. Королевский казначей, которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской казной. Королевской канцелярией руководил канцлер, который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью.

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов – курии короля, возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с папой римским, о предполагаемой женитьбе и т. д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты.

Местное управление. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые.

С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, который назначался в специальные округа – превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах – майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.

С конца XII в. возникают более крупные административные единицы – бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Во главе бальяжа стоял назначенный королем специальный чиновник – бальи. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.