Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические ориентировочные основы публичного выступления






Риторика как наука изучает эффективные способы речевого воз­действия на аудиторию. Классическая риторика древних греков со­стояла из трех разделов: 1) инвенция — отбор аргументов и эмоцио­нальных посылов; 2) диспозиция — расположение отобранного материала; 3) элокуция — вербальная и фонетическая реализация содержания выступления.

Соответственно, стратегия публичного выступления нацелена на три главных направления работы оратора:

1) подготовка публичного выступления;

2) процесс публичного выступления;

3) оценка эффективности публичного выступления.

При подготовке публичного выступления будуший оратор дол­жен ответить на восемь главных вопросов:

1. Что говорить — информационный аспект сообщения.

2. Как говорить — коммуникационный аспект сообщения.

3. Кто говорит — личностный аспект произнесения публичной речи.

4. Кому говорит — ориентация на аудиторию.

5. Зачем говорить — решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории.

6. Где говорить — оформление пространства аудитории.

7. Когда говорить — учет времени суток, времени года.

8. Сколько говорить — учет количества времени.

По мнению Р. Вердебера и К. Вердербер, важно выработать эф­фективный план речи, который состоит из четырех последователь­ных шагов. Первый шаг — определить конкретную цель выступления, которая адекватна составу и интересам аудитории и соответствует ситуации. Второй шаг — собрать, проанализировать и оценить материал, используемый в речи. Третий шаг — организовать и изложить материал с учетом специфики аудитории. Четвертый шаг - отрепетировать выступление.

Цель публичного выступления заключается в том, чтобы определить, какой реакции оратор хочет добиться от аудитории. Варианты целей:

• информирование аудитории — изложение фактов, пробуждение у слушателей интереса к проблеме;

• формирование отношения аудитории к высказанным идеям и фактам;

• достижение однозначного понимания проблем оратором и аудиторией;

• призыв к действию;

• обретение доверия аудитории. Доверие — это показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека зна­ющего, честного, обаятельного;

• развлечение аудитории, приятное времяпрепровождение.
При формулировании темы выступления необходимо различать понятия «предмет» и «тема» выступления. Предмет — это опреде­ленная область знаний, центральное понятие, используемое конк­ретной наукой, вокруг которого строится весь понятийный аппарат науки. Тема — конкретный аспект предмета, актуальный в настоя­щее время, стоящий в центре обсуждения. Первостепенной задачей оратора является выбор темы выступления: ее можно найти, про­анализировав потребности и интересы аудитории. Способы опре­деления цели публичного выступления следующие:

1) записать примерную цель речи, выражающую желаемую ре­акцию слушателей;

2) составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора;

3) обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею;

4) выдвинуть тезис; тезис — это высказывание, содержащее кон­кретные составляющие речи в поддержку намеченной цели; в тезисе представлена цель выступления, сформулированная в одном предложении.

Можно непосредственно подобрать тему, проведя с предполага­емой аудиторией «мозговой штурм» — метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей.

Сбор и оценка материала публичного выступления необходим» оратору для того, чтобы найти и проанализировать имеющуюся информацию по теме выступления. Цель поисков — высококачественная информация, которая должна отвечать двум требованиям: 1) раскрывать конкретную цель выступления; 2) быть адекватной уровню подготовки аудитории. Оратору необходимо знать, где и что конкретно искать, уметь цитировать то, что он нашел. Современными источниками хранения информации служат научные издания, спе­циализированные периодические издания, электронные базы данных, где хранится информация, к которой возможен доступ с компьютерного терминала. Большинство библиотек преобразовали списки имеющихся книг в электронные каталоги. Для первичной ориентации в проблеме эффективно использовать энциклопедии. Детальный социально-демографический анализ позволяют сделать статистические источники. Яркие примеры можно почерпнуть из мемуаров. Дополнительным источником информации может слу­жить Интернет — международная электронная сеть, образованная более мелкими сетями.

Учет специфики аудитории включает в себя: 1) сбор основных социально-демографических показателей (пол, возраст, соци­альная, этническая принадлежность, уровень образования, род за­нятий и др.); 2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к теме выступления. Полученные дан­ные можно использовать для прогноза реакции слушателей. Глав­ные задачи прогноза — предположить насколько будет интересна тема для данной категории слушателей, обладает ли аудитория не­обходимыми знаниями для полного усвоения и понимания инфор­мации; предугадать, как воспримет аудитория конкретного орато­ра, какова вероятность того, что он добьется доверия и сможет убедить слушателей.

Репетиция выступления необходима для того, чтобы проанали­зировать вербальные и невербальные компоненты своей речи, кон­кретные и точные слова, яркие и выразительные формулировки. В словах должны заключаться энергия, логическая ясность и эмо­циональная насыщенность. Яркость речи достигается использова­нием сравнений, метафор и эмфазы.

Сравнение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов «подобно» или «как». Метафора — сопоставление, которое выражает фигуральную иден­тичность сравниваемых объектов. Вместо того чтобы сказать, что одна вещь подобна другой, в метафоре говорится, что одна вещь является другой: так боевые фанаты становятся «лимонками», наркотики в таблетках — «колесами», родители — «шнурками» и т. д. Однако в публичном выступлении следует избегать банальных штампов, а придумывать оригинальные и своеобразные метафоры. Эмфаза - имеет четыре значения: 1) придание силы или интенсивности словам или идеям; 2) посвящение большего количества времени идеям которые должны быть восприняты аудиторией как наиболее важные; 3) многократное выражение важных идей; 4) использование переходов, то есть слов, которые показывают связи между иде­ями.

Значение имеют также невербальные компоненты речи: артику­ляция, произношение, разговорный стиль. Артикуляция — придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые оральные символы, сочетание которых образует слово. Произношение — форма и акцентирование различных слогов слова. Выделяют две наиболее распространенные артикуляционные ошибки: нечеткое произноше­ние звуков (слияние звуков и слов) и отбрасывание окончаний слов. Разговорный стиль — манера выступления, которую слушатели вос­принимают как беседу. Существует пять компонентов разговорного стиля: энтузиазм оратора, экспрессивность речи, беглость речи, кон­такт глаз с аудиторией, спонтанность выступления. Энтузиазм вы­ражается в страстном, воодушевленном отношении к теме выступ­ления, показывает неравнодушное отношение оратора к аудитории. Экспрессивность служит признаком энтузиазма и проявляется в голосовых контрастах, высоте звука, громкости, темпе и стиле речи. Отсутствие экспрессивности характеризуется как монотонность, что снижает эффективность восприятия и понимания речи аудитори­ей. Экспрессивность позволяет оратору выделять голосом нужные, главные слова, привлекать внимание аудитории, формировать ее отношение к теме выступления. В письменной речи важные слова подчеркивают, выделяют жирным шрифтом или курсивом. В уст­ной речи оратор ставит ударение на важном слове, подчеркивая та­ким образом его значимость для аудитории.

Употребление паралингвизмов в публичном выступлении недо­пустимо. К ним относятся так называемые «мусорные слова», затрудняющие произношение и восприятие речи. Это звуки: «э...э...э; —а...а; м...м...м»; слова «так сказать», «как бы», «как говорится», «как будто» и пр. Эффективный оратор избегает паралингвизмов. Употребление свидетельствуете неуверенности оратора, плохом знании материала, отсутствии контакта с аудиторией. Используя «мусорные слова», оратор сам создает препятствия к достижению поставленной цели, приводящие к потере взаимопонимания и доверия слушателей.

Репетиция публичного выступления означает тренировку произнесения своей речи вслух. Даже опытный оратор, составив конспект речи, старается произнести ее либо наедине с самим собой, либо находит терпеливого и заинтересованного слушателя. Предваритель­ная репетиция помогает добиться успеха во время фактического выступления. Во время первой тренировки необходимо зафиксировать время начала и окончания речи, сделать видеозапись. Затем необходимо ее просмотреть, обратив внимание на энтузиазм, экс­прессивность и беглость речи. Определив конструктивные и некон­структивные моменты речи, оратор может повторить тренировку несколько раз.

Для подготовки к публичному выступлению мы предлагаем запомнить четыре основных правила.

Первое правило: «Ваша голова должна быть полна идей, а сердце — волнения».

Второе правило: древнеримский оратор Квинтилиан открыл сек­рет хорошего выступления: «Дело не в том, о чем говорят, а в том, как об этом говорят».

Третье правило: французский социальный психолог Гюстав Ле Бон вывел четыре компонента хорошего выступления:

П — повторение;

У — утверждение;

З — заражение эмоциями;

О — обаяние личности оратора.

Четвертое правило: «Элоквенция — искусство четырех «Э»:

Э кспрессия;

Э нергия;

Э нтузиазм;

Э моции.

Процесс публичного выступления. Структура публичного выступ­ления складывается из трех этапов:

1) вступление;

2) содержание выступления;

3) заключение.

Если в аудитории возник интерес к теме выступления или ора­тор недостаточно ясно донес свои идеи до слушателей, тогда они начинают задавать вопросы на понимание или уточнение сказанного в этом случае возможен четвертый этап — ответы на вопросы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.