Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Десять определяющих моментов 3 страница






Сразу после школы нам казалось, что у Дина уже есть все: прекрасная квартира, современная стереоаппаратура, сверкающий новенький пикап. Свадьба была не за горами. На прощальном мальчишнике, который он устроил для нас тем летом, мы все восхищались пикапом Дина, нажимали на педаль газа и

вдыхали запах новой машины; мы оглядывали его квартиру, поражаясь, что восемнадцатилетний парень уже имеет свою мебель; мы чуть не пускали слюни от зависти. Вскоре я уже упаковал свои вещи и отбыл в колледж, с тяжелым сердцем, но широко открытыми глазами.

Я не виделся и не говорил с Дином несколько месяцев. Наши пути разошлись и повели нас в два совершенно различных мира.

Вскоре до меня дошли слухи, что Дин лишился своей работы. А некоторое время спустя стало известно, что и брак Дина распался. Прежде чем я снова увиделся с ним, когда приехал на свою малую родину, прошло около десяти лет, и теперь Дин работал ночным продавцом в круглосуточном магазинчике. Он жил один все в той же квартире и водил все тот же пикап. Мы посмеялись о старых временах, я рассказал ему немного о своей практике, а он шутил над тем, что я теперь — „доктор Мак-- Гро" и сказал, что не доверил бы мне даже „лечить его собаку". Я ответил, что, наверное, собаке приходится несладко при таком хозяине.

После того, как мы обменялись колкостями и посвятили друг друга в подробности своей личной жизни, Дин надолго замолчал. Наконец, он промолвил: „Мой Бог, Фил, что случилось? В школе мы с тобой были как близнецы, как два сапога из одной пары. У нас были одинаковые оценки, мы прогуливали одни и те же уроки, вместе „смывались" от полицейских, ходили в одни и те же места, у нас были общие друзья, черт возьми, мы были как две горошины из одного стручка. Прошло десять лет, и я работаю по ночам в магазинчике, а ты уже известный врач со своей практикой! Что же все-таки случилось? "

Как бы мне ни хотелось в тот момент от неловкости продолжать изучать носки моих туфель, но, помнится мне, я ответил: „Видишь ли, случилось то, что ты сделал свой выбор, а я сделал свой. Ты делал свое, а я — свое. Когда выбираешь собственную дорогу, выбираешь и последствия". Десять лет назад он выбрал женитьбу и „взрослую" работу, в то время как остальные выбрали колледж; он выбрал „взрослую" зарплату, в то время как остальные обрекли себя еще на четыре года нищенского существования; он выбрал, казалось бы, безопасную судьбу, в то время как остальные рискнули ради того, чтобы иметь выбор пошире, когда на руках будут дипломы. Теперь у нас были эти дипломы, а у Дина — лишь корешки от объявлений о трудоустройстве, предлагающие неквалифицированную работу без перспектив. Как бы он ни жаждал сейчас пойти в колледж, У него было слишком много долгов, чтобы всерьез думать об этом.

Другими словами, тот выбор, который он сделал в восемнадцать лет, выбор, который, казалось бы, теперь должен значить гораздо меньше, чем раньше, на самом деле определил всю его жизнь. Теперь колледж не для каждого, и его решение, которое могло бы принести отдачу, ничего не дало. Он мог бы „собраться" и продвинуться по своей работе, но не сумел. Как я уже сказал, когда мы выбираем поведение, мы выбираем и последствия. Выбор Дина был рассчитан на мгновенный эффект в виде ранней женитьбы и приличной зарплаты, и это решение стало главным в его списке из семи позиций.

Сейчас пришло время вспомнить все „развилки", которые вам попадались в жизни. Какое решение вы принимали, встретив каждую из них и почему? Каковы, по вашему мнению, оказались последствия выбора для вашей жизни? Какими вариантами вы пренебрегли? Каков мог бы быть их результат в вашей жизни? Наконец, вам нужно провести различие между решениями, которые вы принимали сами, и принятыми за вас другими.

Выполняя эту задачу и стараясь собрать информацию, которая нам пригодится позже, полезно разобраться с некоторыми из тех „почему", которые стояли за вашим выбором. Какие факторы вступили в игру, когда вы делали выбор? В начале поиска своих семи самых важных решений держите в уме, что вы, как и любой другой человек, имеете ряд мотиваций или потребностей, которые стоят за каждым выбором. По сути, нами руководит целая иерархия потребностей, так что если на передний план выступает самая существенная, базовая необходимость, мы уже не можем и не будем мотивированы потребностью более низкого, предыдущего уровня. Вот эта иерархия нужд, или потребностей:

Выживание

Безопасность

Любовь

Чувство собственного достоинства Самовыражение Интеллектуальная реализация Духовная реализация

Обратите внимание на то, что первым в списке этих потребностей названо выживание. Сама жизнь должна быть сохранена, прежде чем наступает мотивация к любой другой нужде, такой как безопасность, чувство собственного достоинства или любовь. Это важно для понимания того, почему мы выбираем то, что выбираем, и игнорируем то, что могли бы выбрать. Давайте рассмотрим каждую потребность по отдельности.

 

Выживание

Что бы ни происходило когда-то или сейчас в вашей жизни, наиболее важной мотивацией было и остается выживание. Это самый главный из всех инстинктов, и именно с этой очень мощной силой мы начинаем свое присутствие на земле. Нельзя этим пренебрегать, так как мы начинаем делать выбор и формировать свою личность с самого раннего возраста.

Только что родившись, человек, конечно, полностью уязвим. Общество и семья начинают ценить его (как, надеюсь, было с вами), защищать и заботиться, но за определенную плату: человек обязан соответствовать ценностям, моделям поведения и требованиям этого общества, чтобы оно его приняло. Нужно питаться, как оно, вести себя, как оно, учиться говорить на его языке, принимать и „подгонять" себя под его среду. Безусловно, в раннем детстве выбор за нас делают другие. Даже когда мы становимся достаточно взрослыми, чтобы делать осознанный выбор, если мы примем решение не подчиняться требованиям общества, оно сделает нас изгоем, врагом. Человек становится уязвимым и должен быть наказан. Это тоже очень важно. Могло оказаться и так, что с самого раннего детства основной мотивировкой ваших решений и поступков стал страх.

Подумайте о том, как тот ранний опыт и потребность иметь одобрение окружающих, чтобы мирно существовать, могли перейти в другие области и повлиять на решения уже во взрослой жизни. Вполне возможно, вы научились делать выбор так, чтобы решения и связанные с ними действия нравились прежде всего не вам, а другим. Если эта склонность превратилась в мощную мотивацию — выживание, только представьте себе, как глубоко она могла укорениться в сознании. Страх не угодить, вызвать недовольство других могут определить самый главный жизненный выбор, о котором человек порой даже не подозревает. Вы также могли быть вынуждены пожертвовать своими интересами, отодвинув собственные желания и нужды на второй план, почувствовав или убедив себя что это необходимо для вашего выживания.

Вы вполне могли убедить себя, что не будь вы тихим и покорным, под угрозой оказались бы работа и зарплата, то есть базовая потребность в пище и укрытии — безусловно, очень мощная мотивация, если дело обстоит действительно так, как вы полагаете.

Если, допустим, ваше мышление настолько искажено, что вы поверили, что дальше жить нельзя без присутствия рядом супруги (супруга), то нужда в выживании может побудить вас к с самым неожиданным, порой бессмысленным, глупым поступкам. Тот факт, что подобная угроза выживанию не то же самое, что угроза подлинная, ничего не значит, так как реальностью для вас является то, во что вы верите, а не то, что есть на самом деле. Более того, если вы в этом убеждены, то никакая другая потребность не будет в данный момент рассматриваться, так как то, что угрожает выживанию, — всегда на первом месте, и ваш выбор сразу же отразит это.

 

Безопасность

Как только удовлетворена нужда в выживании, следующий уровень потребностей, способный определить ваш выбор, — необходимость найти какую-нибудь основу для эмоциональной безопасности в дополнение к безопасности физической. Эмоциональной потребностью номер один для всех людей является необходимость в одобрении и причастности — то эмоциональное удовлетворение, которое наступает от внешнего одобрения, от чувства, что ты являешься частью семейной пары, организации или группы ровесников. Здесь также огромное значение имеет то, что вы выбираете для себя сами. Например, если эта потребность преобладает и вы чувствуете, что ваше самовыражение может вызвать критику или даже отторжение, можно легко „уговорить" себя на компромисс, а не на самовыражение. У человека очень быстро и легко вырабатывается модель пренебрежения собственными мыслями и чувствами, он предпочитает заменить их мнением кого-то другого, потому что этот кто-то удовлетворяет нашу потребность в эмоциональной безопасности. Не надо далеко ходить за примерами: если вы только думаете об этом, то политики поступают так ежедневно. Вряд ли хотя бы у одного из них когда-либо родилась оригинальная мысль. Вместо этого: „Нужно обязательно сказать им то, что они хотят услышать, иначе в следующий раз они меня не выберут". Ваш собственный выбор, когда речь идет о принятии важных решений, может базироваться на такой же логике. Многие ваши решения наверняка принимались с учетом того, что подумают другие, и в надежде на то, что ваше мнение совпадет с тем, чего они от вас ждут, и вы получите их одобрение. Проблема заключается в том, что в данном случае совершенно игнорируются ваши подлинные желания и потребности.

 

Любовь

Исследования показывают, что если новорожденные с самого начала не получают любви, их дальнейшее выживание оказывается под угрозой с первых мгновений жизни. По мере взросления, если мы убеждены, что нам не хватает любви, мы начинаем странствовать по миру и жизни в ее поисках. У нас есть потребность в том, чтобы к нам определенным образом прикасались, ласкали, то есть выражали свои чувства физически и эмоционально. Если мы чувствуем себя лишенными любви, даже в самом раннем детстве, когда у нас еще нет слов, чтобы это выразить, то основной целью в жизни станет найти ее. Эта мотивация может быть столь мощной, что подчинит себе все прочие мысли и побуждения, определив выбор на всю жизнь. Некоторые из ваших наиболее важных решений вполне могли вытекать из потребности быть любимым или любимой, поскольку вам казалось, что вы обделены любовью.

 

Чувство собственного достоинства

Как только мы удовлетворили свою потребность в выживании, достигли определенного уровня безопасности и чувствуем, что нас любят, мы связываем свои дальнейшие жизненные решения с чувством собственного достоинства. К сожалению, большинство людей имеют очень смутное представление о том, что такое самоуважение, потому что „гоняются" за мнением других, то есть внешним источником уважения. Для многих чувство собственного достоинства, или самоуважение, слишком часто измеряется тем, что кто-то чего-то достиг, накопил или получил от мира в виде званий, трофеев или признания. Зачастую ставится знак равенства между достоинством и конкретным автомобилем, домом, одеждой, победой в гольфе или банковским счетом.

Такая жажда уважения, если она измеряется внешним эталоном или мирской молвой, может быть мимолетной, непостоянной и вызывающей столь же быстрое привыкание, как наркотики или другая пагубная страсть. Исследование ученых показали, что постоянное внешнее поощрение поведения ребенка, особенно при помощи расхожих — „будь умницей" — замечаний, присвоение конкретного „звания" или положения в школе, не является хорошей идеей: ребенок может угодить в бездонную яму, желая все большего и большего, и дойти до противоправных действий, чтобы укрепить свою популярность среди сверстников. Внешнего поощрения может быть недостаточно или оно „не такое", полностью не удовлетворяет внутренней потребности. Чем больше человеку не хватает внутренней самооценки, тем уязвимей он для внешнего воздействия. Другими словами, если вы не „наведете порядок" у себя внутри, они,, достанут" вас снаружи. Мир набрасывается на наше малейшее сомнение в себе, как муха на открытую рану. Результатом этого может быть подмена базы для принятия решений, использование чужих источников. Итак, если вы не любите себя или не верите в себя, то обязательно станете искать кого-то, кто делал бы это за вас. И тогда этот кто-то может серьезно повлиять на принимаемые вами решения.

 

Самовыражение

Рано или поздно, как только удовлетворены наши базовые потребности, мы начинаем принимать решения, основанные на потребности выразить свои уникальные дарования. Если мы чувствуем, что наша жизнь в безопасности, мы пользуемся доверием и убеждены в собственной ценности, мы обращаемся к более глубоким потребностям.

У нас есть потребность оставить свой след в этом мире. Мы чувствуем необходимость писать, чертить или рисовать. Самовыражение может заключаться в желании иметь детей или странствовать по миру. Мы делаем выбор открыть свой собственный бизнес, а не быть „винтиком" в механизме огромной корпорации. Движимые потребностью стать тем, кем мы на самом деле являемся, мы можем выбрать жизнь в деревне на природе или, наоборот, остаться в городе, чтобы „кучковаться" в мире бизнеса.

Потребность в самовыражении у некоторых людей может быть настолько сильна, что они готовы бросить все, что знакомо и предсказуемо — работу, положение в обществе, даже семью, — чтобы написать роман или стать актером. Необходимость самовыражения может быть сильнейшим внутренним стимулом, который часто приводит к решениям, озадачивающим наших друзей и близких.

 

Интеллектуальная реализация

Выбор в этой области диктуется желанием получить ответы. Человек тянется к знаниям, как общим, так и специальным, и начинает задавать себе глубинные вопросы. Как и с другими потребностями в нашей иерархии, как только удовлетворены нужды более высоких уровней, эта потребность способна стать всепоглощающей. Поиск ответов захватывает человека, определяя все его решения.

Как только другие нужды удовлетворены, многие люди выбирают чисто умственный подход к жизни, что проявляется в их решениях и выборе.

 

Духовная реализация

В этой сфере выбор определяется видением или целью, которая лежит за пределами личного интереса. Многие люди считают этот уровень жизнедеятельности высоким, запредельным, поскольку он выходит за рамки повседневной жизни. Мы делаем такой выбор, который отражает наше понимание того, что материальные потребности часто преходящи и кратковремен-- ны. Мы реорганизуем свои запросы таким образом, что духовные нужды, хотя и не подвластные объективному измерению, попадают в самый центр нашего внимания. Нетрудно понять, почему эти вещи отступают на заднии план, когда мы заняты более насущным, например, выживанием. Иногда трудно посвятить себя духовным исканиям, когда вся энергия уходит на поиски пропитания, на защиту себя или детей. Я не говорю, что это правильно или свойственно всем мировым культурам, я просто говорю, что так происходит. Люди с глубокими религиозными убеждениями не согласятся с тем, что мы поставили духовные искания на последнее место в своем списке. Такие люди в отсутствие удовлетворенных потребностей других уровней переступают пределы общепринятых норм и оценок и начинают руководствоваться в своих решениях высшими ценностями духовного порядка.

Таковы категории потребностей, которые, возможно, играли свою роль в ваших семи критических жизненных решениях. Когда вы будете распознавать эти важнейшие эпизоды, думаю, мои соображения по поводу мотивации помогут вам заострить внимание на том, в чем состоял ваш наиболее важный выбор и почему вы его сделали.

 

РОЛЬ ВЫБОРА

Мы не начинаем свою жизнь с привилегии и ответственности собственного выбора. Как правило, мы не в состоянии, пока нам не исполнится года два, даже отличать себя от других живых существ. Полная зависимость от родителей и других взрослых означает, что в самый важный период нашего взросления и учебы они были теми людьми, которые делали выбор за нас. Такие проблемы, как: что есть, что надевать, в какой среде жить, в какие школы ходить — скорее всего решались при нашем минимальном участии или вообще без него. При этом взрослые, определяя нашу жизнь, могли учитывать или полностью игнорировать наши интересы. Они могли радикально повлиять на выбор друзей или на такой решающий момент, как выбор профессии. По сути, если вы безропотно соглашались со всеми их пожеланиями относительно вас, возможно, вы и до сих пор заняты тем, что помогаете им в осуществлении долгосрочной программы „решать за вас, что для вас лучше".

Слишком часто родители забывают, что одним из важнейших аспектов взросления является освоение науки самостоятельно делать выбор. Это такое умение, которое должно осваиваться, а затем применяться в полной уверенности, что подлинное „я" является той платформой, на основе которой человек делает выбор. Каким правилам или рекомендациям вы обучились, будучи ребенком, чтобы впоследствии принимать правильные решения? Какая родительская наука послужила той базой, исходя из которой вы говорили „да" или „нет", когда жизнь требовала от вас сделать выбор? Вселили ли в вас родители уверенность в том, что вы способны сделать правильный выбор самостоятельно? Если ваши отец и мать не ставили это своей конкретной целью, сознательной задачей воспитательного процесса, тогда любые навыки, которыми вы сегодня владеете как человек, принимающий решения, были усвоены вами методом проб и ошибок. Что самое печальное, многие люди так и не овладели этой наукой, потому что они живут в страхе и сомнениях своего вымышленного „я", которое определяет их поведение вне связи с личностью и ее сильными сторонами.

История Хелен типична для американской системы воспитания несмотря на отдельные уникальные подробности. Хелен и ее брат Робби, который на десять лет ее моложе, воспитывались очень амбициозными родителями. Как и большинство родителей, они нагрузили своих детей теми амбициями, которые сами не смогли реализовать. Я не помню точно, какую конкретно славу предстояло добыть Робби, но Хелен должна была стать главной звездой Голливуда, о чем мечтала ее мать.

Когда Хелен еще только училась ходить, матъ умудрялась перестирать и перегладить всю ее одежду, пока Хелен спала, в надежде представить ребенка в лучшем свете, если какой-ни- будь знаменитый кинорежиссер случайно остановит машину возле их дома. Ребенка водили на уроки актерской речи по понедельникам и средам, на уроки пения по вторникам и четвергам, а в остальные дни недели — на гимнастику, балет и ритмику.

В школе Хелен регулярно пропускала важные контрольные и экзамены, потому что, по словам ее матери, „она же номер один в списке кандидатов на роль в новом телевизионном комедийном сериале" — и они отправлялись самолетом в Калифорнию на очередной просмотр. Таким образом, родители сделали за Хелен жизненный выбор, когда ей было всего десять минут от роду.

Об остальном можете догадаться сами. Матери никогда не предполагают, что дочерям может не понравиться подготовленный для них сценарий. Хотя Хелен и удалось сыграть несколько второстепенных ролей в разных фильмах, и ей кое-что „перепало" в виде комплиментов некоторых знаменитых деятелей киноиндустрии, она уже к одиннадцати годам была сыта по горло всеми этими делами, выдохлась эмоционально и физически. Ее душа и тело больше не выдерживали такой жизни под вымышленным „я". Ее подлинная личность молила о свободе.

Но кем была Хелен на самом деле? Она не могла позволить себе открыто выступить против матери. Вспомните список потребностей, который мы обсуждали в начале этой главы. Открытый бунт поставил бы под угрозу потребности Хелен в выживании, безопасности и любви. Вместо этого она бунтовала внутри себя. И к тому времени, когда матъ Хелен поняла, что утратила контроль над жизнью дочери, пристрастие той к наркотикам дало о себе знать. Иными словами, уже никто ни за что не отвечал: матъ не контролировала жизнь Хелен, но этого уже не могла делать и сама дочь. Хелен была не в состоянии взвалить на себя эту ношу, она никогда не знала, что такое самостоятельно делать выбор и не понимала последствий. Тогда начались годы наркотической зависимости, куда она „пряталась" от нехватки самоуважения и неумения принимать решения. Естественно, выбор, который она сделала, оказался не из лучших. А лучшему ее никогда не учили. Хелен умерла в возрасте двадцати девяти лет, так и не узнав, каким человеком она была на самом деле.

К сожалению, стремление доверить другим делать за себя выбор имеет тенденцию расти. Некоторым людям последствия неверного выбора кажутся настолько серьезными, что они с удовольствием готовы переложить эту ответственность на других, или, не понимая, что пора делать выбор, будут пассивно сидеть рядом. Людей, подобных Хелен, очень много, и если они не употребляют наркотики, то могут легко отдать себя во власть преступным группам или религиозным сектам, в которых все решения принимаются одним лидером. Психологи и медиумы зарабатывают огромные деньги, эксплуатируя страх людей перед самостоятельным принятием решений. По аналогичной причине, например, многие военные как огня боятся гражданской жизни, потому что там им придется самостоятельно принимать решения и делать выбор; им хорошо там, где можно, не раздумывая, выполнять чужие приказы. Другие ищут помощи у церковных пастырей, как бы прося их: „Скажи мне, отец, что мне делать со своей жизнью, и я повинуюсь". Поэтому вы не удивитесь, узнав, что множество людей с утра до вечера просматривают рекламные справочники и периодические издания по трудоустройству, пытаясь найти себе занятие, при котором не нужно было бы самостоятельно выбирать.

На что я хочу вас направить, так это на то, чтобы вы решились самостоятельно делать выбор.

Правило № 1: нельзя изменить то, чего не понимаешь, а стремление к пониманию — самый важный выбор, который вы уже сделали в жизни, решившись на положительные перемены. Без этого знания вы обречены продолжать делать выбор, не понимая, что им управляет, или к чему вы стремитесь, принимая именно это решение. Недостаток такого знания еще дальше будет уводить вас от подлинного „я", поскольку будет продолжаться отрицание тех приоритетов, которые содержатся внутри вашей личности. Без знания того, кто вы есть на самом деле, кто за вас делал выбор, который привел вас к такому продиктованному внешним миром, родителями или работодателем существованию, вы потеряете себя. Проанализировав семь ключевых ситуаций своей жизни, когда вам приходилось делать выбор, а также результаты, которые это принесло, поняв, почему на развилке вы пошли по той или иной дороге (то есть, какая потребность продиктовала выбор), вы сможете достичь важного понимания того, кем вы стали.

Возможно, вы придете к выводу, что многие из ваших решений имели негативные последствия, но были и такие, которые дали положительный результат. Ваша задача заключается в том, чтобы изложить все это на бумаге и суметь отличить один тип от другого. Будьте готовы проявить честность в отношении тех решений, которые привели вас туда, где вы сейчас находитесь. Причем сделать это нужно прямо сейчас, у нас больше нет времени на то, чтобы быть жертвой. Мы занимаемся анализом того воздействия, которое вы оказали на свою жизнь, когда принимали те или иные решения.

 

вызов

Как и в случае с письменными упражнениями, которые вы делали раньше, вам предстоит написать кое-какие „воспоминания". Помните, как это делается? Сначала вы восстанавливаете в памяти случаи, эпизод, а затем его результат, последствия. Эпизод, на котором вам следует сосредоточиться, должен представлять собой конкретную ситуацию, в которой вы сделали важный для дальнейшей жизни выбор. Результат такого выбора, ряд последствий, которые за ним произошли, будут теми обстоятельствами, которые поднимают статус этого решения до уровня критического выбора. Другими словами, посмотрев на это решение беспристрастным взглядом и оценив его последствия, вы приходите к выводу, что этот выбор был критическим и повлиял на вашу дальнейшую жизнь, вплоть до сегодняшнего дня, положительным или отрицательным образом.

Помните также, что ваше решение не действовать в какой-то конкретной ситуации также является, по сути, выбором. Это означает, что, проводя „инвентаризацию" принятых в жизни важных решений, вы должны иметь в виду и такие моменты, когда перед вами стоял выбор что-то сделать или не сделать, и вы предпочли воздержаться. Например, над женщиной надругались в детстве, но она решила скрыть этот факт. Она могла заявить об этом, но предпочла этого не делать. Такое решение только усилило боль от нанесенной раны, наверняка повлияло на теперешнее состояние ее личности, и это она должна сейчас признать. Я не хочу говорить, что она достойна осуждения за это, и я не хочу сказать, что, если бы она поступила по-другому, это был бы для нее легкий выбор; я просто подчеркиваю, что, хороший или плохой, трудный или легкий, это был ее критический выбор, и это для нас сейчас самое важное. Это нужно признать, чтобы иметь возможность повлиять на последствия. Талантливый предприниматель должен будет признать, что проработал много лет в качестве безликой мелкой сошки на фирму, которую ненавидел, вместо того, чтобы решиться на поступок и подыскать себе более подходящее занятие. (Я уже признался в аналогичном критическом выборе, который стоил мне потерянных десяти лет.) Решение не прекращать ненужного знакомства или подать заявление на стипендию или повышение зарплаты — это все варианты выбора, которые мы должны сейчас „вытащить" на поверхность. В данный момент перед вами тоже стоит выбор: делать это или не делать.

Еще одно напоминание: случаи вашего критического выбора наверняка будут включать положительные решения, моменты, последствия которых вдохновили и укрепили вашу личность и продолжают приносить плоды сегодня. Это такие решения, о которых люди обычно говорят: „Ты знаешь? Если бы мне предстояло через это снова пройти, я поступил бы точно так же".

Итак, каковы те семь принципиальных или критических решений, которые сформировали ваше жизненное кредо? Ниже я задам вам вопросы, которые облегчат ваши воспоминания. Как и в предыдущих упражнениях, вопросы сгруппированы по возрастным категориям, чтобы ответы легче было запомнить. Я предлагаю вам ряд категорий, по которым вы можете классифицировать свои воспоминания по каждому периоду жизни. Однако вы не должны рассматривать предлагаемую мной классификацию по возрасту и по категориям как обязательную жесткую схему — это только рекомендации. Я уверяю вас, что, как и решающие моменты жизни, ваши критические решения не связаны с возрастом и не ограничены каким-то одним периодом жизни.„Круги на воде" от этих событий продолжаются в течение всей жизни, вне зависимости от того, когда и где они произошли.

Нам снова понадобится ваш конфиденциальный дневник. Отыщите спокойное и уединенное место, где вам удобно было бы сидеть и писать, выберите такое время, когда никто не сможет вам помешать.

Вот аспекты жизни, или категории, над которыми я вам предлагаю поразмышлять. Не чувствуйте себя обязанным следовать этому списку и не старайтесь обязательно отыскать хотя бы по одному критическому решению в каждой из областей. Пусть он просто стимулирует ваши размышления, по мере того как вы будете записывать. Вполне возможно, что ваши критические решения были сделаны в этих или каких-либо других областях:

Личная жизнь

Физическая жизнь

Профессиональная жизнь

Семья

Образование

Духовная самореализация

Общественная жизнь

Взаимоотношения с другими людьми

Может оказаться полезным еще раз просмотреть свои записи, касающиеся определяющих моментов жизни, поскольку некоторые моменты вполне могут быть связаны с критическими решениями. В качестве примера вы можете вспомнить решение моей матери переехать в наш дом вскоре после смерти моего отца. Во-первых, в том случае присутствовал определяющий момент (смерть отца), после чего она сделала критический выбор (переехать жигь к нам). Подобная формула может быть применима и к вам. Пусть определяющие моменты жизни подскажут вам, как найти примеры критических решений. События могут совпадать, то есть критический выбор можно иногда трактовать как определяющий момент жизни.

Попробуйте вспомнить события, произошедшие в следующих возрастных рамках:

Возраст от 1 до 5 лет Возраст от 21 до 38 лет

Возраст от 6 до 12 лет Возраст от 39 до 55 лет

Возраст от 13 до 20 лет Возраст от 56 лет и старше

Для каждого указанного выше возрастного интервала проделайте следующие упражнения:

Сначала спросите себя: „Принимал ли я критические решения в этом отрезке своей жизни? " Если да, то:

1. В чем состоял ваш выбор?

Охарактеризуйте свой выбор одним предложением. Например: „Когда мне было восемнадцать, я решил жениться и пойти работать".

2. Почему вы его сделали?

Напишите небольшой абзац, который объясняет, что подвигло вас принять это решение. Укажите как можно больше факторов, которые вы можете вспомнить. Не забывайте про список потребностей, которые мы рассмотрели с вами ранее в этой главе. В качестве примера я приведу следующую запись: „Мне казалось, что я влюблен. В школе я никогда особенно не преуспевал, а у семьи не было достаточно денег, так что платная учеба в колледже или университете была не для меня. Работа на заводе выглядела как вариант финансовой самостоятельности. Мое самоуважение возросло, когда я купил новый грузовичок и переехал в собственную квартиру. Мне нравилось, что меня ценит начальник и мной восхищаются школьные друзья".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.