Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение во внутренние факторы 1 страница






Мы встретили врага, и он есть мы.

Уолт КЕЛЛИ в роли Пого [4]

 

Если вы честно и основательно выполнили упражнения, которые приведены в предыдущих главах, тогда вы уже знаете довольно много о своей жизни. Завершив „инвентаризацию" внешних факторов — моментов жизни, выбора и людей, которые оказали наиболее глубокое воздействие на вашу сегодняшнюю жизнь, вы сделали большой шаг вперед в понимании собственной внутренней сути.

Но я также признаю, что в данный момент вы можете испытывать сомнения и колебания. Возможно, вы страдаете. И в самом деле, было бы странно, если бы вы провели исследование своих внешних факторов и совсем ничего не почувствовали. Это объясняется тем, что когда вы заново „посещали" определяющие моменты своей жизни, рассматривали критический выбор и ключевые фигуры, вы наверняка сталкивались лицом к лицу со многими источниками боли, которые существуют в вашей сегодняшней жизни.

Не теряйте бодрости духа. Конец близок, скоро вы прильнете к источнику энергии. Я хочу сказать, что с вашими внешними факторами мы разобрались, с ними покончено. Нельзя изменить историю своей жизни. А вот что можно изменить, так

это свою реакцию на внешние факторы. Вы способны преобразить то, что вы делаете в ответ на свою историю. То, что вы сейчас узнаете о своих внутренних факторах, даст вам силы на проведение в жизнь этих перемен.

Поскольку закон жизни состоит в том, что мы не можем изменить то, чего не признаем, важно понять с предельной точностью, из чего состоит ваше сегодняшнее представление о себе и что вы делаете каждый день, чтобы укрепить или, наоборот, разрушить это представление. Точно так же, как мы с вами „препарировали" внешние факторы, которые радикально повлияли на формирование вашей самооценки, теперь самое время провести детальную „ревизию" ваших внутренних факторов, то есть того, как вы реагировали на ключевые события своей жизни.

Как я уже говорил, мы реагируем не на то, что происходит в мире, а на собственное восприятие. Именно это восприятие, а не реальное событие является тем стимулом, раздражителем, на который мы действительно реагируем. Наши реакции могут принимать самую разную форму. Они могут быть мгновенными и преходящими, а могут укореняться глубоко и надолго. В любом случае, они вносят свой вклад в ту последовательность событий, которая в итоге привела к сегодняшнему состоянию вашего внутреннего „я". Поэтому следует понимать, что, анализируя свою самооценку, нельзя пропускать отдельные звенья этой цепи.

Предположим, например, что вас уволили с работы. Это внешнее событие, на которое последовала ваша внутренняя реакция. На ваше представление о себе влияет именно ваша реакция на увольнение, а не сам факт увольнения. Допустим, ваша внутренняя реакция такова: „Эй, я действительно ненавижу, когда меня увольняют. Это совсем плохо. Однако, в глубине души я-то знаю, что я делал свою работу хорошо и я — талантливый человек. Просто здесь это не сработало. Для меня это был полезный опыт, и я его использую, чтобы не «вылететь» со следующей работы". Такая реакция реалистична и не наносит большого ущерба вашему мнению о себе. С другой стороны, реакция может быть такой: „Я — неудачник. Я «просвистел» эту работу и получил то, что заслужил. Это место было слишком хорошим для меня, а выше головы не прыгнешь. Они видят меня насквозь". Конечно, при такой внутренней реакции самооценка очень страдает.

Одно внешнее событие — две совершенно разные реакции. Две разные реакции — два совершенно разных воздействия на самооценку. Следовательно, вот моя мысль: мы реагируем не на то, что происходит с нами извне, а на то, как мы усваиваем, воспринимаем это событие. Это означает, что у нас в руках — колоссальная возможность влиять и управлять нашим представлением о себе. Я не имею в виду беззаботную болтовню с приятелями. Я имею в виду внутренний диалог, который каждый человек ведет с собой о себе в реальном времени. Вы должны быть честны наедине с собой, но у вас есть выбор, и далее в этой книге вы узнаете, как делать его конструктивно. Вывод: плохо, когда в жизни случаются плохие вещи, но совсем беда, если вы усугубляете положение, давая себе, к тому же, „пинка под зад".

Как и в ситуации с внешними факторами, ключ к пониманию внутренних реакций лежит в знании, где искать и какие вопросы задавать. Мы как раз собираемся это сделать в следующих главах, где рассмотрим пять категорий внутренней деятельности человека:

Локус контроля

Внутренний диалог

Ярлыки

Пленки

Предубеждения

Ранее я уже дал вам краткое описание каждой из этих категорий внутренней деятельности, не касаясь подробностей. В следующих главах мы собираемся дойти до самой сути каждой категории, применяя полученные знания как можно точнее к вашим конкретным обстоятельствам. Мы собираемся выяснить

истинную природу содержания вашей личности, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. И мы собираемся сделать это с точностью независимого, структурированного наблюдения. Помните, в этих внутренних факторах заключена ваша действительная власть, ваша реальная возможность влиять на представление о себе. Это не просто игра слов. Это то место, где „колеса становятся на асфальт" в вопросе контроля за самооценкой и жизнью.

Следует начать с того, что для многих людей все это сплошная путаница. Когда я говорю о внутренних факторах, вполне понятной реакцией бывает следующая: „Он просит, чтобы я исследовал собственное мышление с помощью собственного мышления. Это похоже на хороший рецепт от головной боли". Действительно, замкнутый круг. Верьте мне, это не так. Я не собираюсь посылать вас на вершину горы без карты и просить, чтобы вы там поразмышляли о своей личности и ее сути. Я собираюсь задать вам ряд совершенно определенных вопросов и, опять же, хочу попросить, чтобы вы записали свои ответы в конфиденциальный дневник. Запись ответов чрезвычайно важна, потому что она указывает нам меру объективности. Путаница идет от попытки наблюдать себя и свое мышление без записи наблюдений; это как попытка рассмотреть свое лицо без зеркала — дело кончится головной болью, уверяю вас. И наоборот, записывая свои ответы, вы обретаете внешнюю перспективу внутренних событий. Ваш дневник станет зеркалом, отражающим то, что происходит в душе и сознании.

Есть и другой интерес, который мы собираемся удовлетворить. Вы можете подумать: „Эй, но я ведь не думаю о себе так много. Не такая уж я «шишка»! К чему мне разбираться во всей той умственной деятельности, которая идет у меня в голове? "

Неверно! Я гарантирую вам, что в умственной деятельности, которая происходит внутри вас (не внутренний диалог, который идет в реальном времени), есть настолько быстрая часть, постоянно повторяющаяся, такая заученная, что „срабатывает" фактически как автомат. Если повторять процесс много раз снова и снова, то вскоре перестаешь разбивать его на отдельные этапы или мысли.

Вспомним, например, как мы ведем машину. Нам не нужно думать о том, что мы делаем. Не глядя, мы вставляем ключ зажигания. Существует мышечная память и привычки, которые настолько глубоко укореняются, что становятся автоматическими.

Это же касается и мыслей. Можно „проскочить" по всем ярлыкам, пленкам и предубеждениям с невероятной быстротой, можно вспомнить целую серию наблюдений за собой и суждений буквально в мгновение ока. Это может происходить настолько быстро, что вы даже не успеете осознать, что что-то делаете.

Для того, чтобы разобраться в том, как внутренние факторы способны повлиять на нас, нужно ощутить их скорость — насколько автоматически, мгновенно некоторые из них срабатывают. Хорошим примером сверхбыстрого мышления является змеебоязнь. Я имею в виду людей, которые испытывают сильнейший, иррациональный страх перед змеями, в отличие от остальных, которые могут змей не любить, постараются их обойти при встрече, но все же не испытывают мгновенного желания выпрыгнуть из окна, узнав, что кто-то мог принести змею в эту комнату год назад. Я говорю о людях, впадающих в панику при одной мысли о змее, которые отчаянно стараются избежать любых обстоятельств, в которых может хоть как-то присутствовать какая-нибудь змея. Их страх настолько велик, что способен полностью парализовать.

Если усадить такого человека на стул и поспросить его рассказать, что такого страшного он находит в змеях, он мог бы ответить: „Они ужасны! Это скользкие, противные и порочные исчадия ада. Они могут укусить, отравить своим ядом и убить меня. У них дьявольские глаза. Они холодны и коварны. Они могут вползти вам в рот и вылезти из уха! От них можно кричать и верещать, и наделать в штаны, это как минимум. Это просто ужасные, холодные и липкие создания".

Все эти утверждения — человеческие пленки о змеях. Теперь представьте себе, что, когда этот человек все еще сидит перед вами, вы вдруг вываливаете перед ним клубок змей. Он не успеет подумать или мысленно произнести даже часть своего монолога: „ Они пугают меня. Они скользкие. Они могут укусить и убить меня. У них дьявольские глаза..." и т. д. Человек не может думать так быстро — вы знаете это на собственном примере.

В то самое мгновение, когда этот человек увидит физическую реальность в виде змеи, он немедленно завопит „Змея! ", после чего мгновенно потеряет все свое рациональное мышление. В панике он будет стараться отскочить, спрятаться под стол или выпрыгнуть в окно, не думая о том, что может причинить себе вред. Слово „змея" я использую как обобщающее понятие для всей совокупности убеждений, которые человек усвоил относительно змей. Это понятие стало символом, который охватывает целый комплекс неприятных страхов, связанных со змеями, так что человеку не нужно вспоминать список из пяти или десяти предложений о том, почему змеи так отвратительны. Все, что ему достаточно зафиксировать, это — „змея", он мгновенно понимает, что „дело — дрянь", и вот он уже на подоконнике! Этот символ или обобщающий термин так хорошо усвоен, что все происходит очень быстро, как будто тело и мозг человека „на автопилоте". То же случается и с вами, только вместо „змеи" вашими терминами могут быть: „неудачник" или „в ловушке", или „никчемный".

Когда я говорю „затвержен" или „вызубрен", я имею в виду, что реакция или мысль стали своего рода стенографическими знаками. Это похоже на известную историю о том, как заключенные рассказывают анекдоты. Они уже рассказали их друг другу столько раз, что присвоили им номера: стоит кому-ни- будь назвать номер, как весь пусть даже очень замысловатый анекдот мгновенно всплывает в памяти у каждого. Стоит одному сказать: „Сорок один", — и все смеются. Другой говорит: „Двадцать девять", — и все смеются снова. Они знают, что скрывается под каждым номером. За счет многократного повторения анекдоты сжались до ярлыка в виде номера, под которым „упакована" автоматически разворачивающаяся информация.

Пегги была моей закадычной подругой и очень гордилась своей независимостью и тем, что создала и развила собственный очень успешный бизнес. Она обратилась ко мне с просьбой помочь ей подготовиться к своему пятому замужеству. Она

призналась, что очень влюблена в своего будущего мужа, но так же она была влюблена и в предыдущих четырех мужей. Было видно, что она боится еще одного неудачного опыта, по

этому думала, что хорошии совет, что-то такое, чего она не слышала прежде, поможет ей, наконец, стать счастливой.

Вместо совета я усадил Пегги, попросил ее успокоиться, расслабиться, затем закрыть глаза, вообразить себя уже в браке с будущим мужем и сообщить мне, какие мысли проносятся у нее в голове. Как только Пегги прислушалась к своей мыслительной деятельности, она стала говорить примерно следующее: „Хотелось бы ошибиться в опасениях, что Гарри окажется столь же слаб, как мой отец, и не сможет поддерживать меня. Гарри наверняка очень мил, но достаточно ли он толков, ведь его работа такая нестабильная. Но я уверена, что все будет в порядке, потому что я сама наведу порядок".

Я записал ее слова, пока она их произносила, а когда она была готова приступить к анализу, дал ей их прочитать. Она была шокирована тем, что говорила, и своими очевидными страхами, предубеждениями и позицией относительно Гарри. Эти пленки и опасения могли или не могли присутствовать в ее прошлых взаимоотношениях, но в этом случае они были очевидны. Понятно, что сообщая себе, что Гарри может оказаться слаб, как ее отец, и что она может быть разочарована и должна будет „наводить порядок", она уже защищала себя на будущее от уязвимых отношений с мужем, которого она не могла уважать. По всей вероятности, если бы она сохранила эти „установки" в своем сознании, это была бы прямая дорога к очередному разводу. И все это проносилось в ее сознании так быстро, что у нее не возникало никакой сознательной боязни, что она настраивает себя на провал. А как насчет вас? У вас тоже есть „автоматические" мысли, при этом они необязательно касаются змей или мужей. У вас также есть такие „экспресс" - мысли и внутренние реакции по поводу себя, причем они так заучены и настолько быстры, что вы не осознаете, как они воздействуют на ваше поведение и представление о себе. Вам нужно научиться замедлять эти мысли и внимательно к ним прислушиваться.

Возникает вопрос: „Если эти мысли столь быстры, что же можно с ними делать? " Опыт Пегги предлагает некоторые решения. Среди невероятных способностей, которыми мы обладаем, есть умение замедлять ход мыслей, как бы нажимать кнопку „замедленное воспроизведение" и переводить поток сознания в спокойный размеренный темп, так что можно прислушаться и успеть все записать. Для того, чтобы этого добиться, нужно, во-первых, стать очень спокойным, а во-вторых, ответить на ряд „трудных" вопросов о том, что вы думаете о себе. Делая так, вы начнете ставить под сомнение свои внутренние процессы. Вы начнете сверять их по маленьким составным элементам сознательной реальности. А после того, как вы выясните, что происходит у вас в мыслях, станет возможным все это изменить.

Я уверен, что когда мы начнем внутреннюю „ревизию", замедлим ваше автоматическое мышление и зафиксируем все это письменно, чтобы внести элемент объективности, вы будете совершенно поражены тем, как сами настраивали себя действовать и чувствовать то, что сейчас. За счет такой ревизии вы обретете доступ к мощным рычагам воздействия на собственное представление о себе. Вы увидите, что многое из него расходится с вашим подлинным „я", но составляет базу той жизни, которую вы так пассивно и безвольно ведете.

Рассматривая в микроскоп при ярком свете эти внутренние события, вы можете теперь наблюдать, оценивать и избегать того, что до сих пор коварно отстраняло ваше существование от истинной сути. Чтобы отыскать дорогу назад к подлинному „я", вам нужно знать об этих внутренних реакциях. Вы должны изучить, как ваши внутренние процессы привели к вымышленному „я", только тогда вы сможете определить негативные влияния на ваше представление о себе. Если у вас в автомобиле упало давление масла, то дело в двигателе, а не в манометре. Если вы живете вымышленной жизнью, которую не сами себе придумали и которая не по вам, проблема в ваших внутренних реакциях, а не обязательно в событиях внешнего мира, которые произошли с вами.

Внешние факторы всегда будут стараться „подложить свинью". Электричество может быть отключено. Мастер может опоздать. Вы не получите повышения. Эти события кажутся не столь трагичными, если смотреть на них объективно, но если ваши внутренние реакции на них будут достаточно „ядовиты", они могут в конечном счете стоить вам здоровья. Я говорю вам это для того, чтобы вы восприняли мои слова очень, очень серьезно. Вы можете не иметь возможности изменить то, что происходит во внешнем мире, но вы определенно способны изменить то, как вы реагируете и усваиваете это. За эту задачу стоит взяться. Давайте начнем „ревизию" и наметим цели, заслуживающие перемен.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Лучшее место, где нужно искать руку помощи — ваша собственная рука.

ШВЕДСКАЯ ПОСЛОВИЦА

СТОП! Чтобы эта глава принесла пользу, вам сначала нужно сделать небольшое домашнее задание. Я хочу, чтобы вы сейчас выполнили два теста самоконтроля, которые приведены в Приложении А и Приложении Б. Вы увидите, что эта глава построена по принципу диалога, поэтому прежде чем продолжать, мы должны знать ваши результаты этих двух тестов. Потратьте на них ровно столько времени, сколько необходимо для ответа на все вопросы, и помните, что самое главное в них — честная самооценка. Мы будем очень детально разбирать все, что вы проделали в этих тестах, так что не обманывайте себя. Как только закончите выполнение тестов, возвращайтесь к этой главе.

Отлично! Если вы выполнили оба теста, продолжаем работу!

В одной из моих „прошлых жизней", до того, как я осознал себя и высунул голову наружу, я работал в клинике, где мы старались облегчить страдания и унять боль пациентов с хроническими и изматывающими недугами. Однажды у нас оказались два пациента с удивительно похожими симптомами заболевания. Оба мужчины были водителями грузовиков, оба были из одного города, оба — женаты, примерно одного возраста и с одним и тем же диагнозом: выпячивание дисков в нижнем отделе позвоночника с приступами боли, которая „стреляла" в левую ноіу. Хотя оба эти пациента были очень похожи внешне, физически, они радикально отличались чем-то внутренним, что в конечном итоге и определило разный исход лечения.

На первом приеме Стив описал мне свои приступы резкой боли, которые ввергали его в глубокую реактивную депрессию. Тем не менее, он захотел активно участвовать в процессе лечения и попросил меня снабдить его материалом для чтения — книгами, статьями, чем-то еще, что могло бы объяснить ему его болевой синдром и понять, почему он продолжает страдать от своей хронической болезни, которая буквально перевернула всю его жизнь. Он рассказал, что традиционные методы лечения оказались безуспешными, но он думает, что „есть что-то такое, чем бы я мог помочь себе сам". Задав несколько необычно глубоких вопросов и обсудив их, Стив отправился домой, вооруженный той литературой, которую просил.

Через десять дней самостоятельного лечения он рассказал мне, что пришел к двум выводам: первое, что источником его боли является хроническое нарушение баланса м ышц; и второе, хроническое нарушение баланса м ышц является, в свою очередь, следствием эмоционального стресса и нарушения равновесия. Он объяснил, что длительный стресс накопился у него в результате перегрузок, которые он испытывал год за годом, а

также по причине недавнего расстройства, связанного с ноющими болями. Он также сказал, что подозревает, что многочисленные приступы депрессии осложняются положением в его семье.

Затем Стив сообщил, что сам в состоянии улучшить самочувствие за счет изменения поведенческого и эмоционального равновесия образа жизни и, соответственно, баланса мышечных нагрузок. Он был уверен, что теперь в его силах разорвать тяжелый болевой цикл. Через несколько недель Стив сообщил, что ему удалось снизить боль до управляемого уровня. Спустя год при контрольном осмотре Стив выглядел непобедимым и расслабленным. Он сказал, что сумел еще больше унять боль, до такой степени, которую можно назвать очень слабой. Она уже практически не влияла на ту жизнь, которую он вел.

Хотя у Дона были аналогичные проблемы со спиной, случай с ним был прямо противоположным. При первом посещении клиники он сразу же сообщил, что пришел не по своей воле. Просто жена „не давала покоя", пока он не согласился сходить к врачу. Все, что он мог сказать далее на протяжении всего осмотра, звучало примерно так: „Мне больно и я хочу, чтобы этой болью кто-то занялся. Врачи, у которых я был, ничего не знают. Мне нужно лучшее лечение, чем то, которое я получал". Но что привлекло мое особое внимание, так это его прощальная фраза, которую он обронил, когда уже направлялся к двери: „Мне просто не везет, в этом все дело. Сначала спина меня достает, потом приходится выслушивать глупости от врачей". Он покачал головой и сказал: „Вот так всегда в моей жизни, что тут еще можно сказать?! "

После того первого посещения некоторые специалисты клиники предсказали, что улучшения не будет. Они оказались правы. Ни разу за все время лечения Дон не сделал ни одной попытки взять на себя ответственность или хотя бы понять свое состояние. Вместо решения задачи, он продолжал обсуждать ее. Он жаловался, что не в состоянии ничего делать ни по дому, ни вне его. Он не чувствовал, чтобы что-то снимало боль. По его мнению, лечение только усугубляло ее.

Дон заключил, что все мы просто зря тратим время. Он сказал, что ему в жизни выпал „дохлый номер", и в этом все дело. В результате он получил от лечения ровно то, что хотел — ничего.

Два противоположных подхода — два противоположных результата.

Вопрос, который люди задают, наверное, чаще других — почему? Почему происходит то или это? Почему что-то не произошло, или — если произошло — то почему именно сейчас? Почему со мной, а не с кем-то другим? Почему он врезался в меня, а не в следующую машину? Почему не меня повысили, не меня выдвинули? Почему, почему, почему?

Из всего того, что вы прочитали до сих пор о внутренних факторах, вам должно быть понятно, что они заслуживают самого пристального внимания. Значительная часть того, что я прошу вас проделать в этой книге, связана с тем, чтобы вытащить свои внутренние факторы на свет Божий, провести „инвентаризацию" собственных внутренних реакций и дать объяснение своему опыту. Чтобы сделать все это правильно, вам необходимо понять, прежде всего, что каждое „почему" в своей

жизни вы встречаете определенными психологическими установками. Представьте себе это таким образом: протягивая руку за карандашом, вы, в зависимости от того, правша вы или левша, протягиваете одну, совершенно определенную руку. Вы проделывали это тысячи раз, начиная с самого раннего детства. Аналогично, когда мы сталкиваемся в жизни с одним из бесчисленных „почему", мы проявляем свой характерный стиль или „почерк" поиска ответа. При этом мы все время проявляем один и тот же подход. Такая манера реагировать, уникальная для каждого человека, называется локус контроля.

Слово locus латинского происхождения (место, местоположение). Локус контроля в нашем применении — это та зона в сознании, где мы определяем причинно-следственные связи событий своей жизни. По уже устоявшемуся мнению, это то место, откуда мы контролируем свое восприятие. По мере того, как мгновение за мгновением, день за днем происходят различные события, ваш локус контроля распознает и определяет, кто, по вашему мнению, несет за них ответственность; как и на кого (что) вы возлагаете вину за свои проблемы и хвалу за свои достижения. На самом деле, ваш локус контроля говорит вам не только о том, что вы думаете по поводу причин ваших проблем и побед; он даже определяет, куда вам в первую очередь следует направить поиск этих причин.

Каждый человек, без исключения, несет в себе этот „прибор восприятия", используемый для объяснения и установления причинно-следственных связей всех событий, которые происходят в его жизни. Сознательно мы можем не знать об этом, но это так. Он находится в глубине, в самой основе нашей самооценки. Поэтому в первую очередь мы рассмотрим именно этот „прибор", а уже потом — все прочие внутренние факторы. Наша

вера в того или то, кто или что на самом деле правит нашей жизнью, очень сильно влияет на внутренний диалог, который мы ведем сами с собой о себе и окружающем мире. Это важный и устойчивый фактор того, как мы понимаем и реагируем на события и возникающие возможности. Он означает, что мы отвечаем на простые, но важные вопросы предсказуемым образом.

Что есть ваш путь? На что указывает ваша точка контроля, когда я задаю вам вопросы вроде: Кто или что отвечает за вашу жизнь? Кто отвечает за результаты вашей жизни? К кому или к чему вы обращаетесь за ответами или помощью, столкнувшись с проблемой? Кто отвечает, когда дела идут не так? Когда все, как надо, кто в выигрыше?

Вам может помочь пример из мира бизнеса. Если вы оказывались в ситуации, когда нужно кого-то в чем-то убедить, тогда вы знаете, насколько важно найти того, кто принимает решения. Вам нужен человек, который уполномочен сказать „да" или „нет". Вообразите на мгновение, что вы — работник компании под названием „Я Инк.", а я прибыл к вам как консультант, которого пригласили, чтобы улучшить работу всей фирмы „Я Инк.". Мне нужен начальник, который действительно руководит всеми делами. Кто принимает решения, кто будет непосредственно проводить перемены в жизнь? Кто возьмет на себя ответственность за все последствия? Где находится этот человек?

Если на эти вопросы вы скажете: „Боже упаси! Только неяГ— я не буду тратить ни минуты на разговор с вами. Зачем мне это, если ваши ответы показывают, что вы сами считаете себя лишь пассажиром поезда, который спал в последнем вагоне, когда с локомотивом случилась авария, пассажиром, который не может вспомнить, что случилось, где и когда.

Однако, если, с другой стороны, ваши ответы убедили меня в том, что вы — главное лицо в компании „Я Инк.", то есть машинист того поезда, тогда именно на вас я направлю все свои усилия.

Вы должны знать, что сами думаете о своей роли в иерархии вашей „фирмы". Если мы сможем понять, как вы обычно отвечаете на самые главные вопросы в жизни, то это будет важный шаг к выявлению вашего подлинного „я". Не забывая об этой цели, давайте посвятим данную главу поиску и пониманию вашего личного локуса контроля.

Вспомните, что локус контроля у человека может быть внутренним или внешним. Для простоты изложения будем далее

употреблять термин „интернальность" для обозначения типа людей, у которых внутренний локус контроля, и „экстерналь^ ность" — для тех, у кого внешний локус контроля.

ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Люди с интернальным локусом контроля руководствуются такой концепцией: „Все плохое, что происходит — моя вина. Все хорошее, что происходит — моя заслуга". Иными словами, что бы ни произошло, плохое или хорошее, „это все — „я". Объясняя итоги своей жизни, люди данного типа ссылаются на свои действия, бездействие, черты характера и привычки. Ключевым фактором в итоге любого события они почти всегда считают что-то сделанное или не сделанное конкретно ими. Так или иначе, само событие было „вызвано" ими.

Например, когда „интернальный" человек проваливается на экзамене, он заявляет: „Просто я не способен хорошо учиться, у меня не хватает мозгов". Или, например, „Я провалил экзамен, потому что мало занимался". В любом случае, его объяснения концентрируются на элементах, свойственных ему, то есть, на тех, которые находятся под его контролем. Предположим, он прекрасно сдал экзамен. Как он объяснит свой успех? Правильно: „Я — умница! " или „Я много учил и хорошо готовился". Здесь также — все „в себе" и под собственным контролем.

ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Случись что плохое — человек с экстернальным локусом контроля ни за что не отвечает. Случись что хорошее — он так же ни за что не отвечает. По его мнению, его собственная жизнь не влияет ни на кого и ни на что. Кто-то другой стоит за всем этим. Возможно, правительство. Может быть, родители. Только не он сам.

Я помню одно исследование, в котором различные профессии оценивались по тому, насколько они способны вызвать

стресс. Из всех занятий одной из наиболее стрессовых оказалась работа водителя автобуса. Почему? Потому что нет ничего хуже, чем нести ответственность за события, не имея возможности на них влиять. Подумайте об этом: водитель автобуса должен соблюдать график, который составил не он. Он не может повлиять на уличное движение, на поведение пассажиров, тем более, на качество дороги, по которой ему приходится возить людей. „Экстернальные" люди считают себя такими водителями автобусов на дороге жизни. Они выбиты из колеи стрессом, зажаты и беспокойны и при этом убеждены, что ничто на свете от них не зависит.

Например, если бы „экстернал" провалился на том же экзамене, кто был бы виноват? Скорее всего, преподаватель. Возможно, друзья, которые пригласили его на вечеринку накануне. Он может заявить, что вопросы были слишком трудные или что с ним обошлись несправедливо. Ему и в голову не придет, что „засыпался" он потому, что ленив, плохо готовился или не сосредоточился.

Аналогично, если бы человек экстернального типа сдал экзамен успешно, то потому, что „билет легкий" или „преподаватель добрый". Его привычная реакция даже не дает ему возможности похвалить самого себя за успех. История его жизни — это история других людей и внешних сил. Его внутренний диалог предсказуемо жертвенный. Что бы ни случилось, плохое или хорошее, за все отвечает кто-то другой.

ЛЮДИ СЛУЧАЯ

Несмотря на различия, у людей интернального и экстернального типа есть общее: и те, и другие считают, что есть что-то или кто-то, отвечающий за исход их жизни. „Это все я" или „я — ни за что", оба тшіа сохраняют глубокое убеждение в том, что у всего, что происходит, есть причина и прямое ее следствие.

Но есть третья категория людей, которую мы пока не упоминали; я бы назвал их „людьми случая". У этих людей такой „набор восприятия", согласно которому любой результат, любой исход — это судьба, дело случая или просто удача. Для них фраза „будь что будет" не присловье, а кредо, философия жизни. „Люди случая" убеждены, что ни они сами, ни кто другой никак не способны повлиять на ход и итог их жизни. Они не понимают, почему события происходят так, а не иначе. Все получается случайно, как случайно и наше Божье благословение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.