Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выступ постамента






Знаменитый памятник Петру I в Санкт-Петербурге был торжественно открыт 7 августа 1782 года. В честь этого события была выбита памятная медаль с его изображением. Но вот что странно: на медали скала под ногами коня имеет большой выступ, которого в самом постаменте нет. Однако еще более странно то, что современники как будто не заметили этого расхождения. Медаль с изображением монумента была выбита задолго до открытия памятника по сделанному в 1770 году художником А.Лосенко рисунку его модели. Фальконе использовал огромный гранитный камень для постамента, но отколол выступ скалы длиной в «два фута с половиной» уже после того, как медаль была готова. Но почему современники не обратили внимания на то, что в постаменте памятника исчез большой передний выступ скалы?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, каков был образ Петра I в глазах людей XVIII века и что они ожидали увидеть в его памятнике? Замысел Фальконе, подсказанный ему Дидро и одобренный Екатериной II, заключался в том, чтобы показать просвещенного монарха, который в борьбе с дикостью и варварством ведет отечество к прогрессу. В соответствии с идеями Просвещения подъем всадника по дикой скале символизировал прогресс, победу цивилизации над природной стихией. С этой точки зрения выступ в передней части постамента ничего не добавлял в символику монумента: наличие или отсутствие его не изменяло образ «дикой» скалы Он не был знаком чего-либо, а, следовательно, не имел значения для людей, воспитанных в духе культуры того времени, поэтому исчезновение выступа не привлекало их внимания.

Промчались годы, и век Просвещения подошел к концу. Отгремели громовые раскаты Французской революции, наполеоновских сражений, Отечественной войны 1812 года. Наступила новая эпоха, изменились нравы людей и приоритеты культуры. Угасло прежнее преклонение перед классическими канонами искусства и идеалами имперского государства с просвещенным монархом во главе. Пошатнулась вера в прогресс, стали переосмысливаться противоречия, которые он несет в себе. По-иному стали видеться и «плоды Просвещения», и различия между «цивилизованной» Европой и «языческой» Азией, и крутой поворот, на который свернул громадную азиатско-европейскую державу Петр I. И «зрение культуры» изменилось. Наделенные им новые поколения увидели в памятнике то, чего не было видно прежде, - отсутствие надежной каменной опоры:

Одним прыжком на край скалы взлетел,

Вот-вот он рухнет вниз и разобьется.

А.Мицкевич

Место, на которую опустится вставший на дыбы конь, стало знаком обрыва, то есть наполнилось смыслом и приобрело значение: оно символизирует глубокую, полную опасности бездну, которую Россия должна преодолеть на своем историческом пути.

Отпиленные «два фута с половиной» стали видимыми! Стало заметно, что конь (Россия!) далеко не послушен царю: оскал губ, раздутые ноздри, остро стоящие уши, бешено выкаченные глаза – все это выражает его непокорность, стремление к бунту, к свободе. Петр предстает уже не просвещенным монархом – тут виден намек на то, что меры, с помощью которых он искоренял варварство, сами были варварски жестокими.

По мере того, как сменяются эпохи, накапливается исторический опыт, изменяется и «зрение культуры»: в ней рождаются различные интерпретации одного и того же художественного произведения [14].

 

(Ответ в конце книги)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.