Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика и структура возраста. Основной закон динамики возрастов






Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Самое общее положение, на которое следует указать сразу: процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением

Психологическая структура возраста (5 компонентов):

1. Социальная ситуация развития (ССР).

2. Ведущий тип деятельности (ВТД).

3. Психоновообразования (ПН).

4. Возрастные стадии: а) стадия стабильного развития; б) сензитивная стадия; в) критическая стадия по типу возрастного кризиса.

5. Зона ближайшего потенциального развития (ЗБР).

Социальная ситуация развития - конкретная форма значимых для индивида отношений с его окружающей социальной действительностью.

Ведущий тип деятельности (ВТД) - это ведущие отношения ребенка с действительностью на каждой стадии развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.).

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид удовлетворяет свои потребности (А.Леонтьев).

 

Таблица 10. Основные виды деятельности в онтогенезе человека Возраст Тип деятельности

0-1 год Эмоциональное общение ребенка и взрослого

1-3 года Предметно-манипулятивная

3-6 лет Игровая

6-10/11 лет Учебная

10/11-15/16 лет Общение

Далее (от 17 до 21/22 лет) - учебная деятельность с акцентом профориентационных ценностей, затем - профессиональная.

Центральные ПН (ЦПН) - обобщенный результат развития индивида за весь предыдущий период и исходный пункт формирования личности на следующем этапе. Ходьба на 2-х ногах, основанная на потребности к свободе передвижения, стимулирует стремление познать мир шире.

Возрастные кризисы - революционная стадия возрастного развития психики.

Л.С. Выготский выделил три типа возраста: стабильный, сензитивный, критический.

Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1, 5-3 года – для развития речи).

Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней.

возрастной кризис:

- ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему, происходит перестройка внутренних переживаний, которые определяют его отношение к окружающему миру - перестройка ССР.

- изменяются потребности и побуждения, которые движут его поведением.

«Кризис – переломный пункт в нормальном развитии ребенка. Это изменения в личности ребенка» (Л.С. Выготский). «Причина возникновения кризиса – неудовлетворение новых потребностей ребенка» (Л.И. Божович).

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.