Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень учебной деятельности




Учитель и учащиеся в учебном процессе взаимодействуют на конкретном содержании, которое «материализовано» в деятельности на уроке, на экскур-

 

сии, в домашней работе, то есть в главном дидактическом отношении «препо­давание — учение». Этот уровень содержания обучения находит свое вопло­щение в учебниках и учебных пособиях.

Учебники содержат изложение конкретного научного знания, а также по­знавательные задачи и упражнения для отработки умений и навыков. Дидак­тический анализ современных учебников для основной и профессиональной школы (Л. Я. Зориной, Д. Д. Зуева, В. В. Краевского, О. П. Околелова) пока­зывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те из них, где соблюдены следующие требования:

□ содержание учебника четко структурировано — выделены главные еди­ницы текста (части, разделы, главы, параграфы), иерархия целого и ча­сти выражена в системе символов, типографским исполнением шриф­тов и приемов печати;

□ представлены различные средства и методы, побуждающие учащихся к мотивированной познавательной деятельности (четкая постановка учеб­ных задач, обращения к области познавательных интересов учащихся, использование убедительных примеров, ярких фактов, парадоксальных суждений);

□ основное знание моделируется в символической или графической фор­ме, выделяются наиболее общие понятия и отношения, их закономер­ные взаимосвязи;

□ содержание учебника ориентировано на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся (постепенное усложнение мате­риала, включение системы наводящих вопросов и скрытых подсказок, использование заданий для самоконтроля и самопроверки, памяток по организации самообразования);

□ в текст включены информационные «заставки» по проблемам истории на­уки, сведения из биографий выдающихся ученых и деятелей культуры, за­нимательная информация, расширяющая кругозор учащихся и побужда­ющая их к творчеству, сведения о новейших гипотезах науки и др.

 

При отборе информационного материала в учебнике автор ориентируется, в первую очередь, на ведущий компонент данного учебного предмета. Когда это условие нарушается, на свет появляются, например, учебники литературы для средней школы, где представлен научный литературоведческий анализ со­чинений русских классиков вместо материала для художественного познания действительности и приобщения учащихся к искусству художественного слова.

Научное содержание в учебнике может быть представлено как в логике со­временной науки (ее определенные области, разделы), так и в логике истории науки (от наблюдения явлений к их объяснению). Первый путь дает более це­лостную картину научного знания, но он труднее для восприятия учащимися. Второй путь увлекательнее, но требует специальных педагогических средств, чтобы у учащихся сложилась целостная картина научного знания. Выбор того или иного пути построения содержания учебника зависит от того, как постро­ена программа данного учебного курса — линейно, концентрически или мо­дульно.



 

Модульный учебник выстраивает содержание в интегративной структуре. В нем нет привычного текста с подробным изложением материала, а каждый программный модуль представлен набором взаимосвязанных блоков:

1. Блок «вход» предназначен для актуализации опорных знаний и способов действий (это вопросы и вспомогательный текст, где приводятся опорные по­нятия и способы действия).

2. Теоретический блок содержит основной учебный материал, расположен­ный в определенном порядке:

□ дидактическая цель,

□ формулировка учебной задачи,

□ изложение основного содержания материала,

□ контрольный тест.

 

3. Блок «генерализации» — обобщение изученного содержания, восхождение от абстрактного к конкретному (примеры, иллюстрации, реальные ситуации).

4. Блок «применения» — система задач и упражнений.

5. Блок «стыковки» — совмещение пройденного материала с содержанием смежных модулей и межпредметных связей.

6. Блок «углубления» предлагает учебный материал повышенной сложности для учащихся, проявивших особый интерес к предмету.

7. Блок «выход» — контрольные задания. Учащимся, не выполнившим то или иное задание, предлагается вернуться в тот или иной предыдущий блок.

Модульный учебник может использоваться дифференцированно и для ос­новного, и для углубленного уровня освоения курса.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал