Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование защиты коммерческой тайны






 

В результате фундаментальных изменений в области экономических отношений, произошедших в России за последние два десятилетия, встал вопрос об эффективной защите коммерческими организациями своих частных интересов в сфере коммерчески значимой информации, составляющей коммерческую тайну организации в новых условиях.

Построение четко работающей системы защиты коммерчески значимой информации возможно только на основе эффективного сочетания правовых, программно-технических и организационных мер. Интересно, что согласно данным некоторых зарубежных исследований удельный вес каждого из перечисленных компонентов, соответственно, составляет: правовые методы — 60 %, программно-технические — 30 %, организационные методы — 10 %.

Из приведенных цифр наглядно видно, что правовые методы занимают лидирующее место по своей значимости, и именно поэтому правовое обеспечение рассматривается как приоритетное направление в политике обеспечения информационной безопасности.

Большинство угроз разглашения коммерческой тайны являются внутренними, т. е. исходят от работников организации. По оценкам психологов, до 25 % всего персонала организации, стремясь зарабатывать средства любыми способами и любой ценой зачастую в ущерб интересам своей организации, ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи. Не исключена вероятность того, что отдельные сотрудники с высоким уровнем самооценки из-за неудовлетворенности своих амбиций (уровнем заработной платы, отношениями с руководством, коллегами и пр.) могут предпринимать шаги по инициативной выдаче коммерческой информации конкурентам, попытаться уничтожить важную информацию или пассивные носители (например, занести компьютерный вирус).

Интересно проследить историческое появление понятия «коммерческая тайна» и способы защиты предпринимателями своих коммерческих интересов путем сохранения важной для себя информации в тайне от конкурентов и третьих лиц.

Итак, на первом этапе с момента возникновения феодального государства и права до крестьянской реформы (IХ в. — 1861 г.) характерными были межгосударственные торговые договорные отношения, позволявшие сторонам защищать национальные интересы путем введения запрета на разглашение сведений, составлявших государственную тайну. В последующем появляются договоры, предусматривавшие условия по защите торговых и профессиональных секретов о местах закупки товаров, материальном положении участников и др., содержавшихся в торговых книгах, тайна которых охранялась законом. С разделением труда и возникновением мануфактурного производства появляется понятие «промысловая тайна», а с ростом крупных предприятий и возникновением конкуренции — «фабричная тайна». Начиная с этого периода коммерческие тайны начали приносить деньги, которые давали власть торговцам и банкирам.

На втором этапе в период утверждения капитализма в России (1861–1917 гг.) происходит понимание того, что использование коммерчески значимой информации является средством увеличения прибыли предприятий, служит защитой их частных интересов
и требует адекватной правовой охраны. Понятие «промысловая тайна» было введено в рыночный оборот как средство защиты предпринимателей от недобросовестной конкуренции и прочно утвердилось в законодательных актах Российской империи. Оно включало различные виды промышленной или фабричной тайны, а также торговой (коммерческой) тайны. Под промышленной тайной понималось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ: фабричным секретом считался не только предмет патента, но и всякая особенность производства. Торговая тайна включала элементы индивидуальности ведения торговли, например знание мест закупки товаров, списки покупателей и иное. Правовая охрана тайны, не связанной с «телесным предметом», считалась одной из труднейших проблем законодательства того времени. Промысловая тайна была призвана защищать интересы предпринимателей от разглашения информации, имевшей для них коммерческую значимость. По существу, она стала исходной базой современного понятия «коммерческая тайна».

На третьем этапе в период существования Советского государства (1917–1991 гг.), когда была уничтожена частная собственность и значительно ослаблены товарно-денежные отношения, произошла трансформация понятия «промысловая тайна» и ее фактическая идентификация с понятиями государственной и служебной тайны,
с приобретением новых функций по защите государственных интересов на уровне предприятий. Изменение формального определения тайны частично отразилось и на ее содержании. Промышленные тайны по-прежнему были востребованы государством, поскольку наращивание экономической мощи не могло обойтись без использования новых технологий и техники. Степень секретности такой информации определялась в зависимости от ее значимости для интересов государства. Коммерческая тайна не имела внутреннего хождения между предприятиями и использовалась во внешнеэкономических отношениях. В 30-х гг. прошлого столетия в нашей стране были сформированы основные параметры системы защиты государственных секретов. В послевоенный период, вплоть до 1985 г., происходил процесс постепенного усиления режима секретности
и наращивания объема секретной информации. Это объясняется существованием объективных причин использования в оборонном комплексе достижений научно-технической революции, состоянием «холодной войны» с Западом и действием субъективных «перестраховочных» факторов на уровне министерств и предприятий, когда информация о нововведениях технического и технологического характера надолго становилась закрытой и труднодоступной для специалистов, что отрицательно сказывалось на развитии экономики. В этот период на предприятиях была создана надежная система защиты государственных секретов, которая во многом теперь заимствована современными частными службами безопасности для защиты интересов предпринимателей.

Политические и экономические изменения, произошедшие
в СССР в период «перестройки» (1985–1991 гг.), явились причиной возрождения института коммерческой тайны. Впервые были сняты ограничения на большой массив информации, ранее использовавшейся в закрытом режиме, и внесены коррективы в систему защиты секретов. Реформы, проводившиеся в этот период, не смогли решить главную проблему — легализации частной собственности на законодательном уровне, которой по-прежнему монопольно владело государство, что обусловливало существование однополярной государственной системы режима секретности на любую информацию. С приходом в СССР зарубежного капитала начали регулироваться отношения по поводу использования и охраны коммерчески значимой информации, конверсия оборонных предприятий, в свою очередь, способствовала переводу части государственных секретов в разряд коммерческой тайны. Вместе с тем нерешенность фундаментальных вопросов собственности отражалась на содержании законопроектных работ по регулированию коммерчески значимой информации, которые были направлены на обновление существующей государственной системы режима секретности без учета возрождения частной формы собственности. Достаточно сказать, что в 1990–1991 гг. было принято свыше 16 законов СССР и восьми законов РСФСР, в которых содержались нормы о защите коммерчески значимой информации, но только законы о собственности,
о предприятиях и предпринимательской деятельности заложили основу для нового законодательства России в этой сфере.

В советский период в рамках понятия «государственные секреты» наличествовала охраняемая информация технического, технологического и иного характера, использование которой позволяло предприятиям получать прибыль в интересах государства. Для ее защиты применялись различные формы, методы и правовые средства в единой системе защиты государственных секретов.

Правовая охрана государственных секретов от разглашения была урегулирована уголовным законодательством, а отношений по обеспечению режима секретности — административным правом. Защита секретов представляла собой иерархическую административную систему, основанную на властном подчинении. Правовой статус субъектов в сфере охраны государственных секретов определялся не Конституцией и законами СССР, а высшими партийными органами и правительством страны. Административные нормы предписывали субъектам определенные варианты поведения.

Вместе с тем недостатки защиты государственных секретов
в советский период в полной мере повторяются сегодня в процессе деятельности коммерческих организаций по охране конфиденциальности коммерчески значимой информации.

На четвертом этапе в период возврата к рыночной экономике (с 1992 г. по настоящее время) характерным является переход от социализма к капитализму, от плановой экономической системы
к рыночным отношениям, что обусловливает коренные изменения регулирования обращения коммерчески значимой информации и охрану ее конфиденциальности. Перераспределение объемов охраняемой информации между государством и хозяйствующими субъектами внесло изменения в теорию и практику защиты секретов. Сегодня сформированы законодательные основы гражданско-правового регулирования коммерческой тайны. В ст. 139 ГК не упоминается об исключительных правах на информацию, составляющую коммерческую тайну, но содержание данной статьи почти буквально совпадает с содержанием ст. 151 «Секреты производства (ноу-хау)». Поэтому организации вынуждены применять по своему усмотрению различные правовые средства, регулирующие обращение и защиту коммерчески значимой информации. За последние 20 лет существующий в стране механизм защиты коммерчески значимой информации еще не в полной мере сформировался применительно к изменившимся условиям рыночной экономики.

Другими словами, в этот период произошло перераспределение между государством и предпринимателями обязанностей по защите информации. Впервые за всю историю государство отказалось от своего исключительного права на коммерческую тайну (более того, в советское время мы наблюдаем слияние понятий коммерческой и государственной тайны) и переложило обязанности по ее защите на плечи предпринимателей. С одной стороны, отделение коммерческой тайны от государственной позволило экономике развиваться во много раз быстрее, чем раньше (информация о нововведениях технического и технологического характера уже не является труднодоступной для специалистов тайной государства). С другой же стороны, отсутствие
в стране надлежащего законодательства и недочеты действующего Федерального закона «О коммерческой тайне» привели к накоплению большого числа нерешенных проблем, возникновение которых объясняется сложным комплексом взаимосвязей государственных и частных интересов, касающихся использования и охраны конфиденциальности информации производственно-технического и коммерческого характера. Подобная тенденция в определенной мере сохраняется
и после вступления в силу нового базового Закона об информации
и части четвертой ГК, существенно укрепивших правовую базу рыночных отношений, в частности, закрепившей за обладателем исключительное право на секрет производства (ноу-хау) и его защиту с использованием режима коммерческой тайны.

На этом фоне одной из важнейших проблем стало регулирование взаимоотношений администрации и персонала в области защиты информации, что явилось одной из предпосылок появления информационного права — комплексной отрасли права, регулирующей отношения, возникающие при производстве, передаче, обработке, распространении, поиске, получении и потреблении информации. Достаточно сказать, что, по данным экспертов, до 90 % угроз утечки коммерчески значимой информации на предприятии исходит от персонала предприятия.

Для того чтобы сократить утечку информации инсайдерами, нужно предупредить их об ответственности.

Очевидно, что, если сотрудника ознакомить с возможной ответственностью при разглашении коммерческой тайны, он будет аккуратен при работе с информацией под страхом финансовых потерь, уголовного преследования и увольнения.

Законодательством предусмотрены следующие гарантии неразглашения сотрудниками конфиденциальной информации:

1) обязанность работника возместить причиненный работодателю ущерб и обязанность бывшего работника возместить причиненные убытки;

2) уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны;

3) возможное увольнение работника.

Если работник разгласил коммерческую тайну в период трудовых отношений, то он обязан возместить реальный ущерб. Обязанность работника возместить упущенную выгоду (составляющая убытков) трудовым законодательством и законодательством о коммерческой тайне не предусмотрена. Если разглашение тайны имело место после прекращения трудовых отношений, то работник обязан возместить как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Но здесь возникает вопрос, как доказывать величину упущенной выгоды. Все понимают, сколько стоит предприятию утечка информации, но отсутствует методика по расчету ее размера «на бумаге». В суде же принимаются именно доказательства, а не голословные заявления. При этом на истце будет лежать не только обязанность доказывания размера убытков, но и обязанность доказывания причинно-следственной связи между действием бывшего работника
и возникновением убытка.

Привлечение нерадивого работника к ответственности за незаконное разглашение коммерческой тайны допускается по ст. 183 УК. Чтобы довести до суда такого рода дело, нужно обладать достаточной базой доказательств. Практика по применению указанной статьи незначительна, но тем не менее имеется. Например, приговором Советского районного суда Нижнего Новгорода от 9 декабря 2003 г. гражданин был осужден по ч. 1 ст. 183 УК на один год лишения свободы условно; по решению Тагилстроевского районного суда Нижнего Тагила Свердловской области в 1998 г. виновному, в том числе по ст. 183, было назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы условно.

В целях сохранения конфиденциальной информации работниками дано множество рекомендаций, таких как ограничение круга лиц, обладающих важной информацией; устранение текучести кадров; установление систем защиты на электронные носители информации
и компьютеры; разработка четких правил документооборота и т. п. Установление режима коммерческой тайны для указанной цели, безусловно, также не будет лишним.

В настоящее время у любой организации есть свои коммерческие секреты, которые она старается сохранять, так как если данная информация станет известна конкурентам, то это может принести огромный ущерб организации, вплоть до ее разорения. Такие секреты, если к ним нет свободного доступа на законном основании, определяются ГК как коммерческая тайна предприятия (ст. 139).

Информация составляет служебную или коммерческую тайну
в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Кроме администрации предприятия, доступ к такой информации имеют также и работники. Поэтому для сохранения конфиденциальности такой информации и ее защиты необходимо регулировать отношения между администрацией и персоналом, опираясь на правовые нормы. Регулирование информационных отношений с помощью права осуществляется посредством установления определенных информационно-правовых норм, т. е. путем утверждения правил поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права. Информационно-правовые нормы регулируют взаимоотношения граждан, СМИ, организаций, фирм и др. между собой, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим регулируемым отношениям особый характер, характер информационно-правовых отношений; субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических, информационных прав и обязанностей. Можно сделать вывод, что информационные отношения между самыми разнообразными участниками (гражданами, редакциями газет, телестудиями, предприятиями, организациями, фирмами и др.), в которых они участвуют в качестве носителей прав и обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно-правовыми отношениями (или информационными правоотношениями).

Следовательно, любая норма информационного права реализуется только посредством информационно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать, руководить данными действиями, информационное право устанавливает специфические информационно-правовые коммуникации между участниками правоотношений, т. е. информационно-правовые отношения между людьми. В итоге к информационно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены
в нормах информационного права и регулируются ими.

В процессе своей работы предприятие должно руководствоваться определенными документами, регулирующими взаимоотношения между администрацией и работниками. В состав нормативно-правовой базы предприятия по защите коммерческой тайны на сегодняшний день включены следующие документы:

- перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;

- положение о порядке обеспечения безопасности коммерческой тайны;

- должностные инструкции сотрудников, допущенных к работе с коммерческой тайной;

- памятка работнику о защите коммерческой тайны;

- договорное обязательство при приеме на работу сотрудника;

- соглашения, подготавливаемые на случай возможного увольнения работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

Рассмотрим кратко каждый документ. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Структурно этот перечень должен включать несколько частей, соответствующих различным видам тайны (концептуальной, организационной, технологической, параметрической и эксплуатационной). В пределах каждой из частей при необходимости могут быть выделены разделы следующего характера: управление предприятием, планирование деятельности, производство, кредитно-финан-
совая сфера, маркетинг, партнеры, контракты, деловые переговоры, цены, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, используемые технологии.

Положение о порядке обеспечения безопасности коммерческой тайны включает в себя следующие разделы: порядок определения грифа, ограничивающего распространение информации; порядок допуска сотрудников к работе с информацией, составляющей тайну; обязанности сотрудников, допущенных к работе с информацией, составляющей тайну; принципы организации режима работы с информацией, составляющей коммерческую тайну.

В положении указываются грифы ограничения доступа к информации, введенные на предприятии. Единых требований по обозначению грифов нет, но на практике применяются следующие: «фирменный секрет», «конфиденциально», «для служебного пользования», «тайна предприятия», «коммерчески ценная информация», «сведения ограниченного распространения». Предпочтительным представляется использование в качестве базового грифа «коммерческая тайна».

Определение необходимости присвоения информации грифа производится на основании перечня сведений, составляющих коммерческую тайну для предприятия, исполнителем и лицом, подписывающим документ. Сроки действия грифа могут определяться
в каждом конкретном случае как «бессрочно», «до даты», «до завершения НИР» и другими подобными способами.

На первом листе документа указываются его гриф и номер экземпляра. На обратной стороне последнего листа дается рассылка,
в которой фиксируются количество отпечатанных экземпляров, адреса, куда предполагается направить экземпляры документа, фамилии лиц, исполнивших и отпечатавших документ, телефон исполнителя, срок действия грифа.

Решение вопросов рассекречивания информации возлагается на экспертную комиссию, в состав которой включаются представители службы безопасности и заинтересованных структурных подразделений предприятия.

Допуск сотрудников к работе с информацией, составляющей коммерческую тайну, осуществляется первым лицом предприятия (директором, президентом и т. д.) и его заместителями и руководителями структурных подразделений. Для принятия решения о допуске работника к информации, составляющей тайну, необходимо его предварительно проверить в течение испытательного срока.

К работе с коммерческой тайной допускаются работники, прошедшие испытательный срок, только после изучения ими требований соответствующих документов по защите тайны предприятия, сдачи зачетов на знание изложенных в них требований, оформления ими в письменном виде обязательств по ее неразглашению. Допуск работников к работе с делами, имеющими гриф, осуществляется на основании вкладываемого в дело списка допущенных, заверенного подписью руководителя подразделения. Допуск к работе с «грифованными» документами происходит в соответствии с письменными резолюциями руководителей подразделений предприятия.

Обязанности работников, допущенных к работе со сведениями, составляющими коммерческую тайну, состоят в следующем:

- в строгом сохранении тайны, ставшей им известной в связи с выполнением служебных обязанностей либо от других работников фирмы;

- принятии мер по пресечению действий других лиц, которые могут привести к утечке информации;

- немедленном информировании непосредственного руководителя и сотрудника службы безопасности предприятия обо всех фактах несанкционированного доступа к охраняемой информации либо о создании предпосылок к этому;

- неиспользовании секретов предприятия в личных целях;

- ознакомлении только с теми закрытыми документами, к которым получен допуск в связи с выполнением служебных обязанностей;

- доведении до минимально необходимого числа лиц, участвующих в подготовке документов, содержащих коммерческую тайну;

- неукоснительном соблюдении порядка учета и хранения носителей информации (печатные документы, магнитные носители, образцы и т. д.).

Принципы организации режима работы с документами, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, заключаются в следующем:

- документы, содержащие охраняемые сведения, как входящие, так и исходящие подлежат обязательной регистрации;

- учитываются также все копии документа, полученные при его размножении. Отсутствие грифа предполагает, что исполнитель и руководитель, подписывающий документ, предусмотрели все возможные последствия от его свободной рассылки и несут за это всю полноту ответственности;

- рассылка документов с грифом осуществляется строго на основании резолюций соответствующих руководителей предприятия с указанием регистрационных номеров;

- документы с грифом после исполнения группируются в специальные дела;

- при использовании технических средств связи передача сведений, составляющих тайну, допускается только по закрытым каналам.

Памятка работнику о защите коммерческой тайны должна содержать в очень краткой форме (на одном-двух листах):

- основные обязанности и права работника в связи с необходимостью защиты коммерческой тайны;

- ключевые моменты, определяющие режим секретности проводимых работ;

- перечень основных документов предприятия, регламентирующих порядок обеспечения безопасности тайны.

В трудовой договор с работником при приеме на работу целесообразно внести следующие обязательства:

- в период работы на предприятии не разглашать сведений, составляющих коммерческую тайну, которые стали известны работнику в связи с выполнением им служебных обязанностей;

- выполнять в точности относящиеся к работнику требования приказов и иных документов по защите коммерческой тайны, с которыми он ознакомлен;

- в случае увольнения не разглашать и не использовать известные работнику фирменные секреты в личных интересах или в интересах других физических или юридических лиц.

Необходимо предусмотреть также запись о том, что работник предупрежден о материальной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством в случае нарушения им указанных обязательств; в обязательном порядке оговорить срок действия ограничений, связанных с необходимостью защиты коммерческой тайны предприятия.

Документы, подготавливаемые на случай возможного увольнения работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, предназначены для предотвращения разглашения защищаемых сведений и имеют форму соглашения, анкеты, заявления либо иную.

Подобного рода документы имеют юридическое значение для возможного разбирательства дела о разглашении тайны в суде. К их числу, например, относятся: Соглашение о частной информации
и изобретениях; Соглашение, ограничивающее конкурирующую деятельность; Соглашение о сохранении коммерческой тайны; Условия секретности и передачи изобретений для консультантов или независимых контракторов; Анкета беседы перед приемом на работу; Заявление поступающего касательно посторонней частной информации; Заявление увольняющегося работника; Инструкция работнику в отношении собственной информации предприятия; Анкета беседы при увольнении; Соглашение об отделении; Письмо уволившемуся работнику; Письмо новому нанимателю уволившегося работника.

Обязанности по сохранению коммерческой тайны возлагаются и на руководителя организации. Для этого в контракт, заключаемый с руководителем, вводятся соответствующие положения:

- обязательство руководителя хранить коммерческую тайну
и не использовать ее в ущерб организации;

- о персональной ответственности за создание необходимых условий для сохранности коммерческой тайны;

- об ответственности руководителя за нарушения режима защиты коммерческой тайны и возможных последствиях.

Также следует сказать об ответственности за разглашение коммерческой тайны. Трудовой кодекс предусматривает основание для увольнения работника за разглашение коммерческой тайны, ставшей ему известной в связи с исполнением трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ст. 81).

Защита прав обладателя коммерческих секретов осуществляется способами, предусмотренными ГК и другими законами. Среди них можно выделить следующие: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков, в том числе и упущенной выгоды (ст. 12 ГК).

В ст. 139 ГК предусмотрено, что обладатель коммерческой тайны вправе требовать возмещения убытков:

- от лиц, незаконными методами получивших информацию, составляющую коммерческую тайну (например, путем похищения документов);

- от работника, разгласившего коммерческую тайну вопреки трудовому договору. В этом случае работник получает информацию, содержащую коммерческую тайну, на законных основаниях, например в силу занимаемой должности, а ответственность наступает за незаконное ее разглашение. При этом обязательным является наличие условия о неразглашении коммерческой тайны в трудовом договоре. Работодатель обязан ознакомить работника под роспись с перечнем сведений, содержащих коммерческую тайну, который утверждается руководителем. В противном случае работник не может знать, является ли та или иная информация коммерческой тайной;

- от контрагента, разгласившего коммерческую тайну вопреки гражданско-правовому договору. Под контрагентом следует понимать любое лицо, с которым у обладателя информации заключено соглашение о ее неразглашении. В этом соглашении обязательно должно быть указано, какая именно информация является коммерческой тайной;

- в результате неправомерного разглашения коммерческой тайны должностными лицами государственных органов, получившими ее на законных основаниях.

Возмещение ущерба осуществляется на основании ст. 16 ГК,
а также норм законодательства, регулирующих деятельность этих органов или должностных лиц (например, ст. 102 «Налоговая тайна» и п. 1 ст. 35 «Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц» НК.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

За исключением четырех вышеперечисленных случаев, нарушения коммерческой тайны не происходит, соответственно, права на возмещение ущерба не появляется. Иначе говоря, любое лицо, самостоятельно и добросовестно ставшее обладателем информации, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, если, конечно,
с обладателем не заключен договор о неразглашении.

Лицу, обратившемуся в суд с требованием о взыскании убытков, вызванных незаконным получением или разглашением коммерческой тайны, необходимо помнить следующее: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК). Другими словами, убыток — это выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого лица.

Например, работник берет из своей организации документы
и передает их конкуренту. Убытки работодателя в виде реального ущерба складываются из затрат, связанных с созданием этих документов (например, стоимость бумаги), а убытки в виде упущенной выгоды — из доходов, которые могло бы получить предприятие в случае сохранения тайны. Таким образом, очевидно, что
в подавляющем большинстве случаев убытки выражаются именно в виде упущенной выгоды.

Для взыскания убытков лицу, требующему их возмещения, придется доказать в суде следующие факты (ст. 53 АПК):

1) со стороны ответчика действительно имело место незаконное получение или разглашение коммерческой тайны;

2) наличие убытков (расходов) и их реальный размер. Для этого истец должен будет предоставить суду обоснованный расчет понесенных убытков. При этом стоимость информации, составляющей коммерческую тайну, определить достаточно сложно. Как раз для такого случая с работником при приеме на работу и заключается договорное соглашение, в соответствии с которым работник обязуется не разглашать определенную информацию. Ответственность в случае разглашения информации устанавливается в виде штрафной неустойки, т. е. фиксированной суммы. При этом предприятие (кредитор) не обязано доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК);

3) наличие причинной связи между понесенными убытками
и совершенным ответчиком правонарушением.

Только доказав все перечисленные выше факты и представив обоснованный расчет причиненных недобросовестным конкурентом убытков, потерпевшее лицо вправе будет рассчитывать на положительное для себя решение суда.

Права обладателя коммерческой тайны охраняются также
в административном и уголовном порядке.

Нормы административного права будут применяться, если права обладателя информации, содержащей коммерческую тайну, нарушены должностными лицами органов государственной власти. Например, должностные лица антимонопольных органов (МНС России) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством (ст. 25 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Ответственность за «промышленный шпионаж» определена в ст. 183 УК.

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом
в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ст. 183 УК, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Статья предусматривает ответственность за «незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну». Указанным законом предусмотрено два состава этого преступления: собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений (ч. 1 ст. 183) или незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб (ч. 2 ст. 183).

Первый состав преступления наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Второй состав преступления наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

Согласно ч. 2 данной статьи субъектом преступления могут быть также любые лица, включая должностных лиц, имевших доступ к сведениям, составляющим коммерческую или банковскую тайну.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.