Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И организации психологической службы образования






 

Основой для оценки деятельности педагога-психолога учреждений образования является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой (утверждена Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 января 1998 года № 3), следование Положению о кабинете психологической службы учреждений образования (утверждено приказом Министра образования Республики Беларусь от 13 августа 1998 года № 496) и данным методическим рекомендациям.

В качестве основных критериев оценки деятельности педагога-психолога относятся следующие показатели:

1.Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета, сохранность вверенного ему имущества).

2. Регулярное и четкое ведение документации, ее качество.

3. Участие в ноучно-исследовательской и методической работе.

4. Качественные изменения в работе с посетителями (детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках, решения конфликтов.

5. Обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических исследований, тестирований, их качество, соответствие требованиям. Качество психологический заключений и рекомендаций.

6. Качество психокоррекционных программ и занятий, их эффективность.

7. Наличие системы психологического просвещения учащихся, студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы (семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т.п.).

8. Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов, родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью безымянного анкетирования).

9. Участие педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений прогрмамм, конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, аттестации педкадров.

10. Взаимодействие с диагностико-реабилитационными и другими центрами помощи детям, психологическими общественными организациями, кафедрами психологии, институтами повышения квалификации.

Критерии эффективности психологической службы образования складываются из следующих показателей:

1. Кадровый состав педагогов-психологов: процент обеспеченности учреждений образования педагогами-психологами в соотвествии со штатным расписанием; уровень образования (высшее психологическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки); квалификационная категория; процент текучести кадров.

2. Материально-техническое и методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов (наличие оборудования в соответствии с требованиями к кабинету психологической службы, методического инстументария, библиотеки педагога-психолога, научно-методических журналов “Психология”, обязательной документации).

3. Повышение квалификации педагогов-психологов и инспекторов, курирующих психологическую службу (курсы, стажировка, семинары, конференции, методические объединения, научно-методические публикации, магистратура, аспирантура, научно-исследовательская работа, пропаганда психологических знаний).

4. Подготовка и принятие управленческих решений по психологической службе на уровне отдельного учреждения образования, района, города, области (планирование, анализ деятельности педагогов-психологов, разработка перспективной программы развития психологической службы с учетом современных требований).

5. Наличие информационного банка данных о психологической службе (статистические отчеты, анализ планов, приказов, решений, критических замечаний, писем, жалоб).

6. Наличие банка данных о детях, нуждающихся в коррекционной помощи педагога-психолога. Совместная работа педагога-психолога с комиссией по делам несовершеннолетних, его работа по профилактике правонарушений.

Рассмотрение вопросов организации психологической службы на заседаниях райисполкомов, советах отделов образрваеия, совещаниях руководителей учреждений образования.

Система работы отделов образования по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта работы в районе, городе, области. Внедрение передового республиканского и зарубежного опыта.

Выполнение педагогами-психологами санитарно-гигиенического режима, пожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей.

Наличие документации, нормативных документов, по психологической службе (и ее знание) у руководителей учреждения образования, правильность и регулярность ее оформления.

Работа руководителей учреждений образования по созданию условий для эффективной и творческой деятельности педагогов-психологов.

Участие педагогов-психологов в управленческой деятельности, педагогических советах.

Формы и методы контроля со стороны администрации, отделов образования за работой педагогов-психологов.

Работа педагогов-психологов в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействия с родителями, опекунами, специалистами, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность ребенка, учащегося и студента).

 

Заключение

 

Изложенные концептуальные подходы к организации и функционированию психологической службы в профессиональных учебных заведениях являются основополагающими. Безусловно, что их реализация в каждом из них будет иметь определенную специфику, учитывающую региональные и местные особенности, и прежде всего роль и место учебного заведения в региональной образовательной системе, контингент обучаемых, уровень психолого-педагогической подготовленности всех участников единого педагогического процесса, отличия моделей функционирования психологической службы учебного заведения и др.

Вместе с тем следует помнить, что в любом случае необходимо реализовывать идею системного подхода, не допускать необоснованных и скорополительных решений в отношении роли и зачимости какого бы то ни было направления психологической службы.

Занимая вполне определенное место в воспитательной системе учебного заведения, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса будет успешным в наибольшей степени при выполнении соответствующих условий, основными из которых являются:

– создание благоприятной мотивационной среды на всех уровнях управления и научно-методического обеспечения профессионального образования;

– создание системы научно-методического обеспечения функциониро-вания психологической службы, включающей кадровое, нормативное, учебно-программное, учебно-методическое, информационное, организа-ционно-методическое обеспечение, средства психодиагностики, целенаправленную деятельность по выявлению, обобщению и распространению передового психолого-педагогического опыта и др.;

– максимальное использование педагогами-психологами профес-сиональных учебных заведений образовательно-воспитательных и развивающих возможностей учебно-воспитательного процесса;

– обеспечение в учебном заведении организованного единства в реализации целей психолого-педагогического сопровождения с конкретными целями профессионального образования личности;

– целенаправленная управленческая деятельность руководителей профессиональных учебных заведений и всех педагогических работников, участвующих в едином педагогическом процессе.

 

Приложение к приказу

От 13.08.98 г. № 496

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.