Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностическая работа. В психодиагностических процедурах каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован






 

В психодиагностических процедурах каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован, практически значим, адекватен изучаемой деятельности. Педагог- психолог учебного заведения профессионального образования, проводя диагностическое обследование учащихся, должен иметь ввиду, что необходимо определить цель диагностирования определить понятийный (смысловой) аппарат исследования, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести отбор особенно важных материалов, создать психологический портрет, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с учащимися.

При проведении психодиагностической работы педагог-психолог ПТУЗ, ССУЗ может подбирать инструментарий диагностической технологии, обязательно соблюдая следующие этические нормы:

1) защита интересов учащегося: соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными;

2) ознакомление обследуемых с результатами исследования с представлением им возможности некоторой корректировки этих результатов;

3) профессиональная компетентность педагога-психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик (методики не должны попадать в руки непрофессионалов); сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.

Осуществляя психодиагностическую работу педагог-психолог должен обеспечить:

а) компетентную психологическую ориентацию учащихся на собственные цели, индивидуальные возможности и особенности, а также возможность получить максимальное число моделей поведения и действий на основе полученных знаний о себе;

б) избегание оценочных суждений по поводу действий любого клиента;

в) конфиденциальность в работе, четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю;

г) реалистичность оценки возможностей и уровня собственной квалификации, а также ограничений в своей деятельности;

д) осознание и учет факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей и коррекционной работы;

е) самоценность обратившегося за помощью человека и адекватный для него словарь психологической информации.

ж) постоянную верификацию (проверку на истинность) положений психологической теории, технологий и использование как своего опыта, так и опыта коллег;

Психодиагностическую работу проводят педагоги-психологи всех категорий.

 

Психокоррекция

 

Психокоррекция – особо сложная сфера прикладной работы, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. В связи с этим к педагогу-психологу учебного заведения профессионального образования предъявляются следующие требования:

1) владение техникой организации и проведения социально-психологиче-ских тренингов в их различных формах, создание психокоррекционных программ;

2) осторожность и осмотрительность в выборе психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях;

3) рекомендации, даваемые педагогом-психологом администрации, педагогическим работникам, учащимся, родителям, должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены;

4) постоянный контакт с мастерами производственного обучения, преподавателями другими педагогическими работниками в процессе разработки психокоррекционных программ;

5) знание содержания программ профессионального обучения учащихся по конкретным профессиям (специальностям), их учет в психокоррекционной работе.

Психокоррекция в ПТУЗ, ССУЗ проводится тогда, когда в ходе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении и деятельности учащегося.

Программы психокоррекции и развития должны включать психологическую и педагогическую части. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно педагогом-психологом и преподавателем, мастером производственного обучения, родителями, руководством и другими педагогическими работниками в зависимости от того, кто будет работать с учащимися и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением педагога-психолога.

В психокоррекционной работе педагога-психолога ПТУЗ, ССУЗ можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, эмоциональной устойчивости в условиях профессиональной деятельности. Второе – нормативно-ценностная коррекция – заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и эталонов, в соответствии с которыми учащийся вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных (профессиональных) функций.

Методы групповой психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, их рефлексивных навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих, взаимодействия в учебной группе, трудовом коллективе, на производстве.

В качестве основных методов групповой психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Планы и программы психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, определенных в ходе психодиагностики и носят строго индивидуальный, конкретный характер, ориентированный на специфику будущей профессиональной деятельности.

Психокоррекционную работу проводят психологи высшей и первой категории, а для проведения тренингов необходим соответствующий сертификат.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.