Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Картинка. С III -X вв.племенные названия народов Северо-Западного Кавказа полностью исчезают, за исключением имени «зихи»
С III -X вв.племенные названия народов Северо-Западного Кавказа полностью исчезают, за исключением имени «зихи». Прокопий (VI век н.э.) помещает зихов за абазгами (абхазами) по берегу Черного моря. Константин Багрянородный (первая половина X века н.э.) указывает на восточном берегу Черного моря только две больших народности – зихов и абасгов. В русских летописях ХI века н.э. рядом с русским Тмутороканским княжеством располагаются касоги. Константин Багрянородный свидетельствует, что «От Таматархи на расстоянии 18 или 20 миль есть река называемая Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху. Выше Зихии лежит земля, называемая Папагией, а выше этой страны лежит так называемая Касахия. Выше же Касахии находятся Кавказские горы, а за горами земля аланская».
Картинка. Во-первых, Хазария была многонациональным государством, центром трех мировых религий - иудаизма, мусульманства и христианства на Кавказе. Во-вторых, Хазария не была, в современном понимании, имперским государством, ибо вхождение в его состав тех или иных народов носило добровольный характер, принимая под свое покровительство гонимых и обездоленных. В-третьих, ни один из древнейших источников нам не сообщает о внутренних конфликтах в Хазарии, будь то на социально-экономической или религиозной почве. Евреи-переселенцы заимствовали не только языки местных народов, но и материальную культуру, и некоторые обычаи. Переселение евреев не носило варварский характер. Они всегда приходили в чужую страну только с миром, прося защиты и покровительства. Об этом свидетельствуют «отец географии» Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Согласно их сведениям, евреи, расселившись почти на всей территории Кавказа, встречали благожелательное отношение со стороны местных народов. Особенно это касается синдо-меотских племен, создавших в то время сильное Синдское государство. Необходимо заметить, что синдо-меотские племена, положившие начало адыгскому (черкесскому) этносу, имели огромное влияние на культуру и общественный уклад других народов Северного Кавказа. Но и евреи диаспоры, по мнению академика А.Тюменева, ставшие горожанами того или иного города, играли важную роль в хозяйственной жизни страны. Многие античные города Северного Кавказа были столько же иудейскими, сколько и греческими или синдскими. Таким образом, тесная связь евреев и предков кабардинцев уже в те далекие времена была очевидна. Вот одна из легенд о происхождении хазар, которую нам оставил Михаил Сирийский, живший в 12 в.: «Из внутренней Скифии вышли три брата, которые дошли вместе до р. Танаис. Отсюда один из братьев - булгар отправился на запад и получил от римского императора Маврикия земли близ Дуная. Племя его стало называться булгарами. Два других брата пришли в страну алан, называемую Берсилия. Когда над страной стал господствовать другой народ, они были названы хазарами, по имени того старшего брата, имя которого было Хазарик. Это был сильный и широко распространенный народ». Тюрки-хазары уже к 576 году установили контроль и получили гегемонию над всей территорией Северного Кавказа и части Боспора. Под их контроль попали плодородные земли и торговые пути, связывающие Византию с Восточной и Центральной Азией. Без сомнения, свою роль и, наверное, немаловажную, в этой торговле играли евреи Фанагории и Горгиппии, Крыма и Византии, Ирана и Армении. Таким образом, мы видом на карте Кавказа появление сильного и могущественного еврейского государства - Хазарского Каганата. Расцвет и укрепление Хазарии привлекали к себе бедных, обездоленных и гонимых людей. Такими были, увы, евреи. В этот период - от VI до Х века - большая часть еврейского народа жила на Востоке: в Вавилонии, Персии, Сирии, Палестине, Византии. Положение евреев Византийской Империи было особенно тяжелым. С принятием христианства и его укреплением гонения на евреев были ужесточены. Византийские императоры, в частности Юстиниан VI, относились враждебно к еврейским общинам. Византийские евреи всячески ущемлялись в гражданских правах. Повсеместно разрушались синагоги, молитвенные дома, евреям запрещалась служба в армии, занимать государственные должности, их насильственно принуждали принимать христианство. Император Лев (723г.) издает указ, согласно которому все евреи должны принять крещение по греческому образцу, грозя им в противном случае самыми страшными наказаниями. Этому отчаянно сопротивлялись иудеи, хотя непослушание каралось смертью. Многие евреи были вынуждены бежать, искать счастье на новых местах. Так, большинство из них оказалось в Хазарии. С другой стороны, Арабский Халифат стремился распространить свою религию и тем самым утвердить свое влияние на Северном Кавказе. Хазарский Каганат достиг расцвета в период правления трех царей: Вениамина (880-900 гг.), Аарона (900-920 гг.), Иосифа (920-960 гг.). Важнейшим источником пополнения хазарской казны, по-видимому, был сбор налоговых пошлин с купцов, которые в то время активно использовали «Великую шелковую дорогу» из Китая и Средней Азии в Византию и обратно. Хазария была одним из просвещенных государств Кавказского региона. Итак, что можно сказать о периоде VII - Х вв., и какой он оставил след в истории Хазарского Каганата и всех народов Северного Кавказа? Во-первых, прекратились набеги и погромы многочисленных кочевых племен. Во-вторых, многие народы Северного Кавказа добровольно вошли в состав Хазарии, создав, таким образом, сильное многонациональное государство. В-третьих, наступила политическая стабильность, были восстановлены утраченные транзитные торговые пути. Все это способствовало росту производительных сил и расцвету Хазарского Каганата.
|