Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над гласными






Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают пра­вильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. Поэтому еще на этапе овладения арти­куляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис. 1—6).

Так, традиционное упражнение «окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис. 1).

Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сбли­жены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 2).

 

 

Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (рис. 3).

Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами, рис. 4).

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

 

 

Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребен­ку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью, рис. 5).

Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис. 6).

Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я» также обозначаются мануаль­но, двумя последовательными позами.

 

 

 

«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] + поза звука [э];

«ё» = [j] + поза звука [о] (рис. 3);

«ю»= [j] + поза звука [у] (рис. 2);

«я» = [j] + поза звука [а] (рис. 1).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнас­тики показывает объем позы («Окошко»), подчеркивает контрастность («Заборчик — Трубочка», «Трубочка — Хоботок»).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предот­вращает их пропуски и замены.

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от бо­лее контрастных к менее контрастным:

— в сопровождении ручных символов;

— без них;

— без зрительной опоры.

Предлагаются слоги:

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.