Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и характеристика игрушек






 

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, по возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы: игрушки развивающие первоначальные движения и восприятия; игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира; способствующие умственному развитию; знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки; игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей; знакомящие детей с элементами науки и техники; способствующие физическому развитию; игрушки, развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Очень часто игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой.

Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Прозрачнаяпогремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Подвески важны для своевременного сенсорного развития детей, различения форм, размеров, цветов, материалов, формирования восприятия и начальных элементов мышления.

Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков успокаивают ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет. Специальные бусы-подвески позволяют при перемещении бусины по шнуру менять пространственную и цветовую композицию и таким образом осваивать новые направленные результативные действия. Подвески «палочки», «ежики» позволяют формировать у ребенка осязательные впечатления.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, моделирующие, особенности внешности, образ жизни, обычаи и поведение людей принадлежащих другим культурам, способствуют воспитанию толерантности (терпимости).


Среди образных игрушек особое место занимает кукла -самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (реже — взрослого человека) в игрушке, сделанной из папье-маше, резины, керамики, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самый разнообразный. Среди разнообразных типов игрушек, кукла занимает особое место как динамический, живой образ человека.

 

 

Рис. 21.Образные игрушки

 

Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Через игру с человеческими образами формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. В игре, в центре которой находится кукла, происходит одновременно два взаимосвязанных, противоположных процесса. С одной стороны, кукла является внешним выражением внутреннего мира ребёнка, который вкладывает в её уста и её кукольный «организм» свои слова, знания, опыт, мысли, чувства и переживания. С другой стороны, та же кукла является для ребенка образцом для подражания, и в значительной мере через куклу в сознании ребёнка формируются представления о человеке и связанных с ним категориях (красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом), раскрывается мир человеческих отношений и представлений.

Именно благодаря удивительным силам воображения ребенок оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять характер. В данном случае именно отсутствие деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии.

Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым.

В настоящее время основными тенденциями развития «кукольной индустрии» являются: натурализация и детализация образа куклы; трансформизация и роботизация.

Первая тенденция проявляется вкуклах, воспроизводящих настоящих младенцев, с подробно прорисованными лицами, частями тела, заданными позами, аксессуарами.

Точные подробные копии навязывают ребенку свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяют ребёнку даже создать свой замысел. Они очень быстро вызывают потребность ребенка в новых и новых моделях и неудовлетворенность тем, что он уже имеет. Игра заменяется коллекционированием. Подобное происходит с куклами Барби, игра с которыми фактически превращается в бесконечную череду переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество.

В результате таких навязанных действий происходит торможение фантазии самого ребенка, не формируется собственная, содержательная игра ребёнка. Ограничивая возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, такие куклы ограничивают его возможности к развитию.

Хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных игровых идей ребенка, то есть быть открытой для игры.

Другой негативной тенденцией является трансформизация – вытеснение человеческого образа (человек-паук, человек-динозавр, человек-робот). Образ животного-человека пронизан животными инстинктами: самосохранием через уничтожение, агрессией. Игра с монстрами превращается как правило, в битвы и погони.

Третье направление модернизации игрушки – её роботизация, то есть оснащение куклы чувствительными электронными сенсорами и специальными программами, которые позволяют ей жить своей жизнью, независимой от деятельности ребёнка. Они реагируют на качание, подбрасывание, хлопки, поглаживание и прочие воздействия.

Вершиной такой роботизации в сочетании с натурализмом является изобретённая в Лаборатории искусственного интеллекта (США) кукла «My Real Baby». Ее лицо воспроизводит 15 человеческих эмоций при помощи нескольких сот запрограммированных гримас, которые меняются в зависимости от того, что с ней делают и как с ней обращаются. Кукла также выражает свои " чувства" звуками: хнычет, смеется. Более того, её можно научить разговаривать. Такие куклы фактически заменяют ребёнку настоящих друзей, кошек и собачек, младших братьев и сестёр.

Другим примером роботизации является собачка – робот, созданная инженерами фирмы Sony, которая чувствительна к внешним стимулам и способна моделировать различные эмоции, инстинктивно испытывать потребность в общении.

Встроенные системы искусственного зрения, распознавания звуков и электронного управления, действующие в реальном времени, программное обеспечение, отвечающее за " двигательные рефлексы" игрушки и издаваемые ею звуки, система самообучения и развития, позволяют игрушке - роботу выполнять сложные комплексные движения и реагировать на окружающую среду и поведение ребенка.

Посредством звуковых тонов, посылаемых с пульта дистанционного управления, игрушка - робот переходит в один из двух режимов: игры или исполнения команд.

 

Рис. 22. Игрушки-роботы

 

Модульность структурной схемы игрушки, позволяет дополнять или заменять существующее программное обеспечение, а дополнительные карты памяти хранить данные, полученные в процессе обучения.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.

Действуя с ними, ребенок учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов.

Большинство дидактических игрушек побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря, дают возможность ребенку осуществлять самоконтроль.

К ним относятся игрушки, передающие внешний облик человека, животного или птицы, к артинки с изображением животных и людей, с южетные картинки с изображением действий, н аборы картинок с различным пространственным расположением одних и тех же персонажей, картинки, изображающие в последовательности сюжеты детских сказок, з вукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок, д иафильмы, и грушечный телефон.

К группе дидактических игрушек относятся также многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, развивающие интерес к знаниям, кругозор, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность.

По тематике они подразделяются на: исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Разборные игрушки, разнообразные конструкторы приучают ребенка сосредоточенно заниматься одним делом, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении, способствуют укреплению мышц рук. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

В последние годы на рынке появились настольные электронные игры, например, электронные шахматы с LCD экраном. Перемещение фигур на сенсорной доске позволяет автоматически отслеживать игровую ситуацию на дисплее. Встроенная электронная система позволяет программировать количество подсказок для каждого игрока, обучать стандартным дебютам, устанавливать различные уровни сложности, с учетом индивидуальных особенностей игрока, просматривать свой персональный рейтинг после каждой игры и сохранять все партии в памяти.

 

Рис. 23. Электронные шахматы с LCD экраном

 

Современная обучающая игрушка - электронный плакат " ЗНАТОК" (для изучения английского языка) позволяет услышать настоящее английское произношение, самостоятельно изучать язык, отрабатывать правильное произношение звуков с соблюдением долготы звука в ударном слоге и английской интонации.

Детские наборы для исследования окружающей среды и объектов живой природы (цветов, грибов, водорослей, насекомых и других) позволяют детям на практике знакомиться с основами биологических знаний, уникальными природными ландшафтами, ориентироваться в пространстве и времени, заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью, развивать творческое мышление ребенка не в процессе обучения, а посредством игры. К таким игрушкам относят лупы, микроскопы, бинокли, телескопы, компасы, часы, фотоаппараты, звукозаписывающие приборы и др.

Познавательное развитие в дошкольном возрасте связано главным образом с совершенствованием восприятия, развитием наглядно-образного и логического мышления. Каждое из этих направлений предполагает соответствующие виды действий с определёнными игровыми материалами.

Совершенствование восприятия происходит в процессе действий, требующих различения цвета, формы, величины предметов, например: подбор предметов с одинаковыми признаками, их классификация по сенсорным признакам (цвету, форме, величине и др.). Для этих действий необходимы однотипные предметы или их изображения с ярко выраженным цветом, формой, величиной, например: фигурки или картинки животных разных цветов (зайчики, собачки), однотипные фигурки разной величины (5-10 местные матрешки, кубики, пирамидки и пр.).

Наглядно-образное мышление наиболее успешно развивается в таких видах продуктивной деятельности ребенка, как конструирование по замыслу и по условиям, лепка, аппликация, рисование, моделирование. Для этих видов деятельности необходимы игрушки и пособия, предполагающие создание осмысленного целого продукта из отдельных частей, а также ориентацию по плану или схеме. К ним относятся разрезные картинки, кубики с составными картинками, строительные материалы и конструкторы, мозаики, лабиринты, материалы для лепки, аппликации, рисования.

Для развития логического мышления дошкольника необходимы следующие действия: выделение существенного признака, установление последовательности событий, выявление причинно-следственных связей. Все эти действия в дошкольном возрасте позволяют осуществлять различные настольно-печатные игры, предметные и сюжетные картинки, головоломки.

К группе игрушек, знакомящих детей с трудовыми процессами и развивающих первоначальные трудовые навыки относят садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают у детей интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки, требуют от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолевать трудности.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно- художественные, декоративные (елочные игрушки), театральные и музыкальные игрушки.

Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма.

Музыкальные игрушки типа «музыкальных шкатулок» исполняющие спокойные, несложные мелодии, колыбельные песенки, создают хорошее настроение, вносят умиротворенность и разнообразят слуховые впечатления ребенка.

Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют развитию речи, воображения, памяти.

Театральные игрушки используются при постановке ролевых игр, домашних спектаклей, в развлечениях. К ним относятся куклы перчаточные, пальчиковые игрушки, фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам сказок, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети.

Театральная игрушка – одна из самых «живых» и веселых. Речь ребенка в театрализованных играх, становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести.

Пальчиковые игрушки одеваются на пальцы, как наперсток. Персонажи могут быть как из знакомых сказок, так и нетрадиционными с которыми придется разыгрывать сказку или историю собственного сочинения. Такая игра фантазии - одновременно и развитие речи, и освоение социальных ролей, и упражнение для пальчиков.

 

 

 

 


Рис. 24. Пальчиковые керамические игрушки к сказке «Колобок»

 

Разыгрывание ролей с помощью театральных игрушек формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, стимулирует развитие театрально - речевых способностей.

Приобщение ребёнка к социальной жизни, воспитание толерантности осуществляется, через знакомство с предметами быта, относящихся к разным культурам, национальными игрушками, костюмами и атрибутами, культурными традициями других народов, участие в рождественских и других праздниках.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники относятся наборы для сборки технически сложной, электронной игрушки: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемника, различные конструкторы, электронные игры и игрушки, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия, машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, способствуют политехническому образованию детей.

 

а)

б) в)

г)

Рис. 25. Радиоуправляемые модели:

а) вертолетов; б) планера; в) катера; г) автомобилей

 

Модели транспортных средств бывают как без механизмов, так и с ручным управлением, заводные с инерционным механизмом, с микроэлектродвигателями.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки) относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спортроллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

Они побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении.

Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координацию движений.

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

Так, например, такая игрушка как каталка «уточка» Ducky, которая при катании машет крыльями и издает звуки, развивает моторные навыки и слух ребенка, стимулирует малышей к активным движениям.

По возрастному назначению игрушки делят на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями как безопасности, так и уровнем развития детей и связанным с ним различными проявлениями интереса к окружающим их предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут малыша напугать, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве игрушек они подразделяются на игрушки деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.

К мягконабивным относят игрушки, оболочка которых изготовлена из текстильного материала или меха с различной длиной ворса, наполненная упругими материалами (гранулами вспененного полистирола, пенополиуретана, искуственным волокном), легко сжимающимися рукой. Термином «мягконабивная игрушка» обозначается игрушка, поставляемая в кукольной одежде или без нее. Из этого понятия исключаются куклы с мягконабивным туловищем, у которых голова, руки и ноги сделаны полностью из полимерного материала без использования ткани.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.