Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика классической философии. Философия Л.Фейербаха.






Гегель завершил традиционную идеалистическую философию рационализма, призывавшую человечество через НТП и социально-политические революции утвердить царство свободы, справедливости и разума на Земле. Но последствия великих политических и промышленной революций 18 века стали основой критики философии Гегеля. Самые решительные революции 18 века во Франции и США показали крах надежд таких певцов революции, как великие просветители 17-18 веков, включая Канта и Гегеля. Революции не только не дали сделавшим их народам и партиям желанного, но привели к еще более бесчеловечному и некультурному обществу. Власть перешла из рук светских людей чести и благородства к корыстным и лицемерным хамам. Крестьяне получили освобождение от крепостной зависимости, но и от земли, становясь из крестьян все более пролетариями. У ремесленников заводской конвейер отобрал средства труда, загоняя их тоже пролетариями на фабрики. Мелкий и средний предприниматель тоже вместо свобод стал еще больше эксплуатироваться крупным и обираться государством. НТП нес удобства и облегчение только богатеющим, а счастье – никому. Ранее стыдливое поклонение деньгам и вещам стало бесстыжим культом. Выиграли только олигархи из обуржуазившихся дворян да уголовными путями разбогатевшие в эпоху первоначального накопления капитала нувориши. На смену эпохе Просвещения пришло время бездумной развлекаловки, раскультуривания, отката к религиозному Средневековью и даже языческой мифологии. Стереотипы малообразованных народов и власти сначала буржуа, а затем и просто денежных спекулянтов оказались сильнее их разума, демократический террор стал гаже аристократического и плодил хаос во всех сферах жизни общества. Утвердившийся у власти капитализм как двигатель научно-технического прогресса еще работал, но начал изнутри гнить и все больше тормозить прогресс социальный и нравственно-духовный, не решив даже острейшего в революциях вопроса о земле.

. Для крестьянства создается Л.Фейербахом и А.Н.Радищевым философия революционных демократов. Для пролетариата и наемных работников физического и умственного труда разрабатывается философия марксизма. Разночинцы политизированного либерально-демократического лагеря вырабатывают прагматизм, а естественно-научная интеллигенция – позитивизм, герменевтику и психоанализ. Гуманитарная интеллигенция создает «философию жизни», феноменологию и экзистенциализм. Каждая из философских школ брала от Гегеля приемлемое и развивалась дальше самостоятельно. Л.Фейербах, позитивисты и марксизм взяли от учителя рационализм, но заменили идеализм разновидностями материализма, остальные же наследовали идеализм, а рационализм заменили разновидностями иррационализма. Внутри каждого лагеря тоже возникли существенные различия, например, внутри рационалистов: марксисты разрабатывают дальше гегелевскую диалектику, а позитивисты и революционные демократы диалектику заменили на разновидности метафизики. То, что взгляды гегельянцев разных философских направлений оказались несовместимыми друг с другом, по-прежнему благо, как всякое философское разномыслие, но оказался ли преодоленным кризис философии хотя бы сейчас? По мнению вашего преподавателя – нет. Вслед А.Швейцеру не вижу достаточной культуры философской мысли ни у кого, кто бы адекватно и своевременно, как в философии до 20 века, помогал человечеству решать новые все более сложные задачи, давал теоретическое оружие преобразования окружающего и внутреннего мира, чтобы если не предотвращать, то хотя бы отодвигать и не накапливать опасности людям и планете. Философы должны разрабатывать новые идеалы культуры и разглядеть новые социальные силы преобразования созидательного, прогрессивного, а они не дают даже принципиально новых социальных программ. Философию как будто покинул творческий дух, ибо масштабы культуры мышления меньше необходимых. Преобладает эпигонское низкоэтичное мышление, далекое от духовного аристократизма и понимания реальных вызовов времени человечеству, понимания даже того, что нравственный и духовный прогресс должен идти впереди материально-экономического.

Философию оптимизма эпохи Просвещения подхватили материалисты, идеалисты же впали в пессимизм. Так как философия прагматизма, позитивизма и постпозитивизма, экзистенциализма и психоанализа, герменевтики, феноменологии и «философии жизни» рассматривается в данном курсе ниже, то здесь можно, их не затрагивая, помочь понять те направления выхода из кризиса классической западной философии, которые были предложены революционными демократами и марксистами. Не рассматривать их невозможно уже потому, что те и другие еще значительно меняют так называемый третий мир в аграрных и индустриальных странах. Живущая еще в доиндустриальном обществе треть населения планеты руководствуется наследием революционно-демократических философов, считающих своим отцом и выразителем чаяний немца Людвига Фейербаха.

Л.Фейербах в 26 лет (в 1830 г.) за атеизм сослан пожизненно в деревню, но участвовал в деятельности социал-демократической партии Германии и I Интернационала, где полемизировал с марксистами, выступая за крестьянскую, а не пролетарскую революцию. Л.Фейербах первым из учеников Гегеля, оставшись рационалистом, заменил идеализм материалистическим понимание природы. Фейербах за теснейший союз философии с естествознанием, но он отверг предшествующий механистический материализм, создав антропологический, в котором не игнорируется, а учтено качественное отличие живой природы от неживой. Только в понимании жизни общества Л.Фейербах остается идеалистом, считая смену религий движущей силой развития, и предлагает заменить веру в Бога верой в человека. Религия не продукт лишь невежества, но нравственная сила, пока антинаучная, ибо вней сны человеческого духа. Надо верующих занять не подготовкой к потустороннему миру, а размышлениями об этом. Заменив устарелые догматы научными исследованиями мира, а любовь к Богу любовью к людям, мы поднимем общество на более высокую ступень развития. В философии основным разделом должно стать учение о человеке, его творческих возможностях, особенно мужика как кормильца людей, труженика и патриота, хозяина земли. Гносеология Фейербаха сильна критикой агностицизма и утверждением познаваемости сущности разумом, он разоблачил так называемую «гносеологическую робинзонаду» показав, что познает отдельный человек не как изолированный индивид(Робинзон на необитаемом острове), а как общественное существо, мыслит совместно с множеством единомышленников и оппонентов, без учета этого понять верно познавательный процесс невозможно. Но гегелевскую диалектику Фейербах не смог отделить от идеализма и не смог использовать в полной мере, поэтому его философия созерцательна и неисторична. В социальной философии Фейербах активный сторонник возврата земли тем, кто ее обрабатывает, защитник трудовой частной собственности. Он противник классового эгоизма, превращения крестьянина в пролетария или буржуа. Этика Фейербаха эпикурейски разумно гедонистична, он гуманист, народ считает подлинным творцом истории, за чувственную любовь в единстве с духовной. Резко критиковал раболепство и деспотизм, старые феодальные и новые классы буржуазного общества, невежество и лицемерие церковников. Революционные демократы России 19 века, анархисты и марксисты выражали Л.Фейербаху благодарность и почтение даже споря с ним.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.