Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифы и легенды о спорте Древней Греции






Существуют различные теории происхождения спорта. Одна из них, долгое время главенствовав­шая в отечественной истории и теории физической культуры и спорта, гласит, что спорт появился как практика и подготовка к трудовой и военной деятельности. Охотникам и воинам требовалось быстро бегать, метать копье, прыгать и т.д. Когда эти действия перестали быть жизненно необходимыми, они продолжали существовать как развлечения и средство соревнований. Другая теория рассматривает спорт как биологическую необходимость, средство реализации, согласно Платону и Филострату,

врожденного импульса движения. Не менее существенным в этой теории является необходимость в спорте как средстве освобождения от присущей человеку агрессивности, использования игры для смягчения чувства тревоги. И та и другая тео рии имеют под собой достаточно оснований и подтверждений в истории. Однако когда речь идет о спорте Древней Греции, об истоках олимпизма, мы несомненно обращаемся к третьей теории зарождения и развития спорта теории культа.

Нереально отыскать во мгле столетий цели и даты первых со­ревнований в беге, борьбе, метании диска или копья, гонок на колесницах; имена тех, кто первым испытал радость побед и горечь поражений в спортивных соревнованиях. Начала этих яв­лений, как и всех остальных в жизни древних, окутаны густым туманом мифов и легенд, и отделить здесь вымыслы от исторической правды невозможно.

Мифология Древней Греции прошла длительный путь развития. Наивысший ее расцвет относится ко второму тысячелетию до н.э., когда окончательно оформился олимпийский пантеон богов, жи ущих на вершине Олимпа и подчиненных власти сильнейшего и мудрейшего из богов Зевса. Каждое олимпийское божество обладало строго опре­деленной функцией: Афина —

любимая дочь Зевса, богиня муд­рости и храбрая воительница, ох­ранительница городов и страны, покровительница высших родов искусства и ремесел; Гермес — бог торговли, покровитель юношества и атлетов; Артемида — богиня охоты; Афродита — богиня любви и красоты и т.д.

Состязательный дух, сверхче­ловеческие усилия для достижения какой-либо цели или подвига с величайшей отдачей физических и умственных сил — это тот элемент, который господствует в греческой мифологии. Мифотворческая

греческая мысль, поднимая состязания до божества, дает им эталон идеала.

Олимпийская мифология ха­рактеризуется ярко выраженным антропоморфизмом, когда боги наделялись физическим телом, имеющим обыкновенные человеческие качества. Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы о героях (Геракле, Тесее и др.), которые борются с этими чудовищами и побеждают их. Затем Зевс у древнегреческих поэтов Гесиода и Пиндара превращается в образ,

олицетворяющий принцип мировой справедливости.

Параллельно греческой мифо­логии развивается и формируется греческая религия, закрепленная системой культов и обрядов, а состязания в Греции издавна составляли часть культа. Согласно преданиям, все крупные греческие соревнования проводились в честь какого-либо мертвого героя или бога. Существовала связь спортивных состязаний с погребальными обрядами и рели­гиозными праздниками, такими, как праздник изобилия земли, или надгробными культами.

Например, в религиозных крестьянских праздниках прово­дились соревнования молодых людей, бегущих с гроздьями ви­нограда, виноградной или лавровой ветвью. Венки, изготовленные из ветвей дикой маслины или сельдерея, которыми в дальнейшем венчали победителей различных игр, также связывают с крестьянскими праздниками.

В древнегреческих мифах мы находим упоминания о состязаниях спортивного характера. Аполлон прославлялся в мифах как метатель диска, однако один из его бросков закончился трагически. Юный Гиакинт, любимец Бога, побежал к тому месту, куда падал диск, но диск попал ему в голову и убил юношу. Такое же несчастье случилось и с героем Пересом: метнув бронзовый диск, он случайно поразил насмерть своего деда Акфисия. Уже в мифах мы встречаемся с проявлением хитрости и мошенничества в борьбе за победу в состязаниях. Известна история с Атлантой из Беотии, девушкой удивительных

физических способностей, не знавшей равных себе в беге. Она поставила условие, что только тот станет ее мужем, кто превзойдет ее в соревнованиях в беге. Это сумел сделать лишь герой Миланион, ко­торый воспользовался советом богини любви Афродиты и на бегу бросал перед Атлантой золотые яблоки. Девушка не устояла перед искушением, стала на бегу подбирать драгоценные плоды и отстала (Кун Н., 1954).

Подробные сведения о спор-, тивных соревнованиях древних греков мы находим в произведениях Гомера, написаных задолго до начала Олимпийских игр древности. Однако программы соревнований, описанные Гомером, очень близки к тем, которые через много лет появятся в Олимпийских играх и других крупнейших всегреческих или региональных соревнованиях.

В " Илиаде" Гомер описывает поминальные игры, устроенные Ахиллом в честь павшего Пат- рокла. В программе этих игр — гонки на колесницах, кулачные бои, борьба, бег, метание диска, стрельба из лука, метание копья, фехтование в тяжелом снаряжении. Вот как выглядели, к примеру, состязания в кулачном бое:

Так опоясавшись оба, выходят бойцы на средину.

Разом один на другого могучие руки заносят,

Сшиблись; смешалися быстро подвижников тяжкие руки. Стук кулаков раздается по челюстям; пот по их телу Льется ручьями...

Обычай почитать память мерт­вых героев спортивными сорев­нованиями сохранялся на про­тяжении длительного периода.

Чресла свои опоясав, борцы на средину выходят;

Крепко руками они под бока подхватили друг друга...

Сильно хребты захрустели, могучестью стиснутых рук их...

В 490 г. до н.э. афиняне отстаивали на Марафонской равнине свою свободу в битве с персами, которые превосходили их по

Стали порядком; Пелид указал им далекую мету.

Бег их сперва от черты начинался; и первый всех дальше Быстрый умчался Аякс; но за ним Одиссей знаменитый Близко бежал...

численности. И греки победили. Весть о победе в Афины принес быстроногий Филиппиадад — лучший бегун греческого войска. Вбежав на городскую площадь, он произнес: " Радуйтесь, афиняне, мы победили! " — и упал замертво. А пробежал он более

40 км. Эта победа греков сопро­вождалась большими ритуальными соревнованиями. Такими же состязаниями была отмечена и победа в битве у г. Платен в Беотии в 479 г. до н.э.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.