Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и функции рынка.






Изучение первого вопроса следует начинать с определения рынка. Рынку можно дать много определений. Более полным и целостным нам представляется следующее определение: рынок - это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.

Необходимость рыночных отношений проистекает из следующих причин: производственные возможности человека ограничены по сравнению с его потребностями.

Все ресурсы ограничены, следовательно, применяя их в одной сфере, мы исключаем использование этих же ресурсов в другой. Это называется законом ограниченности ресурсов. Человек может работать и производить какие-либо материальные или духовные ценности только в одной сфере деятельности; результат его труда, поэтому одинаков. Но в потреблении человек никогда не ограничивается одним наименованием, ему нужны самые разнообразные блага и услуги, которые он не может сделать сам. Люди научились преодолевать эту ограниченность при помощи обмена одного результата труда на другой.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что рынок существует только там, где есть товарное производство. И, следовательно, рыночное хозяйство требует существования частной собственности на средства производства, а частная собственность, в свою очередь, требует самостоятельного принятия экономических решений всеми субъектами. В современной экономической теории под рыночной подразумевается та экономика, где все решения принимаются децентрализованным путем.

Совершенным рынком считается тот, на котором устанавливается одинаковая цена на один и тот же продукт в одно и то же время. Для этого необходимы следующие условия:

- высокий и регулярный спрос;

- неограниченное число участников конкуренции;

- абсолютная мобильность факторов производства;

- свободная конкуренция среди покупателей и продавцов;

- наличие всего объема информации у участников конкуренции.

Но в реальной экономике практически не бывает всего набора указанных условий, поэтому совершенного рынка тоже не бывает, а действует конкурентный рынок, о котором подробно будет сказано в разделе " Конкуренция и монополия.

В экономической теории выделяют три группы основных субъектов рынка: домохозяйства, фирмы, государство.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев капиталов, земли.

Фирма - это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Государство принимает участие в формировании экономико-правовой среды действия других субъектов, В современной рыночной экономике его роль очень велика.

При этом каждый реализует только свой собственный интерес и думает только о своей выгоде, координация же их действий осуществляется через рыночный механизм. Он обеспечивает согласование экономических интересов всех участников рыночных отношений, благодаря чему их действия становятся согласованными и подчиняются определенным закономерностям. Рыночный механизм - это порядок определения цен, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен на товары, их количества, объема и структуры производства. В результате процесса обмена товарами и услугами и содействия людей этому обмену при помощи создания нужных товаров и услуг и устанавливается экономический порядок в обществе.

Все товары и услуги имеют свою цену. И одной из важнейших функций рынка является информационная, воплощенная в ценах. Цены сообщают о недостатке или переизбытке товаров, об издержках производства, о перспективных направлениях вложения капитала.

Другая функция рынка, стимулирующая, вытекает из первой. С помощью цен, через их равновесие или совпадение спроса и предложения, возможно эффективное ведение производства, рационально используются редкие ресурсы, достигаются наиболее удачные способы получения качественного продукта при минимальных издержках, обеспечивается распределение товаров и услуг между людьми в соответствии с их доходами, структура общественного производства соответствует потребностям людей.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция, или противоборство между производителями за получение наибольшей выгоды. Результатом конкурентной борьбы непременно является более полное и эффективное использование редких ресурсов. Таким образом, через конкуренцию реализуется еще одна функция рынка - оптимизация пропорций общественного производства.

Кроме того, через конкуренцию происходит как бы естественный отбор среди предприятий. Успех обеспечен лишь тем, кто сумеет вовремя приспособиться к новым условиям, наладить выпуск нужного продукта, сменить технологию, снизить издержки и оказать влияние на формирование цен. Тот, кто не справляется с этими задачами, выходит из игры. Так появляется санирующая функция рынка.

Таким образом, изучив первый вопрос, можно сделать вывод, что рынок - это система общественной связи между людьми, которая, как и всякое системное образование, имеет свои элементы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.