Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы К развития России

В Российском государстве основой К строя и акты, которые закрепляли данные институты возникают лишь в начале 20 в. Первым законодательным актом, имевшим К значение стал манифест от 17 октября 1917 г, под названием Об усовершенствовании гос порядка, который провозглашал введения гражданских свобод, а так же создание законодательного орана в виде ГосДумы. В апреле 1906г были приняты гос законы, которые определяли 2-х палатную систему парламента - ГосДумы и Госсовет, однако данные законы устанавливали, что вместе с парламентом законодательную деятельность осуществляет и император, без утверждения которого ни 1 закон не имеет юр силы. До 1917 г был принят ряд законов, развивающих положение основных гос законов:

1) Закон о военно-полевых судах

2) Об уравнении крестьян с другими сословиями

3) Новое положение о выборах

4) Закон о порядке издания законов и постановлений.

Первой советской К является К, принятая 10.07.1918 г на 5 Всероссийском съезде советов. В данной К были закреплены положения:

1) Провозглашающие диктатуру пролетариата и полновластия советов рабочих, солдатских и крестьянских и матросских депутатов. К устанавливает социалистическую собственность на средства производства и орудия труда, а так же ликвидация эксплуатации человеком человека. данная К являлась образцом для К других независимых советских республик - Белорусской и Украинской, принятых в 1919 г, Азербайджанской 1921 г, и Армянской и Грузинской 1922г.

Следующим этапом К развития является принятие на основе декларации и договора фоб образовании СССР от 30 декабря 1922 г первой общесоюзной К СССР 1924 г. 1925 г появляется новая К РСФСР.

В декабре 1936 г на чрезвычайном 8 съезде советов СССР была принята новая общесоюзная К, на основе которой в 1937 г принимается новая К РСФСР. Данная К отражает факт победы социализма в стране, закрепило господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства и орудие производства. Так же закрепляло перерастание гос диктатуры пролетариата, в общенародное гос-во. Устанавливало принцип равенства граждан и отменяло все ограничения избирательных прав.

В 1977 г, в связи с провозглашением построения социализма и общенародного гос-ва в СССР после всенародного обсуждения была принята новая К. В 1978 г на её основе принимается новая К. Данная К с изменениями, принятыми в 1991 - 1993г была заменена К 1993 г.

 

Б.8В.2 Конституционные обязанности человека и гражданина.

Каждый чел должен нести К обязанности, выполненение которых необходимо для норм. развития общ. В отличие от прежней К новая К, 1) закрепляет лишь наиболее важные К обязанности, 2) не увязывает их столь жестко с К правами и свободами. К обязанностями в РФ явл: - обязанность соблюдать К и з-ны РФ; сохранять природу и окруж среду, бережно относиться к природным богатствам; платить налоги и сборы; заботиться о сохранении историч. и культ. наследия, беречь памятники истории и культ; защита Отечества, обязанность родителей заботиться о своих детях, воспитывать их и, соответственно, обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о трудоспособных родителях.

 

Б.9В.1 Юридические свойства Конституции РФ.

Юр. св-ва конст. - важнейшие правовые черты и признаки К., отличающие ее от др. законов и иных правовых актов.

Св-ва:

1) Юридическое верховенство Конст. (обладает высш. юр. силой). Кроме того юр. верховенство Конст. проявл. в том, что все законы и подзаконн. акты принимаются органами указ. в Конст. и в порядке установленном ею.

2) Конст. явл. основой, базой всей правотворческой и законотворческой деятельности, нормы К. носят первичный, учредительный хар-р.

3) К. характеризует особый порядок принятия, внесения в нее поправок, изменений и дополнений. (Простой закон принимается (изменяется) простым большинством членов законодат. органа, а Конст. поправки квалифицированным большинством).

 

Б.9В.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина.

1) по природе происхождения прав и свобод-а) естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, на достойное существование, на семью, на родину, на свободу мысли и слова, своб. совести, и др.б) так называемые приобретенные права и свободы чел. и гражд.(право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местногo самоуправления; право участвовать в управлении государственными делами,. право участвовать в отправлении правосудия, право на объединение в общественные организации, политические партии и т.д)Никто и ничто не м. лишать чел. естеств. прав т.к. они даны ему от рожд., а приобр. права есть результат деятельности законодателя.

2) по мат-ному содержания прав и свобод-а) гражданские права и свободы б) политические права и свободы;.в) экономические нрава и свободы г) социальные права и свободы д) культурные права и свободы е) иные права и свободы.

 

Б.10В.1 структура Коституции РФ.

Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы. В преамбуле излагаются основные цели принятия данной К.. 2-й раздел называется “заключение и переходные положения”.

2-й раздел закрепляет:

1. порядок вступления К. в действие;

2. соотношение К. и ранее принятых источников права;

3. процесс реформирования органов госй власти и реформирования законодательства.

Структура К.:

Первый раздел состоит из 9 глав:

1 глава “Основы К. строя” - основами можно назвать кодифицированный нормативный акт, закрепляющий принципы правового регулирования в той или иной сфере.

2 глава “Права и свободы человека и гражданина” - посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида.

3 глава “Фед устройство” - без комментариев.

4 глава “Президент РФ” - без комментариев.

5 глава “Фед собрание” - без комментариев.

6 глава “Привит-во РФ” - без комментариев.

7 глава “Судебная власть” -

8 глава “Местное самоуправление” - без комментариев.

9 глава “Конституционные поправки и пересмотр К.” - без комментариев.

 

Б.10В.2 Понятие юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии. Наиболее общей гарантией такого рода явл-ся существование правового гос-ва. Важнейшее значение для правовых гарантий имеют способы осущ-я конституц прав и свобод: явочный порядок, заявительный, регистрационный, разрешительный, режим судебных санкций.

 

Б.11В.1 Понятие и основы конституционного строя РФ.

Понятие “основы” оценивают по-разному. Основы это кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. Так под основой можно понимать конституцию в целом, но вынесение этой категории невозможно без толкования понятия “К. строй”. К. строй - это такой порядок организации власти в государстве, при котором на основе К. происходит соблюдение прав и свобод человека, разделение властей, равноправие форм собственности, а так же судебная защита прав и свобод индивида. Соотношение гос-го строя и К. строя. Гос строй - это фактическая конституция общества. К. строй - это гос строй в условиях реальной К.. Если конституция фиктивна, то К. строя не будет. Хотя даже конституция тоталитарного строя может создавать К. строй, т.к. для юридической науки не важно содержание, важна сама форма. Если гос строй укладывается в реалии К., он К.. По содержанию К. строй делится на демократический (правовой, справедливый) и антидемократический.

 

Б.11В.2 Конституционный статус Президента РФ и его функции.

Конституционные функции Пр. РФ - это основные, главные направления его деятельности, определяемые и закрепляемые конституционными нормами.

Функции Пр. (в соотв. с К.): 1) Пр. - глава РФ, высшее должностное лицо страны. главное действующее лицо в гос. иерархии. 2) Пр. РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод Ч. и Г., гос. суверенитета РФ, её независимости и гос. целостности. 3) Пр. - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти федерального и субъектного уровня. 4) Пр. РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутр. и внеш. политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ. 5) Пр. РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях. + Б.18В.1

 

Б.12В.1 Конституционные принципы функционирования публичной власти.

Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:

· органы государства, в том числе:

- государственные органы Российской Федерации;

- государственные органы субъектов Российской Федерации;

· органы местного самоуправления.

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

 

Б.12В.2 Уполномоченный по правам человека в РФ, его полномочия.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения госй защиты прав и свобод граждан; их со­блюдения и уважения госорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченным по правам человека в РФ может быть:

• гражданин РФ не моложе 35 лет;

• обладающий квалификацией в области прав и свобод человека;

• имеющий опыт их защиты.

Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФ Гос Дума ФС РФ большинством го­лосов от общего числа депутатов при тайном голосовании. Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека могут предложить:

• Президент РФ;

• Совет Федерации;

• депутатские объединения в Госдуме;

• депутаты Госдумы.

Предложенные кандидатуры включаются в список для тайного голосо­вания при согласии не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Срок пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ - 5 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на данную должность не более чем на два срока. Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права:

• заниматься политической деятельностью;

• любой иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, кро­ме преподавательской, научной или творческой;

• быть депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, депутатом зако­нодательного (представительного) органа субъекта РФ;

• состоять на госслужбе;

Уполномоченный по правам человека в РФ обладает неприкосновенно­стью в течение срока, на который был избран. Он не может быть:

• привлечен к уголовной или административной ответственности без со­гласия Госдумы;

• задержан, арестован, подвергнут обыску (за исключением случаев за­держания на месте преступления);

• подвергнут личному досмотру (за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц);

• его служебное и жилое помещение, багаж, транспортные средства, сред­ства связи, документы также обладают неприкосновенностью. Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается отдолжности в случаях:

• занятия деятельностью, несовместимой с его статусом;

• вступления в законную силу в отношении него обвинительного приго­вора суда;

• неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности;

• по личному заявлению.

3. Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ -

рассмотрение жалоб граждан РФ (иностранцев, лиц без гражданства) на нарушение прав человека в РФ.

Жалобы подаются на решения или действия (бездействие):

• государственных органов;

• органов местного самоуправления;

• государственных служащих, если ранее они обжаловались в судебном порядке, но заявитель не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалобы не принимаются:

• на решения Госдумы и Совета Федерации;

• законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Жалоба должна содержать:

• фамилию, имя, отчество;

• адрес заявителя;

• изложение существа решений, действий (бездействия), нарушавших его права;

• копии решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

После получения жалобы Уполномоченный по правам человека:

• принимает жалобу к рассмотрению;

• разъясняет заявителю средства, с помощью которых он может защи­щать свои права и свободы;

• в случае необходимости передает жалобу госоргану, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенции которых разрешить жалобу по существу;

• мотивированно отказывает в принятии жалобы к рассмотрению (дан­ный отказ не подлежит обжалованию).

Уполномоченный по правам человека может по собственной инициати­ве в пределах своей компетенции принять меры по защите прав и свобод

.граждан:

• в случае грубого и массового их нарушения;

• защиты интересов лиц, не способных по тем или иным причинам за­щищать свои права.

По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Привит-во РФ, К. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека осуществляется из средств федерального бюджета. Для обеспечения его де­ятельности создается специальный рабочий аппарат. Основной нормативный акт, регулирующий вопросы статуса и дея­тельности Уполномоченного по правам человека в РФ, - ФКЗ " Об Упол­номоченном по правам человека в РФ" от 26.02.97 № 1-ФКЗ.

 

Б.13В.1 Система органов гос. власти РФ.

Власть на фед. уровне осущ-ют: Президент РФ, Фед.Собр. РФ., Прав-во РФ и фед. органы исполнит. Власти, Суды РФ. В РФ президент не явл-ся главой прав-ва, а только главой гос-ва. Парламент участвует в формировании прав-ва, в частности, в утверждении кандидатуры председателя прав-ва, кот. назначает Президент (т.е. парламент только утверждает). прав-во подотчетно президенту, но и парламенту => в РФ смешанный тип или полупрезидентский тип республики.

 

Б.13В.2 конституционные принципы рыночной экономики.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности. " Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.
Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

 

Б.14В.1 Федеральные органы исполнительной власти.

В соотв. с К. (ст. 112). Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ. Президент своим указом утверждает ее. В настоящее время в соотв. с указом № 651 Президента от 29.05.99 сущ. след. структура ФОИВ:

1) Правительство РФ - председатель, заместители, федер. министры.

2) Федеральные Министерства (24 шт.) (внутренних дел; обороны; здравоохранения; образования; экономики и другие).

3) Гос. комитеты (11 шт.) (по молодежн. политике, по охране окружающей среды и др).

4) Федеральные комиссии России (2 шт.) (Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг).

5) Федеральные службы (15 шт.) (пограничная, налоговая, безопасности и др.)

6) Российские агентства (10 шт.) (авиационно-космическое, по боеприпасам, по гос. резервам и др.)

7) Федеральные надзоры России (2 шт.). (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности).

8) Иные органы (управления)

Акты ФОИВ. - постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.п. Порядок опубликования и вступления в силу актов ФОИВ регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 " О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и НПА ФОИВ".

НПА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правой статус организаций подлежат обязательно официальному опубликованию в газете " Российские вести" (" РВ") в течение 10 дней после их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов ФОИВ.

НПА ФОИВ, ~ не прошли гос. регистрацию, не опубликованные, явл. не вступившими в силу (кроме актов составляющих гос. тайну, или сведений конфиденциального характера).

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования НПА ФОИВ осуществляет Министерство юстиции РФ.

НПА ФОИВ вступают в силу одновременно по всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их офиц. опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

Б.14В.2 Конституционный принцип идеологического и политического собрания.

1. Политическая партия в РФ - общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством 1 формирования и выражения их политической воли, участия в обществен­ных и полит. акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госвласти и органах местного самоуправления.

2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

• иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ;

• иметь не менее 10 тыс. членов партии в более чем в половине субъектов; РФ региональное отделение численностью не менее 100 человек, а в остальных субъектах - не менее 50 членов партии;

• руководящие и иные органы партии, ее структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Не может быть зарегистрирована в качестве партии организация, которая отвечает указанным требованиям, но:

• выступает за насильственное изменение основ К. строя; и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва,

• ее цели или действия направлены на осуществление экстремистской деятельности;

• создана по признакам профессиональной, расовой, национальной, ре­лигиозной, национальной принадлежности;

• состоит из лиц одной профессии;

• имеет свои структурные подразделения в органах гос власти, местного самоуправления, вооруженных силах, госаппарате, гос организациях.

3. Политическая партия имеет свое наименование и символику. Наиме­нование партии не должно повторять наименование уже существующей партии или партии, прекратившей свою деятельность, а также быть произ­водным от фамилии

4. Зарегистрированная политическая партия вправе:

• свободно распространять информацию о своей деятельности; пропа­гандировать свои взгляды, цели и задачи;

• участвовать в выработке решений органов гос власти и органов местно­го самоуправления;.

• участвовать в выборах и референдумах;

• создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица; принимать решения об их реорганиза­ции и ликвидации;

• организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, ше­ствия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

 

Б.15В.1 Роль прокуратуры в защите прав и свобод граждан.

Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом - который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд. принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ. Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

 

Б.15В.2 Конституционный принцип неприкосновенности собственности.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституция РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.
Действие указанного принципа исключает возможности как необоснованного присвоения чужого имущества, так и новых переделов собственности, будь то возврат имущества " прежним владельцам" (" реституция") или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев. Он призван гарантировать стабильность отношений собственности, составляющих базу имущественного оборота. Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путём его приватизации, то оно само отражает волю публичного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия, рассматриваемого принципа.

 

Б.16В.1 Характеристика личных (гражданских) прав и свобод.

Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность от­носятся к группе основополагающих личных прав. Без соблюдения данных прав невозможно нормальное существование человека как биологического и социального организма.

Право на жизнь:

не зависит от наличия или отсутствия гражданства и принадлежит человеку в силу его рождения и не может быть предостав­лено ему гос-вом не может быть ограничено.

Существует процедура законного лишения человека его жизни гос-вом - смертная казнь. Это вид уголовного наказания, ко­торое заключается в лишении человека жизни гос-вом по приговору суда за совершение особо тяжких преступлений. Данная мера наказания является высшей и исключительной.

В Российской Федерации признается и защищается право на достоин­ство. Достоинство - признание за человеком его ценности со стороны общества, уважительное отношение человека к самому себе. Достоинство сле­дует отличать от чести. Честь - внешнее выражение достоинства.

3.Свобода - возможность делать все, что не запрещено законом; личная неприкосновенность - состояние человека, при котором он защищен от внешних посягательств на его жизнь, здоровье и духовный мир. Свобода и личная неприкосновенность - неотъемлемые условия жизни человека в цивилизованном обществе.

Человек может быть лишен свободы либо ограничен в ней только по приговору суда в качестве меры уголовного наказания за совершение пре­ступления.

4.Необходимое условие нормальной жизни человека в обществе - непри­косновенность частной жизни - его поведения и деятельности в свободное от работы время. Конституция уста­навливает порядок, при котором данная сфера жизни должна быть тайной для посторонних и защищена от внимания и влияния внешнего мира.

С понятием неприкосновенности частной жизни тесно связано поня­тие профессиональной тайны, то есть закрытости сведений о личной жизни граждан, полученных специалистами в сферах, связанных с частной жиз­нью. К данному виду тайн относятся:

• медицинская;

• адвокатская;

• нотариальная;

• банковская;

• тайна усыновления;

• тайна исповеди.

 

Б.16В.2 Федеральное собрание РФ: конституционно-правовой статус.

Федеральное собрание- э то парламент России. До 1993 года парламента в РФ не было. Парламент - (что-то вроде партера с говорящими людьми). В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание является парла.ментом РФ.. Признаки и черты ФС как парламента 1) ФС - представительный орган гос. власти. (конст - 94ст.) - формир-ся и избир-ся нас-ем. 2) ФС - явл. парламентом страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.3) ФС состоит из 2-х палат (с разными правовыми статусами, разветвленной системой постоянных и временных комитетов, комиссий и др. рабочих органов палат ФС).4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе (конст. 99ст.). 5)ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ф.з.

 

Б.17В.1 Общая хар-ка конституционно-правового статуса личности.

Принципы КПС - это те идеи, осн. начала, ~ составляют фундамент

статуса человека и гражданина, пронизывают и др. его содержание. На этих принципах строится и развивается целом этот институт:

1. Осн. права человека неотчуждаемы и даны ему от рождения.

2. Права и свободы человека явл-ся высшей ценностью.

3. Права и свободы человека и гражданина обладают приоритетом перед целями и правами гос-ва.

4. Признание, соблюдение и защита прав человека - это обязанность гос-ва.

5. Каждый человек в рамках закона осущ-ет свои права прежде всего самостоят-но.

6. Все равны перед законом и судом и имеют равное право на защиту.

7. Осущ-ние прав и свобод человека не д. нарушать права и свободы др. лиц.

8. Права и свободы человека явл-ся непосредственно действующими.

9. В случае противоречия внутреннего закон-ва по правам человека общепризнанным нормам м/н права приоритет отдается последним.

10. Каждый гражданин несет к. обяз-ти, выполнение ~ необходимо для нормального функционирования.

 

Б.17В.2 Судебная защита прав и свобод граждан.

Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита – наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Всеобщая декларация прав человек прямо закрепляет в ст.8, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Защита конституционных прав и свобод граждан  
Равенство прав и свобод  
Охрана трудовых прав  
Охрана жилищных прав  
Здравоохранение  
Образование  
Социальная защита  
Гражданство, въезд в РФ и выезд из РФ  
Иные вопросы  


Б.18В.1 Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Для реализации функционального назначения института президентства, Пр. обладает конст. полномочиями по след. сферам:

- законодательная

- исполнительная

- судебная власть

- оборона и безопасность

в сфере законодательной власти Президент:

- обладает правом законодат. инициа­тивы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения

- назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ

- распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ

- назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ

- подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ

- обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона

- обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства.

в сфере исполнительной власти Президент:

- назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ

- по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ

- по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров

- имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ

- имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ

- принимает решение об отставке Правит-ва РФ

- вправе приостанавливать действия актов органов исп. власти S-в РФ в случае их противоречия К. РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ, или нарушения прав и свобод Ч. и Г. до решения этого вопроса соответствующим судом

- представляет ГД кандидатуру Председателя ЦБ РФ

- ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ.

в сфере судебной властиПрезидент РФ:

- представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- назначает судей других федеральных судов

- представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности.

Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также:

- решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища

- награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания

- осуществляет помилование

В сфере обороны и безопасности:

- формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ

- формирует и возглавляет Совет обороны РФ

- является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ

- назначает и освобождает высшее командо­вание Вооруж. Сил РФ

- в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и ГД)

- при обстоятельствах предусмот­ренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и ГД)

В сфере внешней политики:

- осуществляет руководство внешней политикой РФ

- ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры РФ

- подписывает ратификационные грамоты

 

Б.18В.2 Обращения граждан а гос. органы и к должностным лицам.

Граждане подают свои обращения в те органы власти города и адресуют тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение.
В том случае, если обращения неподведомственны органу власти города или должностному лицу, они адресуются в трехдневный срок со дня поступления тому органу власти города или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов.
Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их предложения, жалобы, заявления или ходатайства.
Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам власти города и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.
Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом государственной власти, должностным лицом либо в судебном порядке.

 

Б.19В.1 Судебная власть в РФ.

Понятие судебной власти. Конституция, опираясь на принцип разделения властей, наряду с законодательной и исполнительной властью, выделяет также судебную власть.

Судебная власть - это особый вид гос. власти, связанный с отправлением правосудия.

Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на ~ базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.

В Конституции сформулированы след. принципы:

1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118).

2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).

3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120).

4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).

5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123).

6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123).

7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123).

8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.

Формы осуществления судебной власти. Судебная власть осущ. посредством Конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства.

 

Б. 19В.2 Государственная символика РФ.

Гос. флаг РФ - это прямоугольное полотнище из трех равнове­ликих горизонт. полос: белого, синего и красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2: 3.

Он подни­мается: на зданиях, где проводятся заседания палат ФС, на резиденциях Президента РФ, Правит. РФ, Конст. Суда РФ, Верховн. Суда РФ, Высшего Арбит­р. Суда РФ- постоянно; Изображение Гос. флага РФ м. наноситься на воздушные суда РФ Гос. флаг РФ. м.б. поднят в знак траура. Тогда в верхней части древка Гос. флага РФ крепится черная лента

При одновременном поднятии флаг РФ наход. слева или в центре, и д.б. не меньше флага S РФ Гос. гимн РФ (положение) Гос. гимном РФ яв­л. мелодия, созданная на основе «Патриотич. пес­ни» М. И. Глинки. Гос. гимн РФ испол­няется во время торжеств. церемоний и иных мероп­риятий, проводимых гос. органами: при поднятии Гос. флага РФ; после принесения присяги Президен­том РФ; при открытии и закрытии сессий палат ФС, при вручении гос. наград; Гос. герб РФ это изображение золотого двуглавого орла, по­мещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три историч. короны Петра 1 (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Допускаются воспроизвед. Гос. гер­ба в одноцветном варианте, а также его воспроизведен. в виде гл. фигуры -двуглавого орла. Гос. герб (мно­гоцветный вариант) помещается на бланках ф.з, указов и распоряжен. Президента, постановлений и распоряжений Правительства, решений Конст., Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Гос. герб м. помещаться на ден. знаках, орденах и медалях РФ.

 

Б.20В.1 Правительство РФ: конституционно-правовой статус.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров (министров РФ). В действующем правительстве РФ, один заместитель Председателя Правительства.

Структуру Правительства, его персональный состав определяет Президент РФ в ходе консультаций с назначенным ранее Председателем Правительства.

Председатель правительства ведает организацией работы правительства, представляет правительство внутри и вне страны, ведет заседания прав-ва, подписывает акты прав-ва и тд.

Заместитель председателя прав-ва участвует в выработке и реализации политики прав-ва, подготовке и исполнении его решений, координирует и контролирует работу групп министерств, замещает председателя прав-ва в необходимых случаях.

Фед министры участвуют в подготовке решений прав-ва, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Порядок формирования прав-ва РФ:

1. Президент выбирает по своему усмотрению кандидатуру председателя прав-ва и вносит эту кандидатуру на рассмотрение Госдумы для получения согласия. Предложение должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента РФ или после отставки правительства либо в течение недели после отклонения кандидатуры премьер-министра думой.

2. Госдума рассматривает кандидатуру в течение недели. Согласие Госдумы выражается тайным голосованием, необходимо получить большинство голосов от большего конституционного состава.

3. После трехкратного отклонения представленных кандидатур президент назначает председателя правительства по своему усмотрению, распускает Госдуму и назначает новые выборы в думу.

4. После получения согласия Думы президент Р, Ф назначает председателя правительства, кот в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре правительства и кандидатуры конкретных лиц.

Полномочия прав-ва. Их можно сгруппировать в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества и особо выделить международную сферу:

1. в сфере обеспечения прав и свобод личности, выполнения гражданином своих конституционных обязанностей, обеспечения законности и общественного порядка

2. в сфере экономики (включая сферу бюджета, финансов, примыкающие к экономике меры в области транспорта, связи, природопользования, охраны окружающей среды)

3. в сфере социальных отношений

4. в сфере внуриполитических отношений

5. в сфере духовной жизни общества

в сфере обороны, гос безопасности страны и внешней политики.

 

Б.20В.2 Федеральное устройство России. Состав РФ.

Территория России состоит из территорий субъектов Федера­ции, которые представляют собой ограниченно правоспособные госу­дарственные образования, обладающие определенной учредительной властью. Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничива­ется федеральной Конституцией. В Российском государстве верховная законодательная, испол­нительная и судебная власть принадлежит федеральным государствен­ным органам. Субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои законодательные и исполнительные органы. В России существует единое гражданство. В российском парламенте — Федеральном Собрании РФ имеет­ся палата, представляющая интересы субъектов (Совет Федерации). Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют Россию в межгосударственных отношениях.

 

Б.21В.1 Законодательный процесс в РФ.

В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. Законодательный процесс нач. с внесения законопроекта в ГД. Правом законодат. инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам гос. власти S-в РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законопроекты по налогам, об изменении фин. обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б. внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД.

3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов ГД.

4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗ по вопросам фед. бюджета, фед. налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии, ратификации м/н договоров РФ, войны и мира).

5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ.

6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето).

8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ.

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

4) Опубликование и вступление в силу ФКЗ.

 

Б.21В.2 Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами.

Обычно такое разграничение связано прежде всего с законодательной сферой.

Статья 71 К устанавливает предметы ведения Федерации, ст72 – предметы совместного ведения, а остальные передаются в ведение субъектов РФ. Последние не могут вмешиваться в сфер ведения Федерации и должны исполнять законы, кот она принимает в этой сфере.

Разграничение полномочий внутри предметов совместного ведения может осуществляться конституционно-правовыми договорами между РФ и определенным субъектом РФ (есть договоры, где участвовали РФ и 2 или три субъекта – край или область и входящие в них автономные округа)

Полномочия внутри совместных предметов ведения могут ограничиваться, но субъекты РФ не вправе самостоятельно перераспределять совместные полномочия РФ и ее субъектов. Если Федерация или субъект Рф считает, что в рамках совместных предметов ведения какие-то полномочия распределены неверно, они обращаются в суд, и он разрешает дело.

Также разграничение полномочий в различных сферах жизни осущ-ся федеральными законами.

 

Б.22В.1 Конституционный суд РФ, его компетенция и решения.

1) рассматривает дела о соответствии КРФ: федеральных законов, нормативных актов Президента и правительства РФ, совета Ф, Госдумы, конституций, уставов, иных нормативных актов субъектов РФ и тд.

2) Разрешает споры о компетенции: между федеральными органами гос власти; между органами гос власти РФ и ее субъектов; между высшим гос органами субъектов РФ.

3) Рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

4) Проверяет по запросам судов конституционность закона, примененного или применяемого в конкремном деле, относящемся к вопросу о правах человека и гражданина.

5) Дает толкование КРФ

6) Дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в гос измене или совершении иного тяжкого преступления.

7) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

8) Обращается с посланиями к парламенту.

 

Б.22В.2 Порядок проведения референдума РФ.

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

• К. Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 К. (вынесение проекта новой К. на референдум);

• не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референ­думе, при условии, что на территории одного субъекта или в совокуп­ности за пределами территории РФ проживает не более 10% из них. К. Собрание и 2 млн. граждан не имеют права выступать

с инициативой о проведении нового референдума в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием его результатов.

Процедура назначения референдума:

• создание инициативной группы в количестве не менее 100 человек и ее регистрация в избирательной комиссии субъекта федерации, где про­живают большинство ее членов;

• сбор 2 млн. (и более) подписей в течение 6 месяцев и обращение с инициативой о проведении референдума: передача подписей в Центризбирком;

• проверка Центризбиркомом подписных листов в 15-дневный срок;

• вынесение постановления Центризбиркома об отказе в проведении ре­ферендума, если число правильно собранных подписей - менее 2 млн.;

• при наличии 2 млн. правильно собранных подписей Центризбирком: направляет свое заключение Президенту РФ, одновременно информирует об этом Госдуму и Совет Федерации;

• Президент РФ направляет материалы в К. Суд РФ;

• проверка К. Судом РФ в 15-дневный срок соблюдения требований К. РФ при выдвижении инициативы и сборе подписей;

• отказ К. Суда РФ в проведении референдума при нарушении указанных требований либо дача согласия на проведение ре­ферендума;

• издание Президентом РФ указа о назначении референдума РФ при положительном решении К. Суда РФ;

• указом Президента РФ определяется дата проведения референдума любой выходной не ранее 2-х и не позднее 3-х месяцев с момента опубликования указа;

• не допускается проведение референдума в период избирательной кам­пании, проводимой одновременно на всей территории России, или если проведение референдума приходится на последний год полномо­чий Президента РФ, иных выборных федеральных органов власти.

2. Подготовку и проведение референдума осуществляют:

• Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Цен­тральной комиссии референдума РФ;

• избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве ко­миссий субъектов РФ по проведению референдума РФ

• территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведе­нию референдума РФ;

• участковые комиссии по проведению референдума РФ.

Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назна­чаются выборным органом местного самоуправления. Соответствующие избирательные комиссии выбирают из своего состава председателя.

Госорганы, органы местного самоуправления, общественные органи­зации, предприятия обязаны содействовать избирательным комиссиям всех уровней в подготовке и проведении референдума.

Агитация за или против решений, выносимых на референдум, допуска­ется всеми законными средствами. Запрещается проводить агитацию:

• органам госвласти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправле­ния, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязан­ностей;

• воинским частям, другим воинским организациям и учреждениям;

• благотворительным и религиозным организациям;

• членам комиссий по подготовке и проведению референдума.

Формы проведения агитации:

• через СМИ;

• путем проведения собраний и встреч с гражданами, митингов, демон­страций, публичных дебатов, иных мероприятий;

• распространения печатных и других материалов;

• иные не запрещенные законом формы.

Агитация прекращаемся за 24 часа до начала суток, в течение которых проводится референдум. 3. Определение результатов референдума:

• подсчитываются голоса последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в целом;

Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение, принятое на референдуме, имеет обязательный характер.

 

Б.23В.1 Конституционные основы местного самоуправления.

МС - это самостоят. и под свою ответ­ственность деятельность населения определенной территории по ре­шению вопросов местного значения исходя из интересов всех жителей данной территории. Органы МС могут наделяться отдельными гос. полномочиями с передачей необходимых для их осуще­ствления материальных и финансовых средств. Население осуществляет право на МС как не­посредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, со­брания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы МС. Органы МС осуществляют в пределах, пре­дусмотренных законодательством, собственное правовое регулирова­ние по вопросам экономики, соц. развития, охраны окружаю­щей природной среды, обществ. порядка и без­опасности. В систему конституц. гарантий МС входят: право на судебную защиту; право на компенсацию дополнит. расходов, возник­ших в результате решений, принятых органами гос.власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления.

 

Б.23В.2 Проведение выборов (избирательный процесс).

Избирательный процесс - это урегулир. з-ом и др. соц. нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов и референдумов. Она состоит из определ. стадий. Избирательный процесс, связанный с выборами в органы гос. власти и местного самоупр., имеет ряд отличит. особенностей по сравнен. с процессом организации и проведения референдумов. Стадии. 1) организацион. (назначение даты проведен. выборов, образование избират. округов, избират. участков, формирован. избират. комиссий, составление списков избирателей и ознакомление с ними последних).2) выдвижение и регистрациякандидатов. 3) предвыборная агитация. 4) голосование, подсчет голосов, установлен. результатов выборов и их опубликов. 5) (дополнит. стадия) повторное голосование, или второй тур голосования. Кроме этого, законодат. РФ предусматривает возможность проведения повторных выборов или дополнит. выборов. их нельзя считать самост. стадией избират. процесса. При повторных выборах избирательный процесс проходит те же стадии, что и при первичных, но только в усечённых по времени рамках.

 

Б.24В.1 Понятие избирательной системы и избирательного права.

Избират. сист. в узком значении это способ распределения депутатских мандатов = кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или др. управомоченных лиц. т.е. избират. система это установленный соотв. з-ми порядок определения результатов (итогов) голосования на выборах (мажоритарный, пропорциональный и смешанный - мажоритарно- пропорциональный.) В широком смысле избират. система это порядок организации и проведения выборов в органы гос. власти и местного самоупр., закрепленный и регулируемый нормами избират. права, а также сложившейся практакой деятельности гос, муниципальных органов, общественных объединений и движений. Избирательный процесс - это урегулир. з-ом и др. соц. нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов и референдумов. Она состоит из определ. стадий. Избирательный процесс, связанный с выборами в органы гос. власти и местного самоупр., имеет ряд отличит. особенностей по сравнен. с процессом организации и проведения референдумов. Стадии. 1) организацион. (назначение даты проведен. выборов, образование избират. округов, избират. участков, формирован. избират. комиссий, составление списков избирателей и ознакомление с ними последних).2) выдвижение и регистрациякандидатов. 3) предвыборная агитация. 4) голосование, подсчет голосов, установлен. результатов выборов и их опубликов. 5) (дополнит. стадия) повторное голосование, или второй тур голосования. Кроме этого, законодат. РФ предусматривает возможность проведения повторных выборов или дополнит. выборов. их нельзя считать самост. стадией избират. процесса. При повторных выборах избирательный процесс проходит те же стадии, что и при первичных, но только в усечённых по времени рамках.

 

Б.24В.2 Порядок роспуска Гос. Думы Федерального Собрания РФ.

В соответствии с К. РФ существует общий порядок прекращения полномочий ГД и досрочное прекращение ее полномочий.

Общий порядок - полномочия ГД прежнего созыва прекращаются с момента начала работы вновь избранной ГД нового созыва (начало первого заседания)

Досрочное прекращение полномочий ГД - досрочный роспуск Президентом РФ в соотв. с К. (ст. 111, 117)

Ст. 111 - после трехкратного отклонения ГД кандидатуры Председателя Правительства, Пр. РФ распускает ГД.

Ст. 117 Пр. РФ м. досрочно распустить ГД, если:

- ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ и Пр. РФ не удовлетворит это требование.

- Председатель Правительства ставит ГД вопрос о доверии Правительству, а ГД отказывает - Президент распускает ГД (или Правительство в отставку).

В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная ГД собралась на свое первое заседание не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска ГД прежнего состава.

В соотв. с К. досрочный роспуск ГД невозможен:

- в течение года после ее избрания.

- с момента выдвижения ГД обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения СФ

- в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения

- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 

Б.25В.1 Компетенция Гос. Думы Федерального Собрания и ее структура.

ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с ФЗ 09.06.1995 " О выборах депутатов ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией. Избираются: 225 чел. по мажоритарн. принципу по одномандатным избирательным округам; др. 225 чел. избир-ся по единому избират. округу по пропорциональному признаку.

Начало работы (1-ое заседание): на 30-й день после избрания ГД - открывается старейшим по возрасту. Президент РФ м. созвать заседание ГД ранее этого срока. Г.Д. м. начать работу при наличии 2/3 ее состава.

Внутр. структура:

а) Председатель ГД

б) Заместители председателя

в) Комиссии (счетная, по контролю за электронной системой голосования, по Регламенту ГД)

г) Комитеты - 28 шт. (по труду и соц. политике, по аграрным вопросам, по обороне, по м/н делам)

д) Совет ГД

е) Депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.

1) группа полномочий - в сфере законодательства:

- законопроекты вносятся только в ГД

- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы

- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

2) группа полномочий:

- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Правительства.

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов

- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

 

Б.25В.2 Принципы избирательного права (избирательной системы).

Принципы изб. права - это основополаг. идеи и начала, закрепленные в нормах К. РФ, К. и Уставах S РФ, в избирательном законод., на основании и в соответствии с ~ реализуются избират. права граждан. устанавливается и развивается КП институт избир. права, осуществ. избират. процесс. Принципы: П. свободных выборов; П. всеобщего избир. права; П. равного избир. права; П. прямого избирательного права П. тайного голосования; территориальный П. организации и проведения выборов и референдумов П. непосредственного участия граждан (избирателей) и их объединений в организации и проведении выборов и референдумов; П. выдвижения кандидатов на выборные должности в гос. органы и органы местного самоупр., либо непосредственно отдельными гражданами (петиционный принцип), либо группами граждан, либо избират. объединениями, избират. блоками; сочетание мажоритарного и пропорционального способов распределения депутатских мандатов. Существовавший в советском избирательном праве принцип императивного мандата (то есть, наказы избирателей, отзыв депутата, его регулярная отчётность перед избирателями) в современном российском избирательном законодательстве отсутствует.

 

Б.26В.1 Статус Члена Совета Федерации и депутата Гос. Думы.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. " О статусе депутата ГД, СФ":

1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.

2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.

4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. " О статусе депутата ГД, СФ":

1) Депутат ГД не м.б. одновременно членом СФ.

2) Депутат ГД не м.б. депутатом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе.

4) Депутаты ГД не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

 

Б.26В.2 Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

К. (ст. 62 п.3) " Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или м/н договором РФ. Закона РФ о положении ин. Гр. и лиц без Гр. нету. Есть закон 81г. " о правовом положении ин. граждан в СССР" Ин. граждане - это не граждане РФ и имеющие док-ва своей принадлежности к Гр. иностранных гос-в. 1) Ин. гр. равны перед законом, независимо ни от чего, они обязаны соблюдать К. РФ, ее законодательство. 2) постоянно проживающие в РФ ин. гр. могут работать на общих основаниях с гр. РФ. 3) Ин. гр. имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование… 4) могут вступать в профсоюзы, разл. общ. объединения… 5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища 6) не обладают избират. правами. 7) не м. занимать гос. должности 8) не несут воен. обязанностей 9) допускается передвижение по терр. РФ, выбор места жительства 10) м. устанавливаться ограничения в интересах обеспечения гос. безопасности. 11) при совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гр. РФ. Эти же положения распространяются и на лиц без Гр., если иное не предусматр. законодат-вом, но они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников ин. дипломатических и консульских представительств, + других лиц, установленных законодат. и м/н договорами. Конст. (ст. 63) РФ предоставляет полит. убежище в соотв. с общепризнаными нормами м/н права. Сущ. указ президента от 95г. " Положение о порядке предоставления полит. убежища в РФ". Вопросы о полит. убежище решаются президентом. Не допускается выдача лиц преследуемых за полит. убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные преступления выдача осущ. в соответствии с ФЗ и иными преступлениями.

 

Б.27В.1 Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания и его структура.

В соотв/ с К. - СФ " верхней" палатой ФС. В действ.

СФ выполняет три осн. задачи: 1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы; 2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы государства); 3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.

Компетенция:

- право законодат. инициативы

- одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.

- утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения

- решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами территории РФ

- назначает выборы Презид.

- принимает (отклоняет) решение об

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Місце та роль приватних загальноосвітніх закладів в сучасних освітніх системах | Шпаргалка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.