Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование внимания






Методика " Зрительный диктант"

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Инструкция: " Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся".

 

Методика исследования познавательного развития.

3-5 лет

Экспериментатор сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания

1 Поиграй (набор сюжетных игрушек)-направлено на выявление уровня развития игры.

2 Коробка форм (ИЗ 4 ФОРМ)-направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.

3 Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)- направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину

4 Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера)- направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнения группировки по форме

5 Сложи разрезную картинку (из трех частей)- направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке

6 Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой)- направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

7 Найди пару (сравнение картинок)- направлено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

8 Построй из кубиков- направлено на выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно

9 Нарисуй- направлено на выявление уровня развития предметного рисунка

10 Сюжетные картинки- направлено на выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.

4-5 лет

Важно помнить, что нормально развивающиеся дети пятого года

жизни при выполнении практических задач, в отличие от детей

четвертого года жизни, пользуются методом практического

примеривания и часто переходят на зрительную ориентировку. При

решении мыслительных задач они пользуются в основном

оперированием образами-представлениями, т. е. решают задачи в

наглядно-образном плане. Поэтому детям пятого года жизни

предлагаются некоторые задания, аналогичные заданиям для детей

четвертого года жизни (см. табл. 5), но требования к их

выполнению и оценка действий будут иными.

Задания для обследования детей 4—5 лет

1 Поиграй (набор сюжетных игрушек)

2 Коробка форм (ИЗ 5 ФОРМ)

3 Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)

4 Группировка игрушек

5 Сложи разрезную картинку (из четырех частей)

6 Угадай, чего нет (сравнение картинок)

7 Посчитай- Задание направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений

8 Построй из палочек- направлено на выявление умения ребенком работать по образцу

9 Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)- направлено на выявление уровня развития предметного рисунка

10 Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)- направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

 

Методика исследования познавательного развития.

6-7 лет.

Обследование этой возрастной группы проводится с учетом

вышесформулированных принципов, при этом ребенку предлагают

более сложные варианты заданий

1 Сложи (разрезная картинка «Клоун»)-направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия

предметного изображения.

2 Представления об окружающем (беседа)- направлено на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье.

3 Представления о временах года- направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности

4 Количественные представления и счет- направлено на выявление уровня сформир. представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме

5 Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)- направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет.

6 Дорисуй- направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения и графических навыков

7 Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»)- направлено на выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями

8 Звуковой анализ слова- направлено на выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте

9 Продолжи ряд (письмо)- направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

10 Узнавание фигур (тест Бернштейна)- направлено на проверку уровня развития памяти.

 

 

Методики для диагностики эмоционально-личностной сферы детей от 3 до 5:
1. Методики для исследования с/оценки-«лесенка»
2. Методики для диагностики эмоционального состояния-«дом-дерево-человек»
3. Методики для диагностики тревожности-«тест тревожности»
4. Методики для диагностики агрессивности-«дет.апперциптивный тест»
5. Методики для диагностики страха-«страхи в домиках»

 

Методики для диагностики эмоционально-личностной сферы детей от 6 до 7

1. Методика «Рене Жиля»- исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения
2. Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка- Направлена на индивидуальное исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий в нуждах психол. консультирования.
3. Цветовой тест отношений -
4. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга – от 5 и старше.- Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

5. ДДЧ (по А. Л. Венгеру) – от 5 лет и старше.
6. Рис. Несуществующ. Животное (по А. Л. Венгеру) – от 5 лет и старше.

 

 

обучаемость

Диагностическое обучение: обучаемость осуществляется только в пределахтех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды помощи: – выполнение действия по подражанию; – выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; – выполнение задания с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослогоспособ выполнения того или иного задания. Количество показов выполнения задания не должно превышать двух раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания, организации действий ребенка и оценки результативности его действий. Обучаемость в процессе обследования, т.е. переход ребенка от низкого способа ориентировки к более высокому, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в процессе диагностического обследования может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Оценка. При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

Низкий уровень: ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

Средний уровень: ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения переходит/не переходит к самостоятельному выполнению задания.

Высокий уровень: ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.