Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа элективного курса






На заседании РМО учителей директор МОУ СОШ №2 с УИОП

биологии п. Восточный

(Протокол № 6 от 17. 05. 06.) 30. 08. 07. (Чушков Г.В.)

 

 

 

Автор:

Маслак Екатерина Николаевна -

учитель биологии высшей категории

 

 

п. Восточный – 2007

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, она разработана для учащихся 11 класса.

 

 

Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» - наиболее интересные и сложные темы в общей биологии. Эти темы изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно,

а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №5 и №6 в части С)

Цель элективного курса: создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности

через

 

· краткое повторение материала, изученного по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»

 

· выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задачи, положенные по школьной программе

 

· обучения учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности

 

 

 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

1. Введение.

Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке), решение задач

 

2. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК), решение задач

 

3. Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка), решение задач

 

4. Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач

 

5. Рубежная диагностика: контрольная работа

 

6. Генетические символы и термины.

 

7. Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности

 

8. Неполное доминирование: актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности

 

9. Наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач.

 

10. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности

 

11. Решение комбинированных задач.

 

12. Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию

 

13. Рубежная диагностика: игра «Бег с барьерами»

 

14. Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?), решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт.

 

15. Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций.

 

16. Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы, решение задач.

 

17. Заключительное занятие. Итоговая диагностика: решение занимательных задач.

 

Контроль:

ученик получает «зачет» по итогам:

 

· выполнения контрольной работы по молекулярной биологии

 

· заполнения кроссворда «Генетические термины»

 

· выполнения заданий тестового контроля №1 и №2

 

· решения задач в игре «Бег с барьерами»

 

· выполнения итоговой контрольной работы (решения занимательных задач повышенной сложности)

Календарно – тематическое планирование курса:

Тема занятия Кол-во часов
  Решение задач по молекулярной биологии 1. Введение. Белки 2. Нуклеиновые кислоты 3. Биосинтез белка 4. Энергетический обмен 5. Контрольная работа   Решение задач по генетике 6. Генетические символы и термины 7. Законы Г.Менделя 8. Неполное доминирование 9. Наследование групп крови 10. Генетика пола 11. Решение комбинированных задач 12. Взаимодействие генов. 13. Контрольная работа 14. Закон Т.Моргана 15. Закон Харди – Вайнберга 16. Генетика человека 17. Итоговое занятие   1 час 1 час 1 час 1 час 1 час   1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час
  Итого     17 часов

Список использованной литературы:

· Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)

 

· Гуляев Г.В. «Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

 

· Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)

 

· «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995)

 

· Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982)

 

· «Краткий сборник генетических задач» (Ижевск, 1993)

 

· Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)

 

· Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике (Пермь, мед. инст. 1986)

 

· Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)

 

· Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985)

 

· Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998

 

· Соколовская Б. Х «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981)

 

· Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 – 2003)

 

· Щеглов Н. И. «Сборник задач и упражнений по генетике» (МП «Экоинвест», 1991)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.