Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Программа элективного курса






    На заседании РМО учителей директор МОУ СОШ №2 с УИОП

    биологии п. Восточный

    (Протокол № 6 от 17. 05. 06.) 30. 08. 07. (Чушков Г.В.)

     

     

     

    Автор:

    Маслак Екатерина Николаевна -

    учитель биологии высшей категории

     

     

    п. Восточный – 2007

     

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

     

    Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, она разработана для учащихся 11 класса.

     

     

    Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» - наиболее интересные и сложные темы в общей биологии. Эти темы изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно,

    а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №5 и №6 в части С)

    Цель элективного курса: создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности

    через

     

    · краткое повторение материала, изученного по темам «Молекулярная биология» и «Генетика»

     

    · выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задачи, положенные по школьной программе

     

    · обучения учащихся решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности

     

     

     

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

     

    1. Введение.

    Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке), решение задач

     

    2. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК), решение задач

     

    3. Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка), решение задач

     

    4. Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач

     

    5. Рубежная диагностика: контрольная работа

     

    6. Генетические символы и термины.

     

    7. Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности

     

    8. Неполное доминирование: актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности

     

    9. Наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач.

     

    10. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности

     

    11. Решение комбинированных задач.

     

    12. Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию

     

    13. Рубежная диагностика: игра «Бег с барьерами»

     

    14. Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?), решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт.

     

    15. Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций.

     

    16. Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы, решение задач.

     

    17. Заключительное занятие. Итоговая диагностика: решение занимательных задач.

     

    Контроль:

    ученик получает «зачет» по итогам:

     

    · выполнения контрольной работы по молекулярной биологии

     

    · заполнения кроссворда «Генетические термины»

     

    · выполнения заданий тестового контроля №1 и №2

     

    · решения задач в игре «Бег с барьерами»

     

    · выполнения итоговой контрольной работы (решения занимательных задач повышенной сложности)

    Календарно – тематическое планирование курса:

    Тема занятия Кол-во часов
      Решение задач по молекулярной биологии 1. Введение. Белки 2. Нуклеиновые кислоты 3. Биосинтез белка 4. Энергетический обмен 5. Контрольная работа   Решение задач по генетике 6. Генетические символы и термины 7. Законы Г.Менделя 8. Неполное доминирование 9. Наследование групп крови 10. Генетика пола 11. Решение комбинированных задач 12. Взаимодействие генов. 13. Контрольная работа 14. Закон Т.Моргана 15. Закон Харди – Вайнберга 16. Генетика человека 17. Итоговое занятие   1 час 1 час 1 час 1 час 1 час   1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час
      Итого     17 часов

    Список использованной литературы:

    · Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)

     

    · Гуляев Г.В. «Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

     

    · Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)

     

    · «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995)

     

    · Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982)

     

    · «Краткий сборник генетических задач» (Ижевск, 1993)

     

    · Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)

     

    · Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике (Пермь, мед. инст. 1986)

     

    · Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)

     

    · Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985)

     

    · Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998

     

    · Соколовская Б. Х «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981)

     

    · Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 – 2003)

     

    · Щеглов Н. И. «Сборник задач и упражнений по генетике» (МП «Экоинвест», 1991)

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.