Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Задача 28.






    Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость – их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

     

    Дано: А*В* - яровость А*вв – яровость ааВ* - яровость аавв – озимость P: ♀ АаВв ♂ АаВв Ответ: 15/16 яровых, 1/16 – озимых.  

     

    ИГРА «БЕГ С БАРЬЕРАМИ»

     

    Цель: проверить умение решать генетические задачи

    · на моногибридное скрещивание,

    · на неполное доминирование,

    · на дигибридное скрещивание

    · на наследование, сцепленное с полом

    · на взаимодействие генов

    с использованием элементов игры.

     

     

    В игре 5 этапов (так как проверяется умение решать 5 типов задач)

    · 1 этап: учитель выдает ученикам по карточке с задачей № 1:

    на одной стороне карточки указан номер варианта (всего 5 вариантов)

     

      В – 1   Задача № 1       В – 2   Задача № 1     В – 3   Задача № 1     В – 4   Задача № 1     В – 5   Задача № 1

    1 2 3 4 5

    (карточки пронумерованы для того, чтобы легче было разобраться с игрой)

    на другой стороне каждой карточки напечатана задача №1

    (на моногибридное скрещивание)

    см. стр. 4 (там карточки тоже пронумерованы)

     

    Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 2 этапу

     

    · 2 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №1:

      Задача № 2     ½ Аа, ½ аа         Задача № 2     АА, Аа, Аа, аа       Задача № 2     ½ АА, ½ Аа     Задача № 2   Аа     Задача № 2   АА

    6 7 8 9 10

    на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 2

    (на неполное доминирование)

    см. стр. 5

     

    Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 3 этапу

     

    · 3 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №2:

      Задача № 3     ¼ белых, ½ пестрых, ¼ черных         Задача № 3     ½ пестрых,   ½ белых       Задача № 3     ¼ красных, ½ розовых, ¼ белых       Задача № 3     ½ красных,   ½ розовых         Задача № 3     ¼ узких, ½ промеж. ширины ¼ широких  

    11 12 13 14 15

    на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 3

    (на дигибридное скрещивание)

    см. стр. 6

     

    Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 4 этапу

     

    · 4 этап: он должен взять ту карточку с задачей №4, на которой напечатан ответ на его задачу №3:

      Задача № 4   АаВа, Аавв         Задача № 4   АаВв       Задача № 4   Аавв       Задача № 4     ааВв, аавв         Задача № 4   ааВв    

    16 17 18 19 20

     

    на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 4

    (на наследование, сцепленное с полом)

     

    см. стр. 7

     

    Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 5 этапу

     

    · 5 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №4:

      Задача № 5     ♀ ½ кр. ½ бел.   ♂ ½ кр. ½ бел.         Задача № 5     ♀ здоровы   ♂ больны     Задача № 5     ♀ здоровы   ♂ ½ больны     Задача № 5     ♀ здоровы   ♂ здоровы       Задача № 5     ♀ ½ больны   ♂ ½ больны    

    21 22 23 24 25

     

    на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 5

    (на взаимодействие генов)

    см. стр. 8

     

    Ученик решает задачу, ответ говорит учителю.

     

     

    Учитель проверяет ответ (см. ключ ответов):

    · если ответ верный, значит, ученик все «барьеры преодолел» –

    все задачи решил верно

    · если ответ неверный, значит, ученик какую-то задачу решил неверно и перешел на «беговую дорожку» другого варианта – учитель, пользуясь ключом ответов, проверяет все его задачи.

     

     

    Оценка выставляется по количеству решенных верно задач.

     

     

    Задачи для 1 этапа игры: задачи на моногибридное скрещивание

     

     

      Карточка   ЗАДАЧА 1. Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?  
        Карточка   ЗАДАЧА 1. Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определить потомство по генотипу и фенотипу, если чёрный мех доминирует над серым.  
      Карточка   ЗАДАЧА 1. Скрещены гетерозиготный красноплодный томат с гомозиготным красноплодным. Определите потомство по генотипу и фенотипу, если красная окраска плодов доминирует над жёлтой.  
      Карточка   ЗАДАЧА 1. У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?  
        Карточка   ЗАДАЧА 1. У фасоли чёрная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с чёрной окраской семенной кожуры.    

     

    Задачи для 2 этапы игры: задачи на неполное доминирование

     

      Карточка     ЗАДАЧА 2. При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании чёрных кур и черных петухов – чёрными. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство пёстрых кур?  
      Карточка     ЗАДАЧА 2. При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур и черных петухов – чёрным. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство белого петуха и пёстрой курицы?  
      Карточка     ЗАДАЧА 2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?  
      Карточка     ЗАДАЧА 2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство получится, если красноплодную землянику опылить пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?  
        Карточка     ЗАДАЧА 2. У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?  

     

    Задачи для 3 этапа: задачи на дигибридное скрещивание

     

      Карточка     ЗАДАЧА 3. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?  
      Карточка     ЗАДАЧА 3. Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?  
        Карточка     ЗАДАЧА 3. У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?  
        Карточка     ЗАДАЧА 3. У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).  
      Карточка     ЗАДАЧА 3. У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым, нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?  

     

    Задачи для 4 этапа: задачи на наследование, сцепленное с полом

     

     

      Карточка     ЗАДАЧА 4. У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски глаз находятся в Х-хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?  
        Карточка     ЗАДАЧА 4. Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?  
        Карточка     ЗАДАЧА 4. Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками?  
        Карточка     ЗАДАЧА 4. Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у мужчины был дальтоник?  
        Карточка   ЗАДАЧА 4. Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать дальтонизмом?  

     

    Задачи для 5 этапа: на взаимодействие генов

      Карточка     ЗАДАЧА 5. Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов сочетание одного из генов в рецессивном, а другого в доминантном сочетании определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня. Особи с простым гребнем являются рецессивными по обоим генам. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?  
      Карточка     ЗАДАЧА 5. Окраска мышей зависит в простейшем случае от взаимодействия двух генов. При наличии гена А мыши как-то окрашены, у них вырабатывается пигмент. При наличии гена а - пигмента нет, и мышь имеет белый цвет. Конкретный цвет мыши зависит от второго гена. Его доминантный аллель В определяет серый цвет мыши, а рецессивный в- чёрный цвет. Скрестили чёрных мышей Аавв с белыми ааВВ. Каким будет F2 ?  
      Карточка     ЗАДАЧА 5. У тыквы дисковидная форма пода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму плодов. Определить фенотипы потомства, полученного от скрещивания двух сортов тыквы с дисковидными плодами, имеющими генотипы АаВв.  
      Карточка     ЗАДАЧА 5. Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием двух доминантных генов А и В. Гомозиготность по рецессивным аллелям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. При скрещивании двух платиновых норок ааВВ и ААвв все гибриды нового поколения были коричневыми. Каким будет потомство этих коричневых норок?  
        Карточка     ЗАДАЧА 5. Ген А у кур подавляет действие гена чёрного цвета В. У кур с генотипом А-белый цвет. При отсутствии гена В куры тоже имеют белый цвет (т.е. гомозиготные по рецессивному гену – белые). Каким будет второе поколение от скрещивания белых леггорнов (ААВВ) и белых виандотов (аавв)?  

     

    ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ

     

    Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5
    Задача 1 ½ Аа, ½ аа     Задача 1 АА, Аа, Аа, аа     Задача 1 ½ АА, ½ Аа   Задача 1 Аа   Задача 1 АА
      Задача 2 ¼ белых, ½ пестрых ¼ черных   Задача 2 ½ пестрых, ½ белых Задача 2   ¼ красных ½ розовых ¼ белых   Задача 2 ½ красных, ½ розовых Задача 2 ¼ узких ½ промеж. ¼ широких
    Задача 3 АаВв Аавв Задача 3 АаВв Задача 3 Аавв Задача 3 ааВв аавв Задача 3 ааВв
    Задача 4 ♀ ½ красных, ½ белых   ♂ ½ красных, ½ белых Задача 4 ♀ здоровы     ♂ больны Задача 4 ♀ здоровы     ♂ ½ больны Задача 4   ♀ здоровы   ♂ здоровы Задача 4 ♀ ½ больны   ♂ ½ больны
    Задача 5 9: 3: 3: 1 ор. роз. гор. пр.     Задача 5 9: 3: 4 сер. чер. бел. Задача 5   9: 6: 1 д. сф. уд. Задача 5 9: 7 кор. пл. Задача 5 13: 3 бел. черн.

     

     

    Задачи на анализирующее скрещивание

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.