Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Задача 28.
Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость – их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?
Дано:
А*В* - яровость
А*вв – яровость
ааВ* - яровость
аавв – озимость
P: ♀ АаВв
♂ АаВв
|
Ответ:
15/16 яровых,
1/16 – озимых.
|
ИГРА «БЕГ С БАРЬЕРАМИ»
Цель: проверить умение решать генетические задачи
· на моногибридное скрещивание,
· на неполное доминирование,
· на дигибридное скрещивание
· на наследование, сцепленное с полом
· на взаимодействие генов
с использованием элементов игры.
В игре 5 этапов (так как проверяется умение решать 5 типов задач)
· 1 этап: учитель выдает ученикам по карточке с задачей № 1:
на одной стороне карточки указан номер варианта (всего 5 вариантов)
В – 1
Задача № 1
|
|
В – 2
Задача № 1
|
|
В – 3
Задача № 1
|
|
В – 4
Задача № 1
|
|
В – 5
Задача № 1
| 1 2 3 4 5
(карточки пронумерованы для того, чтобы легче было разобраться с игрой)
на другой стороне каждой карточки напечатана задача №1
(на моногибридное скрещивание)
см. стр. 4 (там карточки тоже пронумерованы)
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 2 этапу
· 2 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №1:
Задача № 2
½ Аа, ½ аа
|
|
Задача № 2
АА,
Аа,
Аа,
аа
|
|
Задача № 2
½ АА,
½ Аа
|
|
Задача № 2
Аа
|
|
Задача № 2
АА
| 6 7 8 9 10
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 2
(на неполное доминирование)
см. стр. 5
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 3 этапу
· 3 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №2:
Задача № 3
¼ белых,
½ пестрых,
¼ черных
|
|
Задача № 3
½ пестрых,
½
белых
|
|
Задача № 3
¼ красных,
½ розовых,
¼
белых
|
|
Задача № 3
½ красных,
½ розовых
|
|
Задача № 3
¼ узких,
½ промеж. ширины
¼ широких
| 11 12 13 14 15
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 3
(на дигибридное скрещивание)
см. стр. 6
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 4 этапу
· 4 этап: он должен взять ту карточку с задачей №4, на которой напечатан ответ на его задачу №3:
Задача № 4
АаВа,
Аавв
|
|
Задача № 4
АаВв
|
|
Задача № 4
Аавв
|
|
Задача № 4
ааВв,
аавв
|
|
Задача № 4
ааВв
| 16 17 18 19 20
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 4
(на наследование, сцепленное с полом)
см. стр. 7
Ученик решает задачу, выписывает ответ, подходит к столу – 5 этапу
· 5 этап: он должен взять ту карточку с задачей №2, на которой напечатан ответ на его задачу №4:
Задача № 5
♀
½ кр.
½ бел.
♂
½ кр.
½ бел.
|
|
Задача № 5
♀
здоровы
♂
больны
|
|
Задача № 5
♀
здоровы
♂
½ больны
|
|
Задача № 5
♀
здоровы
♂
здоровы
|
|
Задача № 5
♀
½ больны
♂
½ больны
| 21 22 23 24 25
на обратной стороне каждой карточки напечатана задача № 5
(на взаимодействие генов)
см. стр. 8
Ученик решает задачу, ответ говорит учителю.
Учитель проверяет ответ (см. ключ ответов):
· если ответ верный, значит, ученик все «барьеры преодолел» –
все задачи решил верно
· если ответ неверный, значит, ученик какую-то задачу решил неверно и перешел на «беговую дорожку» другого варианта – учитель, пользуясь ключом ответов, проверяет все его задачи.
Оценка выставляется по количеству решенных верно задач.
Задачи для 1 этапа игры: задачи на моногибридное скрещивание
Карточка
|
ЗАДАЧА 1.
Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 1.
Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определить потомство по генотипу и фенотипу, если чёрный мех доминирует над серым.
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 1.
Скрещены гетерозиготный красноплодный томат с гомозиготным красноплодным. Определите потомство по генотипу и фенотипу, если красная окраска плодов доминирует над жёлтой.
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 1.
У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 1.
У фасоли чёрная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготных растений с чёрной окраской семенной кожуры.
|
Задачи для 2 этапы игры: задачи на неполное доминирование
Карточка
|
ЗАДАЧА 2.
При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании чёрных кур и черных петухов – чёрными. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство пёстрых кур?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 2.
При скрещивании между собой чистопородных белых кур и таких же петухов потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур и черных петухов – чёрным. Потомство от белой и чёрной особи оказывается пёстрым. Какое оперение будет иметь потомство белого петуха и пёстрой курицы?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 2.
Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство получится, если красноплодную землянику опылить пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 2.
У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями - только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?
|
Задачи для 3 этапа: задачи на дигибридное скрещивание
Карточка
|
ЗАДАЧА 3.
Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 3.
Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 3.
У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 3.
У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 3.
У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым, нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?
|
Задачи для 4 этапа: задачи на наследование, сцепленное с полом
Карточка
|
ЗАДАЧА 4.
У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски глаз находятся в Х-хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 4.
Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 4.
Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 4.
Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у мужчины был дальтоник?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 4.
Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать дальтонизмом?
|
Задачи для 5 этапа: на взаимодействие генов
Карточка
|
ЗАДАЧА 5.
Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов сочетание одного из генов в рецессивном, а другого в доминантном сочетании определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня. Особи с простым гребнем являются рецессивными по обоим генам. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 5.
Окраска мышей зависит в простейшем случае от взаимодействия двух генов. При наличии гена А мыши как-то окрашены, у них вырабатывается пигмент. При наличии гена а - пигмента нет, и мышь имеет белый цвет. Конкретный цвет мыши зависит от второго гена. Его доминантный аллель В определяет серый цвет мыши, а рецессивный в- чёрный цвет. Скрестили чёрных мышей Аавв с белыми ааВВ. Каким будет F2 ?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 5.
У тыквы дисковидная форма пода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы. Сочетание рецессивных аллелей обоих генов даёт удлинённую форму плодов. Определить фенотипы потомства, полученного от скрещивания двух сортов тыквы с дисковидными плодами, имеющими генотипы АаВв.
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 5.
Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием двух доминантных генов А и В. Гомозиготность по рецессивным аллелям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. При скрещивании двух платиновых норок ааВВ и ААвв все гибриды нового поколения были коричневыми. Каким будет потомство этих коричневых норок?
|
Карточка
|
ЗАДАЧА 5.
Ген А у кур подавляет действие гена чёрного цвета В. У кур с генотипом А-белый цвет. При отсутствии гена В куры тоже имеют белый цвет (т.е. гомозиготные по рецессивному гену – белые). Каким будет второе поколение от скрещивания белых леггорнов (ААВВ) и белых виандотов (аавв)?
|
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Вариант 3
|
Вариант 4
|
Вариант 5
|
Задача 1
½ Аа, ½ аа
|
Задача 1
АА, Аа,
Аа, аа
|
Задача 1
½ АА, ½ Аа
|
Задача 1
Аа
|
Задача 1
АА
|
Задача 2
¼ белых,
½ пестрых
¼ черных
|
Задача 2
½ пестрых,
½ белых
|
Задача 2
¼ красных
½ розовых
¼ белых
|
Задача 2
½ красных,
½ розовых
| Задача 2
¼ узких
½ промеж.
¼ широких
| Задача 3
АаВв
Аавв
| Задача 3
АаВв
| Задача 3
Аавв
| Задача 3
ааВв
аавв
| Задача 3
ааВв
| Задача 4
♀
½ красных,
½ белых
♂
½ красных,
½ белых
| Задача 4
♀
здоровы
♂
больны
| Задача 4
♀
здоровы
♂
½ больны
| Задача 4
♀
здоровы
♂
здоровы
| Задача 4
♀
½ больны
♂
½ больны
| Задача 5
9: 3: 3: 1
ор. роз. гор. пр.
| Задача 5
9: 3: 4
сер. чер. бел.
| Задача 5
9: 6: 1
д. сф. уд.
| Задача 5
9: 7
кор. пл.
| Задача 5
13: 3
бел. черн.
|
Задачи на анализирующее скрещивание
|