Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О целях образования в Школе Жизни






Цели образования Школы Жизни проистекают, с одной стороны, из высших гуманных идеалов цивилизованного об­щества, с другой же — из теории гуманно-личностного под­хода к детям, из понимания сути образования в контексте тео­рии. Наивысшим постулатом этих идеалов принимается заповедь из " Нового Завета": " Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (От Матфея Святое Благовествование), то есть человеку предлагается совершенствовать себя до той степени, чтобы стать Богочеловеком.

На пути достижения этой высочайшей цели человечеству приходится поколения за поколениями, шаг за шагом пре­одолевать трудности восхождения по скалистой лестнице ду­ховности, нравственности, образованности. Не обходится и без срывов и падений.

Полоса технократической эпохи, эпохи погони за матери­альными благами ознаменовалась снижением духовности, высокой нравственности, обесцениванием высших идеалов. Эта эпоха исказила облик человека. Человек стал хотя интел­лектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его больше замкнулись на личном благополучии, и в меньшей степени обращены они на всеобщие блага, на духовные запросы. Эта эпоха технократии низвела высочайшие цели образования до эгоистических и грубоматериалистических запросов: воору­жить молодое поколение прочными знаниями основ наук, дать им возможность " пробиваться" в жизни и преуспеть в накоплении благ технократической цивилизации. Процесс обучения вытеснил из школы целостный образовательный процесс. Педагогическая наука этой эпохи универсализировала принцип авторитаризма в педагогическом процессе, ув­леклась разработкой проблем дидактики (процесса обучения) и созданием отдельных дидактических систем с усиленными возможностями развития интеллекта. Такие цели школы, как становление нравственной и духовной, свободной и творче­ской личности, хотя и провозглашались, но в качестве при­датка и результата обучения.



На грани двух эпох — изжившей себя и уходящей эпохи технократизма и наступающей эпохи Сердца и Духовности — воз­рождаются высочайшие духовные и нравственные ценности, происходит переоценка ценностей, ведётся обновление образо­вательной сферы в сторону духовности, гуманизации и гумани­таризации, поиска систем по развитию личности. Этот период стыка эпох, — когда уходящая эпоха не хочет уходить и чувствует в себе силы, а наступающая ещё не успела набрать си­лы, — сложен и противоречив. Всё это оказывает влияние на обновляющее движение в образовательной сфере, оно отра­зилось и в определении целей, задач и содержания Школы Жизни.

При определении целей и задач Школы Жизни учитыва­ется, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней звено. Поэтому, с одной стороны, она должна брать на се­бя ответственность заложить основы для успешного осуще­ствления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же — ставить перед со­бой свои собственные цели и задачи, с пользой разрешае­мые на этом этапе и при данных свойствах возраста. Одна­ко строгое отмежевание целей и задач Школы Жизни от це­лей и задач последующих ступеней школы практически не­возможно.

В системе целей и задач Школы Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса и подчинённые и сопутствующие ей цели и задачи.

Основная цель отвечает на вопрос: к образованию и вос­питанию какого человека стремится школа? Исходя из уже сказанного в начале данного раздела, в качестве основной цели, которой должна следовать школа в целом, личностно-гуманная педагогика рисует перед собой облик Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Нет необходимости давать толкование сути Благородного Че­ловека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей ри­суют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не сможет сбиться с толку (как это могло про­изойти в отношении иных понятий, вроде " Новый Чело­век"). И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нём родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как " Хороший человек", " Воспитан­ный человек", " Образованный человек".

Школа Жизни служит осуществлению этой основной це­ли. Смысл, сущность её работы, заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств.

Содержание основной цели реализуется в трёх подчинён­ных ей целях. Это:

* Облагораживание души и сердца Ребёнка.

* Развитие и становление познавательных сил Ребёнка.

* Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расширен­ного и углублённого объёма знаний и умений с определён­ными характеристиками.

Ниже без дополнительных толкований приводится общая картина, общая схема системы целей Школы Жизни со схе­матическим изложением их содержания.

Основная цель Школы Жизни: Способствовать ста­новлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благо­родного Человека путём раскрытия его личностных качеств.

Цель: Облагораживание души и сердца Ребёнка

Содержание:

* привлекательность блага, творение добрых дел;

* труд;

* расширение сознания;

* добро-, чутко-, ясномыслие;

* ответственность за свои мысли и поступки;

* творчество;

* постижение красоты;

* долг, ответственность, забота;

* оценка и переживание явлений жизни;

* любовь, сострадание, сорадость, сопереживание, милосердие, желание радовать людей, помогать им;

* бережливость, бережное отношение;

* преодоление страха, бесстрашие, смелость;» вежливость, уступчивость, стыдливость;

* понимание без слов;

* ласка;

* озабоченность;

* стремление к самопознанию, самовоспитанию;» духовная жизнь, интерес к духовной жизни, стремление к обогащению духовной жизни;

* интерес к философствованию, стремление объяснять, понимать природу, жизнь, мироздание, беспредельность;

* интерес к религиям;

* осознание Родины, своей национальности;

* воля, волевые усилия, упорство;

* мысли и дела по совершенствованию условий жизни

для себя и для других;

* радость, удовлетворение;

* спокойствие, тишина;

* общение, роскошь общения, разговор;

* общественная деятельность;

* сердце, сердечность, честность, искренность;

* совесть.

Цель: Развитие и становление познавательных сил Ребенка

Содержание:

* наблюдательность, внимательность, догадливость, схватывание;

* сообразительность, догадка, открытие;

* высказывание, описание — точное, ясное;

* умение слушать, понимать, внимать, спрашивать;

* построение суждений, пользование логикой и доказательствами;

* способы теоретического и эмпирического мышления и обобщения;

* осознание цели и построение плана деятельности;

* стремление к познавательным трудностям;

* стремление к глубине осознания, умение докопаться;

* интерес и сила воли, усердие;

* запоминание и воспроизведение;

* образность;

* стремление к новому;

* смелость высказывания, полёт мысли;

* самостоятельность;

* сотрудничество;

* обдумывание и постановка познавательных вопросов;

* поиск источников знаний;

совершенствование, обогащение мотивов познавательной

деятельности;

* красота познавательного процесса, поиска,

* радость познания;

* любовь к знаниям, стремление знать больше;

* ответственность за знания;

* освоение способов познавательной деятельности;

Цель: Обеспечение творческого присвоения Ребёнком расши­ренного и углублённого объёма знаний и умений соответствую­щего качества*.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.