Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад Э. И. Леонгард в методику формирования обобщающего значения слова у дошкольников с нарушенным слухом






Э. И. Леонгард создала экпериментальную программу по обучению глухих дошкольников (1967г), написала несколько работ, в том числе – «Я не хочу молчать», «Всегда вместе», «Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в семье». Очень небольшим тиражом Академией педагогических наук РСФСР была выпущена в 1988 году (в машинописном виде) ее работа «Развитие речи детей с нарушениями слуха (методические рекомендации)». Ниже приводится изложение отрывков из упомянутой работы.

Одним из основных методов, предлагаемых Э. И. Леонгард для формирования обобщающего значения слова уже с начального этапа обучения является выбор. Ситуация выбора помогает также формированию междусловных связей, а это значит, что ребенок достаточно быстро учится понимать и использовать словосочетания и фразы.

Помимо выбора, важное значение придается драматизации, обыгрыванию, демонстрации в разных вариантах изучаемого речевого материала. Неотъемлемой стороной обучения речи (и, в том числе, формированию «образа слова») является развитие активности ребенка и его самостоятельности. Обучение часто проводится не за столом, а в процессе, казалось бы, свободной, но регулируемой педагогом деятельности.

Ни одно слово не дается ребенку ради слова. Ребенок учится называть то, с чем он действует, что вызывает у него интерес или в чем он нуждается. Все новые слова вводятся и закрепляются или в игре, или во время продуктивной деятельности. Слово входит органично в ситуацию, становится ее необходимым элементом.

«Следует часто предлагать детям имитировать действия по любым предложениям, составленным из знакомых слов. уже на первом году обучения дети рисуют по слову – РЫБА, МЯЧ и т.п.

Образ слова должен быть закреплен в чувственном опыте ребенка – в рисовании, лепке, драматизации, проговаривании, чтении…

Дети изображают персонаж или действие: «перевоплощаются» в кошку или мишку, ходят по-разному, иллюстрируя своим действием слово «идет» и т.д.

Затруднения ребенка в понимании того или иного слова бывают вызваны часто тем, что он воспринял от взрослого это слово как данность. В собственном представлении ребенка за этим словом ничего не стоит. Слово не стало для него своим, не прошло через чувственный опыт, не сформировался собственный, принадлежащий именно этому ребенку образ данного слова. Когда же ребенок в собственной деятельности выразит свое понимание слова, … происходит как бы присвоение этого речевого материала, включение его в структуру других личностных приобретений».

Э. И. Леонгард предлагает чаще использовать коллективную деятельность. Создавая свой образ предмета, явления, каждый ребенок сравнивает его с образами, созданными другими, находит нечто общее, объединяющее их.

Ребенок учится узнавать одно и то же действие, явления во многих вариантах реализации этого действия. Например: «бежит» - как? (медленно, быстро, согнувшись, большими шагами, зигзагами и т.д.). Или «прыгает» - на двух ногах, на одной ноге, вперед, на месте, через препятствие, с возвышения, на возвышение и т.д.

Программа Э. И. Леонгард предусматривает на втором году обучения, например:

«Понимать значения фраз, составленных из знакомых слов. Например: «Дай мишку», «Возьми юлу», «покажи машину», «положи мишку на стол», «зайка бежит», «тетя ест», «мальчик заболел», «девочка ловит бабочку», «мяч упал в воду», «мама моет пол», «у девочки болит нога», «мальчик лепит бабу», «мальчик надевает рубашку», девочка играет с юлой» и т.д., не менее 50 фраз со всеми знакомыми словами в разных словосочетаниях.

Понимать значение словосочетаний типа покажи у мишки нос, покажи у меня руки, покажи у себя уши.

Кроме этого – словарь по другим разделам программы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.