Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия — гуманитарное знание






В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам. Если обратиться к конкретным философским системам, то в числе наиболее ярких в этом отношении будут, вероятно, концепции Б.Паскаля, С. Кьеркегора, Л. И. Шестова.

Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духов­ный, внутренний мир, и связанные с ним мир человеческих взаимоот­ношений и мир духовной культуры общества. К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, со­циальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное зна­ние сочетается с обществоведческим), литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. M. M. Бахтин писал: " Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и незави­симо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.) (" Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа" // " Литературно-критические статьи". М., 1986. С. 478). Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для себя самого и для другого. Потенциальным текстом является и человеческий поступок.

В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым челове­ческим духом. Жизнь человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы, ожидания, и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности, отмечает В. В. Мантатов, совер­шается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Человеческое бытие (как объект гуманитарного познания) никогда не совпадает с самим собой, оно одновременно существует " в категориях еще-не-бытия, в категориях цели и смысла". Специфическим для гуманитарных наук способом


исследования человека, позволяющим проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано с погружением в " мир смыслов" другого индивида, с постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют цен­ностно-мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание — специфическая особенность гуманитарного знания" (См.: " Гуманитарное познание" // " Диалектика познания". Л., 1988. С. 203—204). Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного по­знания.

Касаясь отношения философского знания и знания гуманитарного, М. М. Бахтин в диалогичности того и другого видов знания, в их обращенности к индивидуальности видел их родственность, близость друг к другу. Он писал: " Диалектика родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне (диалогу личностей)". (" К методологии гуманитарных наук" // " Эстетика словесного творчества". М., 1986. С. 384). Говоря об изучении неповторимой индивидуальности наукой и философией, он подчеркивал: " наука, и прежде всего фило­софия, может и должна изучать специфическую форму и функцию этой индивидуальности" (" Проблема текста..." // " Литературно-критические

статьи". С. 479).

В книге В. Г. Кузнецова " Герменевтика и гуманитарное знание" (М., 1991) также обращено внимание на гуманитарный характер философ­ского знания. Здесь указывается на то, что философское знание есть знание принципиально интерпретационное. " Новое философское зна­ние, — пишет В. Г. Кузнецов, — всегда является результатом интерпре­тации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой фи­лософского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и со-бытийно-го контекстов с учетом специфики последних... Философская рефлек­сия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится интерпретируя понимать, что, в свою очередь, " окрашивает" философское знание в герменевтические тона. Герменевтика — один из методов, при помощи которых возможно понимание — соединяется с природными свойствами философского


знания. Герменевтика — искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений — " сплетается" с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уро­вень, приобретает философский статус (С. 4).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.