Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии






Рассмотрение вопроса о предмете и функциях философии связано с выяснением отношения философии и частных наук в историческом аспекте и предполагает определенную оценку концепции " распочкова-


ния предмета философии" и концепции " предметного самоопределения философии" (оговоримся: речь пойдет о научной стороне философского знания).

Концепция " распочкования" имела своей исторической предпосыл­кой формирование вопроса о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы и обнаружение недостаточности натурфилософ­ских построений. Ее основы закладывались в XVIII в., а свое оформ­ление она получила, вероятно, не позднее первой половины XIX в. в трудах основателя позитивизма О.Конта.

Уловив действительный кризис натурфилософии и рост автоном­ности частнонаучного знания, О.Конт развил учение о трех стадиях человеческого мышления: теологической, метафизической и позитив­ной. Всю традиционную (" дрконтовскую") философию он отождествил с метафизической стадией. Философия как метафизика сыграла, с его точки зрения, исторически полезную роль, но затем превратилась в анахронизм. Предмет философии стал изменяться. Появление частных наук постоянно сужало рамки философии. В конце концов " предмет" философии должен " распочковаться". Как утверждал его сторонник В. В. Лесевич, содержание философии " разобрано по частям отдельны­ми науками", философия " распалась, разложилась" (" Собр. соч." Т. 2. Статьи по философии. М., 1915. С. 5—8). То же положение выражено В.Виндельбандом: " Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и которого вслед затем, как нищего, выбросили на улицу" (" Прелюдии. Философские статьи и речи". СПб., 1904. С. 16). Вследствие такого понимания предмета философии в классификации наук О.Конта не нашлось места философии, которая, по его мнению, не может иметь собственного предмета познания, а потому и быть самостоятельной наукой. Если О.Конт и признавал какую-то " философию", то именно такую, которая растворена в пози­тивном знании, выступает учением о науке вообще и о методах частных наук, т. е. не выходит за границы совокупного частного знания.

Таково существо концепции " распочкования" предмета философии. Однако уточним смысл термина " философия".

Обращаясь к истории философии, мы обнаруживаем, по крайней мере, три главных понятия философии. Первое можно назвать " старо­античным", второе — " традиционным", третье — " современным". Пер­вое понятие философии связано с историческим отделением совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений — от мифологии (в античном мире) и от богословия (в эпоху Возрождения).


Второе понятие — с историческим разграничением общего (" теорети­ческого") от частного (эмпирического) в пределах самой науки.

В античной (древнегреческой) философии термин " философия" обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, этику) в противоположность вере. Подобное пони­мание философии пронизывает труды Аристотеля. Философия подраз­делялась им на философию теоретическую (умозрительную), практическую (науки " практические" это науки о человеческой деятель­ности и ее результатах) и изобразительную (творческую). В свою очередь, каждая из них также состояла из частей: философия теорети­ческая (включающая математику, физику, метафизику), философия практическая (этика, экономика, политика), философия изобразитель­ная (поэтика, риторика, искусства).

К области " философии" в ту эпоху нередко относили искусство и знание об общих нормах поведения людей. " Эстетика" и " этика", подобно науке, постепенно отделялись от мифологии, религии и по­лучали свою понятийно-рационалистическую трактовку в первоначаль­ных материалистических и идеалистических философских системах. Происходил процесс объединения науки, этики и эстетики в рамках единого знания. Рационализированное искусство и рационализирован­ная этика хотя и были еще связаны с мифологическим мировоззрением, но своим вхождением в " философию" уже заявили о своей несовмести­мости с верой. Значительно слабее в тот период было выражено противопоставление философии как общего (и в этом смысле теорети­ческого) знания прикладному знанию. В эпоху средневековья такое понятие философии сохранилось, несмотря на подчинение философии теологии.

В период европейского научного Возрождения вместе со вторым историческим " отделением" знания от нефилософского мировоззрения (от религии) понятие философии получает значение тотального объе­динителя научного знания. Она — не просто представитель научного знания или какая-то его часть, а все (или почти все) это знание.

Творец " Великого Восстановления Наук" Ф.Бэкон (1561—1626) делит все науки на три больших раздела в зависимости от свойств человеческой " души": памяти соответствует наука история, разуму — философская наука, воображению — поэзия. Философия делится у него на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Естественная философия включает в себя физику и метафи­зику, философия человека — науки, изучающие тело и дух (в равной


мере логика, медицина, косметика). Другой родоначальник философии развивающегося капитализма Р.Декарт (1596—1650) писал: " Вся фило­софия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике" (" Избранные произв." М., 1950. С. 421). И у Ф.Бэкона и у Р.Декарта понятие " философии", таким образом, охватывало все теоретическое и эмпири­ческое знание, в первую очередь естественные теоретические науки.

В соответствии с этим в XVII—XVIII вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки. Сочинение И.Ньютона по механике озаглавлено " Математиче­ские начала натуральной философии" (1687 г.), книга К.Линнея по основам ботаники — " Философия ботаники" (1751 г.), сочинение Ж. Б. Ламарка по биологии — " Философия зоологии" (1809), один из капитальных трудов П. С. Лапласа назывался " Опыт философии теории вероятностей" (1814).

" Староантичное", наиболее распространенное в науке того времени и в обыденном сознании, понимание философии представляло в сущ­ности вовсе не философию в близком к нам значении. Это исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию во­обще, его целесообразно квалифицировать как " протознание" (" прана-ука", " преднаука"). Предмет " протознания" был тогда интегрированным (вернее — нерасчлененным или слабо расчлененным) предметом всех наук, т. е. это была вся действительность. Именно из этого " протозна­ния" (а не из философии) и выделялись отдельные науки.

Наука в целом как социальный институт, общепризнанный фактор культуры сформировалась в период с середины XV в. до конца XVII в. Вторая половина XVII в. была завершающей фазой этого процесса. Обрели самостоятельность механика, астрономия и математика, хотя первые намеки на возможность их отпочкования обнаружились еще в послеклассический (эллинистический) период древности. Процесс превращения химии в науку происходил с начала второй половины XVII в. до последней четверти XVIII в. Отделение геологии произошло в конце XVIII — начале XIX в.; наука биология была создана в XIX в. В самостоятельную науку с середины XIX в. стала превращаться ант­ропология. Формирование общественно-экономических наук заверша­ется во второй половине XIX в. В XX в. стали также самостоятельными некоторые дисциплины, связанные с изучением мышления (например, психология). Таким образом, сначала отделялись от " протознания"


естественные науки, затем — общественные, наконец, науки о мышле­нии. Возникновение некоторых гуманитарных наук раньше естествен­ных и некоторых естественных после общественных наук говорит о сложности данного процесса, но не меняет его общей тенденции.

В исторически первых философских школах формировалось пер­воначальное стихийное представление о специфическом предмете фи­лософского знания, о законах объективных отношений. Таковым было, например, гераклитовское представление о противоречии как источ­нике (законе) всякого движения. Это и ему подобные положения созревали в недрах " протознания". Объект философии начинал очер­чиваться и изучаться на уровне " живого созерцания". Философия в своей первоначальной, античной форме сделала первый шаг к своему предметному самоопределению.

Его дальнейшее осознание было связано с отмежеванием общего (всеобщего) знания от частного, локального в пределах совокупного научного знания — " протознания". И в той мере, в какой прикладное знание входило в состав " протознания", под " частным" знанием подра­зумевалась кроме естественнонаучного знания также и информация прикладного характера. Само " общее" понималось как " теоретическое", а " частное" — как " эмпирическое". В течение многих веков понятие •" теоретическое знание" отождествлялось с понятием " философское знание". Вследствие нерасчлененности теоретического на философско-теоретическое и частнотеоретическое сама философия в тот период выступала натурфилософией. Частные естественные науки в течение длительного времени не имели в своей структуре теоретического уровня знания. " Теоретическое", " умозрительное" относилось к философии как учению об общем. Становление теоретического естествознания прохо­дило поэтому стадию " философского" осмысления.

Понимание философии как учения о всеобщем (теоретическом) встречается уже у Аристотеля. Всеобщие характеристики бытия, всеоб­щая связь должны быть выделены, по Аристотелю, внутри " философии" (" протознания") в особую дисциплину, которую он назвал " первой философией". У Аристотеля, как видим, два значения термина " фило­софия". Если первое (" протознание") противопоставлялось мифологии, было направлено на отграничение знания от мифологии, религии, то второе преследовало цель отграничения от " частного" (от прикладных и эмпирических наук).

Тем самым было обозначено появление в истории науки проблемы " философия и наука". Оно выразилось тогда в установлении опреде-


ленной субординации между " первой философией" и частными наука­ми. Наука о первых началах, указывал Аристотель — " это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против" (Аристотель. " Метафизика". М.—Л., 1934. С. 45). В этом положении сформулирована задача фило­софии как " науки наук", противостоящей всем другим наукам.

Установившееся впоследствии за " первой философией" название " метафизики" (то, что " после физики") стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем (в настоящее время термин " мета­физика" имеет три значения: как онтология, как философия вообще и как всеобщий метод, противоположный диалектике).

Дальнейшее углубление этой линии на разграничение и противо­поставление науки о всеобщем наукам о " единичностях" происходило во второй половине XVIII — первой половине XIX в. в трудах И.Канта, И. Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля. Кант, например, считал, что " метафизика и есть подлинная, истинная философия" (Кант И. " Логика". Пг., 1915. С. 692). Метафизика, по Канту, должна основы­ваться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышлении.

Философия для Гегеля, как для Аристотеля и Канта, — это наука о всеобщем. Правда, всеобщее как таковое в его понимании существует исключительно в эфире " чистого мышления". Всеобщее есть чистая мысль. Такая трактовка всеобщего видна и в гегелевском разделении философии и эмпирических наук. " Если в эмпирических науках мате­риал берется извне, как данный опытом, упорядочивается согласно уже твердо установленному общему правилу и приводится во внешнюю связь, то спекулятивное мышление, наоборот, должно раскрыть каждый свой предмет и его развитие с присущей ему абсолютной необходимо­стью. Это происходит так, что каждое частное понятие выводится из самого себя порождающего и осуществляющего всеобщего понятия, или логической идеи. Философия должна поэтому принять дух, как необходимое развитие вечной идеи..." (Гегель Г. В. Ф. " Сочинения".

Т. III. M., 1956. С. 29).

Понимание предмета философии как всеобщего, а философии как теории всеобщего распространено и в наши дни. Но как ранее, так и сейчас сама трактовка " всеобщего" различна в разных философских

системах.

По своему существу (отражение реально-всеобщего и всеобщего в познании, в логике) и по традиционному словоупотреблению ныне распространенное понятие философии как учения о всеобщем близко


(но не тождественно) к понятию " метафизика" в первом из его значений. Если брать два исторических понятия философии — " протознание" и " метафизика", то напрашивается вывод, что к современному понятию философии ближе понятие " метафизика" (" первая философия"), а не понятие " протознание".

В рамках " протознания" философское знание, подобно физическо­му, биологическому и другим системам частного знания, постепенно формировалось, созревало и подготавливалось к отпочкованию. Изве­стная трудность отпочкования обусловливалась тем, что сама филосо­фия выступала в форме натурфилософского, глобально " теоретического" знания, включавшего в себя умозрительные построе­ния частноэмпирических наук. Но отягощенность метафизики натур­философским элементом не была столь весомой, чтобы воспрепятствовать становлению философии как науки; в ней росла тенденция к оформлению в самостоятельную науку. Эта тенденция достигла апогея в системе философии Гегеля. Впервые по существу верно и четко, правда, в неадекватной форме, были осмыслены основ­ные всеобщие законы. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от " протознания", с одной стороны, от частных наук — с другой (как эмпирических, так и теоретических) завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т.е. и в сфере теоретической).

Изложенная трактовка изменения предмета философии может быть названа концепцией предметного самоопределения философии. Между нею и концепцией " распочкования предмета философии" имеется существенное различие, состоящее не только в расхождениях по поводу того, что считать предметом и философией. Концепция " распочкова­ния" рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается прин­ципиально иным, нежели любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в принципе, в главном оттого пути, по которому шли к своей автономии частные науки. Философия по своему происхождению, как отмечал П. В. Копнин, не имеет приори­тета перед другими науками, если принимать во внимание не термин, а реальное содержание.

Концепция " распочкования" приводит к выводу об " исключитель­ности" философии как по отношению к другим наукам, так и по отношению к собственному содержанию. В последнем случае имеются в


виду заявления сторонников данной концепции, будто в процессе исторического развития философия " исключилась" из науки вообще и перестала существовать. Об этом говорят и не столь последовательные ликвидаторы научной философии, исключающие из нее все, кроме одной какой-либо части — " теории знания", " учения о человеке", " фи­лософии жизни", " диалектического материализма" и т.п. Это есть, конечно, не результат объективного анализа истории познания, а субъ­ективистский прагматизм. За философией отрицается способность са­мостоятельно обнаружить свой предмет исследования. Философия якобы получает его из рук частного знания как результат процесса " предметной расчистки", как итог его (а не самой философии) работы. Но это мнение также противоречит реальному процессу формирования

наук.

Концепция " распочкования" навязывает представление, будто фи­лософия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть " наука наук", поскольку ведь нельзя искусственно положить конец " распочкования"; философия якобы и сейчас, вследствие естественно­го, закономерного процесса распочкования, заключает в себе значи­тельное число будущих наук.

Согласно же концепции " предметного самоопределения филосо­фии" в предмете научной философии никогда не содержались и не могут содержаться объективные предметы каких-то нефилософских наук, а современная философия не должна брать на себя задачу некоей " науки наук". Предмет научной философии специфичен и неизменен, из него выделять и " отдавать" другим наукам нечего, да и не нужно; он у нее единственный, неделимый и нераздаваемый по частям. Предмет философии в объектном смысле стабилен. Иное дело — содержание зна­ния, разработанность его проблематики, способность той или иной отрасли знания найти подлинный предмет своего исследования, выя­вить его законы (при необходимости помочь другой отрасли знания найти предмет и развить о нем соответствующее представление). Здесь возможно соединение разнопредметного знания в том случае, если объективные предметы еще не определены достаточно четко. Выявле­ние же своего предмета исследования каждой наукой означает относи­тельную стабилизацию круга ее проблематики. В то же время она изменяется. Процесс дальнейшего развития проблематики, дифферен­циация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание.

Концепция " распочкования" неверна и в том отношении, что


включает в себя положение о якобы неизбежном сужении проблематики философии. Но предмет философии в субъектном плане не сужается, а непрерывно расширяется. Характер философии и в этом аналогичен науке: по мере ее развития увеличивается объем добытого знания, что выражается в изменении категориального аппарата, в экстенсивном и интенсивном развитии системы категорий.

Итак, из двух различных взглядов на предмет философии в связи с предметами частных наук предпочтение целесообразно отдать второй трактовке. Предмет философии не " распочковывался", предметы есте­ственных наук не порождались им. Частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет, из совокупного преднаучного знания (" протознания").

Такова одна из линий взаимоотношения философии и частнонауч-ного знания, если иметь в виду только одну сторону философии — как науки.

* * *


 

Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем кон­струирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является все* общее в системе " мир—человек". Эта система при первичном подразде­лении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — " мир" и " человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познаватель­ный, аксиологический, духовно-практический. Это можно представить схемой:


M — мир, материя, объективная реальность; Ч — человек, созна­ние; ООМЧ — онтологические отношения материи и человека; ПСОО — познавательные субъектно-объектные отношения; АСОО — аксио-логические субъектно-объектные отношения; ДПСОО — духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук — по степени общности законов). Но предмет фило­софии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик про­ведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности позна­ния) присущи любым отраслям знания. " Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалек­тики" (Б. М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике, К основным понятиям философии относятся " Истина", " Красота", " Добро", " Действие", а не только " Мир" и " Чело­век". Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеоб­щего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Спра­ведливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной дейст­вительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.

Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.