Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Порядковая шкала
Полностью упорядоченная шкала наименований устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях " > " и " < " между всеми без исключения классами. Упорядоченные номинальные шкалы общеупотреби-мы при опросах общественного мнения. С их помощью измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Вот обычные наименования пунктов таких шкал: " вполне согласен", " пожалуй, согласен", " затрудняюсь ответить", " пожалуй, не согласен", " совершенно не согласен"; или: " уверен, что так", " думаю, что так", " затрудняюсь сказать", " думаю, что не так", " уверен, что не так"; или: " целиком одобряю", " одобряю в основном", " затрудняюсь сказать", " в основном не одобряю", " совершенно не одобряю"; или: " так всегда бывает", " так бывает иногда", " бывает и так, и иначе", " так обычно не бывает", " так никогда не бывает"; или: " вполне удовлетворен", " удовлетворен", " скорее удовлетворен, чем не удовлетворен", " затрудняюсь сказать", " скорее не удовлетворен, чем удовлетворен**, " не удовлетворен", " совершенно не удовлетворен"; или: " это очень важно", " это важно", " трудно сказать, важно это или нет", " это неважно", " это не имеет никакого значения" и т. п. Упорядоченные номинальные шкалы имеют и более сложные конструкции (например, шкала Гуттмана, которую мы рассмотрим ниже), а в простейшем варианте являются составными элементами многих мерительных операций, в особенности методов суммирования оценок по ряду шкал (см. операции с числами, пункт 2).
Весьма часто употребляемая разновидность шкал этого типа — ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Например, можно ранжировать соотносительную важность тех или иных методов решения общественной проблемы, предпочтения тех или иных действий ради достижения желаемой цели, какие-то ценностные суждения и т. д. Задание на ранжирование респонденту (или эксперту) обычно формулируется так: " Из перчисленных ниже суждений (возможных решений некоторой проблемы...) выберите самое для Вас предпочтительное, затем — наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого к последнему". Далее предлагаются объекты для ранжирования и указывается место, где следует приписать нужный ранговый порядок: Указание в скобках слева значения рангов — результат работы опрашиваемого. В опросном листе обозначено лишь место (оставлена линейка) для приписывания ранга каждому объекту. Важно иметь в виду, что при обработке данных шкала в цифровом выражении может быть " перевернута" в обратном порядке, т. е. последнему, низшему рангу можно приписать наименьшее числовое значение — 1, а первому — наибольшее. Тогда последовательность 1, 2,... и т. д. будет соответствовать возрастанию значимости объектов. Полезно не забывать о том, что численность объектов для ранжирования не может быть слишком большой, скажем — 15. В противном случае данные ранжирования крайне неустойчивы. Кроме того, в любом варианте более устойчивы первые и последние ранги (при повторных опросах опытных групп они обычно приписываются тем же объектам), а срединная зона, как правило, менее устойчива. Поэтому для повышения надежности данных ранжирования следует после проведения пробы на повторный опрос небольшой группы испытуемых (микромодель будущей выборочной совокупности) объединить в один ранг те из них, которые обнаружат наибольшую неустойчивость. Предположим, что после второго замера произошли сдвиги рангов: 1—2, 3—5, 6—10, 11—13 и 14—15. Иными словами, многие из тех, кто, например, первоначально приписывал данному объекту 6-й ранг, во втором замере приписали ему 7-й, 8-й, 9-й или даже 10-й. Определив неустойчивые области, мы можем в основном исследовании, не изменяя инструкции для ранжирования, при анализе данных преобразовать 15-ранговую шкалу в 5-ранговую, как показано на схеме, т. е. обеспечить большую устойчивость и надежность данных ранжирования (схема 9).13 13 Подробнее см. [232. C. 74-77]
Помимо того, что оценка уровня устойчивости итогов ранжирования — способ повышения надежности шкалы, это к тому же и показатель содержательного характера. Объекты, в отношении которых опрашиваемые неуверены (ранги таких объектов смещаются), по-видимому, обладают для них меньшей субъективной значимостью, выпадают из сферы повседневных интересов. Нередко приходится ранжировать множество объектов, существенно больше 15. Объединение рангов здесь также помогает повысить устойчивость, но одновременно резко снижает чувствительность шкалы. В таком случае можно прибегнуть к несколько более трудоемкой для анализа, но более простой для респондента и более надежной процедуре ранжирования методом парных сравнений [75; 193; 231; 265]. Ранжирование состоит в том, что предлагается попарно сопоставить предпочтительность объектов (пусть очень обширного списка) путем всех возможных их парных комбинаций. Допустим, что у нас имеется 25 кандидатов, участвующих в выборах, ранжировать которых задача психологически почти невыполнимая. Тогда при массовом опросе накануне выборов (во время самих выборов избиратель просто голосует " да—нет" в отношении каждого кандидата) предложим следующее задание: " Из всех перечисленных попарно кандидатов в каждой из пар выберите того, который кажется Вам более предпочтительным из данной пары. Не пропускайте ни одной строчки. Предпочитаемого кандидата обведите в кружок" (схема 10). Поскольку объекты А и Е имеют равное число выборов (по 1), им приписывается одинаковый ранг, а так как число перестановок оказывается весьма большим, то одинаковые значения получат несколько объектов. Доказано, что результаты такого ранжирования весьма устойчивы.14 И тогда в нашем примере основания для прогноза исхода реальных выборов становятся более надежными (хотя они будут зависеть и от других, неучтенных здесь обстоятельств).15 14 Надежность парных сравнений существенно повышается, если предлагается оценить предпочтительность одного из двух объектов не дихотомически (либо-либо), а в пяти-семибалльной шкале. Такой способ применил В. А. Лосепков при разработке методики изучения социальных установок [235. С. 220— 222]. 15 См. об этом на с. 470.
Операции с числами. Прежде всего следует помнить, что интервалы в школе не равны, поэтому числа обозначают лишь порядок следования признаков. И операции с числами — это операции с рангами, но не с количественным выражением свойств в каждом пункте.
1. Числа поддаются монотонным преобразованиям: их можно заменить другими с сохранением прежнего порядка (именно поэтому шкалы данного типа называют также порядковыми). Так, вместо ранжирования от 1 до 5 можно упорядочить тот же ряд в числах от 2 до 10 или от (—1) до (+1). Отношения между рангами останутся неизменными: Это свойство важно в тех случаях, когда данные, измеренные шкалами с различным числом интервалов, приходится приводить к " общему знаменателю", т. е. выражать в одной шкале с постоянной величиной заданных интервалов. 2. Суммарные оценки по ряду упорядоченных номинальных шкал — хороший способ измерять одно и то же свойство по набору различных индикаторов. Такое суммирование, предложенное Лайкертом, получило название " кафетерий" (" кафетерий" — это как бы набор блюд в меню с подсчетом общей стоимости обеда). Рассмотрим пример суммирования оценок по шкале, измеряющей отношение женщин к детям [353. С. 134—137]. Опрашиваемых просят указать вариант ответа на каждое суждение, расположенное по вертикали (схема 11). Прежде чем суммировать итоговый балл, следует оценить порядок всех пунктов десяти шкал, составляющих " кафетерий". Очевидно, что пункты 1, 2, 5, 9 и 10 выражают положительное отношение к детям, а пункты 3, 4, 6, 7, 8— отрицательное. Важно, чтобы число позитивных и негативных суждений было одинаковым, или, как в данном случае, различалось не более, чем на 1/10.Тогда для первого ряда ответов " совершенно согласна" оценивается баллом " 5" и " совершенно не согласна" — баллом " 1**, а для второго ряда — в обратном порядке. Общая оценка для нашего примера складывается из баллов по строкам: 3. Для работы с материалом, собранным по упорядоченной шкале, можно использовать, помимо модальных показателей, поиск средней тенденции с помощью медианы (Me), которая делит ранжированный ряд пополам. Медиана применяется для обнаружения порогов на шкале: справа и слева от нее располагаются признаки, тяготеющие к противоположным полюсам (см. также пример в табл. 17). 4. Наиболее сильный показатель для таких шкал — корреляция рангов (по Спирмену — р или по Кендал-лу — R). Ранговые корреляции указывают на наличие или отсутствие функциональных связей в двух рядах признаков, измеренных упорядоченными номинальными шкалами.
|