Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Способы проверки процедуры первичного измере­ния на надежность.






     

    Следует иметь в виду, что операции повышения на­дежности первичного измерения, которые мы будем здесь рассматривать, используются лишь на стадии отра­ботки инструмента измерения в процессе пилотажа. После окончательной проверки надежности построен­ных шкал и сбора данных на объектах исследования ак­цент контроля их достоверности переносится с первич­ного измерения на вторичные, т. е. комбинаторные про­цедуры, и так последовательно вплоть до обоснования достоверности итоговых выводов.

    В целом же достоверность результатов исследова­ния зависит от многих составляющих, начиная с того, насколько обоснована его общая концепция и все ком­поненты теоретико-методологического раздела програм­мы, а далее — от качества исходных данных, системы их отбора, т. е. соответствия типа выборки (и ее организа­ции) целям исследования, качества анализа данных и, наконец, от глубины интерпретации полученных зависи­мостей и связей.4

    4 О требованиях и операциях, необходимых для гарантии общей Достоверности данных, см. [68, 200, 233]. Если учесть все возможные ошибки, связанные с неполным соответствием теоретической модели объекта самому объекту, возможными упущениями на разных этапах исследования (например, при расчетах выборки, тиражирования поле­вых документов и т. д.), спецификой типов возможных ошибок (напри-Мер, систематические или случайные), а также некоторые другие при­чины, то, как показал Б. 3. Докторов [68], в так называемой мет­рологической карте можно обнаружить 162 (I) составляющие возмож­ных ошибок.

     

    К сожалению, нет единообразия в толковании терми­на " надежность" применительно к социологической информации. Главная причина состоит в том, что одни ав­торы трактуют надежность слишком расширительно как качество всего исследования и, следовательно, его итогов, а другие, напротив, отождествляют надежность с тем или иным особым ее проявлением (например, с.ус­тойчивостью данных, их адекватностью целям исследо­вания и т. д.).

    Не останавливаясь здесь на дискуссии терминологи­ческого характера, заметим, что в строгом смысле слова понятие надежности измерения правомерно относить именно к инструменту, с помощью которого произво­дится измерение, но не к самим данным, подлежащим измерению, В отношении данных, как и заключитель­ных выводов из исследования, правильнее говорить, что они достоверны (или относительно достоверны) в том числе и потому, что фиксированы надежным инстру­ментом.

    Возможны различные типологии приемов оценки надежности первичной информации, например, с точки зрения внешнего или внутреннего контроля данных, по­лучаемых определенным способом. Мы будем пользо­ваться обобщающим понятием надежности инструмен­та измерения (и соответственно надежности данных, фиксируемых этим инструментом), имея в виду три со­ставляющие: (1) обоснованность, (2) устойчивость и (3) правильность измерения. Естественно, что и методы контроля на надежность нужно рассматривать в этих трех аспектах5.

    5 Наиболее детально методы и техника контроля данных на на­дежность изложены в работах Г. И. Саганенко [233] и В. И. Папиотто [200]. Последний применяет аналитический подход к предмету, выде­ляя множество разновидностей надежности и технических приемов оценки ее уровня [200. С. 74—75], тогда как Саганоцко, ряд идей и примеров из книги которой мы используем, акцентирует внимание на наиболее существенных, непременных требованиях и сравнительно простых способах контроля надежности.

    Обоснованность 6 шкалы заключается в том, что с ее помощью целенаправленно измеряют вполне опреде­ленное свойство или признак, не смешивая его с другими.

    6 В зарубежной и отечественной (особенно в психологической) литературе вместо термина " обоснованность" часто используется как его аналог понятие " валидность". Однако в английском " reliability" (обоснованность) подчеркивает возможность полагаться на кого-либо, в данном случае доверять полученной информации благодаря тому, что она адекватна объекту измерения [337. С, 132—138], a " validity" семан­тически имеет оттенок устойчивости, " прочности" полученной инфор­мации. Поэтому термин " валидность" правильнее было бы соотносить ве с обоснованностью, во с устойчивостью данных измерения.

     

    Предположим, при опросе телезрителей им предла­гают указать, каким из перечисленных в прилагаемом списке передачам телевидение уделяет " слишком мно­го", " достаточно" и " слишком мало" времени. Если с по­мощью этой трехчленной шкалы исследователь наме­рен фиксировать среднее время, отводимое телепереда­чам, его измерение будет необоснованным. В действи­тельности он измеряет отношение людей к данным пе­редачам, а не объем времени, отводимого для их транс­ляции. Обоснованное измерение объема времени на пе­редачи разного типа — документальный анализ " сетки" программ телевидения.

    Чтобы повысить обоснованность измерения, исполь­зуют ряд технических приемов.

    (1) Наиболее простой способ — логические рассуж­дения на основе опыта и здравого смысла.

    Обратимся к примеру из обследования, проведенного Б. М. Фирсовым. Задача: определить среднюю интенсивность просмотра телепередач путем массового опроса телезрителей.

    Первый вариант построения шкалы был таков. Вопрос: " Сколько приблизительно часов в день Вы проводите у телеви­зора? " Шкала для ответа содержала пять интервалов: (не больше 1 часа) — (от 1 до 2 часов) — (от 2 до 3 часов) — (от 3 до 4 часов) — (свыше 4 часов).

    Путем логических рассуждений были высказаны следую­щие сомнения в обоснованности такого метода. Следует указать день просмотра телепередач: будний, субботний или вос­кресный. Иначе неясно, какой из дней зритель выберет за эталон оценки. Не спасет положения и вопрос, сколько в сред­нем часов в неделю зритель проводит у телевизора, так как люди не привыкли думать в " средних" величинах.

    Значит, надо поставить вопрос так, чтобы: а) выделить дни недели и б) указать понятный для зрителя эталон оценки. По­этому более удачный вариант построения шкалы для решения той же задачи следующий [274. С. 142].

    Первый вопрос: " Сколько дней в неделю Вы, как правило, смотрите телевизионные передачи? ":

    1) почти все дни недели;

    2) 3 или 4 дня в неделю;

    3) 1 или 2 дня в неделю;

    4) меньше, чем один раз в педелю, т. е. не каждую неделю;

    5) в сущности, совсем не смотрю.

    Второй вопрос: " Не могли бы Вы приблизительно оце­нить, сколько в среднем часов Вы проводите у телевизора в тот день, когда смотрите передачи? " Сделайте отметку в каж­дой строке.

    Дни недели Время просмотра
        не больше 1 часа от 1 до 2 часов от 2 до 3 часов от 3 до 4 часов свыше 4 часов
    В будние дни
    В субботу _
    В воскресенье _ -

    Теперь, пользуясь простыми арифметическими действия­ми, можно рассчитать " среднепросмотровое" время за неделю и составить шкалу.

    Обозначим а число дней в неделю, уделяемых просмотру телепередач. Числовые индикаторы ответов на первый вопрос взяты как средние эмпирически полученных интервалов (в числе дней просмотра), а именно: 6; 3, 5; 1, 5; 0, 7; 0. Обозна­чим Ъ количество часов, затраченных на просмотр телепрог­рамм в определенные дни (ответы на второй вопрос) также по средним: 4, 5; 3, 5; 2, 5; 1, 5; 1.

    Обозначив будние дни как d, субботние s, воскресные w, рассчитаем среднепросмотровое время за неделю Т:

    Для телезрителя, который в ответе на первый вопрос по­метил " 3 или 4 раза в неделю", в ответе на второй указал " до 1 часа в будни" и " от 2 до 3 часов в субботу и воскресенье" среднепросмотровое время исчисляется по формуле:

    Неадекватное понимание того, что же мы измеряем, может привести к серьезным последствиям. Поучительный пример: дискуссия в прессе относительно добросовестности служб обще­ственного мнения в опросах о рейтинге политических деятелей.

    В ноябре 1997 г. два ведущих российских центра изуче­ния общественного мнения представили данные общероссийс­ких опросов. Рейтинги Президента, премьера и некоторых дру­гих ключевых фигур в правительстве по опросам центра " А" на 10—12% отличались от рейтингов по опросам службы " Б". Это вызвало публичный скандал: одна служба подыгрывает правительству, а другая — оппозиции. Что же в действитель­ности случилось? Служба " А" задавала вопрос " Одобряете ли Вы деятельность..? ", а служба " Б" предлагала формулировку " Доверяете ли Вы..? ". На протяжении трех месяцев все пока­затели доверия/недоверия на 10—12% уступали показателям одобрения/неодобрения, причем этот разрыв устойчиво сохра­нялся в отношении Президента и премьера, но сильно колебал­ся в отношении ряда других правительственных чиновников (т. е. граждане сформировали позицию относительно Прези­дента и премьера, но не имели четкой позиции в отношении Других, неключевых фигур в правительстве). Через две недели после этого скандала служба " Б" в общероссийском опросе предложила респондентам обе формулировки в одном интер­вью. Обнаружилось, что доверяют правительству 14-16% опро­шенных, но одобряют его деятельность в той же выборке 29%. Логика здесь такая: " Я могу не очень доверять искренности намерений правительства, но то, что оно делает, я склонен сей­час одобрить".

    Заметим, однако, что логические рассуждения, наподо­бие приведенных выше, повышают обоснованность, но не являются прямым доказательством того, что мы меряем ис­комое свойство.

    (2) Тест по " эталонной грynne" - более сильный прием проверки инструмента на обоснованность. Смысл проверки — в сопоставлении данных, полученных пу­тем измерения по шкале, с достоверными сведениями об объекте измерения.

    Так, шкала на отношение к соблюдению норм права может быть обоснована опросом осужденных правона­рушителей (они рассматриваются как " эталон" нега­тивного полюса шкалы), в сравнении с " эталонной" группой законопослушных граждан. Дихотомизация полярных групп по шкале должна созпадать с факти­ческой поляризацией эталонных групп в пределах до­пустимой ошибки, величина которой зависит от задач исследования.

    (3) Поиск независимого критерия как разновид­ность внешнего контроля надежности для измерения того же самого объекта или свойства.

    Если подключить к телевизионному приемнику при­бор, регистрирующий время его работы, и сопоставить показания прибора с результатами опроса о частоте и длительности просмотра телепрограмм, можно точно ус­тановить обоснованность данных опроса.

    Не имея такой возможности, Б. М. Фирсов сопоставлял сведения, полученные по шкале среднепросмотрового времени, с данными по другой шкале, названной " изменение привычек" (табл. 1) [274, С, 107]. Последняя конструировалась по отве­там на вопрос: " Придется ли Вам в случае длительного отсут­ствия телевизора менять свои привычки, способ проведения досуга, жизненный уклад? " Берем два крайних варианта от­ветов по второй шкале, отбрасывая промежуточные (в процен­тах к численности представителей каждого типа, т. е. по стро­ке). Очевидно, что шкала " увлеченности", полученная как вто­ричная группировка данных среднепросмотрового времени Т, высоко согласуется со шкалой " привычек" и, следовательно, может считаться вполне обоснованной.7

    7 Пользуясь той же шкалой, автор провел повторное сравнительное исследование аналогичной выборки ленинградцев спустя 10 и 12 лет. За период с 1967 г. по 1979 г. обнаружилось, что доля " весьма умерен­ных" телезрителей упала с 32% до 6% и " весьма увлеченных" повыси­лась с 16% до 40% [157. С. 701].

    Таблица 1






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.