Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Во имя св. великомученика Георгия Победоносца






Церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца на погосте Камно расположена у деревни Федоровщина, около трассы Псков – Изборск, Псковской области.

Поселения на этом месте известны с очень давних пор, при описании битвы псковичей и литовцев, в 1307 г. (знаменитое «Каменское побоище» под предводительством князя Довмонта). Речка Каменка, на которой стоит погост Камно, была когда-то судоходной.
Постройку нынешнего храма относят к XV веку. Освящена церковь во имя св. Георгия Победоносца. Недалеко от погоста выходит на поверхность источник пустынножителя св. Никандра Псковского. По преданию, на этом месте прп. Никандр часто молился. Недалеко от самой церкви выходит на поверхность источник св. Георгия Победоносца, возле которого построена купальня. Протоиерей Валентин Мордасов, священник храма, освятил её по чину Иорданской купели.

Протоиерей Валентин Мордасов (1930-1998) — известный псковский пастырь и старец, ставший духовным отцом и наставником для очень многих христиан. Он был примером истинного благочестия в наше время. К нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета. Главным делом его жизни было духовное просвещение. Обладая редкими дарами от Бога — даром рассуждения и даром власти над нечистыми духами, он через свои труды и святоотеческие сборники дает бесценные советы, показывает путь многотрудной духовной брани, рассказывает, как побудить себя к трезвению, внимательности в повседневной духовной жизни. Основное же внимание протоиерей Валентин уделял развитию главнейших добродетелей: смирения, духовной мудрости и рассуждения. Книги Валентина Мордасова стали известны широкому кругу православных читателей.

Батюшка родился в Калининской области, детские и юношеские годы провел в Ленинграде. Отец его работал мастером на Кировском заводе, мама была медработником. Можно предположить, что временем его духовного пробуждения стала Великая Отечественная война. Для жителей Ленинграда это — до и после блокады. Нет точных сведений о том, как провел о. Валентин эти трагические 900 дней. По окончании 7- летней средней школы по настоянию родителей он получил специальность киномеханика. Но вскоре он поступает в Ленинградскую духовную семинарию. Сохранились свидетельства, что в эти годы Валентин Мордасов встречался с великим старцем Серафимом Вырицким, духовную любовь к которому он пронес через всю свою жизнь.

Через два года после поступления в семинарию он переводится в сан иерея, назначается настоятелем сельской церкви в Псковской области. Проповеди его всегда были направлены на смирение, исправление жизни. У батюшки была очень хорошая духовная библиотека. Он много читал и постепенно приобрел обширнейшие познания. Это помогало ему отвечать на самые сложные вопросы духовной жизни, что было особенно ценно в то время, когда даже самую простую духовную книжицу достать было просто невозможно. В феврале 1986 г. отец Валентин становится настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца на погосте Камно. К нему приезжали за духовным советом из разных городов и весей. 19 июля 1998 года отец Валентин почил о Господе.

 

 

***

Мы приходим сюда, как в больницу к врачу,

Сознавая необходимость.

А еще особо отметить хочу

Русских храмов неповторимость.

 

Как и люди: простые и «знатные»,

Поскромнее и поприметней…

В совокупности, все предназначенные

Для церковных служб многолетних.

А по мне, так всего умилительнее

Храмик сельский, подальше, либо

Из акафиста святому великомученику Георгию Победоносцу Кондак 1: Возбранному воеводе и победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю нашему и скорому помощнику: ты же святой великомучениче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся Георгие, великий победоносче.  
Так таинственно - удивительный –

Ветхий, старый и на отшибе.

 

С чистым озером, что с кувшинками,

Да с высоким сухим камышом.

Себя чувствую легкой пушинкою

В псковском храме, неброском, простом.

С родничком чтобы, да с купальнею,

Да приехать еще поутру,

В нем записку подать поминальную,

Но сначала – здесь встретить зарю.

       
   
 
 

 


Oказавшись в другом измерении,

Очевидное признавать,

И бесчинства свои, прегрешения

Исповедуя, вспоминать.

 
 


Сотрясают мир превратности

Перевернутых истин, законов,

Но уносятся неприятности

С дымом ладана, чтеньем канонов.

 

Не боюсь я остаться непонятым,

С дрожью в голосе уезжать…

Про отпущенный грех похороненный

Никогда никому не узнать.

***

По дорогам — рекламы фантики.

На каком мы сейчас рубеже?

Созидатели или романтики?

Я никак не пойму уже.

 

Ежедневно жизнь обновляется,

Ничему не удивлен.

Сила в немощи проявляется.

Пока немощен – ты силен.

 

Интуиции, созерцания

Ярко-радужные тона…

Проникает луч осознания:

Ты бесценна, жизнь, ты одна.

 

Хоть закрыта душа грузом тленных одежд

(Для полета ей места так мало!),

Наступает однажды время надежд –

То, чего ей так не хватало.

 
 
Источник пустынножителя св. Никандра Псковского, близ погоста в Камно.


Не завидуй высоким начальникам –

Жизнь похожа на магазин…

Надоело в ней быть молчальником:

Буду жить как простолюдин.

 

       
   
Тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца глас 4: Глас Божественный, иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы, и прием крест, последовал еси Христу, мир оставль, в пустыню вселился еси, пощением же и бдением Небесный дар восприим, и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши: темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.
 
 

 


Икона св. преподобного Никандра Псковского,

пустынножителя, чудотворца

Священнику, протоиерею Валентину Мордасову, автору книги «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам»

Ехали в Печоры, псковским русским краем.

Мудрые советы книг твоих читаем.

Видел ты блокаду, выжил и учился,

И к Христову стаду пастырем явился.

 

Пролетают птицы клином над тобою,

И садятся утки в озеро весною.

Сколько верст проехать, исходить ногами,

Чтоб попасть на Камно, в церковь с родниками!

 

Вот я, незаметный, и ничуть не пылкий,

Скромный почитатель у твоей могилки.

И сейчас молюся тут с дороги дальней,

Вниз потом спущуся к роднику с купальней.

 

Освящен источник иорданским чином,

Тело, душу лечит, женщинам, мужчинам.

Здесь когда-то речка Каменка бежала,

Нынче с камышами озеро осталось.

 
 


Весь погост туманом утро накрывает,

Сам святой Георгий странников встречает:

«Заходите, гости, в храм мой помолиться,

Под горой водички с родника напиться!»

 

Церковь на погосте, беленькие стены…

Происходят сразу мыслей перемены.

Тут крестов поклонных и надгробий столько.

Здесь моей России маленькая долька.

 

Будь на небе нашим, отче, парастасом,

Помолись о грешных, Валентин Мордасов!

       
   
 
 

 

 


 


 

 

 


Оптина пустынь – известный практически каждому православному старинный монастырь в российской глубинке.

Обитель расположена в Калужской области, в четырех верстах от древнего города Козельска, противостоявшего полчищам Батыя в 1238 году. В Козельске в то время было всего 4 тысячи жителей, и они 7 недель удерживали полумиллионную орду. Батый повелел сжечь и распахать место, где был город.

Никто не знает — после битвы с Батыем или задолго до нее— в Козельских лесах появились отшельники. Монахи собирались в общины и строили монастыри. Так появилась и Оптина пустынь.

Первые письменные упоминания о монастыре встречаем в 1610 году в Козельских писцовых книгах. Здесь говорится об обители как уже построенной. Поэтому многие историки относят начало Оптиной пустыни к XV веку. Основателем обители традиционно принято считать покаявшегося разбойника-вятича по имени Опта. Говорят, что Опта принял постриг с именем Макария, и потому Оптина пустынь ранее называлась Макарьевой.

Во время правления Петра I обитель была упразднена, а затем снова открыта. Известна Оптина тем, что в XIX веке здесь поселились и основали скит ученики известного молдавского старца Паисия Величковского.

Еще большую известность и добрую славу Оптина пустынь приобрела при жизни старца Амвросия (Гренкова), который родился во время Отечественной войны 1812 года. Старец прославился тем, что дарованием Божиим утешал и исцелял народ, который стекался к нему отовсюду.

За время существования обители в ней просияло 14 Оптинских старцев, ныне причисленных к лику святых.

После свержения самодержавия в 1923 году богоборцы закрыли монастырь. Чего только здесь не устраивали: и лесопилку, и дом отдыха, и конюшню, и лагерь для военнопленных. К началу 80-х годов прошлого века здесь было ПТУ.

В 1987 году обитель вернули Русской Православной Церкви. Началось возрождение Оптиной.

Сегодня обитель практически восстановлена. Конечно, внешнее великолепие монастыря — это только начало. Еще предстоит восстановить тот образ иноческого жития, который был утрачен за годы советской власти. Но все это еще впереди. Как пророчествовал преподобный Старец Нектарий, " В Оптиной еще будет семь столпов и семь светильников" …

Жемчужина России

 

Благоволеньем Жизнедателя, Мессии,

По милосердию Его дано

Обозревать жемчужину России —

Оптину Пустынь, монастырь Шамордино.

 

Советую побыть там непременно:

Мы впечатлениями полны и сейчас.

Монахи днем и ночью вдохновенно

Здесь неустанно молятся о нас.

 

За мир идет молитва одержимо.

Умом незрелым сразу не понять.

Жизнь коротка, порой непостижима,

Как книга, но ее — не прочитать.

 

Доходчиво и так проникновенно

Здесь проповедует отец Илиодор,

Тут свято всё и необыкновенно,

Огромнейший молитвенный простор.

 

А благодать мощей нетленных

Укажет вам дальнейший путь.

За всех родных, монахов убиенных

Молитву сотворить и помянуть.

 

Всех старцев умерших ухожены могилы.

Молитесь, светочи, о грешных, с неба,

И дайте немощным живительную силу,

Молитву чистую, на всякую потребу!

 

 

 

Дорога в Оптину

Та же дорога, леса и холмы.

Здравствуй, Россия! Снова здесь мы.

Те же березы, те же поля…

Здравствуй, Калуга, святая земля!

 

…Луга рожок. Где же стожок?

В прошлом году был ручеек.

Нету его! Жалко: утек…

Ключ исцеляющий бьет из земли —

Вот и на месте, вот и пришли.

Знаем, что примешь, как и всегда,

Оптина Пустынь, святая вода!

 

Перед купальней перекрещусь,

Вниз по ступенькам молча спущусь.

Бьет родничок, неподвластен годам.

Ближе к иконе, теплее мне там.

 

Где бы ты ни был — стремишься сюда.

Ворох нечистого смоет вода.

Споры, полемика – это потом.

Здесь — о Возвышенном, здесь – о Святом.

***

Акацией заросшие опушки,

Дорога и жара, коттеджи и избушки.

И зонтики, соцветия борщевика,

Бросаются в глаза издалека.

Вот за окном автобуса — мехдвор заброшенный,

Стоит, как сирота, покинутая ферма…

Транзитный гость, немного огорошенный,

Я не последний здесь, и далеко не первый.

 

Жемчужина России, край святой!

Я не чужой, из Белоруссии я, свой!

 

Волнуется сердце, диктует: «Пиши!

Тебе предстоит еще столько дорог!»

Божий чертог – благодать для души,

Самую чуточку – мука для ног.

Оптина Пустынь. 2015 г.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.