Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О курсе РТВ в начальной школе






ПРОГРАММА ПО КУРСУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)

для начальных классов средней школы
(на основе теории решения изобретательских задач)

(c) Рубина Наталья Викторовна, Петрозаводск, 1996-1999

О КУРСЕ РТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Перед Вами необычный, удивительный курс. Узнав о нем, люди, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. И действительно, во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет. Все изменилось с началом разработок Г.С.Альтшуллера в 50-х годах в области теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). За десятилетия развития теории проведены тысячи семинаров, изданы сотни книг, разработаны десятки курсов обучения ТРИЗ.

За эти годы была убедительно доказана эффективность методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: техническое творчество, научные задачи, развитие искусства, бизнес, решение социальных и психологических задач. ТРИЗ, разработанная в СССР, получила распространение во многих странах мира: США, Израиле, Франции, Великобритании, Финляндии, Германии, Вьетнаме, Японии и др. Особенно активно развивается ТРИЗ в России, Белоруссии, Латвии, США, Израиле.

В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Их главное отличие от всех известных в этой области исследований состоит в том, что анализу подвергается не субъективные и психофизиологические процессы, наблюдаемые у людей, решающих творческие задачи, а объективные результаты творческого труда. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.

Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив их на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить. Все эти трудности применения методов ТРИЗ делают необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школу. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.

Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе, на наш взгляд, имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. В средних и старших классах основной упор делается на приобретение новых знаний. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА РТВ:

  • убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами;
  • обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
  • использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.