Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто же вос­при­ни­ма­ет?






Как уже яс­но из вы­ше­ска­зан­но­го, не­со­м­нен­но, что ма­те­ри­аль­ный мир, на­зы­ва­е­мый «внеш­ним» и ка­жу­щий­ся нам ре­аль­ным, фор­ми­ру­ет­ся в на­шем моз­ге. Но здесь воз­ни­ка­ет глав­ный во­п­рос: ес­ли все ма­те­ри­аль­ные су­ще­ст­ва яв­ля­ют­ся про­стым вос­при­яти­ем, то что же пред­ста­в­ля­ет со­бой наш мозг? Су­дя по то­му, что наш мозг так же, как и на­ши ру­ки, но­ги и все ос­таль­ное яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, то долж­но быть и он ни­что иное, как вос­при­ятие.

При­мер со сном по­з­во­лит луч­ше рас­крыть эту те­му. Ана­ло­гич­но пре­ды­ду­щим на­шим по­яс­не­ни­ям, пред­ста­вим се­бе, что ви­дим сон: в этом сне у нас бу­дут во­о­б­ра­жа­е­мые те­ло, ру­ки, ту­ло­ви­ще, гла­за и мозг. И ес­ли нас спро­сят во сне «где мы ви­дим?», то по­с­ле­ду­ет от­вет «в моз­ге». Но этот мозг не су­ще­ст­ву­ет на са­мом де­ле. Ведь те­ло, че­реп и мозг в дан­ном сне толь­ко во­о­б­ра­жа­е­мые. Си­ла же, ко­то­рая ви­дит сно­ви­де­ния, – не во­о­б­ра­жа­е­мый мозг, а не­что за его пре­де­ла­ми.

Мы зна­ем, что ме­ж­ду сном и так на­зы­ва­е­мой ре­аль­ной жиз­нью нет фи­зи­че­ско­го раз­ли­чия. То­г­да в ре­аль­ном ми­ре нет смыс­ла от­ве­чать «в моз­ге» на во­п­рос «где мы ви­дим?». По­с­коль­ку си­ла, ко­то­рая ви­дит и вос­при­ни­ма­ет в обо­их слу­ча­ях, – не мозг, пред­ста­в­ля­ю­щий из се­бя ку­со­чек пло­ти.

При ана­ли­зе моз­га мож­но по­нять, что он со­сто­ит из тех же мо­ле­кул про­те­и­на и жи­ра, ко­то­рые име­ют­ся и в дру­гих ор­га­нах жи­вых су­ществ. То есть в ку­соч­ке пло­ти, на­зы­ва­е­мой моз­гом, нет ни­че­го, что спо­соб­но ком­мен­ти­ро­вать ви­ди­мые изо­бра­же­ния, со­з­да­вать ра­зум и че­ло­ве­че­ское «я».

Р.Л.Гре­го­ри сле­ду­ю­щим об­ра­зом разъ­яс­няет за­блу­ж­де­ние лю­дей от­но­си­тель­но вос­при­ятия изо­бра­же­ний в их со­з­на­нии:

«Су­ще­ст­ву­ет тен­ден­ция к мне­нию, что изо­бра­же­ние в моз­ге со­з­да­ет­ся гла­зом. Од­на­ко нуж­но из­бе­гать это­го. Ес­ли го­во­рить о воз­ник­но­ве­нии изо­бра­же­ния в моз­ге, то по­я­вит­ся не­об­хо­ди­мость во вну­т­рен­нем гла­зе, ко­то­рый бы ви­дел этот об­раз. А для то­го, что­бы уви­деть об­раз во вну­т­рен­нем гла­зу, по­на­до­бит­ся еще один глаз... И это по­тре­бу­ет не­ис­чис­ли­мое ко­ли­че­ст­во глаз и изо­бра­же­ний. Это не­воз­мож­но.»8

Имен­но это об­сто­я­тель­ст­во ста­вит в ту­пик ма­те­ри­а­ли­стов, не вос­при­ни­ма­ю­щих ни­че­го, кро­ме ма­те­рии: ко­му при­над­ле­жит «вну­т­рен­ний глаз», ко­то­рый ви­дит, вос­при­ни­ма­ет уви­ден­ное и ре­а­ги­ру­ет на не­го? Карл При­б­рам об­ра­тил осо­бое вни­ма­ние на по­ис­ки фи­ло­со­фии от­но­си­тель­но во­п­ро­са «кто вос­при­ни­ма­ет?»:

«Фи­ло­со­фы со вре­мен Древ­ней Гре­ции не пе­ре­ста­ва­ли за­ду­мы­вать­ся над «при­зра­ком в ма­ши­не», «ма­лень­ким че­ло­ве­ком в ма­лень­ком че­ло­веч­ке» и т.д. Где это «Я», ис­поль­зу­ю­щее мозг? Кто это, с по­мо­щью ко­то­ро­го мы по­з­на­ем? Как го­во­рил Св. Фран­цис: «Что же это ви­дя­щее, ко­то­рое мы ищем?»9

Пред­ставь­те се­бе, что кни­га в ва­шей ру­ке, ком­на­та, в ко­то­рой вы си­ди­те, и все, что вы ви­ди­те пе­ред со­бой, изо­бра­жа­ет­ся в ва­шем моз­ге. По-ва­ше­му, ато­мы ли ви­дят эти изо­бра­же­ния? Глу­хие, сле­пые и ни­че­го не ­зна­ю­щие ато­мы... По­че­му же не­ко­то­рым ато­мам это свой­ст­вен­но, не­ко­то­рым же нет? Не­уже­ли мы ду­ма­ем, по­ни­ма­ем, по­м­ним, ра­ду­ем­ся, огор­ча­ем­ся в ре­зуль­та­те хи­ми­че­ской ре­ак­ции ме­ж­ду ато­ма­ми?

Ко­г­да мы вни­ма­тель­но за­ду­ма­ем­ся над эти­ми во­п­ро­са­ми, то при­дем к вы­во­ду, что ис­кать не­кий ра­зум сре­ди ато­мов бес­смыс­лен­но. Оче­вид­но, что су­ще­ст­во, ви­дя­щее, слы­ша­щее и чув­ст­ву­ю­щее – не­что со­вер­шен­нее ма­те­рии. Это су­ще­ст­во «жи­вое» и не яв­ля­ет­ся ма­те­ри­ей или изо­бра­же­ни­ем. Это су­ще­ст­во, ис­поль­зуя на­ше те­ло, по­сто­ян­но кон­та­к­ти­ру­ет с вос­при­яти­ем. Это су­ще­ст­во – ду­ша.

Со­во­куп­ность вос­при­ятий так на­зы­ва­е­мого «ма­те­ри­аль­но­го ми­ра» – это ил­лю­зия, про­сма­т­ри­ва­е­мая сей ду­шой. Как не су­ще­ст­ву­ет на­шего те­ла и всего ма­те­ри­аль­ного ми­ра во сне, так не су­ще­ст­ву­ет их и в «ре­аль­ном ми­ре».

В дей­ст­ви­тель­но­сти су­ще­ст­ву­ет толь­ко ду­ша. Ма­те­рия же со­сто­ит из ощу­ще­ний, вос­при­ни­ма­е­мых на­шей ду­шой. Ра­зум­ные су­ще­ст­ва, чи­та­ю­щие или на­пи­сав­шие эти стро­ки – не ско­п­ле­ние ато­мов и ре­ак­ций ме­ж­ду ни­ми, а «ду­ши», ка­ж­дые в от­дель­но­сти.

 

Единственно Аб­со­лютная Сущность

Все эти ис­ти­ны на­тал­ки­ва­ют нас на очень важ­ный во­п­рос: по­сколь­ку ма­те­ри­аль­ный мир со­сто­ит из ощу­ще­ний, вос­при­ни­ма­е­мых ду­шой, ка­ков же то­г­да ис­точ­ник вос­при­ятия? От­ве­чая на этот во­п­рос, нуж­но об­ра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щее: ма­те­рия не су­ще­ст­ву­ет не­за­ви­си­мо, са­ма по се­бе. То есть, это вос­при­ятие долж­но со­з­да­вать­ся дру­гой си­лой, к то­му же по­сто­ян­но. Ес­ли не бу­дет та­кого по­сто­ян­ст­ва, то вос­при­ятия то­же ис­чез­нут. Это мож­но срав­нить с те­ле­ви­зи­он­ной пе­ре­да­чей, где не­об­хо­ди­ма не­пре­рыв­ная транс­ля­ция.

С чьей же по­мо­щью на­ша ду­ша по­сто­ян­но ви­дит звез­ды, рас­те­ния, лю­дей, те­ло и все ос­таль­ное? Со­вер­шен­но оче­вид­но, что су­ще­ст­ву­ет Все­выш­ний, не­пре­рыв­но со­з­да­ю­щий ма­те­ри­аль­ную все­лен­ную со всем вос­при­яти­ем. Этот Соз­да­тель, су­дя по ве­ли­ко­ле­пию Его тво­ре­ния, дол­жен об­ла­дать без­гра­нич­ны­ми зна­ни­я­ми и си­лой.

Имен­но та­ким об­ра­зом Соз­да­тель пред­ста­в­ля­ет Се­бя лю­дям. В этот мир вос­при­ятий Он ни­спос­лал кни­гу, с по­мо­щью ко­то­рой Он го­во­рит о Се­бе, все­лен­ной и о при­чи­не на­шего су­ще­ст­во­ва­ния. Этот Соз­да­тель – Ал­лах, а кни­га – Ко­ран.

О не­по­сто­ян­ст­ве не­бес и зе­м­ли, то есть все­лен­ной, о со­з­да­нии их Ал­ла­хом и ис­чез­но­ве­нии при пре­кра­ще­нии со­з­да­ния го­во­рит­ся в сле­ду­ю­щем ая­те Ко­ра­на:

«По­и­сти­не, Ал­лах дер­жит не­бе­са и зе­м­лю, что­бы они не ис­чез­ли. А ес­ли бы они ис­чез­ли, то ни­кто бы их не удер­жал по­с­ле Не­го; Он ведь – кро­ток, про­ща­ющ!» (Су­ра 35, «Ан­ге­лы»; 41)

Как мы уже от­ме­ча­ли, лю­ди, не пред­ста­в­ля­ю­щие си­лу Ал­ла­ха, ви­дят Его в ка­че­ст­ве су­ще­ст­ва, на­хо­дя­ще­го­ся где-то на не­бе­сах и не вме­ши­ва­ю­ще­го­ся в мир­ские де­ла. Смысл та­кой ло­ги­ки за­клю­ча­ет­ся в том, что все­лен­ная – ма­те­рия, Ал­лах же – «вне» этой ма­те­рии. Од­на­ко все, что мы изу­чи­ли до сих пор, го­во­рит о том, что ма­те­рия со­сто­ит из вос­при­ятия.

Ре­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щий Аб­со­лют – Ал­лах. Все ос­таль­ное же – тень. И по­э­то­му Ал­лах не мо­жет на­хо­дить­ся «вне» ма­те­рии. Ал­лах по­всю­ду и ох­ва­ты­ва­ет все. Эта ис­ти­на объ­яс­ня­ет­ся в Ко­ра­не так:

«Ал­лах – нет бо­же­ст­ва, кро­ме Не­го, жи­во­го, су­ще­го; не ов­ла­де­ва­ет Им ни дре­мо­та, ни сон; Ему при­над­ле­жит то, что в не­бе­сах и на зе­м­ле. Кто за­сту­пит­ся пред Ним, ина­че как с Его по­з­во­ле­ния? Он зна­ет тo, что бы­ло до них, и то, что бу­дет по­с­ле них, а они не по­сти­га­ют ни­че­го из Его зна­ния, кро­ме то­го, что Он по­же­ла­ет. Трон Его объ­е­м­лет не­бе­са и зе­м­лю, и не тя­го­тит Его ох­ра­на их, – по­ис­ти­не, Он – вы­со­кий, ве­ли­кий!» (Су­ра 2, «Ко­ро­ва»; 255)

У Ал­ла­ха нет оп­ре­де­лен­ного ме­с­то­пре­бы­ва­ния. Он объ­е­м­лет все во­к­руг, как это ука­зы­ва­ет­ся в од­ном из ая­тов:

«Ал­ла­ху при­над­ле­жит и вос­ток и за­пад; и ку­да бы вы ни об­ра­ти­лись, там лик Ал­ла­ха. По­и­сти­не, Ал­лах объ­е­м­лющ, ве­ду­щий!»

(Су­ра 2, «Ко­ро­ва»; 115)

Ма­те­ри­аль­ные су­ще­ст­ва, со­сто­я­щие из вос­при­ятия, не мо­гут ви­деть Ал­ла­ха, но Ал­лах ви­дит ма­те­рию, со­з­дан­ную Им са­мим, вез­де. В Ко­ра­не ска­за­но:

«Не по­сти­га­ют Его взо­ры, а Он по­сти­га­ет взо­ры; Он – про­ни­ца­те­лен, све­ду­щий!» (Су­ра 6, «Скот»; 103)

Мы не мо­жем ли­це­зреть Ал­ла­ха, но Ал­лах ох­ва­ты­ва­ет на­ши серд­ца, об­лик, взгля­ды, мыс­ли. Без Его ве­до­ма мы не мо­жем про­из­не­сти ни еди­но­го сло­ва, и да­же сде­лать ни од­ного вздо­ха. На­хо­дясь в не­пре­рыв­ном кон­та­к­те с вос­при­яти­ем «внеш­него ми­ра», т.е. в на­шей по­все­днев­ной жиз­ни, бли­же всего к нам сам Ал­лах. В Ко­ра­не об этом го­во­рит­ся так:

«Мы со­тво­ри­ли уже че­ло­ве­ка и зна­ем, что на­шеп­ты­ва­ет ему ду­ша; и Мы бли­же к не­му, чем шей­ная ар­те­рия.» (Су­ра 50, «Каф»; 16)

Че­ло­век не по­сти­га­ет этой ис­ти­ны, ес­ли ду­ма­ет, что его те­ло со­сто­ит из «ма­терии». К при­ме­ру, ес­ли он пред­по­ла­га­ет «се­бя» в моз­ге, то внеш­ний мир рас­по­ла­га­ет­ся на рас­сто­я­нии 20-30 см от не­го. И толь­ко по­стиг­нув от­сут­ст­вие та­кого по­ня­тия, как ма­те­рия, и то, что все ок­ру­жа­ю­щее – ил­лю­зия, не ос­та­нет­ся по­ня­тий «сна­ру­жи, вну­т­ри, бли­зость, даль­ность». Ал­лах ок­ру­жа­ет че­ло­ве­ка по­всю­ду и бес­ко­неч­но бли­зок к не­му.

О Сво­ей бли­зо­сти к лю­дям Ал­лах со­об­ща­ет в од­ном из ая­тов Ко­ра­на:

«А ко­гда спра­ши­ва­ют те­бя ра­бы Мои обо Мне, то ведь Я – бли­зок...» (Су­ра 2, «Ко­ро­ва»; 186)

Эта же ис­ти­на ут­вер­жда­ет­ся и в дру­гом ая­те:

«По­и­сти­не, Гос­подь твой объ­е­м­лет лю­дей!»

(Су­ра 17, «Пе­ре­нес но­чью»; 60)

Лю­ди оши­ба­ют­ся, ко­гда при­ни­ма­ют «се­бя» за са­мое близ­кое су­ще­ст­во. В то вре­мя, как Ал­лах бли­же к нам нас са­мих:

«А ес­ли бы – то­г­да она дой­дет до гор­та­ни, и вы бу­де­те то­г­да смо­т­реть, а Мы бли­же к это­му, чем вы са­ми, но вы не ви­ди­те.»

(Су­ра 56, «Па­да­ю­щее»; 83-85)

Но лю­ди да­ле­ки от этой ис­ти­ны, так как не мо­гут уви­деть это гла­за­ми. С дру­гой сто­ро­ны че­ло­век, ко­то­рый всего лишь тень, не мо­жет об­ла­дать си­лой во­ли не­за­ви­си­мо от Ал­ла­ха. В од­ном из ая­тов Ко­ра­на ска­за­но:

«А Ал­лах со­з­дал вас и то, что вы де­ла­е­те.»

(Су­ра 37, «Сто­я­щие в ряд»; 96)

Из чего сле­ду­ет то, что все пе­ре­жи­ва­е­мые на­ми об­сто­я­тель­ст­ва под кон­т­ро­лем Ал­ла­ха. Ко­ран со­об­ща­ет, что ни од­но дей­ст­вие не осу­ще­ст­в­ля­ет­ся без ве­до­ма Ал­ла­ха:

«...и не ты бро­сил, ко­гда бро­сил, но Ал­лах бро­сил...»

(Су­ра 8, «До­бы­ча»; 17)

Так как че­ло­век сам яв­ля­ет­ся те­нью, то он не мо­жет бро­сать. Но Ал­лах да­ет ему по­чув­ст­во­вать, буд­то ки­да­ет имен­но он. На са­мом же де­ле все дей­ст­вия со­вер­ша­ет Ал­лах. В та­ком слу­чае че­ло­век, счи­тая, что все его дей­ст­вия вы­пол­ня­ют­ся им са­мим, глу­бо­ко оши­ба­ет­ся.

Ис­ти­на та­ко­ва. Че­ло­век мо­жет не со­г­ла­шать­ся с этим, про­дол­жать счи­тать, что он ни­как не за­ви­сит от Ал­ла­ха, но это ни­чего не из­ме­нит:

«А ес­ли бы – то­г­да она дой­дет до гор­та­ни, и вы бу­де­те то­г­да смо­т­реть, а Мы бли­же к это­му, чем вы са­ми, но вы не ви­ди­те.»

(Су­ра 56, «Па­да­ю­щее»; 83-85)

 

Все, что вы име­е­те, на са­мом де­ле ил­лю­зия...

Оче­вид­но, что «внеш­ний мир» не ма­те­ри­а­лен, а со­сто­ит из изо­бра­же­ний, по­сто­ян­но по­ка­зы­ва­е­мых на­шей ду­ше Всевышним. Это логичная и на­уч­но до­ка­зан­ная ис­ти­на. Од­на­ко лю­ди не все от­но­сят к по­ня­тию «внеш­ний мир», а мо­жет быть и не хо­тят относить.

Ес­ли бо­лее сме­ло и от­кро­вен­но по­дой­ти к это­му во­п­ро­су, то мы убе­дим­ся, что дом, ве­щи в до­ме, да­ча, но­вая ма­ши­на, офис, дра­го­цен­но­сти, счет в бан­ке, гар­де­роб, же­на, де­ти, дру­зья по ра­бо­те – все это яв­ля­ет­ся со­став­ной «внеш­него ми­ра»; го­лос ва­шего лю­би­мого пев­ца, же­ст­кость сту­ла, на ко­то­ром вы си­ди­те, ду­хи, за­пах ко­то­рых вам нра­вит­ся, солн­це, ко­то­рое вас гре­ет, цве­ты раз­но­цвет­ных ок­ра­сок, пти­ца, ле­та­ю­щая за ок­ном, ка­тер, со ско­ро­стью иду­щий по во­де, сад, при­но­ся­щий бо­га­тые пло­ды, ком­пь­ю­тер на ра­бо­те, му­зы­каль­ный центр са­мой пе­ре­до­вой тех­но­ло­гии.

Ис­ти­на та­ко­ва, по­то­му что мир со­з­дан для ис­пы­та­ния че­ло­ве­ка и яв­ля­ет­ся со­во­куп­но­стью ощу­ще­ний.

Лю­ди в те­че­ние сво­ей ко­рот­кой жиз­ни под­вер­га­ют­ся ис­пы­та­ни­ям с по­мо­щью ил­лю­зий, ко­то­рым при­да­ет­ся осо­бая при­вле­ка­тель­ность и кра­со­та. Об этой ис­ти­не го­во­рит­ся в Ко­ра­не:

«Ра­зу­кра­ше­на лю­дям лю­бовь стра­стей: к жен­щи­нам и де­тям, и на­гро­мо­ж­ден­ным кин­та­рам зо­ло­та и се­ре­б­ра, и ме­че­ным ко­ням, и ско­ту, и по­се­вам. Это – поль­зо­ва­ние бли­жай­шей жиз­ни, а у Ал­ла­ха – хо­ро­шее при­ста­ни­ще!» (Су­ра 3, «Се­мей­ст­во ‘Им­ра­на»; 14)

Мно­гие лю­ди из-за при­стра­стия к сво­ему иму­ще­ст­ву, день­гам, зо­ло­ту, се­ре­б­ру, дол­ла­рам, дра­го­цен­но­стям, бан­ков­ским книж­кам, кре­дит­ным кар­точ­кам, оде­ж­де, ко­то­рой за­пол­не­ны шка­фы, ма­ши­нам по­с­лед­них ма­рок, од­ним сло­вом, к лю­бо­му бо­гат­ст­ву, за­бы­ва­ют свою ре­ли­гию, по­ту­с­то­рон­ний мир и жи­вут толь­ко этим ми­ром. Они на­хо­дят от­го­вор­ки ти­па «я за­нят», «у ме­ня есть иде­а­лы», «на мне много от­вет­ст­вен­но­сти», «у ме­ня вре­ме­ни в обрез», «ме­ня ждут неотложные де­ла», «я сде­лаю это по­том», и не мо­лят­ся, не слу­жат Бо­гу, не раз­да­ют сво­его иму­ще­ст­ва бед­ня­кам, что­бы по­лу­чить на­гра­ду в по­ту­с­то­рон­нем ми­ре. А на­про­тив, тра­тят по­пу­с­ту свое вре­мя, оболь­ща­ясь «при­вле­ка­тель­но­стью и кра­со­та­ми» мир­ской жиз­ни и пы­та­ясь до­бить­ся че­го-то в этом ми­ре. Об этом за­блу­ж­де­нии на­по­ми­на­ет Ко­ран:

«Зна­ют они яв­ное в жиз­ни ближ­ней, но к бу­ду­щей они не­бреж­ны.»

(Су­ра 30, «Ру­мы»; 7)

Ис­ти­на, рас­кры­тая в этой ча­с­ти кни­ги, то есть ис­ти­на то­го, что все яв­ля­ет­ся вос­при­яти­ем, важ­на, так как обес­смыс­ли­ва­ет все эти стра­сти и за­ви­си­мо­сти. По­ни­ма­ние этой ис­ти­ны да­ет воз­мож­ность по­стиг­нуть то, что все иму­ще­ст­во, ко­то­рое у них есть или ко­то­рое хо­тят при­об­ре­сти, их де­ти, ко­то­ры­ми они хва­ста­ют­ся, су­п­ру­ги, ко­то­рых они счи­та­ют са­мы­ми близ­ки­ми, дру­зья, те­ла, ко­то­ры­ми они лю­бу­ют­ся, шко­лы и уни­вер­си­те­ты, где они учат­ся, ме­ста от­ды­ха, где они про­во­дят свой от­пуск – все это все­го лишь ил­лю­зия. Сле­до­ва­тель­но вре­мя, же­ла­ние, уси­лия, по­тра­чен­ные на это, на­прас­ны.

В та­ком слу­чае, ко­гда не­ко­то­рые лю­ди хва­ста­ют­ся сво­им иму­ще­ст­вом, «вил­ла­ми, вер­то­ле­та­ми, фа­б­ри­ка­ми, хол­дин­га­ми, уча­ст­ка­ми», по­ла­гая, что все это на са­мом де­ле су­ще­ст­ву­ет, они вы­гля­дят ни­чтож­но. Бо­га­тые, «важ­но» раз­гу­ли­вая по вил­ле, хва­ста­ясь ав­то­мо­би­ля­ми пе­ред зна­ко­мы­ми, при ка­ж­дом удоб­ном слу­чае заводящие речь о сво­ем бо­гат­ст­ве, счи­та­ю­щие се­бя вы­ше всех бла­го­да­ря за­ни­ма­е­мой долж­но­сти и по­ла­га­ю­щие, что все это де­мон­ст­ри­ру­ет их до­с­то­ин­ст­во, долж­ны по­м­нить о том, в ка­ком по­ло­же­нии они ока­жут­ся, по­стиг­нув эту ис­ти­ну.

Они ча­с­то стал­ки­ва­ют­ся с этим и в сво­их снах. И во сне су­ще­ст­ву­ют до­ма, ско­ро­ст­ные автомобили, дра­го­цен­но­сти, пачки дол­ла­ров, ку­ча зо­ло­та и се­ре­б­ра. Во сне они так­же мо­гут за­ни­мать вы­со­кие по­сты, иметь фа­б­ри­ки с ты­ся­ча­ми ра­бо­чих, вла­ст­во­вать над людь­ми, щеголять в оде­ж­де, ко­то­рая бы всех вос­хи­ща­ла... Од­на­ко хва­стать­ся всем тем, что име­ет­ся во сне, вы­гля­дит смеш­но. Хва­лить­ся тем, что име­ет­ся в этом ми­ре, рав­но­цен­но то­му же. В ко­неч­ном сче­те, и то и дру­гое об­ра­зу­ет­ся в их ра­зу­ме.

Ко­г­да лю­ди по­стиг­нут ис­ти­ну, то бу­дут сты­дить­ся сво­их дей­ст­вий. Ру­га­ю­щи­е­ся, не кон­т­ро­ли­ру­ю­щие се­бя, кри­ча­щие, об­ма­ны­ва­ю­щие, бе­ру­щие взят­ки, за­ни­ма­ю­щи­е­ся фаль­си­фи­ка­ци­ей, го­во­ря­щие не­прав­ду, ску­пя­щи­е­ся, при­но­ся­щие вред дру­гим, из­би­ва­ю­щие, на­па­да­ю­щие, пре­сле­ду­ю­щие вы­со­кие по­сты и долж­но­сти, за­ве­ду­ю­щие, за­ни­ма­ю­щи­е­ся «по­ка­зу­хой», воз­ве­ли­чи­ва­ю­щие се­бя и дру­гие бу­дут ос­ра­м­ле­ны, ко­гда пой­мут, что де­ла­ют все это в сво­ем во­о­б­ра­же­нии.

Нуж­но знать, что ес­ли Ал­лах со­з­дал ви­де­ние, на­зы­ва­е­мое «ми­ром», то и все в этом ми­ре при­над­ле­жит Ал­ла­ху, и толь­ко Он яв­ля­ет­ся Хо­зя­и­ном все­го. Эта ис­ти­на осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет­ся в Ко­ра­не:

«Ал­ла­ху при­над­ле­жит то, что в не­бе­сах, и то, что на зе­м­ле; и Ал­лах вся­кую вещь объ­е­м­лет.» (Су­ра 4, «Жен­щи­ны»; 126)

За­быть ре­ли­гию ра­ди ил­лю­зий, и в ре­зуль­та­те по­те­рять веч­ную жизнь – край­не глу­по. К то­му же, это без­воз­врат­ная ут­ра­та.

Здесь нуж­но хо­ро­шень­ко по­нять од­но. Ис­ти­на, с ко­то­рой мы ли­цом к ли­цу, не го­во­рит нам: «Все, что вы име­е­те, ва­ши бо­гат­ст­ва, де­ти, су­п­ру­ги, дру­зья, по­сты бес­смыс­лен­ны по­то­му, что ис­чез­нут в бу­ду­щем.» Она говорит нам вот о чем: «Все ва­ше иму­ще­ст­во впро­чем и не су­ще­ст­ву­ет, а со­сто­ит из ил­лю­зий и яв­ля­ет­ся ви­де­ни­ем, по­сред­ст­вом ко­то­рого Ал­лах ис­пы­ты­ва­ет вас.» Ес­ли вы за­ме­ти­ли, то ме­ж­ду ни­ми есть боль­шая раз­ни­ца.

Да­же ес­ли че­ло­век не со­г­ла­сит­ся с этой ис­ти­ной и бу­дет об­ма­ны­вать са­мо­го се­бя, при­ни­мая ок­ру­жа­ю­щее за су­ще­ст­ву­ю­щую ре­аль­ность, то вос­крес­нув по­с­ле смер­ти уже в по­ту­с­то­рон­нем ми­ре пред­ста­нет пе­ред ней не­из­беж­но. В этот день все ста­нет яс­ным:

«…И Мы сня­ли с те­бя твой по­кров, и взор твой се­го­д­ня остр.»

(Су­ра 50, «Каф»; 22)

Но ес­ли он по­тра­тил свою жизнь, пре­да­ва­ясь ил­лю­зи­ям мир­ской жиз­ни, то по­же­ла­ет не жить там во­об­ще и ска­жет:

«О, ес­ли бы это бы­ло кон­ча­ю­щим! Не из­ба­ви­ло ме­ня мое до­с­то­я­ние. По­гиб­ла у ме­ня моя власть!» (Су­ра 69, «Не­из­беж­ное»; 27-29)

Пос­ле чего его ждет по­ги­бель. Ра­зум­ный же че­ло­век, по­ка есть вре­мя, бу­дет ста­рать­ся по­стиг­нуть эту не­из­беж­ную ре­аль­ность. В про­тив­ном слу­чае по­тра­тит свою жизнь в по­го­не за ил­лю­зи­я­ми и бу­дет сло­м­лен. Ал­лах так го­во­рит о кон­це, ко­то­рый ожи­да­ет лю­дей, пре­дав­ших­ся ми­ра­жам и за­быв­ших сво­его Соз­да­те­ля:

«А у тех, ко­то­рые не ве­ро­ва­ли, де­я­ния – точ­но ми­раж в пу­с­ты­не. Жа­ж­ду­щий счи­та­ет его во­дой, а ко­гда по­дой­дет к не­му, ви­дит, что это – ни­что, и на­хо­дит у се­бя Ал­ла­ха, ко­то­рый пол­но­стью тре­бу­ет с не­го рас­че­та. По­и­сти­не, Ал­лах быстр в рас­че­те!»

(Су­ра 24, «Свет»; 39)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.